Юрий Тарасов-Камчатский - написанные рецензии

Рецензия на «На улицах их памяти...» (Алена Драгунова)

Грустные стихи. Сколько изломанных судеб оставила после себя наша непростая история.

Юрий Тарасов-Камчатский   21.06.2019 15:26     Заявить о нарушении
Юрий, спасибо большое! Скоро буду в Ваших краях) На Сахалине. Пригласили на Кузнецовские чтения. Может и Вы там будете? Очень была бы рада видеть Вас.

Алена Драгунова   26.06.2019 15:32   Заявить о нарушении
На Сахалин ехать предполагал в декабре, если получится. Там в это время краеведческая конференция планируется. Мне пришло приглашение. А у Вас когда?

Юрий Тарасов-Камчатский   27.06.2019 15:47   Заявить о нарушении
Мы летим 10 сентября на 10 дней. Надеюсь поездка будет удачной)

Алена Драгунова   17.07.2019 18:50   Заявить о нарушении
Желаю Вам успеха! Сам давно мечтаю побывать на Сахалине. Мешают только финансы.

Юрий Тарасов-Камчатский   22.07.2019 03:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Осажденная крепость» (Сергей Столбун)

Сергей, мне кажется, Вы неверно оцениваете мотивацию решений тогдашней коммунистической верхушки. Несоциалистическая идеология была запрещена в СССР сразу после революции не потому, что страна была осаждённой крепостью, а просто для ликвидации конкурирующих идей. НЭПманов и "кулаков" стали преследовать в конце 20-х годов просто потому, что они мешали коммунистам строить свой социализм. Коллективизация была заложена в идею коммунистов изначально, поскольку они отрицают возможность индивидуальной собственности при коммунизме. То же самое касается и индустриализации. Коммунизм по Марксу можно построить только в индустриально развитой стране. Отсюда и стремление коммунистов индустриализировать Россию любой ценой.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 16:14     Заявить о нарушении
Посмотрите, все-таки, книгу Бузгалина "10 мифов об СССР".

Я коммунист до мозга костей, хотя в партии никогда не состоял. Для меня это святая вера, отказ от которой был бы для меня равносилен распаду личности и отказу от всего, что связано с представлениями о добре и справедливости.

Я большую часть своей жизни посвятил тому, что пытаюсь найти возражения взглядам, подобным Вашим. Этому посвящены практически все мои статьи, опубликованные на "прозе...". Если хотите, посмотрите.

Но я не без основания опасаюсь, что все и на этот раз закончится обвинениями и проклятиями в духе Виктора Коннова, Эдуарда Казанцева, Шипуньского, Чернечика и других.

Если дело идет к этому - ограничьтесь моей статьей "Об окончательном решении коммунистического вопроса".

Сергей Столбун   27.12.2018 16:50   Заявить о нарушении
Если найду в нашей городской библиотеке, то обязательно узнаю, что они там пишут про коллективизацию. Хотя на профессиональную оценку с их стороны не надеюсь. Ведь они экономисты, а значит историю коллективизации знают, в лучшем случае, только из книг тоже коммунистов, но только историков, причём в большинстве своём с советским стажем работы. В то время заниматься темой советского периода могли только историки-коммунисты (других к ней не подпускали на пушечный выстрел). А историк-коммунист обязан был излагать только то, что разрешено партийной идеологией, то есть не историю, а миф. Уважающие себя историки-коммунисты в то время предпочитали заниматься другими темами, чтобы служить науке, а не партии.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 17:13   Заявить о нарушении
Ну, да, были альтернативные коммунистические школы, например, "школа Вазюлина" или "союз "Современная марксистская мысль".

У нас бали не только "диссиденты справа", но и "диссиденты слева". Например, капитан Саблин.

Сергей Столбун   27.12.2018 17:22   Заявить о нарушении
Да, может быть, но всё это не историки, а философы. Историки-диссиденты в СССР появились только во время перестройки.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 17:30   Заявить о нарушении
Коммунистам (даже "неофициальным", вроде меня) невозможно найти общий язык с антикоммунистами. Такое впечатление, что мы живем на разных планетах, у которых была разная история. Мы верим в разное и вокруг себя видим разное.

Эту мысль наиболее ярко выразил именно антикоммунист Войнович.

На встрече с читателями ему не понравился вопрос одного из присутствующих, и он сказал:

"Вы коммунист? Тогда разговор закончен: у нас с вами нет точек соприкосновения."

С одной стороны, я все время хочу об'ясниться, показать, что мы не злодеи и не сумасшедшие. С другой стороны, у меня достаточно большой печальный опыт дискуссий, в том числе с моими сотрудниками, друзьями и родственниками, которые заканчивались полным разрывом отношений.

Имейте в виду, если я опять услышу, что надо "снести все памятники злодею-Ленину", "запретить преступную и бредовую коммунистическую идеологию", а я должен "отречься и покаяться", я просто перестану Вам отвечать.

