Эпоха наплевизма статьи разных лет

Александр Масалов
Вместо предисловия

1.
Эти статьи обязаны своим появлением тому, что началось в России после марта 1985 года. Я имею в виду так называемую “перестройку”. Мартовский пленум ЦК КПСС и знаменитая речь Михаила Горбачева четко делит нашу жизнь на “до” и на “после”. Хотя наиболее радикальные изменения в политике и экономике начались после августовского путча 1991 года, когда рухнул старый режим.
Историки сломают еще немало копий, выясняя подноготную мартовского пленума: что тогда произошло на самом деле, кто стоял за Михаилом Сергеевичем и какие средства были задействованы для достижения цели...
Хотелось бы, конечно, узнать все. И чтоб сведения эти были подкреплены соответствующими документами, а не заверениями типа:
- Это абсолютно точно - мне дядя Миша рассказывал, а он слышал от кума, у которого лучший друг троюродного брата со стороны мужа жены золовки от второго брака работал членовозом в ЦК...
Но разве сейчас это столь важно?
Мне кажется, что россиянам более важно осознать во всей полноте другое:
За все время существования нашего государства не было ни одного поколения, жившего спокойно, без воистину революционных потрясений в экономике, политике или мышлении.
Земля русская, к сожалению, не породила фигуру сродни королевы Виктории, давшей своим подданным полвека безмятежного процветания.
Каждые двадцать - тридцать лет в истории России обязательно бывает либо война, либо какая-либо реформа, либо иноземное иго, либо приступ безудержного головотяпства правителей...
Так что не следует сетовать по принципу: “Эх, как нашему поколению не повезло!..”.
Если б не случилась так называемая перестройка, - значит, было бы что-нибудь другое.
Как знать, может - во сто крат хуже.

2.
В прошлом страны было немало событий, поверить в достоверность которых трудно. Едва, например, образовалось российское государство, князья так перецапались за сферы влияния, что были вынуждены пригласить на престол иноземных правителей - варягов. Дескать, только вы сможете нас рассудить...
По сравнению с этим меркнет все. Даже попытки Запада и международных валютных фондов корректировать внешнюю и внутреннюю политику России. Это кажется дикостью и очень раздражает обывателей и политиков-популистов, но если случится маловероятное и президентом России когда-нибудь станет Бил Клинтон или Маргарет Тэтчер, это будет не предательством национальных интересов, а традицией, опирающейся на многовековые традиции.
Да и перестройка, несмотря на катастрофические последствия, кажется сущей ерундой по сравнению с революцией 1917 года, а Великая Октябрьская - с отменой крепостного права или с реформами Петра I...
Отступая назад, в глубь веков, мы в конце концов упремся в крещение Руси, вообще не имеющем прецедентов. Ни в России, ни вообще в мире.
Согласно легенде, правящий князь Владимир Красное Солнышко побывал в дальних странах, и чужеземные религиозные культы пышностью обрядов произвели на него большее впечатление, чем исконно русское язычество.
Некоторое время князь раздирался между мусульманством и христианством. Он не мог сделать выбор. В мусульманстве его очень привлекало многоженство, но отпугивал запрет пророка пить вино. Наконец, князь выбрал христианство. Черт с ним, с многоженством, если пить нельзя!
И языческую страну стали вгонять в христианство. Несогласных с инициативой правящей власти вырезали целыми деревнями, дома сжигали, а имущество отходило власти и церкви.
Приватизация или строительно-восстановительные работы на территории Чечни в зоне боевых действий, это, конечно, тоже неплохой способ делать состояния, но по сравнению с христианизацией Всея Руси - так, мелочь на карманные расходы...   

3.
Христианизация Руси и борьба с двоеверующими (теми, кто признал Христа под угрозой смерти, но втайне поклонялся прежним языческим богам, - отсюда, вероятно, и пошло укоренившееся в менталитете россиян органическая склонность к двоемыслию) длились несколько веков, и все равно христианству не удалось справиться с язычеством.
Следы исконной религии в культуре россиян очень велики. Например, традиция обмывать зарплату, дорогую покупку, рождение ребенка, начало и окончание работ и так далее - это фактически есть видоизмененное жертвоприношение Богам за удачу.
Ночь на Ивана Купалы сейчас празднуется как почти официальный христианский праздник, но мало кто до конца осознает, что ночь на Ивана Купалы - с прыжками через костер, с ночными гульбищами, с жертвоприношениями духам огня, воды и леса - это чисто языческий праздник. Более того, праздновать Ивана Купалы было в то время вызовом официальной религии - свидетельством того, что древние языческие божества не забыты.
В средние века празднующих разгоняли церковными дружинами при поддержке княжеских войск. Точно так же в начале ХХ века царская жандармерия разгоняла первомайские демонстрации, символизирующие собой единение трудящихся всего мира, и антисоветские демонстрации в 60-80-ые годы...
Право же, ничего нового в истории России нет и быть не может.
Что же касается христианства, вернее - его последствий, то мне доводилось слышать мнение, будто кривая судьба России и ее населения - это наказание, которое постигло россиян за измену прежним, исконным Богам...
И никогда не будет нам спокойной и безмятежной жизни. Ни в этой стране, ни в какой-нибудь другой.
Мы - проклятый народ.