Рогов Роман - написанные рецензии

Рецензия на «Капсула времени» (Иван Габов)

Сильно!
И форма, и антураж взяты у Стругацких, как и эпиграф, но мне показалось, что это заимствование использовано для усиления контраста. Язык хороший, меткий. Образы немного трафаретны. Из минуса - показался не очень удачным ход перековать школьного учителя в дельца. Всё же, интеллект - как катание на велосипеде.
Спасибо за творчество!

Рогов Роман   28.08.2014 11:07     Заявить о нарушении
Спасибо!
По поводу интеллекта хочу рассказать пример из жизни. У моей жены из всех двадцати пяти одногруппников после окончания в 1993 году Свердловского пединститута в настоящее время работают учителями аж четыре человека!

Иван Габов   28.08.2014 16:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прием заявок. За горизонтом вселенских событий» (Журнал Времена Года)

Рогов Роман "Deus Ex Machina"
http://proza.ru/2013/11/15/1267
23000 Word.

"Посвящение Рэймонду Дугласу Брэдбери"
http://proza.ru/2014/01/04/1419
26000 Word.

Рогов Роман   22.08.2014 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо, принято:
Рогов Роман "Deus ex machina"
http://proza.ru/2013/11/15/1267
23000 Word,

"Посвящение Рэймонду Дугласу Брэдбери"
http://proza.ru/2014/01/04/1419
26000 Word.
Удачи!

Журнал Времена Года   22.08.2014 13:52   Заявить о нарушении
Согласно внесенным в правила изменениям, вы можете дозаявить еще одну позицию в конкурс.

Журнал Времена Года   01.09.2014 14:17   Заявить о нарушении
Напоминаем - обсуждения завершаются, принять в них участие в ваших интересах, на вашем счету большое количество принятых от других участников голосов.

Журнал Времена Года   23.09.2014 15:53   Заявить о нарушении
Вы проигнорировали обсуждения, призовыми тоже распорядиться не желаете?

Журнал Времена Года   30.09.2014 12:42   Заявить о нарушении
Больше предупреждений не будет - 24.00 МСК 05.10.2014, если до сего момента не поступят распоряжения, ваш приз сгорит - таковы правила (проигнорировав участие в обсуждениях, вы уже выказали неуважение к конкурсу) .

Журнал Времена Года   03.10.2014 12:06   Заявить о нарушении
Здравствуйте! Совершенно нет свободного времени, по этой причине остался в стороне. От призов отказываюсь. Так же и потому, что не проявил должного внимания к другим участникам конкурса.
С уважением, Рогов Роман.

Рогов Роман   04.10.2014 03:16   Заявить о нарушении
Его еще не поздно проявить - выделить пару минут для написания рецензии с теплыми словами людям, которые за вас голосовали, сгоревшие баллы не возместят молчания. К слову, нам тоже приятнее перечислять баллы, чем созерцать невостребованность оных.

Журнал Времена Года   04.10.2014 08:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Прием работ в альманах» (профиль удален)

Добрый день! Представляю на Ваш суд три работы, каждая из которых так или иначе являет свою особую сторону в рамках научно-фантастического жанра: Первый контакт с марсианами (http://www.proza.ru/2013/11/15/1259), Аргонавты Хроноса (http://www.proza.ru/2013/11/15/1273), Deus Ex Machina (http://www.proza.ru/2013/11/15/1267). Благодарю за внимание.

Рогов Роман   23.01.2014 22:54     Заявить о нарушении
Рецензия на «Deus Ex Machina» (Рогов Роман)

Некоторые отзывы на Deus Ex Machina заставили меня написать что-то вроде критического этюда или пояснительной записки к рассказу. Резонно было бы предположить, что раз идея осталась непонятна, то не выполнена авторская задача, но я так не считаю, коль скоро Deus Ex Machina живёт отдельно от меня, и я могу порой погружаться сам в этот жуткий и противоречивый мир, столь же странный и иррациональный, как и сам рассказ.

Deus Ex Machina глазами автора.

