Из страшных тайн адмирала плюшкина

Владислав Поваров
 
Командование любого флота мира - люди, вместе со всеми их недостатками, за-нятые и не имеющие ни времени, ни возможностей для занятия историческими экскурса-ми. Отсюда российский адмирал Плюшкин - есть аллегорическая фигура, воплоща-ющая в себе все отрицательные черты, присущих флотским начальникам всех времен : невежество, самодурство, спесь, холуйство, барство, лживость, вымогательство, воров-ство, казнокрадство, халатность, трусость, лень, неумение работать, нежелание и неспо-собность думать, обман и обсчет своих подчиненных, хитрость, интриганство, продаж-ность, хамство и многое, многое другое. Все это есть продолжение предыдущей статьи.
Еще один пример.
Согласно книге “Дважды Краснознаменный Балтийский флот” (2-е изд., испр. и доп., М., Воениздат, 1978, стр. 176) :
“Захват в 1939 г. германскими войсками Польши усилил опасность использова-ния гитлеровцами Прибалтики в качестве плацдарма для нападения на СССР. К этому времени фашистская Германия уже предприняла агрессивные действия на Балтийском море, отторгнув от Литвы порт Клайпеду. В сентябре 1939 г. в Финском заливе появи-лись “неизвестные” подводные лодки. 27 сентября в районе Нарвского залива одной из них был потоплен торпедами советский пароход “Металлист”. На следующий день там же подвергся атаке пароход “Пионер”, который, уклоняясь от торпед, был вынужден выброситься на камни в районе банки Вигрунд”.
Подводные лодки в 1939 году имели все балтийские страны, кроме Литвы : СССР, Финляндия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Латвия, Эстония. Но, естественно, СССР, Латвия и Эстония не могли атаковать советские торговые суда. В равной степени это относится к Дании, Швеции и, тем более, Финляндии (для нее сие было бы чуть-ли не “государственным самоубийством”). Остаются Германия и Польша, ведь подводные лодки не-балтийских стран туда (тем более в Финский залив) проникнуть после начала войны не могли.
Возьмем книгу Edmund’а Kosiarz’а “Bitwy na Baltyku” (Warszawa, 1978, стр. 211-214) :
“Вторую мировую войну гитлеровская Германия начала агрессией против Поль-ши, а первые залпы дал 1 сентября 1939 года немецкий линейный корабль “Шлезвиг-Гольштейн” по польскому посту в Гданьске [Данциге] - Вестерплятте. Тем самым нача-лись военные действия на Балтике.
Против Польши Германия могла направить любое число кораблей из своего от-носительно большого флота, Польша могла им противопоставить 4 эскадренных мино-носца, 5 подводных лодок, минный заградитель, 6 тральщиков и 2 канонерские лодки. Диспропорция сил была столь велика, что у польского флота не было серьезных шансов в борьбе в открытом море, а оборонительные боевые действия они могли вести также в ограниченном объеме. Диспропорцию сил увеличивало много других факторов. Поль-ский флот обладал, в принципе только одной базой в Гдыне, а также не вполне закон-ченным портом на Геле. ...
Польское руководство уже в мае 1939 года разработало план отправки перед на-чалом войны 3 эскадренных миноносцев в британские порты чтобы предотвратить их уничтожение на Балтике и одновременно использовать для эскортирования транспор-тов с военным снаряжением для Польши из стран Западной Европы окольным путем че-













