Навигатор2 - написанные рецензии

Рецензия на «Как я жил в СССР» (Вячеслав Кисляков 2)

Уважаемый Вячеслав Васильевич.
Спасибо за огромное удовольствие, с которым я запоем прочитал ваши воспоминания и воздал должное вашим многочисленным талантам и самодисциплине - столько лет вести подробные дневники! Завидую вашему вкусу и пониманию важности фиксации моментов быстротекущей жизни.
Разрешите, тем не менее, напишу несколько примечаний, которые заранее признаю глупыми, так как они, возможно, вас расстроят. Замечаю, что приводимые вами бесспорные факты (ни одного фальшивого - за что отдельное спасибо), иногда расходятся с их философскими обобщениями.
Например, понравилось: "Главное, не лениться, а работать с утра до ночи – тогда и в магазин ходить практически не надо было. В магазине в основном покупали соль, спички, керосин, конфеты, сахар. Позже, когда перестали хлеб печь дома в русских печах, стали покупать и хлеб. Молоко, масло, сметана, творог были свои. Мясо, сало, колбаса, птица, овощи и фрукты – тоже свои. В кладовых стояли бочки с солеными огурцами, капустой квашенной, грибами солеными. Там же висели окорока и копчености, колбасы натуральные, тушки кроликов и птицы. В общем, я не помню, чтобы мы жили плохо или голодали. А с весны до глубокой осени рыбы было навалом, да и раков я лично приносил за один раз по 200 штук. Вот так и жили! Все были всегда заняты делом. Много работали и дома и в колхозе. Помогали родителям смотреть и ухаживать за скотиной. Я выращивал кроликов, которых максимально у меня было 116 штук. А мне было 11-14 лет в то время."
Возникает вопрос, что же мешает современным селянам, да и горожанам, "не лениться, а работать с утра до ночи – тогда и в магазин ходить практически не надо" ?
А то, что от такой прекрасной жизни почти все селяне слились в города, где рабочий день ограничен восемью часами и где не нужно круглосуточно "не лениться, а работать с утра до ночи".
В их числе и вы, например.
Более того, извиняюсь, насколько я понял, ваша уважаемая мама надорвалась на непосильном сельском труде, а ваш, укоряемый вами за это папа, хотел на старости лет послать каторжный труд от рассвета до заката подальше. Спросим неожиданно: "А что, они не заслужили себе доступный для европейского пенсионера отдых на пенсии "Зима в Турции" ?
Что они заработали за свою жизнь?
Этот вопрос я задаю каждому, кто превозносит Советскую власть...
А примерно то же, что и наши родители.
Да и мы.
Замечаю также в ваших мемуарах некое экономическое противоречие: пахота в колхозе не позволяла заработать ни на обувь детям, ни на чемодан в дорогу, а вот работа НА СЕБЯ, во вторую смену, приносила неизмеримо более весомый доход и позволяла сносно существовать. Так нет же, нужно было всячески подавлять главный двигатель прогресса общества - частную инициативу, идеологически и экономически трактуя трудягу как рвача, а люмпена - как образцового человека и опору режима. Вот и весь страшный секрет развала СССР. Вернее, один из секретов.
Потому пойду дальше.
Кроме разумных рыночных отношений, в которые и вы, с точки зрения Советской власти незаконно, вступаете с окружающими вас людьми, для получения необходимых семье продуктов, вы вынуждены, наряду с другими капитанами, бороться за свое выживание с ветряными мельницами: парткомом, электриком Шевченко и т.д. Зачем? У вас интеллект намного выше среднего, предприимчивость, здоровье, желание трудом принести пользу своей стране и семье - и вместо этого вы тратите большУю часть нервов и жизни на противодействие организованного компартией идиотизма повседневной советской жизни...
Вы же были на итальянском сухогрузе, экипаж 19 человек всего, лишних нет, все заняты делом, а не кляузами. Слово капитана - закон. Не нравишься капитану по обоснованным причинам - на выход в ближайшем порту. Все держаться за работу. Когда я спросил у греческого капитана, пьют ли у него на судне русские члены экипажа, он был просто поражен: "А что, русские пьют?" Работают, как и мы с вами работали. Только вознаграждение несоизмеримо.
Тот же польский, русский или хорватский капитан получают, в хорошей западной компании, свои сто тысяч долларов в год, работая три месяца через три, а не 8000 рублей в год за одиннадцать месяцев в море через три в Мурманске и через два в БМП.
Поэтому и не дожила половина ваших однокашников до пятидесяти лет: сверхнагрузки, искусственный моральный прессинг, ну и... шило, будь оно неладно.
Кто принесет стране больше пользы: капитан, который лично заработал для себя и инвестировал в свою страну за 30 лет работы 3 миллиона долларов, или ....
Я уже не говорю, что такие люди, как вы, в здоровом обществе создают свои компании на пустом, но рыночном месте, принося обществу огромную пользу, двигая страну вперед по своему индивидуальному плану и усилиями коллектива, которые сами создали и которым дают кусок рыночного хлеба. Не государственного пирога - а именно рыночного. Вот истинно мужская игра, попробуй, добудь, а также высшая награда для человека труда, а не смешные теперь предметы роскоши в виде Москвича, двух ящиков виски, УКТ или круиза с барского плеча.
Вот и главная причина развала СССР, планово убыточной в двух третях экономики страны, в которой люди оценивались не рынком, а безумными парткомами и "шевченками" на всех уровнях власти.
Извиняюсь за мысли, которые могут быть вам чужды.
Но думаю, вы меня поймёте правильно.
Вы были Алисой в Стране чудес.
И я тоже.
Уважением и пожеланием успехов.
Богдан