Сергей Столбун   27.12.2018 17:52   Заявить о нарушении
Еще одна важная моя статья: "Кровавые цифры".

Сергей Столбун   27.12.2018 17:55   Заявить о нарушении
Согласен с Вами, что переспорить убеждённого в чём-то человека невозможно. Тем более, если он, как в Вашем случае, убеждён "сердцем", а не разумом. Такой человек даже от ложных убеждений отказаться не может. Тогда какой смысл дискутировать?

Юрий Тарасов-Камчатский   28.12.2018 03:48   Заявить о нарушении
Спорить действительно смысла нет. Если исходные мировоззренческие принципы несовместимы, спор не имеет смысла.

Единственно, могу Вам порекомендовать еще две книги по теме: "Была ли альтернатива?" и "Власть и оппозиция", автор Вадим Роговин.

Сергей Столбун   28.12.2018 12:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Людские потери середины 30-х годов» (Олег Мглин)

На мой взгляд, расчёт вполне убедительный. Получается, что официальная цифра 7 миллионов умерших от голода отражает самую минимальную оценку, которая опирается на завышенную ежегодную естественную смертность в 4 миллиона (за 3 года - 12 млн.).

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 15:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «По поводу статьи Олега Мглина Людские потери серед» (Сергей Столбун)

Сергей, насколько я понял, Вы утверждаете, что в СССР не было настоящего социализма (тем более коммунизма). Но тогда получается, что коммунизм так и остался только теорией, то есть абстракцией, не имеющей ничего общего с реальной жизнью. В принципе, я в этом с Вами вполне согласен. Но если коммунист так считает, то он должен прямо и открыто заявить, что все попытки построить социализм в нашей стране и в других странах были ошибочными. Следовательно, ошибочны и Октябрьская революция, и созданный Лениным СССР, и проведённая Сталиным коллективизация, и все остальные "движения" компартии к коммунизму.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 15:21     Заявить о нарушении
Нет.

Потому что История - это сложный, взаимоувязанный и динамический процесс.

Идея, нереализуемая на данном этапе, может быть реализована на более поздних этапах, когда для этого сформируются об'ективные условия. Но революция - пусть даже преждевременная с точки зрения поставленных перед ней целей, все равно играет положительную роль и является важным шагом на пути построения справедливого и гуманного общества. Потому хотя бы, что, даже побежденная или переродившаяся, заставляет богатых и властных идти на определенные уступки, что, в конечном итоге, способствует формированию об'ективных условий для достижения поставленных целей уже в последующих революциях.

История определяется равнодействующей всех существующих сил, и коммунистическое Движение, даже ставящее перед собой неразрешимые (на данном этапе) задачи, является составляющей этой равнодействующей, влияющей на общий вектор мировой Истории, заставляющей богатых и сильных идти на уступки бедным и слабым (хотя бы из желания подорвать социальную базу коммунистам), что в итоге приводит к уменьшению количества зла и горя в Мире.

Поэтому правильно "левые" во время французской революции 1968 года выдвинули лозунг: "Будьте реалистами, требуйте невозможного".

И потом, невозможное сегодня может стать возможно завтра, при другом уровне развития производительных сил. 2000 лет назад любого, кто сказал бы, что возможен Мир без рабства, подняли бы на смех, 20000 назад подняли бы на смех любого, кто сказал бы, что возможен Мир без каннибализма...

Посмотрите мою статью "Судьбы революции" на "Прозе..."

Сергей Столбун   27.12.2018 16:34   Заявить о нарушении
А революция "красных кхмеров" в Кампучии в 70-е годы тоже сыграла положительную роль? Так можно договориться и до положительной роли Гитлера в истории. Может фашистская идея тоже ещё не реализовала себя в правильной форме? Она ведь тоже заботится о благе человечества.

Юрий Тарасов-Камчатский   27.12.2018 17:06   Заявить о нарушении
Ни об одном течении нельзя судить по крайним, тем более, уродливым, проявлениям.

Посмотрите мои статьи, если хотите.

Потому что каждый Ваш вопрос требует такого обстоятельного ответа, на который никакого письма не хватит.

Сергей Столбун   27.12.2018 17:13   Заявить о нарушении
Что касается фашизма - посмотрите мою статью "Веймарский эффект".

