Карелия, родина моя

Арви Пертту
Публикуемый ниже текст трудно причислить к какому-либо литературному жанру. В любом случае, это не стихи, хоть и рассказом это назвать трудно. Скорее это сценарная заявка на короткометражный документальный фильм эколого-национальной тематики, хотя изначально это была лишь попытка пересказать нездоровый кошмар.


Выбритая наголо вершина сопки. Сгнившие кучи сучьев. Плоский пейзаж нарушают лишь несколько сушин да огромные замшелые валуны. Посреди вырубки торчит пограничная наблюдательная вышка. Она явно много лет стоит без дела, ее бревна уже начали гнить. Вышка выглядит безжизненной, и у зрителя не возникает мысли, что она может прервать многочасовые блуждания одинокого путника.
Мужчина в шляпе поднимается на вершину сопки с ягодной корзинкой в руке и озирается. Это Лесонен, о чем зритель еще не знает. Он собирает бруснику и постепенно приближается к вышке. У ее основания брусничник особенно густ.

(Ягоды крупны планом.)

- Эй!
Лесонен спотыкается о корень и чуть не падает носом в брусничную кочку. Голос идет откуда-то сверху. Лесонен поднимает голову и видит на вышке бородача в зашитного цвета форме. Он машет ружьем. Бородач не похож ни на солдата, ни на охотника. Скорее на наемника, но вместо автомата у него в руке обычный дробовик.
- Стой на месте. Я спускаюсь.
Лесонену приходится подчиниться: ведь бородач вооружен и красноречиво размахивает своим ружьем. Когда тот спускается на землю, в его руке появляется бутылка водки.
- Ну, здравствуй, - спокойно говорит он.
Онемевший собиратель ягод опускается на кочку. Бородач бросает дробовик на землю, откупоривает бутылку. Потом он отпивает из горлышка добрую половину, закручивает пробку и сует бутылку в карман.
- Я тебя давно жду.
Он вытаскивает из нагрудного кармана сложенную газетную страницу, расправляет ее и протягивает Лесонену.
Тот берет газету и таращится на нее. Потом смотрит на часы, снова на газету и
говорит:
- Так это же завтрашняя газета.
- Это сегодня. Послезавтра она будет вчерашней.
- Но как?
- А вот так.
Бородач забирает газету, аккуратно складывает и убирает в карман.
- Ну, пока. Смотри не суетись. Спасибо за компанию.
Лесонен провожает взглядом поднимающегося на вышку бородача. Потом он осматривает родные пейзажи: леса и озера, ничего особенного. Дороги не видно, где-то там его машина, которую он оставил утром. Сейчас полдень. Солнце печет. Ничего примечательного. Он смотрит на вышку. Бородача не видно. Ружья тоже. Лесонен абсолютно уверен, что бородач оставил его на земле.
Он поднимается с кочки, еще раз бросает взгляд на пустую вышку, берет корзинку и начинает спускаться по склону. Он идет к машине, но по пути eму попадается ручей, укрывшийся в молодом березняке.
Путник присаживается на камень и следит за быстрым течением. Ему чудятся маслянистые пятна, и он протягивает руку, чтобы зачерпнуть воды. Сапог соскальзывает с камня, Лесонен теряет равновесие и падает в ручей вниз головой. Шляпа летит в сторону, и течение быстро уносит ее из кадра. Лесонена тоже почти не видно: только ноги, которые торчат, как у Икарушки с картины Босха.
Проходит три или четыре единицы времени, но ничего не меняется. Лесонен не собирается вылезать из ручья на берег. Он ударился головой о камень и ничего не соображает. Он открывает глаза в подкрашенной кровью воде и видит раскачиваемые течением водоросли, илистый мох на камнях, проносящийся мусор и маленьких рыбок. Он смотрит и размышляет, что могло означать предупреждение бородача - не суетись? Угроза? Кажется глупым. Вдруг он замечает на дне газетную страницу, по вepхнему краю которой напечатан заголовок: "Последний Лесонен утонул в Гнилом ручье при попытке исследовать качество воды".

(Затемнение. Конец фильмa.)

Где же тут мoраль? Надо ли охранять природу или беречь малочисленные народы? Слишком тенденциозно. Может, так: остерегaйся незнакомых вооруженных людей в лесу? Это слишком конкретно и поэтотому грубо. Давайте обобщим: не становись в сапогах на скользкие камни. Вот так.