Главной целью, которую преследовал автор, создавая рассказ, было, в первую очередь, расширение привычных понятий о возможных сюжетных подходах, обновление библиотеки изъезженных, примитивных и более неинтересных рецептов архитектоники художественного произведения чем-то экспериментально новым и совершенно неизвестным читателю. Наверное, в этом кроется причина неудачи произведения. Что было бы удачей? Если бы хоть один из прочитавших сказал мне: «Я понял». По большей же части прочитавшие абсолютно не обратили внимания на несколько деталей, которые в тексте просто пылают красным светом. Другое дело, что они не на привычных местах – но уж простите.
Несколько слов о задачах. Новая архитектоника – фраза красивая, но что под ней скрыто? Не написав ни строчки, автор долго и мучительно искал ответов. Как и полагается, он ничего не нашёл и просто взялся писать. Ясно было одно: искусство слова не ограничивается одним уровнем, и при грамотном подходе из предложений и сюжетных поворотов можно создать нечто геометрическое, этакое здание в воображении читателя, целый мир, прямо о котором в тексте не говориться. На этом этапе ни герои, ни их активность не играли сколько-нибудь значимой роли. Важна была… а что важно, откуда мне знать?
Мощнейший вклад внесли бесподобные Access To Arasaca с их замечательным альбомом «Geosynchron». Они были именно тем отправным звеном, из которого по цепочке, прослушивание за прослушиванием, бессонница за бессонницей, рос и ширился Deus Ex Machina. В этом плане мысли музыкантов и автора полностью сошлись – новый мир, глубокий, огромный, большей частью скрытый за повествованием, выглядывающий оттуда как из-за угла.

Deus Ex Machina глазами героев.

Мир иррационален и тяготеет к нереальности. Невозможно доказать, что есть какие-то силы, стоящие выше людей, но всё говорит за то, что эти силы есть. Более того, они проявляют себя независимо от героев. Человек по природе слаб, но это ещё не значит, что он не может бороться. Другой вопрос – против кого. Очевиден ответ. Против себя. Что есть машина? Образ, чья тень лежит на всём, начиная с первого слога и вырастая в финале в нечто всепоглощающее и жуткое. Машина и есть мир. Мир есть человек. Человек слаб и смертен. Человек несовершенен. Он сражается с самим собой от рождения и до смерти.

Deus Ex Machina глазами проницательного читателя.

