Нина Писарчик - написанные рецензии

Рецензия на «Д. Косяков Алиса в Стране Чудес» (Фаустов)

Потрясающе информативная статья! В ней затронуты многие, если не все аспекты жизни популярной книги -- от истории создания, с личными особенностями автора, до исторического периода развития европейских стран, на момент создания книги, и до наших дней. Неправильно относить подобную статью исключительно культурологии, речь в ней идёт о литературе. Да, всё созданное на стыке разных жанров, наук и понятий -- необычно, но и наиболее интересно и современно.
«Наибольший простор для интерпретаций предоставляют не самые глубокие произведения, а самые пустые. Именно пустоту можно заполнить любым содержанием» -- говорит автор статьи, но сам же опровергает подобное мнение о книге Кэрролла. Именно читатели наполняют произведение собственным смыслом. Содержание остаётся прежним, а смыслы меняются в зависимости от эпохи с особенностями её культуры. Особенно, если содержание -- это «абсурд и пародия». Но и абсурд бывает практичным. Моя любимая фраза: «Для того, чтобы оставаться на месте, приходится очень быстро бежать. Если же хочешь попасть куда-то ещё, нужно бежать вдвое быстрее!» Вот, пожалуйста, в Яндексе: «Эта цитата из книги Л. Кэррола «Алиса в зазеркалье» хорошо отражает современное положение дел в полупроводниковой отрасли»... А я воспринимала её как руководство к собственной жизни...

Нина Писарчик   24.10.2023 07:16     Заявить о нарушении
Рецензия на «Валерий Копнинов Осмысленность периода нравственно» (Фаустов)

Сделать сравнительный анализ двух произведений, классика и современника, почти документалиста и фантаста, о прошлом и будущем -- идея интересная сама по себе. «Сахалин – образ конца света. Где конец света отнюдь не игра слов, а реальность. У Чехова – гео-политическая, у Веркина – апокалиптическая».
Есть спорные моменты в статье: «Будущее, чтобы состояться, должно отрицать прошлое. То есть настоящее для нас...» -- настоящее, хотим мы или не хотим, произрастает из прошлого, а будущее -- из настоящего. Это и есть «река жизни». «Распалась связь времён» -- вот и начинается апокалипсис!
Основная идея статьи высказана в конце работы чётко: «выбор между добром и злом делает жизнь человека более осмысленной, а апокалипсис – менее неизбежным. Разумеется, если выбор верный». Захотелось заново прочесть Чехова, а фантастику -- навряд ли...

Нина Писарчик   24.10.2023 07:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «Павел Виноградов Идентификация Борна» (Фаустов)

Обычно я против подробного пересказа сюжета в критической статье, но в данном случае благодарна автору. Потому что стало ясно -- не моё это чтение. Но иные цитаты, приведённые из текста книги, не могут оставить равнодушной, ибо это завления спорные -- на уровне цивилизаций: «Проблема в том, что в этом мире вообще нежелательно кого-либо спасать. Обычно спасённый полагает, что спаситель своим непрошеным добром отвратительно наплевал ему прямо в душу»... «У настоящего мага не может быть матери… но как же это тоскливо – длить себя в одиночестве!»...
Согласна с автором статьи, что радуют метафоры: «Утро у природы на этот раз вообще не получилось»; «Для демона проклятие смертного – это как блины со сметаной»... И благодарна, что так чётко-подробно освещён этот античеловеческий мир, до которого, надеюсь, человечество не докатится.

Нина Писарчик   24.10.2023 07:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Брагин Никита о Н. Мелехиной» (Фаустов)

Рецензия Н. Брагина очень личная, что должно быть особо дорого автору. «Идеальный читатель» разделяет чувство, с которым писалась вещь, сходу воспринимая идею. Конечно, разбирать произведение с точки зрения литературоведения умения нет, но живые эмоции, возможно, здесь важнее. Немного наивное восприятие не позволяет увидеть авторского хода с бутафорской красной телефонной будкой посреди снежной пустоши: «И поставили в деревнях ярко-красные телефонные будки -- заходи, земляк, вставляй, куда следует, специальную карточку и звони, хоть в Дубай, хоть в Брисбен, хоть самому президенту какой угодно страны» (Н. Брагин). На самом-то деле этот символ благополучного Лондона, возникнув на страницах деревенской прозы, привносит элемент сказочности, эффект «Рождественского рассказа». А в российских деревнях стоят скромные синие таксофоны, с которых можно бесплатно (без карточки) вызвать скорую помощь, полицию и пожарных. Ставились они властями при отсутствии нынешней сотовой связи. Кто же знал, что технологии так быстро и далеко продвинут интернет и карманный телефон...