Сергей Столбун   28.12.2018 01:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене» (Юрий Тарасов-Камчатский)

"Разумеется, мы часть восточных славян (вместе с украинцами и белорусами), которые пришли на территорию нынешней России с юга и юго-запада, постепенно расселяясь из прародины славян в Прикарпатье."
Не разумеется. Хорошо известно, что ильменские словене (культуры сопок и длинных псковских курганов) - мигрировали с территорий, прилегающих к южному побережью Балтики и из бассейнов Одера и Нижней Вислы. Позднее сюда же мигрировали славяне из Среднего Поднепровья. Таким образом, получается, что этнически ильменские словене - сложный конгломерат, состоящих из западных и днепровских славян (склавенов и антов), балтов и северных угро-финнов. Днепровские поляне также, видимо, произошли от одноименного западно-славянского племени. Отчетливую балто-славянскую этническую основу имеют кривичи. Их эпоним Крив как-то связан с легендарным балтским персонажем Криве-Кривайтисом. ПВЛ утверждает, что радимичи и вятичи "вышли из лях", однако археологические данные свидетельствуют об их исходе из области верховий Днестра. В самоназвании северян (сиверь) и хорватов заметен
североиранский элемент (сявир - черный на языке сарматов; хаурвата - пастухи на санскрите).
"Акающий говор вятичей был близок языкам более западных восточнославянских племён (кривичей, радимичей, дреговичей) ставших предками современных белорусов"
Нет никаких свидетельств, что у вятичей был акающий говор. Есть лингвисты, которые считают аканье следствие ассимиляции славянами местных угро-финнов. Есть также лингвисты, утверждающие, что природа белорусского и русского аканья различна. Мы не можем судить о том, насколько близки были языки указанных племен. В ПВЛ кривичи трактуются как-то особняком от других восточных славян. ПВЛ рассказывает, что вятичи, радимичи, дреговичи "приидоша" на территории, указываемые Нестором, в то время как кривичи уже, по его выражению, "сидяху" и вроде как ниоткуда не приходили.
"Севернее и восточнее, в те времена, жили племена балтов (родственных современным литовцам и латышам)"
Ну, положим, известны днепровские балты, которые жили юго-западнее вятичей, расселявшихся в местах, населенных не только волжскими угрофиннами, но и другими балтами - голядью. В Дмитровском районе Московской области археологи откопали становища древних племен - вятичей, кривичей, мери и голяди. Топонимы и гидронимы Яхрома, Талдом - мерянские; село Голяжье указывает на балтов-галиндов (голядь). Если волжские угро-финны были ассимилированы славянами относительно быстро (в течение одного поколения), то конфликты с голядью на территории современной Московской области отмечались вплоть до 13 в.
"фактории купцов германского племени фризов, живших в устье Рейна (их страна называлась Фрисландией)"
Фризы обитали на территории современных Нидерландов и Германии. Фамилии, заканчивающиеся на -а (Рейзема, Хейзенга и т.д.) в Голландии считаются "фризскими". Известные памятники древнего фризского языка сближают его с языком ютов и англов.
"Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья"
Это ваш домысел. Если в земле фризов могли располагаться торговые фактории велетов, это значит, что племя велетов, жившее, как свидетельствуют источники, "ближе всего к данам", имело торговые связи с землей фризов. Что приходило в голову велетам, известно только самим велетам, но они этого уже не скажут.
"Сегодня уже можно считать научно доказанным фактом, что найденное археологами в устье реки Волхов укреплённое городище было основано именно в конце 7-го – начале 8-го веков, и именно балтийскими славянами... Несколькими десятилетиями позже центр управления и торгово-ремесленной деятельности словен переместился в построенный выше по течению Волхова город Ладогу"
Словене в устье Волхова в 7 в. захватили и сожгли стоявшую здесь крепость северных угро-финнов, а затем отстроили свою. Примерно через 70 лет словене заняли существовавшее до их прихода поселение в Ладоге (тоже первоначально - угро-финское), а еще лет через 50 на Ладогу нападают шведские викинги.
"Первые поселенцы были здесь в основном мужчинами (торговцы, матросы, гребцы, воины). Женщин им приходилось брать у местных финских племён"
Это ваш домысел. Словене мигрировали в массовом порядке, волнами, по суше т.е. мужчины, женщины и дети. Всё это прослеживается в археологической культуре длинных псковских курганов. Самоназвание "словене" говорит о том, что мигрировали отдельные роды, части старых племенных объединений. Примерно так же обретали свою родину словаки и словенцы - насельники забывали свою племенную принадлежность и именовали себя общим названием "словене". Поэтому и свои страны они назвали Словения и Словенско (так до сих пор называется по-словацки Словакия). Будущие ильменские словене просто захватывали земли, на которых, проживали северные угро-финны. Это были не только и не столько предки современных финнов (сумь и емь), а прежде всего чудь, весь, водь и прочие мелкие племена. Карела, пермь, югра, печора, самоядь были покорены новгородцами позднее. Имело место вытеснение, подчинение и постепенная ассимиляция северных угро-финнов.

