Логистика и власть - Logistics and Authority

Влад Лившиц
Акварельный портрет автора 1980 г.Художница Леа Лившиц


"Наступает эра креативного капитализма"
   Билл Гейтс (Экономический форум "Давос-2008")

«Интеллектуальное общество – это общество здравого смысла,
 в котором все ресурсы направлены на развитие человека»
 Е. Б. Карпов, А. Я. Фридланд (www.ifap.ru/pr/2008/081111aa.pdf)


"В большинстве стран государственные учреждения сильно
отстают от коммерческих организаций в отношении
инструментария электронной эпохи"
  Билл Гейц

«Если политическая сила не научится
дружить с интернетом, она умрет»
Дмитрий Медведев

«Президент-генерал Эйзенхауэр знал толк в логистике.
 Построенная им сеть автотрасс изменила лицо Америки»
 Павел Хлебников  (Forbes.ru  30. 06. 2004)


"Отказ от "ручного управления" страной является
залогом ее модернизации"
    Институт современного развития (ИНСОР)

"Сетевая самоорганизация может вывести общество
на новый уровень рациональности и эффективности,
 позволяющий преодолеть глобальный экономический кризис"
И. В. Эйдман
( "Прорыв в будущее. Социология Интеренет-революции")

"Власть – это способность субъекта обеспечить
подчинение объекта в соответствии со своими намерениями"
В. Г. Ледяев. (Из книги "Власть: концептуальный анализ". 2001.)

«В России еще нет полного понимания того,
что такое логистика, и как ею грамотно управлять"
Президент Поволжской логистической
ассоциации Андрей Иванов (2007 г.)

"Логистик это профессиональный скряга, который чуть
 ли не единственный во всей логистической цепи думает
 не над тем как заработать, а над тем как сэкономить"
Журнал "Услуги и Цены"

"Логистика - это искусство побеждать в условиях
конкурентного рынка»
Валерий Савельев - депутат Законодательного
 собрания Свердловской области

"Логистика объединяет людей, рынки, материки
и даже конкурентов"
Лилия Доможилова - преподаватель логистики
(http://www.logistika.ivk.edu.ee/1_1_2.html)

"Россия, взятая в целом... доросла до требования
свободы, но не иной как соединенной с трудом и выполнением долга"
           Д. И. Менделеев

"Теперь на основе культуры можно создавать так
называемые метатехнологии — технологии, управления
 процессом развития. Метатехнологии делают революции
не яростным ядерным взрывом, не исторической Хиросимой,
а управляемой реакцией"
Сергей Переслегин "Теория катастроф"

"Все не только движется, но и изменяется"
Платон+




Как известно, логистика - теория и практика управления материальными и информационными потоками в процессе (товара) движения. Несколько столетий её рассматривали только как область знаний, которая позволяла снабжать армию в условиях военных походов (т.е. в нестационарных условиях). Постепенно логистика охватила все стадии товародвижения: закупку сырья и материалов, их транспортировку, производство, сбыт и информационные потоки. Уже в конце прошлого столетия стало ясно, что в условиях глобализации бизнеса методы логистики позволяют осуществлять, к примеру, транспортные потоки оптимальным способом, а также резко сократить запасы сырья, комплектующих изделий и готовой продукции. С начала нашего столетия логистика стремительно развивается, охватывая все новые сферы приложения. Логистика все больше проникает во все сферы и уровни экономики, что свидетельствует о логистизации организации экономики. Это вызвано тем, что в комплексе современной логистики сфокусированы все аспекты ОПТИМИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ. В своем развитии логистика прошла три этапа (дологистический, классический, неологистический) и вступила в четвертый (региональный).

Современная логистика руководствуется такими семью основными правилами (R7):

* 1R (right product)- нужный продукт;
* 2R (right quality)- необходимого качества;
* 3R (right quantity)- в необходимом количестве;
* 4R (right time)- в нужное время;
* 5R (right place)- в нужное место;
* 6R (right customer)- нужному потребителю;
* 7R (right cost)- с требуемым уровнем затрат.

Как известно, человечество постепенно приближается к истине своеобразным способом: методом проб и ошибок. Великий математик Андрей Колмогоров даже сформулировал гносеологический принцип, который утверждает, что никакая интуиция не позволяет человеку найти оптимальное решение, если оно лежит далеко от той области знаний, в которой он в данный момент находится («Гносеологический принцип А. Н. Колмогорова» - см. ВИКИ).

Когда в прошлом столетии группа энтузиастов создавала первый персональный компьютер для игр, им и в голову не приходило, что ПК скоро станет основным инструментом во всех сферах общества. К сожалению, человечество не извлекает уроков из истории. Тому пример с Интернетом и логистикой. Интернет возник как локальная сеть в Пентагоне. Сейчас он вовсю используется для разных целей, только не для глобального управления человечеством. Подобным гадким утенком является и логистика. Пора соединить в единое целое двух близнецов: чудо информатики с чудом менеджмента - логистикой. Получится сеть из региональных центров логистики (РЦЛ) («Логистика», «Неологистика» - см. ВИКИ).

Вот, к примеру, проблема управления образованием. С конца прошлого столетия для совершенствования системы образования исписаны горы бумаги, принята масса резолюций («Болонский процесс», Большая восьмерка «Кельнская декларация» - см. ВИКИ). Пока особых успехов нет. Почему? Образование нуждается в смене парадигмы. Американский футуролог Элвин Тоффлер считает, что массовая школа не только дает определенные знания, но одновременно учит пунктуальности, послушанию и выполнению однообразной механической работы. В XXI веке так сформированная личность не отвечает реальности. Для новой парадигмы требуется адекватный механизм, который называется ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКОЙ (см. ВИКИ «Педагогическая логистика»). Отметим, что первая научная монография по педагогической логистике вышла в России в издательстве Калининградского Госуниверситета еще в 2003 г. (Денисенко В. А. Основы образовательной логистики. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003).

По терминологии логистики педагогическое поле состоит из потоков: знания, обучения, психологического, здоровья, информации и оборудования. Эти потоки образуют логистические цепи. Путем управления такими цепями можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте («Точно в срок», "Принцип джит-надежности" - см. ВИКИ). Для современной логистики тут нет проблемы. Остается создать в каждой стране СЕТЬ из Региональных центров педагогической логистики (РЦПЛ), которые интегрируют «педагогическое поле» в единое целое страны, и далее - в глобальном масштабе. Можно даже расширить задачу. Кроме педагогики, перевести на региональное управление и медицину (полным ходом аптечный бизнес осваивает логистику бережливого производства), а затем и сами регионы.

За последние десятилетия произошли значительные генетические изменения в новом поколении людей ( т.н. ювенильных). Появились ювенильные, т.е. эволюционно более продвинутые дети. Как показано в работах антрополога, психолога и биолога из СПб, профессора Л. А. Рудкевича, ювенильные дети   по интеллекту превосходят своих предшественников, но физически являются более слабыми. Имеются и другие биологические и психологические отличия у нового поколения. Поэтому необходима другая система дошкольного развития и обучения. Уже с младенческого возраста ребенок должен попасть в руки опытных педагогов и психологов по дошкольному обучению и развитию. Мало того, обучение ювенильных детей постепенно распространяется и на дородовой период ("ПРЕНАПЕДИЯ" - см. ВИКИ). Если этого не сделать, то не реализуются таланты, данные от природы ребенку, увеличится число больных детей, а впоследствии число наркоманов, правонарушителей и др. Можно даже предположить, что формируется НОВЫЙ ПОЛЮС высшего образования - в раннем детстве – Интеллектуальный университет  (http://www.proza.ru/2008/05/03/294) с мощной финансовой поддержкой государства и бизнеса, хотя риск таких вложений много выше, чем при обучении на рабочем месте. *(Подробнее см. п. 15 Приложения)

Все возрастающая потребность в производстве и использовании знаний (Скорость производства знаний http://proza.ru/2012/04/10/777), а также эволюционные изменения в человеке, неминуемым образом приведут к реформированию системы образования и управления. Без СОЦИАЛЬНОЙ ЛОГИСТИКИ реформировать и управлять системой образования практически невозможно.