- 2 -

рез Средиземное море в румынские порты.
Перед остальными кораблями Генеральный Инспектор Вооруженных Сил мар-шал Эдвард Рыдзь-Смиглы в приказе от 26 июля 1939 года поставил задачу “мешать морскому сообщению между Рейхом и Восточной Пруссией”. Собственно говоря, для выполнения этого задания годились только подводные лодки, которые могли опериро-вать на немецких коммуникационных линиях и уничтожать неприятельские транспорты торпедными атаками и постановкой мин. Остальные корабли имели ограниченные воз-можности действий на коммуникациях.
... ...
Руководство Kriegsmarine для борьбы с польским флотом и береговой обороной выделило из больших артиллерийских кораблей вышеупомянутый линейный корабль “Шлезвиг-Гольштейн”. Это был устаревший корабль, построенный в 1906 году, играю-щий в немецком флоте роль учебного судна, но располагающего современной артилле-рией, насчитывающей 4 орудия калибра 280-мм, 10 орудий калибра 150-мм и 4 орудия калибра 88-мм. “Шлезвиг-Гольштейн” уже 25 августа 1939 года под претекстом визита вежливости вошел в Гданьск. Его задачи заключались в артиллерийской поддержке гитлеровских данцигских отрядов при нападении на Вестерплятте, уничтожении поль-ской артиллерии на Геле и в районе Гдыни, обстреле гдыньского порта с целью ликви-дации его как военно-морской базы и в уничтожении польских кораблей.
Для блокады побережья и уничтожения польских подводных судов, прежде всего эскадренных миноносцев, был выделен отряд из трех легких крейсеров под командова-нием вице-адмирала Германа Денша. Это были : “Нюрнберг”, “Лейпциг” и “Кельн”, ар-тиллерию главного калибра которых составляло по 9 150-мм орудий. Отдельный отряд составляли 9 эскадренных миноносцев и 1 флотилия торпедных катеров (8 единиц), под командованием контр-адмирала Гюнтера Лютьенса. Каждый эсминец (флагманский ко-рабль - “Леберехт Маас”) был вооружен 5 орудиями калибром 127-мм, 10 зенитными орудиями калибром 20 - 37-мм, 8 торпедными трубами калибром 533-мм., бросателями глубинных бомб и бомбометами, и, сверх того, мог поставить 60 мин. Контр-адмирал Лютьенс мог также ввести в действие так называемую группу “Кенигсберг”, состоящую из легкого крейсера “Кенигсберг”, артиллерийских кораблей “Брюммер” и “Бремзе”, эс-кадренного миноносца “Ганс Людеман” и учебной флотилии миноносцев (4 единицы). В его распоряжение была отдана также 5-я флотилия миноносцев, насчитывающая 5 ко-раблей водоизмещением по 800 тонн.
  Для траления мин и блокирования польского побережья было выделено несколь-ко отрядов более мелких судов под командованием капитана 1-го ранга Фридриха Руге. Среди них оказались : флотилия из 5 сторожевых кораблей, 3 флотилии тральщиков (19 единиц), флотилия катеров-тральщиков (7 единиц) вместе с сопровождающей их плав-базой “Фон дер Гребен”. Сверх того для блокады польского побережья и прикрытия вышеуказанных сил была назначена группа подводных лодок (14-16 единиц) вместе с многочисленными кораблями в базах южной Балтики, вместе с линейным кораблем “Шлезиен”, того же самого типа, что и “Шлезвиг-Гольштейн””.
Там же (стр. 247-249) :
“Деятельность подводных лодок на Балтике в сентябре 1939 года не принесла ус-пехов воюющим сторонам. Германия вначале для блокирования польского флота рас-полагала 14-16 субмаринами из 3-й и 5-й флотилий подводных лодок под общим коман-дованием капитана 2-го ранга Оскара Шомбурга. В связи с эвакуацией польского торго-













- 3 -

вого флота из Балтийского моря и переходом эскадренных миноносцев в британские порты, часть U-Boot’ов еще до начала войны немецкое командование отослало в Север-ное море. Оставшиеся на Балтике подводные силы в числе 7-10 лодок были использова-ны для блокады и ведения разведки в восточной части Балтийского моря, но не имели оказии атаковать польские суда.
Польские подводные лодки в первые дни войны действовали в необычайно труд-ных условиях для оперирования в районе Гельского полуострова, 6 сентября было ре-шено сменить их секторы действий и разместить в районе от Розевю [так в тексте] и да-же до Борнхольма. Смена секторов оказалась на пользу, так как в новых районах субма-рины гораздо меньше преследовались силами немцев. Она наступила, однако, слишком поздно. Экипажи были уже вымотаны, а подлодки повреждены взрывами бомб, Сверх того Германия после наземного соединения территорий Рейха и Восточной Пруссии до минимума ограничила свое морское судоходство.
В первые дни войны больше всех получила повреждений от взрывов глубинных бомб подводная лодка “Семп” (Коршун), под командованием коммодор-подпоручика (капитан-лейтенанта) Владислава Саламона. Уже 5 сентября эта подлодка должна была направиться к берегам Готланда, а затем Эланда, где экипаж до 14 сентября пытался ис-править повреждения. В этот день на подлодке была получена радиограмма от Коман-дования флота, приказывающая подводным лодкам как можно дольше действовать против неприятеля, а потом отправляться в Англию или в шведские порты. Сначала ко-манда намеревалась попытаться прорваться в Англию, но повреждения корабля были на столько велики, что от этого намерения пришлось отказаться. 17 сентября субмарина вошла в шведские воды в районе Нюнесхамна. По прошествии 24 часов она была интер-нирована. Такая же судьба встретила 18 сентября подводную лодку “Рысь”, под коман-дованием коммодор-подпоручика Александра Гроховского, а 25 сентября - подводную лодку “Жбик” (Лесной кот), под командованием коммодор-подпоручика Михала Жеб-ровского.
Четвертая подводная лодка ORP (корабль Речи Посполитой) “Вилк”, под коман-дованием капитана (капитана 2-го ранга) Богуслава Кравчука - 9 сентября перешла в новый сектор на высоте маяка Стило. Под вечер того же дня она заметила небольшой немецкий конвой, но удобной позиции для торпедной атаки занять не удалось. На сле-дующий день через перископ наблюдалось только несколько не вооруженных торговых судов. В это время повреждения на субмарине стали уже настолько мучительны, что возникла необходимость захода в порт. Уведомленный об этом командующий флотом отдал приказ прорываться через Зундский пролив в британские порты, а в случае невоз-можности этого - интернироваться в Швеции. Еще три дня “Вилк” оперировал на Бал-тике, а ночью с 14 на 15 сентября, в надводном положении, прошел Зундский пролив. Субмарина встретила там два немецких эскадренных миноносца; на небольшом рассто-янии, едва в 50-70 метрах друг от друга, корабли разошлись на контркурсах. У орудия “Вилка” все время стоял его расчет, моряки были настроены защищаться до послед-него. Полная напряжения минута наступила после расхождения кораблей, так как один из эсминцев осветил прожектором корму “Вилка”. На темном фоне датского берега на-блюдатели с эскадренного миноносца не заметили, однако, подводной лодки. 19 сентяб-ря “Вилк” наладил связь с британским адмиралтейством, а на следующий день вошел в порт Розайт.
Дольше всего на Балтике находилась подводная лодка “Ожел” (Орел). Уже 4 сен-