Алексей Аксельрод 04.04.2018 23:39 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Юрий Тарасов-Камчатский   28.04.2018 12:23     Заявить о нарушении
С большинством Ваших дополнений к моей статье я, в принципе, согласен (в статье, для краткости, дан мой обобщённый взгляд на проблему). Поэтому отвечу лишь на те, которые считаю не точными или недостаточно обоснованными.
1. На мой взгляд, серьёзных доказательств миграции славян из среднего поднепровья в бассейн озера Ильмень, как минимум, до середины 9 века нет. Эта миграция могла происходить уже после создания государства со столицей в Киеве, то есть уже после появления словен, как этнической общности.
2. Насчёт разногласий лингвистов по поводу происхождения аканья, спорить не буду. Сам факт разногласий говорит о том, что в науке нет общепринятого взгляда на эту проблему. Поэтому, в статье выразил только своё мнение. Оно основано на фактах и логике. Факт в том, что аканье распространено на конкретной территории, которую до славян занимали племена балтов (на небалтских территориях у славян, как правило, нет аканья). Логично сделать отсюда вывод, что аканье в говоре местных славян - наследие контактов с балтами. Акающее население южной России (Калужская, Рязанская, Тамбовская области)может быть, в подавляющем большинстве, только потомками вятичей. Земля вятичей, частично тоже относится к бывшей территории балтов. Значит, и вятичи получили аканье таким же образом.
3. О проживании части племени велетов в Фрисландии есть свидетельство известного российского учёного 19-го века Гильфердинга. Он установил это на основании изучения германских архивных документов. По его утверждению, велеты попали туда в 6 веке в результате расселения славян. Если же они жили бок о бок с фризами и имели там города,значит вполне логично допустить, что и они участвовали во фризской пушной торговле. Из этого допущения и следует моё предположение о том, что именно они были инициаторами основания первого славянского торгового поселения на Ладоге (Любшанского городища). Сами фризы (германское племя) вряд ли были заинтересованы в заселении его именно славянами.
4. Культура Длинных курганов - это культура не словен, а кривичей, что было вполне доказано историком Седовым ещё лет 50 назад. С тех пор это мнение является в российской науке господствующим. Для словен характерна культура "круглых сопок".
5. Под именем Чудь в ПВЛ, скорее всего, имеются в виду эсты, предки эстонцев. Весь и Водь продолжали жить на своих территориях ещё несколько веков после появления словен и были в основном ассимилированы русскими только в 20 веке. Остальные из перечисленных (некоторые под другими названиями) существуют на своих землях и сегодня.

Юрий Тарасов-Камчатский 26.04.2018 12:06 Заявить о нарушении / Удалить

Юрий Тарасов-Камчатский   28.04.2018 12:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Третья мировая» (Анатолий Непушкэ)

Мировая война - это война между крупнейшими мировыми державами, которые втягивают в неё и зависимые от себя более мелкие государства. Война между Сирией и Турцией - это региональный военный конфликт, даже если он будет материально поддерживаться другими странами. Предыдущий пример - война между Ираком и Ираном в 80-е годы. Тогда ряд западных стран материально поддерживали Ирак.

Юрий Тарасов-Камчатский   21.07.2017 10:56     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, о мудрейший!!!!! )))

Анатолий Непушкэ   21.07.2017 11:10   Заявить о нарушении
Рецензия на «Стариков! О чем тоскуем?» (Артем Кресин)

Очень нужная сегодня статья. Жаль, что такие ценные свидетельства являются в наши дни лишь каплей в сравнении с морем сталинистской дезинформации.

Юрий Тарасов-Камчатский   16.07.2017 05:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Пять дней из жизни Павла Митта» (Алена Драгунова)

Да, интересная история. Спасибо автору и Элеаноре Прэй, за её письма. Сколько судеб было разрушено войной и революцией в России. Жаль, что ничего не сохранилось от усадьбы и кладбища Гольденштедтов на Де-Фризе. Интересно, где они располагались? Помню, летом 1984 года нас, группу матросов с крейсера "Минск", отправили убирать урожай капусты на Де-Фризе. Может это и были бывшие поля Гольденштедтов? А может пошла под них в советское время и сама усадьба?

Юрий Тарасов-Камчатский   10.02.2017 06:44     Заявить о нарушении
Юрий, большое спасибо за Ваш отзыв! Без писем Элеоноры Прэй рассказа бы не было. Так передать события того времени уже никто не сможет. Я пришлю Вам на почту электронную версию книги "Письма из Владивостока. Элеонора Лорд Прей." В ней есть подробное описание имения Новогеоргиевское, или, как назвала его Элеонора "Потерянный Рай" и фотографии.
Рассказ о Павле Митте - это часть задуманной работы, посвященной жизни имения.
Недавно на одном из форумов прочитала о том, что Павел Митт не был военным летчиком и история его сомнительна. Меня это задело и тогда решила написать рассказ. В память о Паше. Он был троюродным братом моей бабушки, по тем временам это близкое родство.
А вчера из разговора с знакомым юношей поняла, что нашей молодежи не хватает героев. Наших русских героев. Несколько поколений выросли ни на чем. На навязанной проамериканской псевдокультуре. Этот юноша даже не понял, зачем обеспеченному Паше нужно было идти воевать, если он мог "отсидеться" дома. Печально. Неужели такая пропасть между поколениями той эпохи и нашей современной?