Нина Писарчик   24.10.2023 07:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ал. ак. алулов попытка мощи» (Фаустов)

Поняла из данной статьи главное: я -- «неандерталец», а никакой не «сапиенс». По всем критериям! Зато не поняла отношения автора статьи к самому Драгомощенко. Как будто постоянно оправдывает его, но иногда срывается на прямую критику: «По стилю прозаические тексты Драгомощенко поразительно напоминают... абзацы Введенского, посвященные сифилису и зубной боли (ни грана издёвки!)... любой текстолог не найдет ни малейшей разницы». В равновесие привела фраза: «Тексты не для читателя, а для писателя».

Нина Писарчик   24.10.2023 07:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Иван Родионов Когда книги снова стали большими» (Фаустов)

К сожалению, не слежу за «большими» премиями. Последний случай был связан с упомянутым в статье романом «Цветочный крест» Елены Колядиной, за которую я «болела» по понятным причинам -- была не только корректором рукописи, но и «сосватала» с опубликовавшим (и оценившим!) редактором альманаха «Вологодская литература» Алексеем Николаевым.
Для интересантов же подобная информационная статья наверняка нужна, да ещё с личной реакцией на каждую книгу.

Нина Писарчик   24.10.2023 06:48     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ирина Кадочникова Когда прозрачен взгляд» (Фаустов)

Разбирая стихи по косточкам, автор доказывает собственную образованность -- как в области литературоведения, так и в несмежных с ним областях (или всё-таки смежных?) -- философии, психологии, психиатрии, даже физики с механикой. Признаюсь, читать было трудно, приходилось постоянно отвлекаться на поиски в интернете разгадок многих терминов и понятий.
Например, озадачила фраза: «в системе онтологических координат поэта»... Нашлось такое объяснение: «Понять это... можно только из онтологической (технологической) созидательной системы координат – эйдетической. Три гносеологические проблемы у современной философии: субстанциальность, кумулятивность, позиционирование. Решение этих проблем возможно только в эйдетической онтологии». Отступить я не могла и в конце концов выяснила: «онтоло́гия -- учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории»... Ну, кое-что о поэте узналось! А ещё -- что «визионёрство» связано с галлюцинациями, видениями, духовидением. Но вот вершина моих новых знаний: «Физика зрительных ощущений описывается Казариным в синестезийном ключе». Оказывается, «синестезия» -- это нейрологический феномен, при котором раздражение в одной сенсорной или когнитивной системе ведёт к автоматическому, непроизвольному отклику в другой сенсорной системе. Человек, который переживает подобный опыт, -- синестет.
Увы, увы -- на внимание к самому поэту, Юрию Казарину, сил не осталось...

Нина Писарчик   24.10.2023 06:37     Заявить о нарушении
Рецензия на «Галина Дербина Булгаковские шарады» (Фаустов)

Не удивилась, увидев в «коротком списке» лауреатов премии «Эхо» произведение Галины Дербиной (Москва). «Булгаковские шарады» -- «литературное расследование» (её словами) -- на самом деле является полноценным научно-литературоведческим и искусствоведческим трудом. Со списком источников -- как многих вариантов глав, посвящённых Иисусу -- Га-Ноцри («Мастер и Маргарита») и многожды переписанных автором, М. Булгаковым, так и священных первоисточников. Подобное погружение в материал (вместе с читателем) вызывает восхищение пытливостью автора-исследователя, рассмотревшего произведение Булгакова со всех культурологических точек зрения, включая художественные полотна с изображением Христа. И на фоне всех версий, лиц и фигур, мифов и реалий времён жизни Иисуса Христа и Михаила Булгакова автором не утрачена основная идея -- доказательство, что Га-Ноцри вовсе не слепок с Христа, а его антипод, «подсунутый» Воландом для одурачивания масс. Га-Ноцри -- всего-навсего кроткий, всепрощающий человек, не способный стать светочем, это лжепророк, и он умер, в отличие от Христа, который воскрес.

Нина Писарчик   24.10.2023 06:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ирина Денисова Энергии Куликова поля» (Фаустов)

Добротная статья о книге, заслуживающей прочтения. Непременно это сделаю, тем более что бывала на территории музея-заповедника «Куликово поле». Мечтаю побывать на проводимом там ежегодно в третью неделю сентября фестивале военно-исторической реконструкции. Спасибо автору за напоминание.

Нина Писарчик   24.10.2023 06:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Лана Ленкова за-Я-умь» (Фаустов)

«Однажды мы перестанем мучить / неделимое туловище языка и /открутим все слова от значений / чтобы они так просто болтались в воздухе /мы все станем языковники / И я больше ни слова не произнесу членораздельно» -- изречение автора книги. Оно жутко противоречит моему мнению, что самая большая роскошь-- «это роскошь человеческого общения» -- как сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Автор статьи подробно рассказывает об экспериментах поэтессы с языком. Наверное, в детстве та увлекалась лингвистическими сказками Людмилы Петрушевской. До сих пор помню «пуську бятую» и «бутявку некузявую». Поэтому почитаю-ка я лучше Л. Петрушевскую -- вот это идея!

Нина Писарчик   24.10.2023 06:24     Заявить о нарушении