- 4 -

тября она покинула сектор под Гелем и направилась в район Готланда. Команда пыта-лась исправить повреждение, но неожиданно заболел командир корабля коммодор-под-поручик Генрик Клочковский - боялись, что тифом. По неоходимости субмарина вече-ром 14 сентября прибыла на рейд Таллина, а на следующий день вошла в порт. Больной командир отправился в госпиталь. Эстонские власти продолжили нахождение субмари-ны в порте на 24 часа, мотивируя это выходом из него немецкого торгового судна, а за-тем незаконно, под давлением германского посла, интернировали “Орла”. 16 сентября было начато разоружение субмарины путем выгрузки артиллерийского боезапаса, зам-ков от орудий и 10 торпед. С корабля забрали также карты, а все тайные документы уничтожил новый командир, до того - старший офицер капитан (капитан 2-го ранга) Ян Грудзиньский. Большинство команды, включая нового командира, не могло, однако, согласиться с мыслью об интернировании. Ночью с 18 на 19 сентября они вызвали ава-рию электропроводки в порте, а когда его охватила темнота, то моряки обезоружили двух часовых, поперерезали канаты и субмарина, под обстрелом кораблей и эстонской батареи, счастливо покинула негостеприимный порт.
21 сентября “Ожел” ненадолго задержался поблизости от Готланда, чтобы выса-дить там забранных в Таллине двух эстонских часовых, после чего пользуясь вручную сделанными навигационным офицером (oficer nawigacyiny) подпоручиком Марианом Мокрским картами, кружил в районе шведского побережья, в поисках контакта с вра-гом. На субмарине осталось еще 6 торпед, которые эстонцы не успели выгрузить. 7 ок-тября, когда надежды на встречу с врагом не оправдались, а запасы топлива стали за-канчиваться, капитан Грудзиньский решил прорваться через заминированные и сильно патрулируемые датские проливы в Великобританию. Ночью с 8 на 9 октября “Ожел” вошел в Зунд. Дойдя до острова Вен корабль остановился. Целый день подлодка отды-хала на дне, и только вечером 9 октября форсировала узкий пролив между Хельсинге-ром и Хельсингборгом. В проливе Каттегат, сначала между мысои Куллен и островом Анхольт, а затем около мыса Скаген корабль провел еще два дня, надеясь атаковать не-мецкие суда. Только 12 октября капитан Грудзиньский направил “Орла” в Северное мо-ре, а через два дня, 14 октября, вступил в связь с британским адмиралтейством. В тот же день “Ожел” вошел в базу в Розайте”.
Сюда надо добавить, что польская подводная лодка “Ожел” (Orzel) погибла со всем экипажем в июне 1940 года во время Норвежской операции. Современные исследо-ватели предполагают, что это произошло 25 мая в прибрежных водах Великобритании на оборонительном минном заграждении, о котором англичане не поставили поляков в известность.
В сентябре 1939 года советские торговые суда на Балтийском море плавали в Германию с различными грузами - поэтому топить их немецким подводникам было по-просту невыгодно экономически и, тем более, политически. Другое дело - польский “Орел”. Так что, на его счет, по-видимому, и надо отнести советские “Металлист” и “Пионер”, тем более, что как показала история, ненависть к русским - черта польского национального характера. Ну, а российский адмирал Плюшкин, из ведомых только ему личных побуждений , решил хранить сей разбой в глубочайшей тайне на вечные време-на.