Алена Драгунова   10.02.2017 07:39   Заявить о нарушении
Спасибо, Лена, за книгу. Я видел её раньше в магазине, когда бывал во Владивостоке, но мне она тогда была не по карману. Насчёт проамериканской культуры полностью с Вами согласен. Что же касается "отсидеться дома", то тут большая вина и наших прежних советских властей. Большевики (коммунисты) называли Первую мировую войну империалистической и во время её желали "поражения своего отечества". Фактически они играли роль пятой колонны врагов тогдашней России. Придя к власти, они постарались сделать всё, чтобы дискредитировать её героев и саму память о ней.

Юрий Тарасов-Камчатский   10.02.2017 16:33   Заявить о нарушении
Юрий, полностью с Вами согласна.
По хорошему завидую тому, что Вам довелось собирать капусту на Де-Фризе)
Там действительно так красиво? Понимаю, что осенью на поле не до красоты, но закат Вы наверное застали...

Алена Драгунова   10.02.2017 16:55   Заявить о нарушении
Нет, закат на Де-Фризе я не видел. Мы были там только с утра до вечера, а потом нас отвезли на грузовиках обратно под Тавричанку, где находилась наша казарма (точнее обустроенный под неё какой-то длинный сарай). Там жил в конце лета и осенью 1984 года "десант" с кораблей ТОФ, присланный помогать местному военному совхозу убирать урожай. А закаты (и восходы) лучше всего смотрятся в море.

Юрий Тарасов-Камчатский   13.02.2017 15:48   Заявить о нарушении
Закат в море я наблюдала только в Греции. Сыновья учились в Афинах и у нас была традиция во время моего приезда один день проводить на острове Эгина. Это самый близкий к Афинам остров и на нем много святынь. Как правило набиралась теплая компания из друзей-богословов. Начинали мы с монастыря Св. Нектария Эгинского,потом осматривали на близлежащей горе 365 храмов на каждый день, затем монастырь Св. Марины и т.д. Заканчивался круиз в рыбной таверне на берегу моря. Нет ничего лучше островной рыбы) И возвращались вечером на пароме во время заката. Красота неописуемая: море, чайки летящие за паромом, горы и алое зарево.
Лучше годы моей жизни.

Алена Драгунова   14.02.2017 12:28   Заявить о нарушении
Алёна, это не ошибка, Вы действительно осматривали 365 храмов каждый день? Такое число кажется невероятным.

Юрий Тарасов-Камчатский   17.02.2017 11:47   Заявить о нарушении
Юрий, это место называется Палеохора и означает “древнее поселение”. Это небольшая гора, на которой стоит множество храмов-часовен, через каждые 10-15 метров. К сожалению, на сегодняшний день сохранилось лишь около 40 и на каждой из них можно прочесть надписи :"Агио Анна, агиос Николаос" и т.д. Монахини монастыря св.Екатерины рассказывали, что 800 лет назад на этом месте была резиденция архиепископа Дионисия Эгинского и средневековое поселение Палья-Хоря с 365 церквушками по количеству дней в году. Это место видно из монастыря св. Нектария Эгинского. К храмам проходит хорошая дорога, но автобус туда не идет. Обычно мы брали такси или машину на прокат. Там это стоит не дорого. А так как нас было минимум 4 человека, то сбрасывались и путешествовали спокойной по всему острову.

Алена Драгунова   17.02.2017 17:28   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение. Теперь всё понятно.

Юрий Тарасов-Камчатский   20.02.2017 15:36   Заявить о нарушении
Выше в переписке я не точно выразилась. Поэтому и возник вопрос)

Алена Драгунова   21.02.2017 19:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основатель Зейской области Дмитрий Семёнович Бузин» (Золотая История Павла Афанасьева)

Интересный очерк. Спасибо. Узнал много нового о биографии Бузина-Бича. Есть,правда, на мой взгляд, и неверные выводы. В частности, Бузин не мог в 1922 году контролировать поток партизанских воспоминаний. Созданный в октябре 1922 года специальный орган для приёма этих воспоминаний - Дальистпарт подчинялся непосредственно Дальневосточному комитету РКП(б), а не МИДу.

Юрий Тарасов-Камчатский   22.01.2017 17:09     Заявить о нарушении
Спасибо за мнение.
Утверждаю, что всё же он контролировал. Хотя, возможно, не он один. Но автограф самого Бузина содержится на записях самих воспоминаний, на их копиях, хранящихся в архивах (ГААО,ГАХК, РГИА ДВ). Кроме того, был циркуляр, предписывающий все документы по кербинскому суду собрать и направить именно туда, в МИД ДВР.