Навигатор2   04.03.2017 22:03     Заявить о нарушении
Да, Богдан. Нагородил ты здесь много чего, но я историю переписывать не собираюсь. И тебе не советую. И парткомы здесь не причем, а люди, которые работали в этих парткомах. Мы жили в интересное и противоречивое время, которое привело страну к тому, к чему мы пришли сегодня.А ведь что будет дальше - одному богу известно! К стати ты не сказал ничего о себе. Где ты был последние двадцать лет, кем работал и что делаешь сейчас? Давай-ка лучше об этом сообщи мне. Спасибо, что прочитал меня и это заставило тебя задуматься о смысле жизни. Буду ждать твоего ответа о себе и твоей жизни. Я помню, что ты тоже писал в нашу газету о круизах. Значит талант есть.

Вячеслав Кисляков 2   04.03.2017 19:25   Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав Васильевич, спасибо за ответ.
Таланта нет, есть способности.
Жалею,завистливо косясь на ваши очерки, что не вёл дневники: помню, на судах постоянно видел смешные ситуации.
Тут отдаю вам должное.
Как и за многое другое. Вы - моряк, боец, сангвиник и философ.
И пишете вы совершенно литературно и художественно.
Крепкий середняк. Даже, решусь поднять на ступеньку выше - литературный кулак. Всё богатство пассажирского флота - в свои очерки! Здорово!
Благодаря таким, как вы, считаю моряков лучшими людьми.
Когда перешёл на берег был неприятно удручен уровнем развития большинства ленинградцев, чей жизненный опыт ограничивался Бермудским треугольником: служба в армии (стройотряд), учеба в институте, редкие выезды на юг. Они не видели и не пережили и десятой доли того, что мы.
А казались такими рафинированными денди.
Сравнив, понял, что не пропаду, так как знаю больше многих и работы не боюсь.
Последние годы работы в ММП провёл на а/л "Ямал" в должности старшего пассажирского помощника. Экипаж был золото. Пассажиры -бриллианты.
Много американских миллионеров, миллиардеры даже проходили в попутчиках. Владелец финансового фонда миллиардер Темплтон даже вздрогнул, когда я на вскидку точно назвал ему стоимость полета в космос, была у него такая мечта. Зауважал. Так что Трампа я знаю через одно рукопожатие - там они вместе тусуются, плетут сети для золотых рыбок.
Стоимость путевки была 20 тысяч долларов на одного.
У меня было 20% надбавки к окладу за знание английского и немецкого языков.
Когда же я на глазах у капитана и хозяина компании фрахтователя объяснил по-фински финскому водителю, привезшему на ледокол снабжение, как проехать на таможню чтобы поставить печать в документах, то подумал что ради одного этого случая стоило поучить финский. А изучал я его нелегально работая в конце 80-х на стройках Финляндии во время отпусков.
Работа мне нравилась и туристы отмечали: "Видно, что человек на своём месте."
Веду экскурсию на английском, следующую - на немецком.
С австрийскими поварами - по-немецки.
С миллионерами - по-английски.
А о чём бизнесмен говорит в отпуске?
Конечно, о бизнесе. Вот я от них и не отходил. А вопросов у меня было много: как раз, как и у многих мурманчан, у меня сгорели советские рубли в Сберкассе, накопленные на будущую счастливую жизнь в Ленинграде. Сгорели не синим пламенем, а зеленым: так как успел вклад по частям обменять на доллары по среднему курсу 15 рублей к 1 доллару. Того, что заработал за 11 лет, хватило как раз на половину однокомнатной квартиры в Питере. Правда, стоимость квартиры вросла настолько, что получилось по три доллара за советский рубль. Правда, в связи с "крымнашем" соотношение упало до полутора.
Вот вопрос спасения денег в инфляцию меня и волновал. Американцы с разных точек зрения объяснили, что спасение денег - в инвестировании, за что я им благодарен по гроб жизни. Тем более, что газету "Экономика и жизнь", которая приходила на судно, я один по-моему, и читал от корки до корки. Так что был готов и теоретически к рискам. А что я знал о жизни на берегу? Как и все моряки. То, что видел в кино. Помню, Толя Абгарян с горящими глазами рассказывал, как "тот поднялся, и этот". Но для меня это было как пересказ сериала из Санта-Барбары.
Первый отпуск в новой России провел за чтением газеты "КоммерсантЪ" журнала "Эксперт", в походах по инвестиционным отделам банков и разговорами с брокерами. Постепенно открывались глаза - на самом деле никто ничего твердо не знает, так как знать тренды рынка никому не дано, это дело в идеале стихийное и полагаться нужно на свою интуицию и разнообразие чужих, часто противоположных, мнений. Начал потихоньку инвестировать в ГКО, потом в акции Ленэнерго и Газпрома. Смотрю - дело пошло. Сгоревшие деньги потихоньку стали возвращаться по тем дорожкам, о которых поведали мне американские миллионеры. Место жировки указали точно. Второй мой отпуск длился почти год, за который я увидел, устроившись на работу в ПИФ, что зарабатываю больше, чем в ММП.
