Вадим Добрянский - написанные рецензии

Рецензия на «Ойкумена» (Константин Сушко)

Неплохой исторический роман, но некоторые замечания к нему все же есть.
Если скифский царь Иданфирс в романе подчеркнуто назван на иранский лад Дантуром, то может стоило бы иранизировать («очистити від зайвих елементів») заодно уже и имена древнеперсидских царей с их родичами - т.е. переименовать Дария обратно в Дарайавахуша (Дарайавауша), Гистаспа в Виштаспу (Виштасу), Гуамат-мага в Гаумату (Гомаду), Камбиза в Камбуджийу и т.д. А то одни иранцы в романе носят имена в греческой интерпретации (Дарий, Гистасп), другие (Багабухш, Дантур) – в иранской, определенный разнобой получается…
Кстати, "скитський сар" – это неправильный термин, слово «царь» у древних иранцев произносилось скорее как «хшай» (в греческом произношении – ксай, сай). Это хорошо видно на примере персидских и скифских личных имен: Хшаяршан (Ксеркс), Липоксай, Арпоксай, Колаксай. А понятие «сар» (шар – предводитель, вождь, царь) имеет аккадо-вавилоно-ассирийские корни: Бел-шар-уцур, Шульману-ашаред и т.д. В общем правильнее будет – «скитський хшай».
В примечаниях также есть некоторые неточности. Древнейшую датировку я уже не затрагиваю – она все равно зачастую приблизительна, но есть такие вещи, которые каждому школьнику бросаются в глаза:

- «Саргон Древній, Хаммурапі, Мардук та Сінаххеріб» – это не «вавилонські царі», вернее не все они были вавилонскими царями – Саргон был аккадо-шумерским царем (Вавилона в его время еще не существовало), Мардук – это вообще Бог-покровитель Вавилона, но судя по датировке в примеч. имелся ввиду видимо царь Мардук-надин-аххе, а Синаххериб хотя и занимал дважды престол Вавилона, но царствованием это назвать сложно, в общем его все же правильнее считать ассирийским царем;

- «Птолемей та Селевк 1 Нікатор - македонські царі» - не совсем верная формулировка: Птолемей Алорит и впрямь был македонским царем, а вот Селевк Никатор – нет, он являлся македонцем по рождению, но царствовал в Государстве Селевкидов (Азия, Сирия), а македонский престол в это время принадлежал Антипатридам – Кассандру и его сыновьям;

- «330 року до н.д. Персія була завойована Александром Македонським, відтоді династія Ахеменідів урвалася». Это ошибочное мнение, не «урвалася», ее до 36 г. до н.э. благополучно продолжили понтийские Митридатиды;

- да и эпитетами наверно не стоило бы разбрасываться, в этом мире все так относительно – т.е. «кривавий» или «поневолювач» вполне мог быть при этом и «видатним» тоже, все зависит от конкретной исторической эпохи.
И самое главное: ойкумена – это действительно «дослівно – територія, заселена людьми», но во времена Иданфирса и Дария под словом «ойкумена» древние греки в целом имели ввиду известную им обитаемую часть Земли с центром именно в Греции (в Эллинском мире), а не в Скифии. Кстати, термин «ойкумена» не имеет ничего общего ни с кумом, ни с куманами (которые к слову самих себя называли кыпчаками), ни с польским словом «ойчызна». Похожий «префікс» «ой» в словах «ойкумена» и «ойчызна» - это банальное совпадение и не более того: «ойкумена» происходит от греческого «ойкео»-обитаю, а «ойчызна» - от польского «ойчец». Так что на слове «ойкумена» можем «без вагань ставити тавро запозиченого», увы, оно греческое и ничего с этим уже не поделаешь :)

Вадим Добрянский   07.02.2013 13:26     Заявить о нарушении
Рецензия на «Святослав I Игоревич» (Константин Рыжов)

Отличный очерк. Я в целом солидарен с Вашей оценкой результатов войны с хазарскими Буланидами. Добавлю только одно: увы, военные таланты Святослава не в то русло направлены были. Он и в этой войне и в Болгарии банально выполнял функции "континентальной шпаги" Византии, причем, видимо, совершенно не понимая этого. То есть, в обоих случаях он сыграл на руку в большей степени византийцам, нежели Руси: убрал на Востоке для Византии ее давнего торгового конкурента - Хазарский каганат, а вместе с этим нарушил относительное равновесие в Степи (т.наз. Pax Chazarica) и выпустил на Русь "джинна из бутылки" - многочисленные тюркские народы, что, кстати, тоже было на руку только византийцам. Так же и война в Болгарии на тот момент для Руси была бесполезной и выгодной все тем же византийцам... А гибель Святослава, думаю, была и вовсе удобна всем. Это для того времени, конечно, редкий случай, но тут действительно "пахнет" большим заговором при участии многих сторон: византийцев, печенегов и даже Ярополка.

Вадим Добрянский   23.10.2011 01:47     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли и оценили, Вадим! В данном очерке доводится до конца размышления, начало которым положено в "Рюрике и Аскольде". Суть их в том, что изначально существовали как бы две модели образования Древнерусского государства, в зависимости от того, какой торговый путь - Волжский или Днепровский будет избран в качестве "осевого". Симпатии самого Рюрика, насколько мы можем судить о них, были направлены в сторону первого. Об этом свидетельствуют те центры, которые он старался захватить (в их числе Ростов и Муром). Первым "свернул" с Волжского пути Аскольд. Но это была больше частная инициатива. Олег сознательно перенес основную тяжесть своей государственной деятельности на Днепровский путь. Святослав поставил в этой политике точку. В результате центры будущей Великороссии (Ростов, Суздаль) оказались далекими окраинами Киевской Руси. В некотором смысле это случайность. Было бы интересно порассуждать о том, какой могла быть Русь, если бы изначально был избран "волжский", а не "днепровский" путь. Тут и близость к восточным центрам, к мусульманскому миру, а не к Византии. Могла бы Русь стать мусульманской (летописный рассказ о "выборе вер" свидетельствует, что такой вариант всерьез рассматривался Владимиром)? И т.д. и т.п.
Вопрос о том, выгодно ли было Византии уничтожение Хазарского каганата лично для меня не столь очевиден. С IX в. обозначается сближение между этими державами. Каганат был важным "противовесом" русскому влиянию и "русской угрозе" в Восточной Европе, "щитом" против кочевников. На этом фоне торговые противоречия (да и были ли они?) - вещь второстепенная.