Золотая История Павла Афанасьева   23.01.2017 00:43   Заявить о нарушении
Не могу что либо утверждать по вопросу о событиях на Нижнем Амуре после взятия Николаевска партизанами, так как специально этим не занимался. Но если МИД ДВР получил материалы по Кербинскому делу, то Бузин мог знакомится с ними только до момента ликвидации самого ДВР, то есть до ноября 1922 года. Основная же масса воспоминаний по этому вопросу была написана позже. Кроме того, в том же 1922 году об этих событиях была написана и издана книга эсера-максималиста И.Жуковского-Жук. К сожалению, мне её прочитать не удалось. Интересно было бы сравнить написанное им с другими воспоминаниями.

Юрий Тарасов-Камчатский   23.01.2017 04:13   Заявить о нарушении
Если вы про Красную Голгофу, то эта книга есть и в ГААО, и в областном музее. С сайта музея можно даже её скачать. Но по теме там лишь о Нине Лебедевой-Кияшко. Других книг от Жуковского-Жука не знаю, но "Люди в аду" Емельянова у меня есть, и с публикациями других авторов знаком.
Воспоминания же да, были и позже времён. Но всё же считаю, что они, либо их авторы, были подвергнуты отбору для "правильного" освещения событий. Тем не менее есть и такие, где резко критикуют Бойко-Павлова, не считая его истинным лидером партизанского движения. А есть и совсем непохожие на воспоминания партизан. Например, воспоминания Сотникова-Горемыки... Но этих, не прошедших чистилище, известно мало, и становятся известными они только сейчас.
Правда, о Бузине в таких я ничего не нашёл.

Золотая История Павла Афанасьева   23.01.2017 04:41   Заявить о нарушении
Извините, ошибся. В Красной Голгофе об Аде Лебедевой. А книга Жуковского-Жука называется "Лебедева и Тряпицын", и я с ней тоже знаком.
А из партизанских мемуаров точно не прошли редактирование Бузина или Дальистпарта воспоминания Овчинникова (Ovchinnikov A. Z. Memoirs of the Red Partisan Movement in the Russyan Far East, 1918-1920//The Testimony of Kolchak and Other Siberian Materials. Edited by Elena Varneck and H. H. Fisher. Translated by Elena Varneck. Stanford University Press, Oxford University Press, 1935. p.263–328.), они хранятся в Америке, но там тоже нет рассказов о Бузине, которые могли бы его скомпроментировать. Книга эта у меня есть.

Золотая История Павла Афанасьева   23.01.2017 05:00   Заявить о нарушении
О партизанском движении на Нижнем Амуре (в том числе и о Тряпицинской эпопее) очень много воспоминаний имеется в архиве Хабаровского края (Ф. 44. Оп. 1. Д. 329). Пять-шесть лет назад я успел выписать оттуда достаточно много материала по Тряпицинскому походу. Правда в книге о пратизанском движении в Хабаровском крае в период колчаковщины использовал не более десятой части этого материала. Остальной пока ждёт своей очереди.

Юрий Тарасов-Камчатский   23.01.2017 05:27   Заявить о нарушении
Я тоже переписывал воспоминания из ГАХК, в т. ч. из Николаевска, и ГААО, готов поделиться.

Золотая История Павла Афанасьева   23.01.2017 05:46   Заявить о нарушении
Пока я не готов заняться проблемой Николаевских событий. Нужно закончить сначала уже начатые проекты. Их у меня четыре, причём все довольно объёмные (а в планах ещё как минимум два). Думаю, раньше чем через пару лет (а может и более) освободиться не удастся.