Особенность нашего времени в суперсимволической экономике (Элвин Тоффлер. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге XXI века. М.: ООО «Изд. АСТ», 2002). Основным продуктом такой экономики являются знания. Она нуждается в разностороннем, творческом и высококвалифицированном работнике. В новой экономике все участники создают добавочную стоимость (потребитель продукции, инвестор капитала, оператор, продавец и разработчик системы). Теперь фирма использует в работе не только интеллект, но и эмоции, интуицию и воображение ("Эмоциональный интеллект" - см. ВИКИ).
 "Сейчас в крупных городах большинство населения занимается не промышленным производством, а оказанием услуг или созданием виртуального продукта. Человек весь день чего-то там вытворяет за компьютером – и где тут очевидность процесса производства? И как тут управлять?"   Анастасия ДОЛГОШЕВА (СПб Ведомости Выпуск  № 073  от  26.04.2010
"Требуется управляющий")


Другая характерная черта нашего времени в личностно-ориентированной экономике. Эпоха управления обществом через его деление на группы по различным признакам (национальным, профессиональным, возрастным и т.д.) завершилась, а принцип иерархии уходит в прошлое. На смену им приходит ситуационное управление: в зависимости от конкретной ситуации нужно принимать решение, причем приходится учитывать ситуацию отдельного человека (наномакроуправление, нанопсихология). Реально никто, кроме логистики нового поколения (лин логистика), не может претендовать на готовность к такому, личностно-ориентированному, методу управления в форме СЕТЕВОЙ ЛОГИСТИКИ.

Философия сетевой логистики базируется на принципах БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ (lean thinking):

1. Понимание того, что является ценностью для заказчика - ценность, это понятие, находящееся вне производства. Важно только то, что считает ценным ваш заказчик.

2. Анализ Потока Создания Ценности - когда вы определитесь, что является действительно ценным для вашего заказчика, необходимо проанализировать все шаги в ваших бизнес процессах и установить, где действительно создается ценность. Если действие не создает ценности, необходимо рассмотреть возможность его изменения или удаления из процесса.

3. Принцип Потока - Переориентация на потребителя всей цепочки создания ценности (производить не крупными партиями, а в небольшом количестве; быстро переналаживать производство; разные работы производить без задержки, друг за другом).

4. Принцип вытягивания - Право запускать цепочку принадлежит исключительно потребителю, (процесс начинается лишь тогда, когда поступает заказ).

5. Безупречность - Когда вы устраните все потери из технологического процесса, а продукция будет плавно и непрерывно двигаться по мере поставки ее заказчику, вы увидите, что не будет конца процессу сокращения времени операций, себестоимости, площадей, ошибок и объема работы.

6. Принцип непрерывного совершенствования (Тихая революция) - В организации развитие достигается путем небольших, но постоянных изменений при участии всех работников организации.

Бережливое мышление (БМ) еще называют бережливым производством (lean manufacturing) (см. ВИКИ "Бережливое производство"). Эта философия возникла в Японии в 50-е годы прошлого столетия. Ее автором является Тайити Оно (1912-1990), он был исполнительным директором Tayoto и через применения на практике БМ в японском автомобилестроении достигнуты столь внушительные результаты, что БМ стремительно распространился по миру, а с 2006 года и в России (пионером является Горьковский автомобильный завод). Особенно интересно то, что БМ отлично работает в нестабильных условиях. Они требует другой культуры производства (общества), основанной на уважении личности, командной работе, интенсивного открытого обмена информацией, эффективного использования ресурсов и исключения потерь, а также непрерывного совершенствования.

Аналогична бережливому мышлению и теория ограничений ("узкого горлышка") система (ТОС) Элия М. Голдратта (Eliyahu M. Goldratt), которая изложена в его книге "Цель: процесс непрерывного улучшения" (1993 г.). Он сформулировал алгоритм для улучшения работы организации методом постоянного совершенствования, состоящий из пяти шагов:
1. Найти ограничения системы;
2. Увеличить пропускную способность "узкого места";
3. Подчинить работу остальных частей системы ритму работы тормозящего производственного участка;
4. Уменьшить ограничения системы;
5. Вернуться к шагу 1.

Истощение энергетических ресурсов, глобального потепления, прекращения гиперболического роста населения земли, снижения творческой активности (темпы прироста изобретений в развитых странах падают) - становится необходимым вовлечь больше людей в совершенствование технологии, организации рабочих мест, быстрого реагирования на изменения во внешней среде. В условиях сложившейся системы обучения и развития детей, а также "острой" иерархической системы управления, креативный потенциал человечества довольно ограничен. Новую информацию может генерировать лишь небольшая группа избранных: пророки, гении и таланты. Владимир Баранов указывает, что за всю историю человечества было около 50 пророков, на одну эпоху приходится не более 1000 гениев, а из 6 миллиардов человек не более 100 тысяч талантливых (Баранов В. Глобализация: пределы роста. № 182 от 13 августа 2000 г. /http://www.lebed.com/2000/art2243.htm/). Остальному большинству пока уготована пассивная роль потребителей готовых знаний.

Изучение в психологии способности человека к самообучению показало, что скорость самообучения человека достаточно маленькая величина (см. Скорость производства знаний http://proza.ru/2012/04/10/777). Из этого следует, что функцию совершенствования любой организации нельзя возлагать только на узкий круг специалистов. Они не в состоянии охватить все проблемы организации, каждое рабочее место. Иерархическая парадигма управления приводит сегодня к огромной потери творческого потенциала организации. В условиях кризиса, роста неопределенности во внешней среде, только сплоченная команда, наделенная правом непрерывного совершенствования, является единственным средством для выживания любой организации. Возникло даже понятие группового, корпоративного интеллекта, т.е. степень того, насколько свободно в организации распространяется информация, и насколько успешно сотрудники могут пользоваться идеями друг друга.

Логистическая концепция плоского, а не иерархического управления, предполагает низкий уровень специализации и контроля, наличие специалистов-универсалов и не связанных информационных систем, исключение формализма, децентрализацию принятия решений.

Люди в организациях должны обладать определенным набором качеств (по Чарльзу Лэнди): иметь широкий кругозор готовность к риску, сосредоточенность на долговременных целях и четкое понимание стратегии, способность работать, опираясь на местную специфику и находить сильные стороны в очевидных недостатках, желание слушать и учиться. Такие качества у людей можно выработать в условиях креативной среды в организациях и городе.
Сверхспециализация является главной угрозой в организациях и городе. Полезно создавать междисциплинарные команды. По такому же принципу предстоит изменить и образовательную систему (проводить обучение нескольким профессиям, уменьшить временной разрыв в получении и использовании знаний специалистами и др.) (см. Гнедовский В. Современные проблемы развития постиндустриального общества в городах США и Европы). В США уже отказываются от узкой специализации при подготовке специалистов в университетах, переходят на подготовку кадров широкого профиля.