Константин Рыжов   23.10.2011 08:15   Заявить о нарушении
Я воспользовался Вашим советом, Константин, и (признаюсь, с неподдельным интересом) прочел главу «Рюрик и Аскольд», а также и две другие: «Славяне и русь» и «Вещий Олег» ( т. как они логически взаимосвязаны). Если коротко, то мне понравилось… В целом я согласен с изложенной там концепцией трансформации значения понятий «Русь» и «Русская земля», но некоторые замечания у меня все же есть. Начну с Рюрика. Мне кажется это настолько легендарная личность, что судить о том, какие у него были симпатии в отношении того или иного торгового пути крайне сложно. Во всяком случае сегодня. Я лично думаю, что летописцы вообще подогнали под него ряд событий. Например, очень уж сомнительно свидетельство летописей о том, что Рюрик за короткий промежуток времени (не совершив, согласно нашим летописцам, ни одного военного похода) распространил свою власть на целый ряд городов: Ладога, Новгород, Белоозеро, Изборск, Полоцк, Ростов и Муром. Это огромная территория. Казалось бы о Рюрике должны были знать все: и Запад и Восток. Но ни западноевропейские, ни хазарские, ни арабские, ни византийские источники о нем совершенно ничего не знают. Да, они начиная с 830-х гг упоминают о загадочном «Русском каганате», но не о Рюрике конкретно. То есть я хочу сказать, что более или менее полная история Руси начинается где то с перв. пол. 10 в., когда уже сообщения наших летописцев согласуются с данными византийских и др. источников. То есть утвердительно о деятельности русских князей мы можем говорить лишь с Игоря Старого. До него же все строится только на догадках: например, есть предположения, что Олегов было несколько, что Аскольд и Дир не скандинавы, а прямые потомки Кия (Хильбудия?). Некоторые исследователи вообще доказывают, что Дир с Аскольдом не были современниками. Ну а теперь я уже попробую ближе к теме выстроить свою версию симпатий и предпочтений Рюрика… Мне кажется, что Рюрика больше всего мог интересовать все же Днепровский торговый путь. Во всяком случае к такому выводу приходишь после прочтения отрывочных сообщений наших летописей. Например, летописные Аскольд и Дир отправляются вниз по Днепру примерно в то время, когда Рюрик пытается закрепиться в Новгороде – то есть практически сразу же после «призвания». Преемник Рюрика -Хелги-Олег совершает свой грандиозный поход на юг почти сразу после его смерти (и 3-х лет не минуло), причем захватив с собой и малолетнего сына Рюрика- Игоря. Здесь явно просматривается то, что Олег заранее отводил Киеву роль будущего центра Руси, а Днепровский торговый путь, в соответствии с этим стратегическим замыслом, становился приоритетным. Не исключено даже, что такой масштабный поход по Днепру задумывался еще при жизни Рюрика, только вот реализовывать его пришлось уже Олегу из-за смерти первого. Впрочем все это (учитывая условность летописных дат этого времени) только лишь догадки и предположения…

Что касается ситуации, если бы «осевым» стал Волжский торговый путь, то я лично думаю, что несмотря на близость мусульманских центров ничего необычного (сенсационного) не произошло бы – то есть русы не стали бы мусульманами. Этого не случилось бы по ряду причин: 1) этническая основа русов – скандинавы - начиная с 8 века грабили и колонизировали страны (и, соответственно, смешивались с их населением) в которых уже было распространено христианство (Ирландия, англосаксонские королевства и др.); 2) с 820-х-830-х гг, благодаря миссионерской деятельности Св. Ансгариуса (Ансгар, 801-865), христианство довольно быстро стало распространятся и среди самих норманнов. А летописный рассказ о "выборе вер" при Владимире Великом – это всего лишь красивая легенда и не более того. К тому времени христианство уже было официальной религией большинства славянских соседей Руси, а главное, христианской была сильнейшая держава в регионе – Византия. Плюс ко всему этому еще задолго до Владимира русская элита уже была знакома с христианством (при Аскольде и Ольге). Так что «выбор» веры Владимиром Святославичем был предопределен заранее.

Теперь несколько слов скажу о Хазарии… Хазарский каганат – это что то вроде Атлантиды – про него уже столько всего написано, а загадки по прежнему остаются… Одна из таких загадок – хазарско-византийские отношения. Да, действительно в течении 8-9 вв отношения между Хазарией и Византией были в целом дружественными, но все коренным образом изменилось при василевсе-узурпаторе Романе I Лакапине (920 - 944), который стал преследовать византийских евреев. С этого момента между двумя государствами началась самая настоящая вражда. Кроме того, к началу 10 века Хазария уже не справлялась и с функциями щита против кочевников: первыми сквозь этот «щит» пробились венгры (включая три этнически хазарских рода каваров), затем печенеги… Теперь Хазария перестала быть для Византии и важным "противовесом" русскому влиянию и "русской угрозе" в Восточной Европе. С этой задачей неплохо стали справляться новые «друзья» византийцев - венгры и печенеги. Последние, например, избавили Византию от лишних хлопот с «проблемным» Святославом в 972 году. Зато в это время Хазария (тесня византийских купцов) сумела монополизировать транзитную торговлю в Крыму, чем очень сильно ущемила интересы Ромейской империи. Так что, как видим, уничтожение Хазарского каганата для Византии в 60-х гг 10 в было делом выгодным и торговые противоречия между двумя государствами также играли немаловажную роль…

Вадим Добрянский   28.10.2011 08:38   Заявить о нарушении
Мне приятно, Вадим, что Вы нашли время немножко меня почитать. Как Вы, наверно, догадались, начальная русская история, что называется, мой конек. Я много размышлял над этим периодом, много читал о нем. И я убедился: очень важно не переносить на это время штампы и суждения из более поздней эпохи. Надо четко представлять себе, что время до Святослава - это во многом другое общество, отличное от привычной нам Киевской Руси. И еще одно - следует очень внимательно читать летопись, беря во внимание каждую деталь. Наши летописи совсем не так баснословны, как многим кажется.
Теперь о некоторых Ваших замечаниях.

Например, очень уж сомнительно свидетельство летописей о том, что Рюрик за короткий промежуток времени (не совершив, согласно нашим летописцам, ни одного военного похода) распространил свою власть на целый ряд городов: Ладога, Новгород, Белоозеро, Изборск, Полоцк, Ростов и Муром. Это огромная территория.