Поэтому отпуск продлевал и продлевал.
Купил новую квартиру в доме за высоким забором.
Сын поступил на учёбу в "Макаровку" на судоводительский. Сдал экзамены на одни пятерки. Заслуга жены, она помогала в учебе. Так примерно и учился. Поэтому с трудоустройством проблем не знает, сейчас старпомом на танкере в Саудовской Аравии.
В 1998 моему уже оформившемуся в биоценоз мирку вторично пришел конец.
Финансовый кризис. Банки банкротились сотнями. Понял, что нужно менять род деятельности.
Решил пойти на работу шипчандлером к индусу в Большой порт Санкт-Петербурга. А конкурс на рабочее место был... несколько сотен человек на место. Индус после кризиса в бесплатную питерскую газету миллионным тиражом объявление дал о "найме сотрудников в западную компанию с традициями". Очередь на улице на сотню метров перед офисом стояла.
Объяснил индусу, что я снабжение на ледокол закупал, поэтому легко могу его же и поставлять в обратном направлении. Он понял и взял. Работали прекрасно, снабжали иностранные суда российским товаром и услугами. Конкурировал с самим Шербеком в Копенгагене, где многие моряки снабжались, что было нелегко по качеству нашей советской продукции.
Историй наслушался от капитанов! У них же работа одинокая, рады свежему человеку. Одному капитану вечером нужно в бар "Трибунал" к девочкам, а второму утром в церковь. Всех возил и получал заказы на снабжение. Премиальные были хорошие, тем более на том кризисном безрыбьи.
А уж в порту начал получать приглашения на работу постоянно: звали то судовым агентом, то супервайзером, то снабженцем. Люди видели, что тяну и с утра до вечера на судах. Через три года выбрал, пошел исполнительным директором в транспортно-экспедиторскую компанию, выручив несколько раз предварительно её хозяина несколько раз на переговорах с Германией. Он понял, что я смогу фронт держать. Купил две собственных фуры с контейнерными площадками. И поехали контейнеры из порта и обратно в порт, из России по всему миру. И фуры поехали по Европе. С кем только не работали!
Пригодилось и знание языков, и западной психологии, и морская привычка доводить дело до конца, не бросать.
Интересно, что нигде и никогда за всю жизнь по блату не устраивался.
И сына не устраивал.
Объяснял жене, что я свои дороги знаю и никуда они не уйдут, пусть он, как и я, под Богом походит. Божьих дорог мы не знаем. Пусть Бог ведет.
Сыну объяснял, что я приехал в Ленинград, где меня никто не знал, потом в Мурманск, где тоже никто не знал, потом обратно в Питер, где блата не было.
Именно поэтому я чистый либерал и рыночник, верю в свой труд и его вознаграждение, и окружают меня такие же трудяги.
Никто не ворует, пашем от души без соблюдения графика рабочего времени. И такая жизнь нравится. Шапку ломаем только перед клиентом. Он наш кумир. Как скажет - так и сделаем и слово сдержим при любых условиях и даже себе в убыток, лишь бы клиента сохранить.
Конечно, за последние двадцать лет я прожил совершенно отличную от пароходской жизнь. Но одинаково люблю обе. Правда, первая уже кажется чем-то нереальным, как детство. А вот перечитал ваши очерки и позавидовал сам себе. В то время эта жизнь была лучшей возможной.
Жить было хорошо.
Но хорошо жить - еще лучше.
Как сейчас.
По объективным показателям.
Еще раз спасибо за ностальгические вечера и за ваши труды.
Как видите, они оценены по достоинству и достигли глаз и души благодарного читателя, о котором вы, наверное, мечтали.
Чем вас отблагодарить?
Наверное, морской песней: http://www.youtube.com/watch?v=FOt3oQ_k008
Хорошего настроения, присущего вам от природы и новых планов.
Жму руку.
Богдан.
ПС У меня немного развито предвидение, многое в моей жизни сбылось, как виделось в детстве и юности: и радиорубка, и белый борт, и, прости Господи, даже конец Советской власти, и моя жизнь после СССР. Вас я вижу, если позволите, владельцем небольшой судоходной компании из пяти коустеров. И банковские кредиты почти все уже выплачены. Вы этого вполне достойны, и, главное, заслужили тяжелыми трудами и природными талантами.
Вот такие у меня точки отсчета в жизни.
А с 1913-м я вообще не сравниваю. :)