Система непрерывного улучшения организации, путем внесения небольших изменений, носит название Кайдзен (от японского "изменение к лучшему"). Она позволяет управлять потоками ценностей на предприятии так, чтобы постоянно увеличивать прибыль. Первым распространителем философии Кайдзен во всем мире стал Масааки Имаи. Его легендарная книга "Кайдзен: ключ к успеху японских компаний", изданная в 1986 году, переведена на 20 языков.

Теория бережливой организации базируется на фундаментальном принципе природы - принципе минимума диссиципации (рассеяния) энергии в открытых системах. Всякое отступление от этого принципа заканчивается прекращением эволюционного процесса и гибелью системы.

Русская общинная ментальность (как и японская) тут имеет явные преимущества перед протестантской культурой Запада. Следует отметить, что в каждой культуре использование БМ имеет свои особенности. Так, японцы сначала изменяют психологию рабочих, а потом ожидают перемен в производстве. Американцы же вначале намечают пути решения проблем и затем начинают готовить к переменам персонал. Японский метод работает безотказно, но довольно медленно. Американцы получают результат гораздо быстрее, хотя иногда случаются осечки.

Поразительных результатов добилась финская фирма Nokia, которая также создала эффективную сетевую экономику (Пекка Химанен, Мануэль Кастелс. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М: Логос. 2002). Фирма отказалась от вертикального менеджмента и ее продукция дружественная к пользователю. Финская модель базируется на принципе, что результаты труда являются функцией креативности работников. Это радикально отличается от старой (протестантской) культуры труда, которая исходит из принципа, что работу следует рассматривать как обязанность, в которой каждый выполняет отведенную ему роль, а произведенная работа является прямой функцией израсходованной энергии (времени). Фирма Nokia является характерным представителем финской модели БМ.
Сейчас наметилась тенденция использования этих принципов в образовании (Бережливое образование) и медицине (Бережливая медицина), а также в управлении регионом (Бережливая власть) через механизм Универсальной бережливой региональной логистической сети (УРБЛС).



Как известно, термин "менеджмент" применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы и предприятия. Однако в последнее время менеджмент, как и логистика, по справедливому утверждению Н. М. Ковширко, стремительно проникают во все сферы управленческой деятельности (Ковширко Н. М. Необходимость демографического менеджмента региона). Фактически этот автор ставит вопрос о создании ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ для управления демографическими потоками в регионе. Это предложение перекликается с нашими мыслями по созданию региональных логистических центров, которые располагаются в узлах логистической сети.

Применение принципов бережливого производства в государственных учреждениях позволяет сделать их работу эффективной, снизить затраты, повысить качество оказываемых услуг населению и заинтересованность сотрудников работой, а также справиться с бюджетными ограничениями. Именно это подтверждает опыт зарубежных стран. Консультант по внедрению бережливого производства в Департаменте труда штата Мэн (США) С. Крэт сформулировал шесть первых шагов на пути к "бережливому государству". Они адресованы служащим государственных учреждений:

1. Определить видение, т. е. представить, каким должно быть правительственное учреждение, чтобы его сотрудники испытывали удовлетворение от работы, а его деятельность была бы эффективной и ориентированной на потребителей;
2. Выражать приверженность процессу должны все сотрудники — от руководства до младших служащих. Это должно быть не просто увлечением популярной методикой, а готовностью руководства организации выделить материальные и трудовые ресурсы на развитие процесса;
3. Измерять ценность и потери. Установить стандарты и отслеживать результаты;
4. Определить этапы для достижения желаемых результатов. Описать текущее и будущее состояние;
5. Поощрять изменения, как в масштабе организации, так и отдельной личности;
6. Постоянно поддерживать изменения в каждом подразделении, отделе и рабочем процессе (именно отсутствие единых усилий является основным препятствием при внедрении принципов бережливого производства в государственных учреждениях, что обусловлено, как правило, недолгим пребыванием высших руководителей в их должностях). Придерживаться видения, проявлять решительность.
(В. А. Лутцева. Обзор: применение принципов бережливого производства в государственных учреждениях) (http://www.stq.ru/riasite/?page=1=tb_88=1340)

Можно существенно улучшить работу офиса, если применить пять простых правил бережливого производства:
Правило №1: наведите и поддерживайте порядок на каждом рабочем месте и в офисе в целом.
Правило №2: опишите офисные процедуры и стандартизируйте их. Стандартизируйте процессы принятия решений, взаимодействия с клиентами и между подразделениями.
Правило №3: изучите процессы, на первом этапе самые важные (проблемные) для компании, найдите потери и устраните их. Отладьте доставку информации нужным людям в нужное время.
Правило №4: измеряйте эффективность деятельности офисных подразделений и каждого работника в отдельности. Увяжите результаты работы работников и заработную плату (через показатели деятельности).
Правило №5: сделайте управление в офисе гибким и наладьте работу в командах. Решения оптимальны, когда над их принятием работают сотрудники разных подразделений.
(Н. Новицкий. Удар по бюрократии: как повысить эффективность офисной деятельности)

На Втором Российском Лин Форуме "Бережливое производство - 2007", который состоялся в Екатеринбурге 4-8 июня, на тематической секции обсуждался вопрос бережливого государства, применение Лин для рационализации бюджета, удвоения ВВП, в муниципалитетах, применения Лин в медицине, образовании и др. Судя по всему, этот Форум может стать тем пусковым механизмом в России, за которым последует лавинообразное распространение лин-технологии не только в бизнесе, но и во властных структурах, а также медицине и образовании.


 Cреди стран ЕС Эстония относится к числу тех ее членов, где инфотехнология широко используется для социального управления подсистемами (эПравительство, эГолосование, эШкола, эЗдоровье и др.), хотя они пока не интегрированы логистикой в единое целое. В этой небольшой стране используют Интернет 70% населения, большая часть налоговых деклараций заполняется через Интернет, активно используются населением эБанки и т.д.  Электронная инфраструктура (логистика) в Эстонии формируется быстрыми темпами и становится такой же реальностью, как транспортная. Для ее охраны создан Центр киберзащиты в Таллине, который распространяет свои функции в масштабах ЕС. Если электронная логистика эффективна для малых стран, то тем более она полезна для больших, особенно если у них большие территории и имеется дефицит с транспортной инфраструктурой. Электронная логистика может приостановить безудержный рост потребления энергоресурсов на передвижение грузов и населения (особенно в США).