Если вы всё ещё хотите разобраться во всём сами, не читайте дальше. Если вы признали слабость человека и отказались от борьбы, а может, отчаялись, сражаясь с непонятной концепцией, эта часть для вас. Рассказ в одном абзаце. Итак, отбросим всё и взглянем на Deus Ex Machina из пятого измерения. Первое, что бросается в глаза, что сидит огромным ярким указательным знаком, мимо которого вы благополучно пролетели, это начало второй главки: «На потолке, подобрав под себя ноги, неподвижно висел паук. В неверном свете лампы его крохотное тельце маслянисто переливалось, диод встроенной камеры тлел почти разрядившимся угольком». Оори хватает шлем и пытается сбить шпиона, но, очевидно, промахивается и произносит сакраментальное: «Дьявол из машины!» Маленькая деталь, но здесь наш сюжет круто разветвляется, и получается сразу несколько рассказов в одном. Не важно, что это было и почему. Важно провести логическую нить к концовке, а именно: «Иногда в небе появляется слабое свечение, тлеющее почти разрядившимся угольком. Присмотритесь к нему. Вот ваш шлем». Не кажется похожим? Или, по меньшей мере, странным? Итак, в данном контексте небо – потолок коморки Оори, на котором висит «дьявол из машины». Слабое свечение отнюдь не местное солнце, это всё тот же диод встроенной камеры. Идём дальше. Самым простым было установить личность погибшего, но читатели, рассчитывая получить ответ на всё в простой и понятной форме, даже не взглянули на него: «Похороните кости бедного Оори там, где нашли его, рядом с распахнутыми контейнерами, и помолитесь машине за его бренную душу.» Резонный вопрос, ведь на протяжении всего повествования в своей смерти обвинял его Кейл. Вот два отрывка для обдумывания: 1. Кейл рассказывает, как он погиб: «Сначала меня бросило о скалы. Кажется, кислородный баллон выдержал, но азот утекал катастрофически быстро. Я попытался встать, и тогда меня бросило второй раз. Ног я уже не чувствовал, обе были сломаны <…> Оба предплечья были вывихнуты тросами, но я не мог их отвязать – на другом конце были контейнеры, а в одиночку тебе бы их никогда не дотащить до корабля». 2. О своей гибели вспоминает Оори: «…споткнулся и упал. Трос натянулся. Мучительно долгий скрежет железной крышки открывающегося контейнера. И холодный ужас, разламывающий надвое позвоночник. Пот, заливающий глаза, и упорно заползающий в разум туман, протягивающий к самому сердцу мысли свои кривые руки». Картина в голове, так? Поставьте кадр на паузу. Человек падает и слышит, как позади него раскрывается контейнер. Очевидно, что оглянуться он не может, увидеть контейнеры тоже (всё же, он только что упал, плюс скафандр – штука неповоротливая, голову не повернёшь). Второй человек – в нескольких шагах, ему всё прекрасно видно. Читаем: «Дымка расступилась, и широкими от ужаса глазами Кейл увидел, как контейнеры, потеряв равновесие, катятся по камням. Застывший миг – чугунная крышка отлетает в сторону, выбитая нечеловеческой силой». На минутку сравниваем «показания» Кейла: «Мне хватило бы сил, чтобы позвать тебя, но шлем быстро наполнился кровью. Нестабильный контакт рации поминутно бил током, и всё лицо сводила судорога. Я полз, захлёбываясь собственной кровью, и гребни накрывали меня с головы до ног. Тогда пробило и кислородный баллон, и скафандр начал окисляться прямо на мне». Итак, один жив, второй упал и погиб. Кто же врёт? Здесь вступает в игру психологический фактор. Оори погиб, Кейл его бросил. Муки совести рождают страшный бред, в котором Кейл готов душу продать, чтобы поменяться с другом судьбой, изменить что-то, загладить вину, не делать этого предательства. Здесь и маячит наш саркофаг, который, возможно, чем-то сродни камере анабиоза. Маленькая деталь с «начисто снесённым грузовым отсеком» говорит о том, что Кейл стартовал, но потом избавился от отсека и вернулся на планету, где оставил товарища. Здесь он будет вечно лежать в саркофаге. Оори мёртв, весь мир – игра воображения Кейла, в которой он не палач, а жертва. Самое время вспомнить в нашем «паучке», чей диод сияет «в небе», сюда же совсем неудобоваримое «вы всё ещё живы? Бегите.» Мир оказывается сном кого-то, кто лежит в отсеке Оори, и стоит лишь схватить шлем («присмотритесь к нему. Вот ваш шлем»), быть может, кошмар прекратится. Может, и нет. Таким образом, мёртвый Оори оказывается не таким уж мёртвым. Это возвращает нас к моменту, когда он проснулся и увидел робота на своём потолке впервые. Саркофаг? Кейл? Это другой уровень и другая реальность. А теперь образ машины, которая накрывает всё от начала и до конца. Саркофаг, грузовой отсек, который сбрасывал в метеоритный пояс Кейл (или Оори), контейнеры, которые нужно было доставить на эту планету и, наконец, главный герой – робот-паук на потолке камеры. У нас получается квинта-архитектоника, пять уровней повествования, пять финалов, пять пониманий, пять сюжетов и даже пять логик, причём все одновременно действуют и одновременно верны. Первое – убийца Оори, Кейл – его наркотический бред, подстёгиваемый чувством вины и деятельностью саркофага. Второе – убийца Кейл, Оори – его выдумка, попытка сбежать от себя и от своей совести. Третье – оба живы, Оори в бреду, модулируемом машиной (робот-излучатель), спит в своём отсеке, Кейл – в саркофаге. Четвёртое – людей нет вообще, корабль пуст, всё происходящее – отражение жизнедеятельности сознательных механических существ. Пятое найдите сами. Всё.

Рогов Роман   29.11.2013 00:50     Заявить о нарушении
интересно, но попроще бы... мне бы... а уж слои смысла пусть будут, да побольше, посложнее, но сам рассказ попроще - тогда сочетание отличное получится. признаюсь честно, разбираться не стал, устал, а может быть - ум мой - стар...

Антон Ястребаус   15.05.2014 20:15   Заявить о нарушении