Навигатор2   05.03.2017 00:26   Заявить о нарушении
Спасибо Богдан за информацию о себе. Я не либерал и не рыночник. Я пришел в ММП в 1966 году и ушел с 01.01.2009 г. Проработал в ММП 43 года и нисколько не жалею за все то, что что было со мной и мне подобным советским людям. Как когда-то говорил мне мой отец (а он прожил тяжелейшую жизнь до войны и во время ВОВ, - надеюсь ты прочитал о нем)- "Если бы мне, сынок, пришлось бы повторить свою жизнь, я бы прожил её снова так же". Я пошел, видимо, в своего отца. Взгляды свои я не меняю, несмотря на то, что ублюдков при любой власти всегда было много, как у нас, так и во всех странах - что в Америке, что в Европе, что в СССР... А сейчас их развелось в России значительно больше, чем было во всем СССР. Страну разворовали не простые труженики - рабочие и колхозники, а пришедшие к власти с иудами типа Мишка-Горбатый и алкаш Эльцын, либералы-жиды, которые кроме бобла личного ничего не видели перед своими зеньками и не видят теперь. Я был воспитан с детства на советском патриотизме, честности и порядочности своими родителями. И таким умру... А уроды, которые развалили СССР, сегодня гордятся этим. Вся эта либеральная шобла и шваль разграбила всю страну, набила себе карманы миллиардами долларов и свалила в Америку и ГейЕвропу. И они что ли меня будут учить как жить?! И ты, я так понял, многое усвоил от ублюдочной политики либералов. Не обижайся! Что думаю, то и пишу. Время рассудит всех нас! Несправедливость была всегда, везде и так будет всегда. Но предавать свою Родину - это последнее, что придумал Иуда и жиды во всем мире. Поэтому они и считают своей родиной, где им хорошо. А моя философия простая - быть порядочным человеком и не быть предателем. Предателей ненавидят во всем Мире! И это правильно! И не боблом единым живет человек. Аборигены в Африке даже слова такого не знают, а счастливы! Да! Зарплата должна быть достойной для каждого человека, но и человек должен жить не только для наживы и подавления других людей. Он должен жить и для других людей - нищих, больных, стариков, пенсионеров. Для этого надо одно - не воровать, платить честно налоги и иногда заниматься благотворительностью... Где сейчас жид Березовский? И для чего он грабил русский народ? Зачем ему нужны были все его интриги из-за которых погибли тысячи простых людей? Вот его повесили свои же и ему уже ничего не надо! И в могилу ничего не унесёшь! Поэтому, Богдан, живи достойно и люби не Америку с пиндосами, а свою страну, где ты родился, где ты учился и где ты пригодился. Я рад, что ты живешь нормально сейчас и работаешь в России. А ведь я грешным делом, продумал вначале, что ты свалил за бугор или же, чего хуже, к бандерам-хохлам. Но, я ошибся и слава Богу! Рад за сына твоего и его успехи. Думаю, что ты всё правильно понял и не будешь на меня обижаться. Помяни обязательно моего друга и твоего учителя - Толю Абгаряна. Сейчас я о нем пишу свои воспоминания. Порядочный был человек и достойный. Жаль, что уже 8 лет его нет с нами... С уважением и наилучшими пожеланиями, КВВ.