 3 мая 2008 года в Эстонии впервые после советского времени прошел общереспубликанский субботник «Сделаем-2008» (эст.Teeme "Ara 2008", англ. Let’s Do It! 2008. ), в котором приняло участие около 50 тысяч человек, то есть каждый 27 житель страны. Было собрано по всей стране 10 тыс. тонн мусора, включая 50 тысяч старых автопокрышек.
 Инициатором проекта был  предприниматель и инфотехнолог Райнер Нылвак, программное обеспечение проекта выполнил  главный архитектор "Skype" Ахти Хейнла. Проект включал 12 потоков: программное обеспечение, регистрация, финансы, окружающая среда, картографирование, СМИ, ИТ, логистика, молодежный, предприятия, окружные координаторы. В ходе подготовки к реализации  проекта было проведено картографирование мест нелегального мусора. Специальные команды зафиксировали с помощью GPS эти места и нанесли их на карту. На  сайте субботника добровольцы зарегистрировались для участия в нем, сообщив свои электронные адреса. По этим адресам им указали время и место сбора для участия в субботнике. Местные самоуправления финансировали проект и осуществляли координацию уборки на местах, а 40 компаний, занимающихся уборкой мусора, бесплатно предоставили транспорт и контейнеры. Организатору  проекта по ликвидации нелегальных свалок Райнеру Нылваку были присуждены за 2008 год почетные титулы: «Гражданин года» и "Волонтер года".
Эта необычная акция нашла отражение в СМИ в некоторых странах мира. Проект был признан лучшим логистическим проектом года. Фактически проведенная акция "Сделаем - 2008" свидетельствует о развитии ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ЭКОЛОГИСТИКИ). Задачей такой экологистики является обнаружение, сбор, сортировка и транспортировка мусора в места их легального хранения и утилизации. Потребительская экологистика, главным образом, теперь  распространяется на территорию вне населенных пунктов (дороги, леса, луга, поля, зоны отдыха и др.). Сбор, сортировка бытовых отходов в черте поселений лучше организована, хотя еще предстоит много сделать. Отметим, что ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИСТИКА уже достаточно хорошо развита. Ее задача в том, чтобы обеспечить утилизацию и безопасное размещение отходов при производстве продукции из сырья.
В мае 2009 года будет осуществлен второй этап проекта: 100000 человек  обсудят наболевшие проблемы, которые сами  участники смогут их или решить, или передать в «Банк счастья» (Банк мыслей).
Такой банк являтся аналогом знаменитых Банков времени (Time Bank).  Они получили широкое распространение в восьмидесятых годах в США и Англии. Такие банки впервые возникли в Эстонии уже в 1978 году, как элемент в системе гибких графиков работы.
Инфологистическая операция в 2009 году получила краткое название «Моя Эстония». Для ее проведения будет создано к маю по всей стране 400 «мастерских идей». По мнению Райнера Нылвака, в стране 8000 неформальных лидеров первичных  групп, которые добровольно взяли на себя роль решения самых насущных проблем народа. Это, к примеру, старосты в деревнях, председатели квартирных товариществ, руководители групп народной самодеятельности. Фактически это те мудрецы из народа, от которых многое зависит в стране. Именно они возьмут на себя основную роль по сбору и обсуждению актуальных проблем жителей страны и нахождению путей для их решения. Важная особенность в том, что целью не является критика властей, а поиск решений большинства проблем самими участниками. Этому поможет использование  Интернета, сотовой связи, участие сотен организаторов дискуссий, политтехнологов, логистов, социологов и других специалистов. В результате акции в стране начнет возникать  э-сеть гражданского общества. Скорее всего, потребуется ещё создать  и несколько центров социальной логистики, через которые пойдут мощные потоки информации, и будет осуществляться консультирование. Если для управления государственными структурами инфотехнология создаёт эГосударство, то реализация проекта «Моя Эстония»  послужит  началом построения  эГражданского общества (Электронная демократия, Сетевая демократия). В таком обществе резко снизится отчуждение между людьми, постепенно начнут восстанавливаться разрушенные социальные связи. Многие люди будут  охотно тратить свое  время для бесплатной помощи другим. Можно даже ожидать, что постепенно  уменьшатся налоги, поскольку многое будет делаться гражданами без затрат государства.
 Вероятно, не всё  удастся реализовать и на втором этапе. Жизнь сама внесет свои коррективы. Важно  постоянно  двигаться к поставленной цели. Японцы даже назвали такой принцип особым термином -  «Кайдзен», а всю свою технологию – «Бережливым производством» (Лин производство). Есть у них и другой основополагающий принцип управления – «Гемба». Он означает то, что всякую проблему нужно изучать и решать там, где она возникла. Способствовать успеху будет небольшая по размеру и численности населения страна, а также высокий процент тех, кто использует Интернет.  Поможет и столетний опыт подготовки и проведения республиканских певческих праздников, в которых участвуют многие тысячи одаренных людей и талантливых организаторов.

 На базе современной инфотехнологии и принципов бережливого управления постепенно будут перестроены представления о демократии. Поскольку уже в некоторых странах апробирована система электронного голосования, то появляется возможность ПЕРМАНЕНТНОГО голосования. Это означает, что можно будет вносить изменения в депутатский корпус не через определенный срок (например, через четыре года), а по мере необходимости. Такая интерактивная система перманентных выборов резко усилит ответственность депутатов перед избирателями и ослабит на них давление политтехнологий. Однако потребуется довольно длительный период времени, чтобы реализовать систему БЕРЕЖЛИВОЙ ДЕМОКРАТИИ. Сетевая логистика возможна лишь при создании надежной системы защиты информации от утечек и несанкционированного уничтожения (например, от атак хакеров). Недостаток квалифицированных инфотехнологов и дорогостоящих технических средств защиты может затруднить переход на сетевое управление.

 Электронная демократия (e-democracy) – использование электронных технологий связи, таких как Интернет, для улучшения качества демократических процессов в условиях прямой или представительной демократии. По представлениям известного московского социолога Игоря Эйдмана (см. книгу "Прорыв в будущее. Социология Интернет-революции"), в мире, к сожалению, сложился особый тип демократии - манипуляционная демократия (манипуляция - ненасильственное побуждение людей к действиям, которые в действительности противоречат их рациональным интересам). Для преодоления  господства манипуляционного политического  менеджмента и необходим переход к электронной демократии. Концепция  Игоря Эйдмана  и эксперименты  Райнера Нылвака вселяют надежду на  успех в практическом осуществлении существенных элементов э-демократии в недалеком будущем.

По инициативе премьер-министра Украины Юлии Тимошенко  в 2005 году было разработано и внедрено два интеренет-проекта ("Идеальная страна" и "Электронная демократия"), которые позволяют на базе ИКТ попытаться  бъединить интеллект народа и власти. В этом начинании Юлии Тимошенко (по образованию она экономист-кибернетик!) много общего с работами Игоря Эйдмана в России и Райнера Нылвака в Эстонии.
 

В 1999 году Билл Гейтс опубликовал книгу «Бизнес со скоростью мысли» (Business @ the Speed of Thought), в которой показано, как информационные технологии могут решать бизнес-задачи в совершенно новом ключе. Особо следует отметить тот факт, что идеи Билла Гейтса хорошо согласуются с концепцией бережливого производства. В книге Билл Гейтс изложил разработанные им принципы ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕРЕЖЛИВОЙ ЛОГИСТИКИ, опираясь на опыт ее использования в корпорации Microsoft. К важным особенностям книги следует отнести и то, что автор одним из первых предложил применить принципы этого нового направления в менеджменте бизнеса ДЛЯ ВСЕХ УРОВНЕЙ ВЛАСТИ, модернизации системы образования и здравоохранения. В области бизнеса достижения Toyota и Microsoft останутся важными вехами в истории становления новой технологии управления XX столетия. В XXI в. эта технология повсеместно распространится и на властные структуры. Современная эЛогистика поможет повышению уровня прозрачности власти и бизнеса, без чего задача борьбы с коррупцией может остаться благими пожеланиями.