Заметьте: в летописи не идет речь о ТЕРРИТОРИЯХ. Говорится именно о ГОРОДАХ. Русь осуществляет контроль прежде всего над речными развязками, волоками. Речь ни в коем случае не идет о завоевании. Следствием этой политике стало налаживание транзитной торговли с Балтики на Волгу. Перечитайте еще раз мои тексты, эта мысль проводится там неоднократно. Далее

Мне кажется, что Рюрика больше всего мог интересовать все же Днепровский торговый путь. Во всяком случае к такому выводу приходишь после прочтения отрывочных сообщений наших летописей. Например, летописные Аскольд и Дир отправляются вниз по Днепру примерно в то время, когда Рюрик пытается закрепиться в Новгороде – то есть практически сразу же после «призвания».

Летописец (по крайней мере автор ПВЛ) ОСОБО ПОДЧЕРКИВАЕТ (и делает это дважды или трижды), что Аскольд и Дир (или один Аскольд) действовали на свой страх и риск, они не были направлены на Днепр Рюриком. Новгород играл важную роль в Волжской торговле, поэтому Рюрик его и занял (или основал).Об Олеге спору нет, но поворот во внешнеполитических ориентирах произошел после похода 860 г.

А летописный рассказ о "выборе вер" при Владимире Великом – это всего лишь красивая легенда и не более того. К тому времени христианство уже было официальной религией большинства славянских соседей Руси, а главное, христианской была сильнейшая держава в регионе – Византия. Плюс ко всему этому еще задолго до Владимира русская элита уже была знакома с христианством (при Аскольде и Ольге). Так что «выбор» веры Владимиром Святославичем был предопределен заранее.

Я не могу согласиться здесь ни с одним утверждением! Все это - перенос поздних штампов на более раннюю эпоху. Но спорить об этом я сейчас не буду. Если Вам интересно, обратитесь к моему очерку, специально посвященному Владимиру Святому. Из него в частности видно, что интерес к мусульманству имел место. Выбор православия во многом был ЛИЧНЫМ выбором Владимира. Что его обусловило, летописец (который совсем не так наивен, как может показаться) и пытался выяснить. Откройте летопись и перечитайте ее внимательно, без предубеждений, вникая в каждую мелочь, и, быть может, Вы это почувствуете. Лично я почувствовал. Успехов!

Константин Рыжов   28.10.2011 23:15   Заявить о нарушении
Да, я понял, Константин, что древнерусская история – это один из Ваших любимых периодов. И признаться мне вообще даже немного неловко было спорить (хотя и интересно) с Вами - человеком, который в отличии от меня опубликовал ряд книг по истории. В общем я, видимо, слишком увлекся и в предыдущем сообщении явно перегнул палку со своими «замечаниями». Если задел Вас этим, то честно – не хотел… Про штампы полностью согласен с Вами – в идеале, конечно, лучше всего было бы без них. Но исторические монографии без штампов это огромная редкость. Не хочу углубляться, но скажу, что на позицию историка влияет множество различных факторов и с учетом этого абсолютно объективных исторических работ не бывает. Может я и ошибаюсь со своею категоричностью, но, увы, пока меня еще никто не убедил в обратном. Что до летописей, то я не говорил, что они баснословны. Однако считаю, что подходить к ним все равно нужно критически: они множество раз редактировались, в них есть много поздних вставок, хронологическая сетка «хромает» даже при описании событий 11 века. То есть я согласен с Вами, что наши летописи нужно читать внимательно (но с учетом вышеизложенных «недостатков», которыми они иногда грешат). А так же не стоит забывать сравнивать текст наших летописей с текстами современных им западноевропейских и византийских хроник. Только в этом случае мы будем иметь полное представление о том или ином событии. В подтверждение своих слов приведу известный пример с Святополком I. По нашим летописям и житиям выходит, что он убил Бориса, Глеба и других своих братьев, а по сагам и западноевропейским хроникам получается, что сделал это скорее Ярослав Мудрый. Да и вообще события 1015-1019 гг слишком «скомканы» нашими летописцами.
Теперь попробую ответить на Ваши замечания ко мне:
1) Опять начну, наверно, с Рюрика… Мне кажется, что для того, чтобы осуществлять контроль над определенными городами, речными развязками, волоками Рюрику или его людям все равно нужно было совершить в этом направлении поход или набег. В подтверждение своей мысли процитирую летопись (правда, речь здесь пойдет о преемнике Рюрика – Олеге):
«В год 6390 (882). Выступил в поход Олег … и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.
В год 6391 (883). Начал Олег воевать против древлян и, покорив их, брал дань с них...
В год 6392 (884). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань...
В год 6393 (885). Послал (Олег) к радимичам, спрашивая: "Кому даете дань?". Они же ответили: "Хазарам". И сказал им Олег: "Не давайте хазарам, но платите мне". И дали Олегу по щелягу, как и хазарам давали. И властвовал Олег над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами, а с уличами и тиверцами воевал».
Вот отсюда мне понятно почему Олег «властвовал … над полянами, и древлянами, и северянами, и радимичами». Потому что до этого он совершил против них походы и покорил их. А вот почему и в результате чего Рюрик «принял всю власть один … и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. .. и над теми всеми властвовал» - я, читая летопись, не увидел. К тому же есть версия, что упоминание Ростова в 860-х гг в летописи – это вообще приписка 12 в.
Как бы там оно ни было я допускаю то, что возможно русы установили свой контроль над Ладогой, Новгородом, Белоозером, Изборском, Полоцком, Ростовом и Муромом еще до летописного Рюрика, но в любом случае в летописи по этому поводу ничего не сказано.
2) Про Днепровский и Волжский торговые пути я уже высказал свои предположения и добавить к ним еще чего нибудь у меня нечего. Впрочем я не настаиваю на них, т.к. я уже говорил, что до Игоря это был слишком «темный» период, что бы делать по нему какие-либо категорические выводы;
3) По вопросу о «выборе вер» Владимиром Великим мне к своим прежним утверждениям добавить тоже особо нечего. Я прочел Вашу главу об этом князе, но свою точку зрения при этом не поменял. Не знаю, может я и неправ и действительно переношу поздние штампы на более раннюю эпоху, но я считаю, что принятие Владимиром христианства – это было все же политическое решение, подготовленное еще предшественниками князя. Мне также кажется, что его к этому решению подталкивали не только внешние обстоятельства, но, видимо, сторонников принятия христианства хватало и в окружении самого князя (иначе бы у него эта религиозная реформа просто провалилась бы). К уже изложенному добавлю еще одно: я думаю, что Владимир в 980-е гг старался равняться на Византию практически во всем и выбор христианства именно ромейского типа обусловлен еще и тем, что князь также хотел иметь у себя надежную опору (духовенство), которая бы укрепляла его власть внутри страны (т.е. так, как это уже сложилось в Византии – имею ввиду союз константинопольского патриарха с василевсом). Поэтому Владимир выбрал христианство именно восточного обряда, а не римско-католического (видимо, понимал, что в этом случае духовенство будет слушаться не его, а понтифика в далеком Риме). Почему князь не выбрал ислам – думаю потому, что опять же Византию Владимир хотел видеть основным политическим, военным и торговым партнером Руси. А мусульманская Волжская Булгария, недавно освободившаяся от власти хазар, только начинала делать свои первые шаги (к тому же в 980-х гг «осевым» был уже не Волжский а Днепровский торговый путь). Иудаизм Владимир отверг, видимо, потому, что верование это также не сулило ему никакой политической выгоды – влиятельной силы под названием Хазарский каганат ведь уже не существовало. То есть крещение Руси не было спонтанным и стихийным явлением – это была хорошо продуманная политическая акция. Впрочем я не отрицаю того факта, что если бы при Владимире Волжский торговый путь был основным, а Хазарский каганат существовал бы по прежнему, то мы сегодня вполне могли бы исповедывать ислам или иудаизм. Но этого все же не произошло.