Вячеслав Кисляков 2   07.03.2017 09:49   Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав Васильевич, доброго вдохновения.
Вы и Анатолий Абгарян нравились мне тем, что вы живые люди. С естественными реакциями и человечным отношением к окружающим. И с детским любопытством к жизни. Мне такие люди очень нравятся. В бизнесе таких много. Поэтому я отношусь к вам с большой симпатией. Кроме того, Бог дал вам дух, а это редкий дар. Большинство живёт на нижнем уровне пирамиды Маслоу.
Но перейдём к теме политзанятий. :)
Ваше замечание об ублюдках при любой власти понравилось, о жидах - не понравилось.
А краеугольная ваша мысль была о том, что жизнь рассудит.
Так и есть.
Идя именно за жизнью западная цивилизация путем проб и ошибок столетиями создавала и наконец создала волшебную машину - принципы построения современного общества: свободный рынок, политическую конкуренцию, социальную защиту. В результате построено такое общество, о котором еще недавно и мечтать нельзя было - всеобщего благоденствия. Кстати, в Эстонии был недавно, там оно тоже уже проглядывается: пенсия при полном стаже 430 Евро. И минимальная (!) зарплата такая же.
Как же нам узнать, что диктует жизнь?
А на свободных всеобщих честных выборах.
Вот там вы, как государственник, выдвинете ваш лозунг: Человек для блага государства. И для укрепления государства предложите восстановить Гремиху с 45 АПЛ, каждая ценой в 100 миллиардов рублей плюс последующие эксплуатационные расходы. Получится 4,5 триллиона рублей только на Гремиху, при общем бюджете России в 13 триллионов.
Так, между прочим, СССР и жил со времени основания: в состоянии мобилизационной экономики. Тотален криг по-немецки.
А я предложу свою программу скандинавского социализма, государство для блага человека, при котором социальные расходы превышают военные в СЕМЬ раз.
В СССР, кстати, они были один к одному.
Я вам подробно описал свою жизнь для того, чтобы вы меня лучше поняли. Я, без блата и связей, смог своими трудами заработать в новой России то, что мне только снилось в СССР. И миллионы других россиян тоже смогли. В процессе попутно удивился наблюдению, что любителей поработать не так то и много. Причем во всем мире. Вот эффективные работник и тянут миру на себе, а лентяев - кормят за свой счет.
В современной России, как и ранее в СССР, большинство работников стремится слиться в чиновники или силовики. Для спокойной жизни и статусной ренты. Поэтому мои прогнозы развития страны очень неутешительны. Не на тех ставка. Лелеять нужно бизнес, а не чиновников. Лелеять и снимать с него налоги на благо всему обществу. Для соотношения семь к одному в пользу народа. Вот главная задача для России, решенная на Западе.
В разнообразии сила любого общества, оно повышает приспосабливаемость и выживаемость.
Вот и различие наших взглядов - благо для общества.
Не стрелять нужно оппонентов, как большевики, а сотрудничать со всеми и уважать иной взгляд на мир.
Помню, на "К. Еланской" в европейских круизах туристы испытывали культурный шок от Европы: "Сказка, сказка".
А я им отвечал, тем повергая в еще большее недоумение: "Норма".
После выхода из ступора некоторые, правда, дорастали до главного, с моей точки зрения, вопроса: "А у нас тогда что?"
"Вот и думайте" - предлагал я.
И сам думал, что хотел бы, чтобы Россия была похожа на великолепную Норвегию, и чтобы в поселок Умбу проложили два моста и три тоннеля, как в Норвегии, чтобы людям было удобно там жить.
А не тратить ДВАДЦАТЬ процентов ВВП на войну, как СССР.
ДВАДЦАТЬ!
А агрессивная страна НАТО Норвегия тратит два...
Много вопросов я задавал народу в Скандинавии и понял, что никаким советом их жизнь улучшить не смогу: всё отрегулировано Западной машинкой идеально.
Чего и всем россиянам желаю. И вам.
И главное - не болеть.
С уважением. Богдан.