Интересно бы знать, КАКАЯ СТРАНА СТАНЕТ ЛИДЕРОМ, и какая историческая ЛИЧНОСТЬ (подобно Тайити Оно в промышленности и Биллу Гейтсу в инфотехнологии) решится на такой пока рискованный шаг. Однако другого пути просто нет. Власть не сможет эффективно управлять народом и бизнесом, которые уже вооружены инфотехнологией и транспортной логистикой (СУММАРНАЯ МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЕЙ ТОЛЬКО АВТОТРАНСПОРТА у населения и бизнеса огромная!). Необходимо учитывать и тот примечательный факт, что коэффициент умственного развития (IQ) населения в мире за последние 50 лет вырос на целых двенадцать пунктов (эффект Флинна). Получается, что каждое последующее поколение детей становится все умнее и сообразительнее предыдущего. У власти есть только один выход, чтобы поспеть за управляемым объектом: овладеть и внедрить в свои структуры технологию бережливой логистики!

Роль государства в управлении логистическими процессами (особенно транспортными) все усиливается. Однако потребуется хорошо отлаженный логистический механизм САМОЙ ВЛАСТИ. Без этого скоординировать потоки и оптимизировать логистические цепи невозможно. Для России ВХОЖДЕНИЕ ЛОГИСТИКИ ВО ВЛАСТЬ может стать приоритетной задачей в области логистики перед всеми остальными.

Логистика, НАУКА О ВСЕОБЩЕМ ДВИЖЕНИИ, вместе с Интернетом у нашего порога. Пора убрать все препоны на пути ее приближения к власти под названием ЛОГИСТИКА ГОСУДАРСТВА. По-видимому, БЕРЕЖЛИВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ (ВИРТУАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА), как современный механизм ВЛАСТИ и ТИХОЙ (БЕРЕЖЛИВОЙ, ЭЛЕКТРОННОЙ) ДЕМОКРАТИИ, и есть одно из главных предназначений Интернета. Можно даже утверждать, что современная логистика, обогащенная идеями бережливости (лин логистика, бережливая логистика) и инфотехнологии, ПОДОБНА КИБЕРНЕТИКЕ НОРБЕРТА ВИНЕРА ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Влacть — этo вoзмoжнocть влиять нa пoвeдeниe дpyгиx .Сoглacнo клaccификaции Фpэнчa и Рэйвeнa, имeeтcя пять ocнoвныx фopм влacти:
• влacть, ocнoвaннaя нa пpинyждeнии. Мeнeджep мoжeт oкaзывaть влияниe нa дpyгиx, ecли oн кoнтpoлиpyeт вeличинy или фopмy нaкaзaния, кoтopoe мoжeт быть к ним пpимeнeнo;
• влacть, ocнoвaннaя нa вoзнaгpaждeнии. Мeнeджep имeeт влacть нaд дpyгим чeлoвeкoм, ecли этoт чeлoвeк вepит, чтo мeнeджep мoжeт вoзнaгpaдить eгo или oткaзaть в этoм;
• экcпepтнaя влacть — ocyщecтвляeтcя, кoгдa мeнeджep вocпpинимaeтcя кaк нocитeль cпeциaльныx и пoлeзныx знaний;
• этaлoннaя влacть (влacть пpимepa). Хapaктepиcтики или cвoйcтвa мeнeджepa нacтoлькo пpивлeкaтeльны для иcпoлнитeля, чтo oн xoчeт быть тaким жe;
• зaкoннaя влacть — ocнoвывaeтcя нa пpaвe чeлoвeкa pyкoвoдить дpyгими в cилy cooтвeтcтвyющeгo пoлoжeния в opгaнизaции.

2. Было бы лучше использовать понятие "Государственная логистика", вместо предложенного нами "Логистика государства". Понятие государственная логистика уже используется в другом смысле. Под государственной логистикой понимают экономический метод осуществления функции государственных закупок в регулировании пропорций товарного обмена посредством государственного заказа (см. http://planetadisser.com/see/dis_210617.html Государственное регулирование логистики поставок инвестиционный товаров). Можно использовать и более широкий термин - "Логистика власти", либо "эГосударство". Однако важны не термины, а реальные дела. Для такой масштабной проблемы потребуется национальный проект.

3. Академик Е. И. Чазов, будучи в должности Министра здравоохранения СССР, внедрил уникальную систему профилактики заболеваемости, в результате чего средняя продолжительность жизни населения в то время значительно возросла. Фактически это был комплекс мер, который по современным понятиям можно отнести к медицинской логистике, как части логистики государства. В условиях инфотехнологий возможно профилактику поднять на новый уровень: осуществлять медицинское тестирование населения через домашние диагностические центры (см. Влад Лившиц "Бабушкина аптечка с электронной начинкой"). Например, проводить массовое диагностирование метаболического синдрома у человека на ранних стадиях (см. ВИКИ - "Метаболический синдром").

4. Из-за роста цен на нефть на международном рынке стало экономически выгодным продукты питания использовать для производства биотоплива, что обрекает миллиарды людей на голодную смерть. Это дестабилизирует всю мировую экономику и политику. Только мировая политическая логистическая сеть способна оптимизировать мировые политические, финансовые и другие потоки, связанные с этой проблемой. Практически другого реального механизма справиться c такой экстремальной ситуацией в режиме нон-стоп просто не существует.

5. Особое значение ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА может иметь для России в области создании действенного механизма права в стране. С переездом Верховного Суда в Санкт-Петербург появляются новые возможности задействовать и исторический фактор ("Прирастать Санкт-Петербургом" - см. миниатюру).

6. ЕС и ее члены активно участвуют в формировании транспортной логистики:

* В 2001 году в ЕС была принята «Белая книга» (White paper) c девизом «Время решать». Документ является концепцией развития транспорта на 10 лет, то есть до 2011 года. В дополнение к нему принят "План интеграции грузовых перевозок", в котором ставится задача сделать перевозки полимодальными (необходимо снизить долю автомобильных перевозок).
* В Германии разработан «Мастер-план по грузовому транспорту и логистике» Суть его состоит в разработке конкретных мер по повышению мобильности товаропотоков.
* В Швеции разработаны мероприятий по усилению роли железнодорожного транспорта.
* В Финляндии Министерством транспорта и связи разработан стратегический документ под названием «Укрепление логистической позиции Финляндии» (Опубликован в 2005. http://www.rostransport.com/pdf/5/55-59.pdf). Из него следует, что транспортный комплекс страны, и связанные с ним распределение и обслуживание товаропотоков, управляются при непосредственном участии государства.

7. Действие логистики на механизм власти подобно усилителю руля в автомобиле. С логистикой не потребуется особых усилий, чтобы механизм власти работал легко и слаженно, даже при самых опасных виражах в управлении. Вполне возможно, что со временем министр по логистике будет одним из самым уважаемых и влиятельных членов правительства. Транспортная логистика уже сейчас достойна сооружения памятника в Москве. Ведь вклад ее в бесперебойную поставку российской нефти и газа во многие страны чрезвычайно большой, если не решающий.

8. ЭКСПАНСИЯ ЛОГИСТИКИ во властные структуры является естественным процессом распространения новых знаний от одной области деятельности к другой. В сфере бизнеса логистическая нива полностью возделана, а аналогичное поле власти фактически заросло бурьяном. Потребуются очень большие усилия и затраты для поднятия целины: проведение дорогостоящего анализа распространения логистики в стране, разработка учебных курсов логистики для основных профессий (политики, юристы, учителя, медики и т.д.) и включение их в учебные программы школ, подготовка кадров преподавателей, обучение основам логистики власть имущих на общероссийском и региональном уровнях для повышения их профессионализма и компетентности, создание сети региональных логистических центров (в т.ч. городских), привлечение средств бизнеса для развития новых направлений логистики и создания исследовательских центров. В таком аспекте можно расширить определение логистики: "Логистика - это благородный сплав власти и бизнеса".