Вадим Добрянский   31.10.2011 01:40   Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим, я возьму из Вашего обширного ответа только то, что относится к самой сути нашей дискуссии. Вы пишите:

Впрочем, я не отрицаю того факта, что если бы при Владимире Волжский торговый путь был основным, а Хазарский каганат существовал бы по-прежнему, то мы сегодня вполне могли бы исповедовать ислам или иудаизм. Но этого все же не произошло.

Могут сказать, что рассуждения о Волжском торговом пути в качестве государствообразующего стержня носят искусственный характер. Дескать, была Киевская Русь – великое государство со своим населением, своей княжеской династией, своей культурой и т.п. Ее четырехсотлетнее существование, как приговор: иного исторического пути просто не могло быть, потому что не могло быть никогда. Между тем, на возможную альтернативу намекают только несколько летописных строк Начальной летописи. Что на это ответить? Я бы согласился с этим доводом, если бы не одно большое НО. Киевская Русь исчезла в 13 веке, сметенная татарами, а Северо-Восточная Русь начала в 16 веке постепенное движение к своим естественным границам – к берегам Каспийского моря. Начала примерно с тех же пределов (Муром – Нижний Новгород), на которых остановилась в 9 в. Было ли это решением новой исторической задачи или реализацией ТОЙ старой, отложенной на шесть столетий? Если принять второй вариант ответа, тогда в голову приходит странная и крамольная мысль: не был ли поворот на Днепровский путь роковой ошибкой Олега?

Константин Рыжов   31.10.2011 20:30   Заявить о нарушении
Даже и не знаю что Вам сказать…
Начну, пожалуй, с общего. Я в свое время интересовался историей, но так сказать «обычной» историей, а не альтернативной, и мне, честно говоря, немного непривычно рассуждать о том как могло бы быть, если я, например, заранее (и во всех деталях) знаю как оно было (или есть): ведь представляя себе какое нибудь иное развитие определенной ситуации – все равно отталкиваешься от того, что знаешь как эта ситуация разрешилась на самом деле. Приведу (возможно и не совсем удачный) пример с турками-османами (в одном из сообщений я уже затрагивал этот момент): я может утвердительно и спрогнозировал бы их поражение от соединенных сил Московии и Византии в 1410-1430-х гг, если бы не знал, что в действительности представляли собою эти государства в указанное время (и чем закончились сражения под Никополем в 1396 г и Варной в 1444 -м). То есть, мне кажется, что альтернативная реконструкция отдельно взятого события (ситуации, процесса) – это в любом случае будет всего лишь одна из возможных версий…
Теперь уже перейду конкретно к одной из тем наших с Вами «разногласий» – т.е. к влиянию определенных торговых путей на государствообразующие процессы. Буду краток: я целиком и полностью согласен с Вами в том, что возможно Олег и ошибся с выбором Днепровского торгового пути, но при условии, если Рюрик и в самом деле ставил перед собой задачу выхода к Каспию (а Иван Грозный в сер. 16 в. пытался ее всего лишь воскресить и реализовать на практике)... Тогда, наверно, да, можно действительно говорить об Олеговой ошибке…

Вадим Добрянский   06.11.2011 04:14   Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим, я знаю, что многие относятся к альтернативной истории, как к гаданию на кофейной гуще. Сам я так не думаю. Возьмем сегодняшний день. Конечно, в чем-то история России (или, положим, Украины) определена их прошлым. Но никто не будет отрицать, что определяющую роль все же играет современное поколение. Все зависит от действий конкретных политиков, соотношения сил в обществе, от наличия харизматических лидеров и т.д. и т.п. Все это вместе создает определенный вектор развития, по которому движется то или иное государство. И мы прекрасно знаем, что из трех-четырех возможных альтернатив в силу случайного стечения обстоятельств избирается только одна.(Ничего особенного в моих рассуждениях нет, это классическая диалектика, соотношение категорий случайности и необходимости, или, если говорить словами Аристотеля, потенциального и актуального). Очевидно, что альтернатива существовала всегда. Любое историческое событие - это следствие рокового стечения случайностей.Люди просто знающие историю об этом часто забывают. Прошедшее бронзовеет для них уже в силу того, что оно произошло. Но люди чувствующие историю (я в этом уверен) не могут не ощущать зыбкости былого, которого могло и не быть вовсе. Разумеется, это не всем интересно, и я, скорее всего, вызываю Вас на такие дискуссии, которые не кажутся важными. Но Вы вольны в любой момент их бросить (например, не писать ответ на это замечание).
Признаюсь в заключении, что я много думал над вопросом: была ли альтернатива событиям 1917-1920 гг. (революции и Гражданской войне в Российской империи)? Это событие обладает такой колоссальной инерцией, которую могли ему придать только сосредоточенные усилия нескольких поколений. Очевидно, что НиколайII уже был не состоянии их предотвратить. Но тогда когда?Когда Россия "забеременела" революцией. Ведь была же ей альтернатива! Думается, это произошло при Александре I (я касаюсь этого вопроса в своем очерке об Александре).Именно он мог повести Россию по другому пути. Но альтернатива эта в силу разных случайных обстоятельств не была реализована. Результат, как говорится, всем известен...