Навигатор2   19.03.2017 15:12   Заявить о нарушении
Уважаемый Вячеслав Васильевич, добрый день.
Последнее время читаю много мемуаров.
Не имея более душевных сил на просмотр "второисточников" перешел на первоисточники. Гораздо интереснее.
Зная ваш вкус к чтению, думаю, получите удовольствие.
http://lib.ru/MEMUARY/GORBACHEV/chernow.txt
Жму руку
Богдан

Навигатор2   20.03.2017 14:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бегство 1941» (Лев Закрутин)

Уважаемый Лев Федорович, мы работали с вами на пассажирах, я - навигатором.
Спасибо за интересный рассказ.
Одновременно с вами из Каунаса эвакуировались две маленькие девочки - Лиля и Инга, дети старшего лейтенанта РККА. Правда, они уезжали в эшелоне. Лиля Григорьевна - моя любимая теща. Были недавно в Каунасе, видели бывший военкомат и костелы, в которых вы жили.
Тещу просил рассказать о том, что она помнит. Они жили рядом с военной частью в хорошем двухэтажном доме, была даже детская кроватка и игрушки, оставшаяся от прежних хозяев - семьи литовского офицера, увезенную на лесозаготовки в Архангельскую область.
Нянькой взяли литовку, поэтому Лиля немного выучила литовский, но литовцев боялись, политорганы постоянно настраивали военных против местных: Поменьше контактов. Так что два диктатора круто заваривали кашу ненависти и мировой войны.
Эшелон добирался до Ростовской области больше месяца. Конечно, бесконечные слухи о пойманных в эшелоне немецких диверсантах, переодетых женщинами. Но доехали целыми.
"Жаль только барахла - столько мы его в литовском доме оставили. И пальто, и шубу. Схватили только несколько полотенец, да и те через год отняли румынские солдаты, я еще с ними дралась - не хотелаотдавать..." - так закончила теща свой рассказ.

Навигатор2   02.03.2017 21:11     Заявить о нарушении
Рад встрече с Вами Навигатор,не могу вспомнить Ваше имя. Я на пенсии с 97 года.
Привет и Вашей тёще - хорошо, что ей тоже удалось во время покинуть Каунас.
С уважением, удачи и благополучия Вам.

Лев Закрутин   02.03.2017 22:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Шило» (Вячеслав Кисляков 2)