9. Какие преимущества от логистики? Если маркетинг – это повышение прибыльности бизнеса за счёт дифференциации, то логистика – это повышение прибыльности бизнеса за счёт оптимизации. Современный критерий оптимизации - минимизация логистического цикла, то есть времени.

10. За последние годы появилось новое направление в логистике - городская (муниципальная, Сити-логистика (англ. city logistics, нем. City-Logistik). В ВИКИ есть о ней всего три статьи (ру. ("Городская логистика")(2008), нем.(2004), и венг.(2006)). Город является образованием с высокой концентрацией множества логистических потоков: транспорта, торговли, финансов, менеджмента, политики, культуры, администрации, энергии, воды, отходов и др. Управлять таким образованием без городского логистического центра (ГЛЦ) невозможно, особенно для мегаполисов. Попытки справиться с пробками на городском транспорте путем простой реконструкции дорог не привело к существенным результатам. Только логистические модели позволяют найти приемлемое решение. Одновременно ГЛЦ позволяет постепенно включить властные структуры в логистические цепи города и их информационные модели. Городская логистика фактически является конкретной формой проникновения логистического менеджмента во властные структуры. Поскольку власть не всегда заинтересована в профессиональном градостроительстве, могут помочь саморегулируемые объединения специалистов. В СПб уже создана Национальная гильдия градостроителей, которая призвана заниматься разработкой нормативной документации и правил, а также контролировать их соблюдение.



11. "Уважаемый Владлен,
я недавно общался в Питере с людьми "ближнего круга" этой власти. Могу точно сказать, что многие мыслят очень даже "по-логистически" и понимают проблемы. Но понимать и мыслить мало, нужно ещё делать.
А вот это не так просто! Как непросто управлять большим, тяжёлым, инертным механизмом!
(Пишите на Форум сайта - обсудим, если есть желание!"
http://www.lobanov-logist.ru/index.php?newsid=987)

Не следует думать, что большие системы очень трудно переводить в новые стабильные состояния. Теория показывает, что нужно воздействовать на небольшое число управляющих параметров. Причем сами воздействия являются небольшими, а время воздействия требуется достаточно длительное. Самое трудное заключается в разработке информационной модели системы и обучение персонала городской логистике. Нелишне напомнить, что Санкт-Петербург является ведущим (главным) логистическим центром в России.

Внедрение новых технологий менеджмента типа городской логистики действительно новый процесс, однако и здесь есть выход: применить ИННОВАЦИОННУЮ ЛОГИСТИКУ (целью инновационной логистики является оптимизация и управление процессами за счет использования последних научных достижений - см. Звягина О. А. Эвристические решения в инновационной логистике. (http://www.sciteclibrary.ru/rus/catalog/pages/7627.html); Зайцев Е. Логистический рынок ищет инвесторов. (http://www.omskrielt.com/print.php?type=A&item_id=624).

12. Можно ориентировочно оценить эффективность проекта "Логистика власти":
- Снижение затрат на управление государством в объеме 10%;
- Сокращение на два года общего времени обучения людей на всех уровнях;
- Среднее увеличение продолжительности жизни населения на 1-2 года;
- Сокращение на 10% всех видов перемещений грузов и людей.
- Возможный эффект от развития логистики может составить от 5 до 10% от ВВП (см. «МАГ-ЛОГИСТИКА"
13. "Следует подчеркнуть, что активно развиваются все методы практической логистики, связанной с применением информационных технологий. На наш взгляд, остается в силе тезис "что именно информационная составляющая обеспечила триумф логистики как новой экономической идеологии управления бизнес-процессами"

14. Логистикой "захватывается" все больше областей человеческой деятельности. Примечательно, что вслед за материальными, информационными и финансовыми потоками активно "осваивается" четвертый поток - кадровый"
(Лукинский В. С., Цвиринько И. А – Adviss* logistics)

15. По мнению гарвардского профессора, д-ра медицины Джека П. Шонкоффа, РАНЕЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ЯВЛЯЕТСЯ КЛЮЧЁМ К ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РОСТУ СТРАНЫ. Многочисленными исследованиями установлено, что основное развитие мозга происходит в раннем детстве (особенно в первый год жизни ребенка). Кроме того, дети, которые подвергаются высокому уровню стресса в раннем возрасте, обычно сталкиваются с проблемами в дальнейшей жизни. Если меры по защите таких детей не будут приняты в течение нескольких месяцев и лет жизни, то детям может быть нанесен непоправимый ущерб. Государство должно инвестировать достаточно средств в образование и развитие детей младшего возраста, чтобы обеспечить свою конкурентоспособность на глобальном рынке. Китай и Индия, как отметил профессор, являются мировыми лидерами в развитии детей в раннем возрасте. В США в 2006 году создан Центр по развивающемуся ребенку при Гарвардском университете (Center on the Developing Child at Harvard University), директором которого является д-р Шонкофф. Задача этого центра координировать научные исследования по раннему развитию детей и содействовать распространению достижений науки о детях в обществе. В США уже имеется достаточно развитая сеть для обучения детей в раннем детстве (Pre-Kindergarten, Nursery school и др.), в которых обучают детей с 3 до 5 лет. Ряд университетов (напр. University of Pittsburgh) создают детские центры, в которых развивают детей практически сразу после рождения и до 5 лет (University children). Обычно туда принимают детей работников университета и своих студентов. Такие дети могут являться резервом для будущих студентов! Программа раннего развития детей FasTracKids (для детей 3-7 лет) и FasTracTots (для детей 2,5 – 3 года)  была создана в США  1998  году. Она распространяется путем франчайзинга по многим странам. Накоплен десятилетний опыт этой поистине революционной методики в дошкольном образовании в 40 странах мира, в том числе в таких всемирно известных образовательных и научных центрах, как Оксфордский университет, Массачусетский технологический институт, Гарвардский университет и НАСА. В России используют ее в 12 городах. Отметим также, что все большее внимание уделяется развитию детей еще до их рождения (пренапедия) (см. ВИКИ "Пренапедия"). Эффективность вложений в ранее развитие детей можно видеть на примере США: "Американское общество экономит 7 долларов в счет каждого доллара, потраченного на совершенствование системы дошкольного воспитания. Профсоюз тюремных работников связывает инвестиции в первые три года жизни детей с сокращением потребности в создании новых тюрем в будущем. Считается, что негативный опыт с момента зачатия и до трех лет имеет прямое влияние на развитие антисоциального и делинквентного поведения (Karr-Morse & Wiley, 1997)" (см. Филлис Портер. Развитие мозга в раннем возрасте). Необходимо в долговременной перспективе реформировать всю систему развития и обучения новых поколений, сдвигая этот процесс к раннему возрасту. При этом, как считают специалисты, можно обучение в школе сократить до 9 лет. Путем перманентного обучения в последующие годы можно резко сократить разрыв между получением знаний специалистом и их применением. При такой технологии образования эффективность инвестиций в него резко возрастет. Для управления многопотоковой системой развития и образования следует использовать ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ЛОГИСТИКУ (ВИКИ "Педагогическая логистика").