Юрий Тарасов-Камчатский   23.01.2017 13:45   Заявить о нарушении
Павел, Вы предлагали мне оценить статью с точки зрения возможных ошибок. Пусть и с опозданием, но попробую сделать это. Отмечу вкратце места, которые кажутся мне слабыми, по сравнению с основным содержанием статьи:
1. Что Бузин мог быть назначен учителем сельской школы на Нижнем Амуре "по партийной" (эсеровской) линии. Это вряд ли было возможно, поскольку в 1908 году, сразу после поражения 1-й русской революции, партия эсеров в России (как и большевиков) находилась в глубоком кризисе, в глухом "подполье" и, конечно, не имела никакого влияния на чиновников министерства образования в Хабаровском районе. В тот период шло довольно массовое строительство в сёлах края школ Министерства просвещения (это была государственная политика). Достаточного количества учителей для них в крае не было, поэтому их приглашали из Сибири (в том числе и из Иркутской области) и центральных районов России.
2. Что Бузин командовал на фронте ротой и батальоном. Такое могло произойти только после февральской революции, не раньше марта 1917 года, поскольку в обычных условиях чин поручика позволял рассчитывать только на должность командира взвода. Тогда же он мог стать и членом полкового комитета, которые появились только с этого времени и фактически взяли на себя реальное руководство воинскими частями.
3."Специальное поручение от полка", с которым Бузин выехал на 2-й Съезд Советов (в октябре 1917 г.) вряд ли можно считать большой тайной. Съезд этот собирался большевиками и левыми эсерами специально для провозглашения советской власти. Именно такие "специальные поручения" и получали от своих избирателей большинство его делегатов. После перехода власти к Советам (фактически к большевикам), поддержавшие их солдаты и офицеры больше не видели смысла торчать на фронте (большевики обещали замириться с немцами) и под разными предлогами или без них начали массово расходиться по домам. Бузин лишь сделал это более-менее законно.
4. Что Бузин стал партизаном после того, как белая власть обратилась за помощью к "недавним врагам" японцам. Во-первых, в годы Первой мировой войны Япония была не врагом, а союзником России. Во-вторых, японская интервенция на Амуре началась летом 1918 года, а Бузин присоединился к партизанам в середине осени 1919 года.
5. Что Бузин был человеком Тряпицина и тоже ответственен за все его прегрешения. Сначала - о "прегрешениях" Тряпицина: На Нижний Амур он был отправлен по решению партизанского штаба Хабаровского района. Вместе с ним были делегированы и часть работников этого штаба (в том числе и Лебедева, и Бузин-Бич). Этот же штаб подкрепил отряд Тряпицина отрядами Наумова, Мизина и других. Самостоятельно отряд Тряпицина стал действовать только после занятия с. Мариинского в январе 1919 года и включения в свой состав большинства солдат находившегося там белого батальона. Бузин и Наумов возглавили образованные там полки потому, что имели самое старшее среди партизан воинское звание старой армии (соответственно поручик и штабс-капитан), то есть были наиболее подготовленными военными специалистами. В сторону Хабаровска полк Бузина двинулся не ради конфронтации с командованием НРА, а после занятия японскими войсками Николаевска и всего низовья Амура. Это было отступление к Хабаровску, а не наступление на него.
6. Что отряд Бузина стал бандитским. В письме Серышева говорится лишь о "слухах" и только в случае их подтверждения предписано уничтожить виновников. Серьёзных доказательств "бандитизма" отряда Бузина, мне кажется, нет.

Юрий Тарасов-Камчатский   30.01.2017 08:01   Заявить о нарушении
Спасибо, Юрий. Попробую возразить.
1. Конечно, прямых указаний на эсеровское назначение нет и быть не может, это лишь моё предположение. Но оно основано, во-первых, на том, что революционные партии (не только большевики) стремились распространить свою зону влияния на ДВ, и движение их членов в наши края было массовым явлением. Во-вторых, может я не прав, но втапоры не было вузовского или иного распределения, но почему- то Бузин поехал сюда. В-третьих, Бузин не был коренным дальневосточником, но почему-то поехал сюда. И было не назначение, конечно, а лишь «собственная» воля Бузина, продиктованная его партией.… В общем, это лишь моё предположение.
2. Это не мои домыслы. О командовании Бузиным ротой и батальоном писала его… как её обозначают — жена в биографии, хранимой в РГИВ ДВ. Полагаю, что в этом случае ей нет основания не верить.
3. Снова сошлюсь на тот же источник.
4. А в этом меня убеждают разные источники. Можно, я не буду их перечислять?
5. Знаете, Юрий, когда я вижу, что на нескольких (известных мне) фотографиях Бузин стоит (или сидит) рядом с Тряпицыным (Лапты, заметьте, там нет), мне не кажется, что он был не его сторонником. И он занимал важные посты в окружении Тряпицына. Вы считаете, что он был против того, что творилось тогда в Николаевске и окрестностях? Не знаю, не знаю. Ничем это не подтверждается. Он всё время продолжал выполнять «генеральную линию» и продолжал оставаться подручным Тряпицына, как и приснопамятный Лапта. И в сторону Хабаолвска изначально его отряд двинулся по тем же самым причинам, что отряд Лапты.
6. Партизанам нужно было чем-то питаться. Своего у них ничего не было. Что же они делали, чтобы прокормиться? Искали крестьян, которые были готовы отдать им последнее, поскольку запасались провизией только доя своей семьи? Увы, приходилось «реквизировать». Все партизаны для местного населения виделись бандитами, потому что лишали элементарного — прокорма. А подчас и жизни. Так что я не думаю, что «слухи» не имели основания.
Ещё раз, спасибо.
Вы ещё больше убедили меня в правоте моих выводов.

Золотая История Павла Афанасьева   30.01.2017 12:23   Заявить о нарушении
Здесь нельзя редактировать, поэтому вдогонку. Цитата из биографии Бузина, написанной его женой: "В 1915г. был призван на военную службу по мобилизации ратников 2-го разряда. Военную подготовку получил в 3 Иркутской школе прапорщиков. Был на фронте в 530 пех.полку. Командовал 5 ротой, а затем 2-ым батальоном. Был членом полкового комитета и Председателем следственной комиссии".
Выглядит убедительно, не правда ли? Конкретные полк, рота и батальон...