Константин Рыжов   06.11.2011 07:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Св. Даниил Александрович Московский» (Константин Рыжов)

Да уж, в сравнении со своими отпрысками - Юрием и Иваном Калитой, Даниил Александрович был относительно "мягким" хищником. Сыновья его конечно очень превзошли в этом плане - настоящие "ястребы".
А вот интересно, если б Даниил Александрович не умер, то что б он сделал с несчастным Константином Рязанским - отпустил бы спустя какое то время или все же убил бы (как это сделал его сын Юрий)...

Вадим Добрянский   17.10.2011 03:45     Заявить о нарушении
Вот этого я не знаю, Вадим. Но заметьте, Юрий, не смотря на свою мученическую смерть, святым не стал, а Даниил причислен... Значит разница между ними была.

Константин Рыжов   17.10.2011 07:48   Заявить о нарушении
При всем моем искреннем уважении к русской истории (в ВУЗе это был один из моих самых любимых предметов) и России вообще - меня всегда удивляло в московских князьях (Рюриковичах-Даниловичах), пожалуй, только одно – сочетание несочетаемого. То есть, правители эти были наделены больше пороками (коварство, жестокость и т.д.) чем добродетелями, но несмотря на это сделали полезное и прогрессивное дело – объединили русские земли и заложили основы будущей Российской империи. Я пытался представить себе победу Твери в этом сложном процессе и пришел к выводу, что в этом случае Русь объединилась бы намного позже. Видимо подкуп, хитрость и коварство на определенных этапах становления государственности могут сыграть и положительную роль тоже.

Что до Юрия, то смерть его, с учетом существования тогда принципа кровной мести, была скорее заслуженной и быстрой, чем мученической. Мученической как мне видится она была у его конкурента – Михаила Ярославича Тверского. Вот его не канонизировать было б большим упущением со стороны церкви. А в целом канонизация Рюриковичей за редкими исключениями происходила вряд ли с учетом нравственных особенностей отдельно взятого князя (кроме Михаила Ярославича). Грубо говоря, если правитель погибал мученической смертью в независимости от того, что он был за человек, он как правило все равно попадал в сонм святых мучеников. Кроме того любая династия старается как то выделить своего предка, родоначальника. Так и здесь - к 18 веку Даниил Александрович (вернее его образ) успел уже изрядно покрыться налетом легендарности и воспринимался всеми прежде всего как родоначальник династии московских князей (с которыми правящий Дом Романовых был в родстве) и основатель Данилова монастыря. Вот и все. Где то по схожему принципу был канонизирован и беспокойный «герой» междоусобных войн Фёдор Ростиславич Чёрный - к 15 веку его реальный образ уже давно стерся в памяти людей. То же самое вполне могло произойти и с не менее одиозным Юрием Даниловичем. Но тогда крайне сложно было бы объяснять простым верующим почему один благоверный святой князь участвовал в жестоком убийстве другого благоверного святого князя…К счастью до этого так и не дошло…

Вадим Добрянский   18.10.2011 09:27   Заявить о нарушении
В очерке о Юрии I и Иване I я цитирую Ключевского, который судит о первых московских князьях буквально в тех же выражениях, что и Вы. Но, наверно, личности такого склада обычное явление в эпоху централизации. На память сразу приходят Людовик XI, Ода Нобунага, Андроник I Комнин, Цезаре Борджа и т.д. Повод лишний раз поразмышлять о нравственности и политике, а также о том, действительно ли "гений и злодейство - две вещи несовместные".

Константин Рыжов   18.10.2011 09:57   Заявить о нарушении
Да,это Вы в самую точку попали...Параллели действительно напрашиваются сами собой: Людовик XI и Иван Калита, Карл Смелый и Александр Михайлович Тверской...

Вадим Добрянский   28.10.2011 19:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шварн Данилович Галицкий» (Константин Рыжов)

"Интересно, каким путем могла бы пойти история Восточной Европы, если бы в последней трети XIII в. в Литве действительно утвердилась русская православная династия? Как видим, шанс для этого существовал."
Шанс существовал, но не более того. Реально русская православная династия в Литве именно в то время никак бы не утвердилась - Шварн был там одиноким чужаком, креатурой ненависного многим Войшелка. Опоры в Литве Шварн никакой не имел. Он там едва держался только благодаря страху местных кунигасов перед Войшелком. Православных там практически не было, а ожидать поддержки от братьев не приходилось:в Галицко-Волынской Руси было не до Шварна (там во всю шел дележ Данилова наследия)- амбициозный Лев Данилович был занят внутренними проблемами, а Шварна он к тому же ненавидел как раз из-за литовского престола (вспомним убийство Войшелка). После гибели Войшелка, "железом и кровью" соединившего Литву воедино, там началось повторение событий 1263-1264 гг., снова усилились сепаратистские тенденции местных династов, а положение самого Шварна сделалось очень шатким. Это еще чудо, что он умер своей смертью перед самым началом внутренних смут...Откровенно говоря Шварн на литовском престоле держался благодаря авторитету своего великого отца и страху литовцев перед жестоким Войшелком. И когда обоих не стало Шварн полностью лишился почвы под ногами...Его падение было лишь делом времени. Кстати, о брате Шварна - Льве. В отличии от Данилы Галицкого тот больше польскими внутренними делами интересовался чем литовскими... То есть во 2 пол. 13 века Русь Литва практически не интересовала...

Вадим Добрянский   17.10.2011 03:17     Заявить о нарушении
Спасибо, Вадим, за подробный, развернутый отзыв. Разумеется, я с Вами согласен - конкретно у Шварна не было шансов что-то изменить. Но мы легко можем представить себе более абстрактную ситуацию: огромное число литовских поданных в XIV в. - православные и славяне. У власти утверждается православная, достаточно могущественная княжеская династия. Вместо унии с Польшей, уния с Москвой... Власть татар сброшена на полтора столетия раньше... Более тесные связи с Европой... Более деятельная помощь Византии, Болгарии и Сербии... Турки остановлены на Босфоре и т.п. ИСТОРИЧЕСКИ такая альтернатива несомненно существовала. То, что события не пошли по этому пути - следствие СЛУЧАЙНЫХ проколов и неудач конкретных политиков.