16. Ежегодно Оргпром организует проведение Российских Лин Форумов. В 2008 году состоится Третий Лин Форум "Бережливая Россия". "Он должен стать знаковым событием, в том числе потому, что в России сегодня сложились предпосылки для объединения усилий власти и бизнеса по достижению цели роста национальной экономики на основе передовых методов организации производства. Сегодня институты частно-государственного партнерства на основе Лин доказали свою эффективность во многих странах. Очередь за Россией. Власть и бизнес должны, наконец, объединить усилия в этом направлении, иначе России не стать мировым лидером" (Из пресс-релиза к Форуму). Теперь остается сделать еще один шаг - применить лин логистику в недрах самой власти. Этой проблеме можно посвятить Четвертый Российский Лин Форум в 2009 году. Его можно провести под девизом - "Лин логистику во власть!".
В «Открытом письме Президенту РФ Д.А.Медведеву» директор «Центра Оргпром»
А.В.Баранов, в связи с проведением III Российского Лин Форума, призывает провести в стране новый "Всеобуч" по использованию бережливой технологии в бизнесе и ГОСУДАРСТВЕ (подчеркнуто нами, В. Л.). Производительность труда в стране только за счет этого фактора может возрасти на 30 - 300%! (На этом Форуме будет обсуждаться проект целевой программы «Производство Роста», направленной на формирование национальной инфраструктуры и институтов по повышению эффективности — и бизнеса, и государства).


17. Важным событием в современной властной логистике явилась публикация книги Мишеля Бодена «Логистика по системе Лин» (Lean Logistics: The Nuts And Bolts Of Delivering Materials And Goods by Michel Bauding. 2005.) (на русский язык книги пока не переведена). Мишель Боден является руководителем Лин-проектов известных корпораций в Японии, Франции и США. Он преподаватель Института Технологии и Промышленного Менеджмента, штат Калифорния, США; преподаватель филиала университета Беркли, преподаватель Университета Дейтона; Член Совета по производительности Гонконга. Этот ведущий специалист в мире по бережливой логистике примет участие в III Российском Лин Форуме.

18. Нобелевский лауреат по экономике Пол Кругман (Paul Robin Krugman) является создателем Новой экономической географии, которая позволила объяснить последствия глобализации экономики (взаимная торговля одинаковыми товарами между странами, быстрый рост сети гипермаркетов и населения крупных городов, увеличение разрыва в уровне жизни богатых и бедных слоев населения др.). Модели новой экономической географии можно использовать в логистики с целью снижения затрат и оптимизации структур власти.


19. Мировой финансовый кризис, о котором своевременно предупреждал известный финансист Джордж Сорос, катится по планете. Он сметает на своем пути банки, останавливает производство, лишает людей накоплений и собственности. Два золотых ключика способны стабилизировать экономику: продвижение лин логистики в механизм власти, а также формирование людей XXI через ранее развитие ребенка в благоприятных условиях (без разрушительного стресса). К сожалению, более простых и более дешевых путей для радикального спасения экономики нет.

20. "Как отметил японский гуру в области менеджмента г-на Масааки Имаи, большая часть существующих в настоящее время компаний (порядка 80%) исчезнет в ближайшие десятилетия, если не изменит систему управления производством. Основная сложность изменения системы управления при реализации ЛИН-подхода состоит в том, что надо не только менять расположение станков, не только пересматривать логику производственного процесса, но и изменять сознание рабочих, сотрудников и топ-менеджеров. Только тогда, когда все уровни менеджмента — от генерального директора до мастера — начнут принимать повседневные решения, базируясь на логике создания ценности для потребителя, только тогда простые слова — поток, отсутствие потерь, вытягивание и совершенствование — перестанут быть просто словами" (Алексей Несиоловский. Бережливое производство: комплексный подход) (http://www.cfin.ru/management/manufact/lean_complex.shtml)

21. "Логистика есть, была и будет – можем только обучаться ее использованию с целью обеспечения себе преимуществ в ведении бизнеса. Если будем использовать ее технологии, никакие наши желания не покажутся нам трудными, поскольку за нами будет большая сила" – это принцип, которому следуют логистики во всем мире"
"Существует мнение, что XXI век будет веком логистики.
Не исключено, что это мнение справедливо"
Ы. Э. Ташбаев, логист

22. Большое распространение за последнее время получила новая комплексная дисциплина – управление проектами. Она позволяет осуществлять проекты разных типов и масштабов путем интеграции информационных систем планирования с управленческими процедурами и организационной структурой. Такой проектный менеджмент позволяет экономить до 20% расходов на внедрение проектов, используя стандартизированные системы (напр. PMBOK 4-я редакция).


23. Нынешний индустриальный мир стоит на пороге революции. Конкретной причиной цивилизационной деструкции может послужить все что угодно. Это может быть региональная финансовая катастрофа, разражающаяся внезапно и «по цепочке» втягивающая в себя мировые финансовые структуры (здесь, вероятно, скажется негативный обратный эффект такого явления, как глобализация).
Культура наконец-то стала производящей силой — подобно тому, как ранее в такую же силу превратилась наука.

Сергей Переслегин (Теория катастроф). (http://su.okis.ru/teor.html)
Примечание: Может быть, лин технология и является той метатехнологией, которая сможет спасти современную цивилизацию от коллапса при переходе в когнитивную эпоху.
   

24. В условиях быстрого эволюционного развития экономики, власти, образования, интеллекта, креативности и др., современная  логистика и лин технология, являясь областью нелинейного менеджмента, позволяют обеспечивать выживание социально-экономических систем далеких от равновесного состояния.

25. "Для России вертикально-интегрированные системы корпоративного управления – далеко не самый лучший вариант. Сейчас наиболее адекватной системой построения оргструктур корпораций считаются «продуктовая» и «дивизиональная». Именно эти схемы позволяют оперативно учитывать все рыночные перемены и отвечать на вызовы времени (например, на тот же мировой экономический кризис).
Дивизиональная схема построения корпорации подразумевает самостоятельность подразделений, наделение их полномочиями вкупе с четкой и детально прописанной процедурой контроля. Если действовать по этой схеме, на инфраструктурных предприятиях не будет путаницы между начальниками, а все вопросы будут решаться оперативно, не дожидаясь особой санкции из Москвы"
Александр ВЕРТЯЧИХ.Второй мозг для динозавра//СПб Ведомости Выпуск  № 167  от  08.09.2009
26. «Река времени течёт и информационное общество уступает чему-то новому, обществу хаоса. В котором правит не информация, а профессиональная интуиция. Победит тот, кто не только знает прошлое и настоящее, но и предвидит будущее»
Ирина Хакамада "Женщина и хаос"(Forbes  31.08.2009)


См. также:

По бережливости

• Тенденции развития электронной демократии  [http://proza.ru/2009/03/07/182]

• Райнер Нылвак - творец тихой демократии   [http://proza.ru/2009/01/30/443]

• Бизнес и власть  [http://proza.ru/2006/08/31-263]

• Интернет и власть [http://proza.ru/2007/10/16/22]

По логистике

• Лин логистика против финансового кризиса  [http://proza.ru/2008/10/24/581]

• Учитесь профессии логиста  [http://proza.ru/2007/04/20-248]

• Логистика города - City logistics   [http://proza.ru/2008/06/17/577]

• Логистика и демографический взрыв  [http://proza.ru/2007/05/21-354]

• Логистический закон Эйнштейна  [http://proza.ru/2006/09/24-148]

• Педагогическая логистика  [http://proza.ru/2006/12/12-96]



------

P. S.
* Статья является фрагментарной по форме изложения, что создает определенные трудности для восприятия. Однако всего две идеи являются ведущими: для преодоления глобального кризиса необходимо использовать достижения электронной лин логистики и завершить построение электронной демократии.