Золотая История Павла Афанасьева   30.01.2017 13:20   Заявить о нарушении
Павел, разве я отрицаю, что Бузин мог быть командиром роты и батальона? Я лишь утверждаю, что это могло произойти только после февральской революции, не раньше марта 1917 года, когда реальная власть в воинских частях перешла от командования к выборным солдатским комитетам. В период Корниловского мятежа и после него комитеты фактически получили право отстранять "контрреволюционных" командиров и ставить на их место своих людей. Тогда, скорее всего, Бузин и стал комбатом.

Юрий Тарасов-Камчатский   30.01.2017 13:57   Заявить о нарушении
Полагаю, что в условиях боевых действий, когда погибали командиры воинских частей, младшие по чину офицеры вполне могли применять командование на себя. Так что, считаю вполне возможным и подобное командование до 1917-го. Тем более, что в 1917-м он, больной (или прикинувшийся таковым), покинул фронт и отбыл в Москву. И уже там стал "свободным" от несения службы.
В любом случае, не считаю это принципиальным. Командовать крупными подразделениями он мог, и не раз доказал это под Николаевском. В Циммермановке Бузин, например, вчистую переиграл поручика Токарева. Умел...

Золотая История Павла Афанасьева   30.01.2017 14:29   Заявить о нарушении
Конечно, в условиях активных боевых действий младшие офицеры могли занять место убитого старшего, но лишь временно, до прибытия замены или повышения звания заместителя. В любом случае, при сохранении воинского порядка поручик русской армии не мог стать командиром батальона. Это стало возможно только после февральской революции и связанного с нею развала армии. Что же касается "болезни" Бузина, то Вы сами пишете, что это произошло после 2-го Съезда Советов, то есть уже при Советской власти, когда начались мирные переговоры с Германией.
Конечно, Бузин был, видимо, неплохим военным специалистом. Не зря же он учился в юнкерском училище.
Поискал сведения о 530 полке в интернете. Выяснилось, что он входил в 133 дивизию. Это была дивизия 4-й очереди, то есть сформирована зимой 1916-1917 гг. из ополченцев (не служивших мужчин возрастом до 43 лёт, большей частью годных лишь к не строевой службе) и 19-летних новобранцев. В 1917 году Дивизия входила в 20-й корпус 3-й армии. В материале Владимира Лигуты на Проза.ру 133 дивизия упоминается в списке дивизий, державших фронт у станции Смогонь в Белоруссии. Лгута описывает боевые действия на этом участке фронта и даёт список награждённых в них. Ни там, ни там 133-я дивизия и 530-й полк не упомянуты. Скорее всего в серьёзных боях они не участвовали.

Юрий Тарасов-Камчатский   30.01.2017 16:32   Заявить о нарушении
Ну, я и не писал, что он был командиром батальона. "Довелось командовать". Может, правильнее было написать: "Довелось покомандовать". Но и в этом случае, конечно, можно уличить меня в неправоте: точных указаний на это действие у меня нет, написано было со слов не слишком-то надёжного источника. Однако я приму возражения против моего, будем говорить, предположения, в том случае, если мне будут предъявлены конкретные доказательства, что ничего этого не было. А то, что дивизия и полк где-то не упоминаются, меня не убеждает. Сам Бузин нигде в литературных источниках не упоминает, что он был эсером, что служил в царской армии, что Николаевск был сожжён. Но всё это было! Имя моего предка, участника восстания 1863 года, не упоминается в списках ГАИО, и на мой первый запрос архив ответил: таковой не значится. При этом в последующем в нём же была найдена масса документов с упоминанием этого имени и даже персональные дела! Сейчас работаю над биографией некоего Михаила Топаза, который не упоминается нигде в публикуемых материалах о Джалиндинских приисках. А Топаз, между тем, был крупнейшим арендатором этих приисков и скупщиком золота на них, и даже Гондатти жаловался в департамент, что не может ему помешать скупать золото и сбывать его в Китай, разоряя местных золотопромышленников!
Конечно, надёжнее всего было бы взяться и проследить боевой путь Бузина а архивах. Но я оставлю эту возможность для будущих исследователей. Считаю, что и без того сделал достаточно, обозначив публикацией уже забытое имя, собрав воедино не только то, что о нём где-то кем-то написано, но и информацию из архивных источников. Может, кому-то из историков это пригодится...

Золотая История Павла Афанасьева   31.01.2017 01:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Горе» (Константин Корсак)

Да, действительно тяжело читать об этом, особенно зная почти наверняка, что ждало всю эту семью начиная со следующего дня. Где окончили они свою жизнь? В Бресте? В Бабьем яру? Или в каком нибудь из фашистских лагерей смерти на территории Польши?

Юрий Тарасов-Камчатский   22.01.2017 15:59     Заявить о нарушении