Константин Рыжов   17.10.2011 07:45   Заявить о нарушении
Абсолютно согласен с Вами, Константин, – во втор. пол. 14в. Литва и Русь действительно имели гораздо больше общего, чем отличного (особенно в культурно-языковой, правовой и религиозной сферах). С Пястовской же Польшей Литву того времени объединяло, пожалуй, только одно –взаимная вражда из-за территории бывшего Галицко-Волынского княжества. И на этом фоне заключение Кревской унии между вчерашними противниками в самом деле выглядит немного странным событием.

Другое дело - уния между Великим княжеством Литовским и Москвой… Да, уния Москвы с Литвой наверняка б значительно ускорила процесс собирания русских земель, в котором были задействованы оба государства. А там, к концу 16 века Литва, возможно, и вовсе вошла бы в состав Московии. Власть Орды вероятно была б свергнута еще в 1370-х гг – во всяком случае Крымское ханство если бы и существовало в будущем, то скорее в виде Касимовского царства – то есть, было бы полностью подконтрольным Московско-Литовскому государству (такой же была б и участь других осколков Орды) до полной своей аннексии могущественным соседом. Более тесные связи с Европой… Здесь я затрудняюсь спрогнозировать ситуацию. Дело в том, что этим связям существенно бы мешали Польша, нацелившаяся на Волынь и др. русские земли, а кроме нее Орден, Дания и Швеция, традиционно имевшие виды на Прибалтику. Скорее всего общий враг заставил бы их несмотря на противоречия объединиться в антирусский альянс и превратиться в мощный щит, который бы отделял Московско-Литовскую Русь от остальной Европы. Правда, за Московско-Литовским государством оставалось бы не менее важное Черное море и торговля с итальянскими государствами (и возможно с Южной Европой в целом). Вероятно, что уже в 15-16 веках Московско-Литовская Русь смогла б распространить свое влияние и на Балканах. Но смогло бы Московско-Литовское государство остановить Османскую Турцию, которая в то время набирала силу? На это все равно сложно ответить однозначно – сценарии дальнейшего развития событий могут быть прямо противоположными. Здесь все зависело бы от благоприятных обстоятельств и только… Не исключено, что Московско-Литовское царство смогло б ослабить османов и оказать более деятельную помощь Византии. Но для этого нужно было к 1410 г уже контролировать Балканы и Кавказ и успеть объединиться с византийцами для удара по расчлененной Тамерланом Турции (которую уже начал потихонечку собирать наново Мехмед I Челеби). Только в этом случае успех на этом направлении был бы обеспечен, если мы говорим о 14-15 веках.

В общем, последствия возможной унии между Москвой и Литвой (в 14 веке) у меня кое-как in abstracto представить получилось, но вот само заключение такой унии в это время – нет. Я лично думаю, что самым главным препятствием для этой унии было б то, что и московские Рюриковичи и великокняжеская линия Гедиминовичей были еще очень далеки от факта своего пресечения – тогда этот вопрос вообще не стоял на повестке дня. А ведь для любой личной унии, как правило, пресечение определенной династии – это самое главное и необходимое условие. Второй момент – это то, что и Москва и Литва считали себя наследниками Киевской Руси и собирая русские земли выступали непримиримыми конкурентами и соперниками в этом процессе. Причем, ни Москва ни Литва не собирались уступать друг-другу – Литовское государство при Ольгерде переняло эстафету этой напряженной борьбы у Твери (тем более, что Михаил Александрович Тверской приходился Ольгерду еще и родичем). Кроме прочего я думаю и в Москве и в Литве все прекрасно понимали, что уния государств – это явление временное, целиком и полностью зависящее от династических комбинаций, а главный вопрос все равно будет разрешен только наполовину. Т.е. связанные личной унией Москва и Литва формально останутся отдельными государствами, а русские земли как и раньше будут разделены. Едва ли это устроило бы Литву с Москвой. Да и потом, думаю, в Литве догадывались, что накануне разрыва унии Москва обязательно попытается включить Литовское государство в свой состав. Поэтому, видимо, уния с католической Польшей оказалась для литовцев предпочтительнее… Но справедливости ради отмечу, что период похожий на унию между Москвой и Литвой все же был: в 1425/1427 – 1430 гг и Литвой и Москвой одновременно правил великий князь литовский Витовт (правда в Москве это правление осуществлялось от имени дочери Софьи Витовтовны и внука Василия). Но сама эта ситуация действительно очень похожа на унию двух государств. Вот здесь я с Вами совершенно согласен: если бы не случайные проколы и неудачи преемников Витовта, то такой вот династический и военно-политический союз Москвы и Литвы продлился бы гораздо дольше… Но все равно мне кажется каких то серьезных перспектив этот союз уже не имел бы: ведь Литва к тому времени уже несколько десятилетий была в унии с Польшей, а после смерти Витовта и вовсе стала постепенно терять свою самостоятельность.

Вадим Добрянский   22.10.2011 04:50   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш подробный отзыв, Вадим! В сущности, я согласен со всем, что Вы пишите. Разве что, два слова о том, возможна была уния или нет. Есть определенная неясность в том смысле, что династия Людовика Великого пресеклась, а Московская династия - нет. Но это также СЛУЧАЙНОСТЬ. После смерти Семена Гордого московский престол вполне мог опустеть. Его дочка Василисса вполне могла выйти не за кашинского князя Михаила,а за того же Ольгерда (который в 1349 г. женился вторым браком на тверской княжне Ульяне).Со смертью Джани-бега в 1357 г. в Орде начинается Великая смута. Чистая СЛУЧАЙНОСТЬ (малолетство московского князя) помешало тогда Руси сбросить иго. При Ольгерде (борьба с татарами разве не такой же стимул к объединению, как борьба с Орденом?) этого бы не случилось. История, увы, полна случайностей...