    
2007 - 2009 гг.







                ЛОГИСТИКА И ВЛАСТЬ
              (Сокращенная версия статьи)

 

Как известно, человечество приближается к истине своеобразным способом: методом проб и ошибок. Великий математик Андрей Колмогоров даже сформулировал гносеологический принцип, который утверждает, что никакая интуиция не позволяет человеку найти оптимальное решение, если оно лежит далеко от той области знаний, в которой он в данный момент находится (см. ВИКИ « Гносеологический принцип А. Н. Колмогорова»).

Несколько столетий логистику рассматривали только как область знаний, которая позволяла снабжать армию в условиях военных походов (т.е. в нестационарных условиях). Уже в конце прошлого столетия стало ясно, что в условиях глобализации бизнеса методы логистики позволяют осуществлять, к примеру, транспортные потоки оптимальным способом, а также резко сократить запасы сырья, комплектующих изделий и готовой продукции. С начала нашего столетия логистика стремительно развивается, охватывая все новые сферы приложения. В своем развитии прошла три этапа (дологистический, классический, неологистический) и вступила в четвертый (региональный). Современная логистика руководствуется такими семью основными правилами (R7):

* 1R (righr product)- нужный продукт;
* 2R (right quality)- необходимого качества;
* 3R (right quantity)- в необходимом количестве;
* 4R (right time)- в нужное время;
* 5R (right place)- в нужное место;
* 6R (right cucstomer)- нужному потребителю;
* 7R (right cost)- с требуемым уровнем затрат.

Когда в прошлом столетии группа энтузиастов создавала первый персональный компьютер для игр, им и в голову не приходило, что ПК скоро станет основным инструментом во всех сферах общества. Как известно, человек не извлекает уроков из истории. Тому пример с Интернетом и логистикой. Интернет возник как локальная сеть в Пентагоне. Сейчас он вовсю используется для разных целей, только не для глобального управления человечеством. Подобным гадким утенком является и логистика. А если соединить в единое целое двух близнецов: чудо информатики с чудом менеджмента? Получится сеть из региональных центров логистики (РЦЛ) (см. ВИКИ «Логистика», «Неологистика»).

Вот, к примеру, проблема управления образованием. С конца прошлого столетия для совершенствования системы образования исписаны горы бумаги, принята масса резолюций (см. ВИКИ «Болонский процесс», Большая восьмерка «Кельнская декларация»). Пока особых успехов нет. Почему? Ответ ясен. Идеи есть, проблема осознана, а четкого механизма управления образованием (точнее, педагогикой) нет. Отметим, что первая научная монография по педагогической логистике вышла в России в издательстве Калининградского Госуниверситета в 2003 г. («Основы образовательной логистики»).

Теперь уже ясно, нужно внедрять педагогическую логистику (см. ВИКИ «Педагогическая логистика»). По терминологии логистики, педагогическое поле состоит из потоков: знания, обучения, психологического, здоровья, информации и оборудования. Эти потоки образуют логистические цепи. Путем управления такими цепями можно их оптимизировать в нужный момент в нужном месте (принцип «Точно в срок» см. ВИКИ). Для современной логистики тут нет проблемы. Остается создать в каждой стране СЕТЬ из Региональных центров педагогической логистики (РЦПЛ), которые интегрируют «педагогическое поле» в единое целое страны и далее, - в глобальном масштабе. Можно даже расширить задачу. Кроме педагогики, перевести на региональное управление и медицину (полным ходом аптечный бизнес осваивает логистику бережливое производство).

Особенность нашего времени в личностно-ориентированной экономике. Эпоха управления обществом, через его деление на группы по различным признакам (национальным, профессиональным, возрастным и т.д.)и принцип иерархии, уходит в прошлое. На смену ей приходит ситуационное управление: в зависимости от конкретной ситуации нужно принимать решение, причем приходится учитывать ситуацию отдельного человека (наномакроуправление). Реально никто, кроме логистики нового поколения, не может претендавать на готовность к такому, личностно-ориентированному, методу управления.

Философия сетевой логистики базируется на принципах БЕРЕЖЛИВОГО МЫШЛЕНИЯ (англ. lean thinking):

1. Принцип потока: переориентация на потребителя всей цепочки создания ценности (производить не крупными партиями, а в небольшом количестве; быстро переналаживать производство; разные работы производить быстро, друг за другом);

2. Принцип вытягивания: право запускать цепочку принадлежит исключительно потребителю (процесс начинается лишь тогда, когда поступает заказ);

3. Принцип непрерывного совершенствования (тихой революции): в организации развитие достигается путем небольших, но постоянных изменений.

Бережливое мышление (БМ) еще называют бережливым производством (lean manufacturing)(см. ВИКИ "Бережливое производство"). Эта философия возникла в Японии в 50-е годы прошлого столетия. Ее автором является Тайити Оно (1912-1990), он был исполнительным директором Tayoto и через применения на практике БМ в автомобилестроении достигнуты столь внушительные результаты, что БМ стремительно распротраняется по всему миру, и теперь, с 2006 года, в России (пионером является Горьковский автомобильный завод). Особенно интересно то, что БМ отлично работает в нестабильных условиях. БМ требует другой культуры производства (общества), основанной на уважении личности, командной работе, интенсивного открытого обмена информацией, эффективного использования ресурсов и исключения потерь, а также непрерывного совершенства.

Русская общинная ментальность (как и японская) тут имеет явные преимущества перед протестанской культурой Запада. Следует отметить, что в каждой культуре использование БМ имеет свои особенности. Так япоцы сначала изменяют психологию рабочих, а потом ожидают перемен в производстве. Американцы же вначале намечают пути решения проблем и уже затем начинают готовить к переменам персонал. Японский метод работает безотказно, но довольно медленно. Американцы получают результат гораздо быстрее, но иногда случаются осечки.

Сейчас наметилась тенденция использования этих принципов в образовании (Бережливое образование) и медицине (Бережливая медицина), а также в управлении регионом (Бережливая власть) через механизм Универсальной региональной бережливой логистической сети (УРБЛС). Можно даже предположить, что постепенно будут перестроены, на базе современной инфотехнологии и принципов бережливого управления, представления о демократии. Поскольку уже в некоторых странах апрбирована система электронного голосования, то появляется возможность ПЕРМАНЕНТНОГО голосования. Это означает, что можно будет вносить изменения в депутатский корпус не через определенный срок (например, через четыре года), а по мере необходимости. Такая интерактивная система перманентных выборов резко усилит ответственность депутатов перед избирателями и ослабит на него давление политтехнологий. Однако потребуется довольно длительный период времени, чтобы реализовать систему БЕРЕЖЛИВОЙ ДЕМОКРАТИИ. Сетевая логистика возможна лишь при решения надежной системы защиты информации от утечек и несанкционированного уничтожения. Недостаток квалифицированных инфотехнологов и дорогостоящих технических средств может затруднить переход на сетевое управление.

Логистика вместе с Интернетом у нашего порога. Пора убрать все препоны на пути ее движения и приближения к власти. По-видимому, БЕРЕЖЛИВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЕТЬ, как современный механизм ВЛАСТИ и ТИХОЙ (БЕРЕЖЛИВО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ) ДЕМОКРАТИИ, и есть главное предназначение Интернета. Можно даже утверждать, что современная логистика, обогащенная идеями бережливости, подобна кибернетике Винера прошлого столетия.