Константин Рыжов   22.10.2011 07:50   Заявить о нарушении
Эх, а об этом моменте я напрочь забыл, совсем выпустил его из виду. Действительно, в 1346-1353 гг московские Рюриковичи были очень близки к тому, что их род мог вовсе угаснуть; пандемия чумы - Schwarzer Tod («Черная смерть») выкосила в этот период практически всех мужчин в роду московских Рюриковичей: умерли все сыновья Семена Гордого, умер и он сам… И только, да, СЛУЧАЙНОСТЬ, ЧУДО, ВЕЗЕНИЕ (или что оно там еще, даже не знаю), что в живых остались лишь брат Гордого – Иван Красный и его 3-х летний сын Дмитрий. Да, Константин, Вы совершенно правы – если б брата и племянника Гордого не было б в живых в 1353 году, то Ольгерд Гедиминович очень даже мог занять московский престол, причем, согласен, вполне pro ut de lege (если б, конечно, он при этом был женат на Василисе Семеновне и имел от нее детей). Полностью согласен с Вами и в том, что касается дальнейшего развития событий: «Великая замятня» в Орде и полная победа Ольгерда над монголо-татарами.

Я, Константин, позволю себе просто немного дополнить Ваш сценарий несколькими нюансами. Начну аb ovo: скорее всего, да, никто из Рюриковичей и не пытался бы мешать Ольгерду, женатому на Василисе, занять Московский престол. Id est, произошло бы повторение событий 1261-1276 гг, когда смоленский Рюрикович Федор Черный относительно спокойно (его проблемы с тещей я здесь опускаю – это сугубо бытовые разборки) вокняжился в Ярославле, где к тому времени угасла местная линия Рюриковичей. Но, одно дело, если бы Ольгерд вокняжился только в Москве и совсем другое дело, - если бы он заявил свои претензии еще и на Владимирский великокняжеский стол. А он бы вынужден был это сделать, alias обладание Московским княжением теряло для него всякий смысл. Дело в том, что Primus inter pares – верховным правителем Северо-Восточной Руси , как известно, в то время считался любой великий князь (не обязательно московский), носивший почти номинальный титул великого князя владимирского. Ярославские и рязанские великие князья сразу отпадали (впрочем, как и сам Ольгерд), так как не являлись потомками Всеволода Большое Гнездо. Тверские же великие князья были надолго запуганы кровавой расправой над Михаилом Ярославичем, Дмитрием и Александром Михайловичами. Оставались только лишь суздальско-нижегородские великие князья, а вернее один из них, самый активный – Дмитрий-Фома Константинович. Думаю Ольгерду пришлось бы долго повозиться с ним, прежде чем он смог бы закрепить владимирский стол за своим потомством и окончательно соединить владимирский и московский великокняжеские титулы. С Ордой, полагаю, у Ольгерда особых проблем действительно бы не возникло, особенно после смерти хана Джанибека в 1357 г. Вряд ли Ольгерд уничтожил бы монголо-татарское государство полностью, но сильный удар по нему все равно бы нанес. Скорее всего при Ольгерде единого Олуг Олыса (Улусa) уже совсем бы не было, а вместо него существовали бы мелкие и враждующие между собой ханства-«царства», целиком и полностью зависимые от Москвы. Думаю, что Ольгерд Гедиминович в этой ситуации действовал бы где то также как и Витовт – по принципу «Divide et impera» - id est стравливая ханов ослаблял бы их еще больше, превращая в своих ставленников и «подручников»…

Вадим Добрянский   22.10.2011 22:51   Заявить о нарушении
Спасибо за Ваш исчерпывающий анализ, Вадим. Думаю, к нему нечего больше прибавить. Можно только пожалеть, что данный исторический шанс не был реализован. Итог, разумеется, был бы тот же, что в реальной истории - образование Великой России, победа над татарами, разгром Османов. Но насколько ПРОДУКТИВНЕЕ был бы тот вариант развития событий. Не было бы трагедии Украины и многовековой борьбы на истощение между Польшей и Россией. Наконец не было бы той трагической (и еще далеко не изжитой) вражды между русскими и поляками, которая до сих отравляет нам жизнь.

Константин Рыжов   23.10.2011 09:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Вещий Боян и Будда» (Борис Попов)

Боян и Будда...Версия Ваша интересна,конечно, но по моему очень оригинальная ...

Интересно, но мне кажется все немного проще: исходя из «Слова…» Боян – это гусляр 2 пол. 11 в., и видимо еще хорошо известный в 12 веке ( во времена «Задонщины» о нем вряд ли знали – просто скопировали из «Слова…» ). Что до его имени, то согласен с Вами отчасти – китайские корни у него есть, но немного иные чем в Вашей статье – слово "Боян" (Баян) очевидно происходит от соседей китайцев – монголо-тюркских племен, которые в древности проживали на севере Китая во Внутренней Монголии ( там еще и городской округ Баян-Нур есть и магнетит-редкоземельное месторождение Баян-Обо). Именно у их потомков авар и болгар имя Баян наиболее распространено было: известны аварский хан Баян (6 век) и болгарский хан Батбаян (Баян, Боян) Дуло (7 век). Исходя из этого я думаю, что гусляр Боян был скорее торком или половцем (т.е. кыпчаком), чем славянином. Аргументирую: имя у него соответствующее -тюркское, к тому же автор «Слова…» назвал его «Велесов внуче» - в смысле –«язычник», «нехристианин» - т.е. тенгрианцы-половцы и торки вполне подпадали под это определение. Еще один момент в пользу моего предположения – торки (гузы, узы) задолго до половцев были известны на Руси в качестве союзников русских князей- то есть торок-гусляр при дворе киевских князей 11 века – не такая уж и нелепость.

Вадим Добрянский   16.10.2011 00:07     Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим!
Я не стремился быть оригинальным, а только собрал вместе исторические факты, которые имеют отношение к Бояну, Биону и к 6 веку до н.э.
Обмысливать их читатель может и без меня.
Однако следует обратить внимание и на текст, который оставил нам Боян (Лао-цзы). Его дословный перевод с китайского на русский язык уже в первой строке даёт нам стихотворную форму: "Мудрость, обычная мудрость - не абсолютная мудрость. Имя, обычное имя - не абсолютное имя!" Если переводить дословно на другие языки, то стиха не получается. Спрашивается, почему так?


Борис Попов   16.10.2011 10:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Правда о панфиловцах» (Борис Попов)

Статья Ваша понравилась, считаю что подвиг панфиловцев все же был - люди воевали и геройски погибли за Родину. Это главное: а была ли речь политрука на самом деле и сколько их было и сколько они там подбили танков - понятно что что то приукрашено - любая правда соседствует с вымыслом. Но в условиях Отечественной войны полагаю геройские примеры освещать нужно было для поднятия боевого духа (жаль что в этом конкретном случае слишком перестарались и проехались по судьбам людей).

Вадим Добрянский   15.10.2011 22:03     Заявить о нарушении
Рецензия на «Правда об Александре Невском» (Борис Попов)

Подборка очень понравилась – интересна и познавательна… Да и сама личность Александра Невского замечательна и до сих пор противоречива (для одних историков он спаситель Руси от католической агрессии, для других-нет)… Правда вот с утверждением «к великому сожалению, отдельные авторы падки на ложь и разного рода измышления …чтобы познать истину, предлагаю … заглянуть в первоисточник и самому во всём разобраться» я бы все же поспорил. Первоисточник здесь (в подборке) я вижу один – русские летописи (и возможно еще "Житие..."). Это замечательно, но у них есть один крошечный недостаток – они периодически редактировались в угоду правящему князю. Приведу только один маленький пример (из Вашей же подборки): 1252 год –«Иде князь великий Александр Ярославич во Орду … И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея». Два великих князя в Северо-Восточной Руси одновременно? Нет, это не совсем оговорка. Понятно, что летописец описывает события уже после того, как Александр занял Владимирский стол. Можно, конечно предположить, что называя Невского великим князем летописец имеет ввиду тот факт, что Александр номинально считался великим князем Киевским. Но это вряд ли.
Кстати, кроме русских летописей об Александре сохранились сведения в западноевропейских хрониках (например, «Хроника Тевтонского ордена») и в письмах римских пап. Хотя «Хроника Тевтонского ордена» и составлена в 15 в., но это по сути компиляция более ранних хроник, современных Невскому. С учетом этих источников портрет Невского как политика, дипломата и полководца был бы более полным.
По поводу «истины» - грубо говоря даже в этой подборке каждый читатель увидит «свою истину» - т.е. вряд ли все читатели придут к одинаковым выводам о деятельности Невского. Впрочем это будет нормально – ведь сколько людей, столько и мнений…
Выбрал из Вашей подборки цитаты о наиболее интересных эпизодах в биографии Александра Невского и позволю себе их прокомментировать – на объективность не претендую, но все же…
«И потщався Александр, прииде на них в шестый час дни, и бысть брань крепка зело и сеча зла, и одоле супостатом, и изби многое множество их, и самому королю возложи на лице печать мечем своим.»
В наши дни слышал, что в Швеции исследователи вроде бы подтвердили наличие травмы на лице «короля» (на самом деле - ярлa Швеции с 1248 г.) Биргера (хотя и не уточнял этот момент), но вот сама Невская битва все равно все еще под большим вопросом. Шведская «Эрикова хроника» («Хроника Эрика»), например, о ней ничего не знает… А по идее должна бы – ведь по русским летописям выходит, что это была не очередная пограничная стычка, а грандиозная битва с участием «короля» - родича короля Швеции и будущего ярла.

«Иде князь великий Александр Ярославич во Орду к хану Сартаку, Батыеву сыну, и прият его хан с честию. И жаловася Александр на брата своего великого князя Андрея, яко сольстив хана, взя великое княжение под ним, яко старейшим, и грады отческие ему поимал, и выходы и тамги хану платит не сполна.»
В советское время не только в научной, но и в художественной литературе избегали акцентировать на этом эпизоде внимание. В «оправдание» придумана была даже целая «доктрина мирного сосуществования с Ордой», авторство которой приписывалось Александру. Жаль он сам об этом даже и не догадывался. По моему, татары ему нужны были для банального захвата власти… В принципе это почти обычное явление для того времени. Жаль только, что своей поездкой к Бату-хану (или его соправителю Сартаку) Александр полностью разрушил грандиозный план противостояния Орде, который разработали два сильнейших князя на Руси – Андрей Ярославич и Даниил Галицкий. Кстати, Орду в то время видимо возможно было победить или хотя бы приостановить ее агрессию – вспомним, например, как Даниил Галицкий в одиночку довольно долго сопротивлялся татарским войскам… Поездка Александра в Орду и последовавшая за ней «Неврюева рать» печальна еще одним моментом- после этого в Северо-Восточную Русь водить татар стали не только сыновья Невского, но и другие русские князья – это стало своего рода модой, продлившей татарское иго до 1480 г., хотя соседняя Литва стала теснить Орду уже в 1362-1363 гг. - то есть еще до Куликовской битвы 1380 года.

Вадим Добрянский   16.10.2011 20:49     Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим!
Рад Вашему пространному ответу.
С наилучшими пожеланиями!

Борис Попов   16.10.2011 10:41   Заявить о нарушении
Спасибо! Повторюсь, подборка действительно очень хорошая...А про Александра - это были, так, "мысли вслух". Просто всегда удивлялся тому как в России из этого правителя на государственном уровне сделали своего рода культ: т.наз. "шлем Невского",русские и советские ордена Невского, фильмы, повести, статьи и т.д. Читаешь современные российские учебники, то складывается такое впечатление, что образ князя списан с "Жития св.Александра Невского", хотя не секрет, что "житийный" Александр и реальный Александр - это, увы, два разных человека...Не берусь судить какой из них хороший, а какой - плохой...

Вадим Добрянский   16.10.2011 18:34   Заявить о нарушении
Мне почему то кажется, что правду о Невском мы уже никогда не узнаем...Хотя бы потому что мы живем в совершенно иное время и в других условиях, что бы правильно осмыслить его поступки. Вдобавок к этому не стоит забывать, что "канонизация" Невского началась практически сразу после его смерти и благообразный образ его культивировался московскими Даниловичами довольно долго. Так что и летописи и "Житие..." вряд ли достаточно объективны... Ну это, впрочем, мое субъективное мнение человека некогда интересовавшегося историей.

Вадим Добрянский   16.10.2011 18:51   Заявить о нарушении
Уважаемый Вадим!
Я бы не сказал, что летописи идеализируют Александра Невского. Как раз, наоборот, они показывают и его неприглядные стороны. Отсюда вывод: летописцы иногда могли быть и нейтральными.

Борис Попов   16.10.2011 23:01   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мечта» (Светлана Батыгина)

Очень красивое стихотворение, не знал что в прозе можно вот так вот ярко о чувствах рассказать.

Вадим Добрянский   16.05.2010 21:02     Заявить о нарушении
Спасибо,Вадим:)))
Искренне.
Света.

Светлана Батыгина   29.06.2010 13:09   Заявить о нарушении