Уважаемый Вячеслав Васильевич, доброго дня и настроения.
Спасибо за интересный очерк.
Не ругайтесь - рискну покуситься на святое.
Причем дважды.
Сначала об этимологии слова "шило" применительно к спирту.
Ну, не морская это тара - бурдюки. Не морская - и всё. Поверил бы в бурдюки с "шилом" где-то на Шипке, на снежных вершинах. Рядом с падшей казацкой лошадью. Но не на судне. Смысла нет. На судне тара для жидкости одна - бочка. Содержимое бочки (барель) делится на вёдра, ведро на четверти и т.д.. Кроме того, наливали дореволюционным морякам всё-таки чарку водки, а не шила. И черпали её из ендовы - вроде медной крюшонницы.
А ведь водку военные моряки шилом не называют...
Вот так выглядела раздача водки на Императорском флоте: http://www.mby.ru/ru/knowledge/show/id/218
Уже революционные моряки, ввиду запрета водки бесчеловечным царским указом 1914 года , с ноября 1917 догонялись коксом, то есть кокаином. Но это к слову. А ответ на вопрос, почему спирт назвали шилом, требует, с моей скромной точки зрения, более глубокого научного исследования.
Теперь о культе шила на ВМФ СССР. Известно, что в цивилизованных странах медицинский спирт продается за копейки в аптеках, и никому, даже подонкам общества, не приходит в голову его пить, поскольку для питья есть более приятные и специально,с учетом вековых традиций, изготовленные любящей потребителя промышленностью напитки. Например, бутылка 70 градусного спирта в аптеке США объемом 473 мл стоит 99 центов. А в Бразилии вообще спиртом заправляют автомобили, для чего он должен быть не ниже 98 градусов! Так в каком же состоянии должна находиться экономика, система ценностей и умы в стране, где самые высокооплачиваемые слои населения (офицеры-подводники) считали за счастье употреблять столь грубый и вредный для здоровья суррогат и со столь же убогой закуской! То есть, случайно попав из Гремихи в Бразилию, экипаж АРК мог заправляться с патрубка прямо на автомобильной заправке, заливаясь счастьем под горловину. Благо, и луковицы в Бразилии стоят копейки.
Можно ли представить офицера Российского Императорского флота за таким угощением? Описанный Соболевым в "Капитальном ремонте" ужин в захолустном Хельсинки хорошо иллюстрирует мое недоумение варваризацией гастрономии в отдельно взятой (большевиками) стране: офицеры вкушали тогда устриц с шампанским, водочку со стерлядью, шабли с сырами... Потом променад с дамой на извозчике "по большому либо малому кругу". Легкие поцелуи без вкуса репчатого лука на губах. Запах тонких духов и опрятного белья, а не собачий дух ржавой воды, потертой шерсти и спертого алкогольного выхлопа.
Но ваша зарисовка о шиле ценна для потомков, как и реалистичные картины художника Федотова, который жил, кстати, в доме, находившемся в Питере, на 21-й линии, там, где теперь экипаж ЛВИМУ, почти двести лет тому назад. Кто знает, что было тогда? А он написал - и на века.
"Анкор, еще анкор!"
Правда жизни.
И за эту правду вам спасибо. Был недавно туристом на Кубе, в четырех городах. На вопрос, отчего еда такая невкусная и однообразная, местные коммунистические хозяйки с грустью отвечают, что они уже забыли, что такое качественные продукты... Мы вспомнили - дай Бог и они вспомнят... Но "шила" ни мы, ни они не забудут. Каждый своего.
Извините еще раз за несвоевременные мысли.
А вот северные рыбы, от форели до омуля - это очень вкусная и изысканная еда. И теперь должного качества купить тяжело.
Везти далеко.
В идеале - лучшая закуска под водочку "Абсолют".
Желаю морякам ВМФ красивых застолий и здоровья.
Таких, которыми вы наслаждались на итальянском сухогрузе.
А ведь кухня там достаточно типична для хороших судов.
Только удивило открытое потребление вина экипажем.
Пиво - да.
И вино или виски в каюте, по чуть-чуть.
Богдан

Навигатор2   04.03.2017 20:02     Заявить о нарушении
Рецензия на «Круизные лайнеры Мурманского морского пароходства» (Вячеслав Кисляков 2)

Уважаемый Вячеслав Васильевич, доброго времени литературной вахты.
Помню вас молодым, ироничным, искрящимся энергией на причале у Морвокзала, рядом с похожим на ослика т/х "Канин". Таким вы для меня и для многих ваших сотоварищей по пассажирскому флоту ММП и останитесь. Понравился ваш стиль и откровенность повествования. Стиль отточен на хороших книгах, а правда прямо из жизни.
Помню, как уничижительно отзывались на т/х "Вацлав Воровский" о самом Викторе Конецком: "И пишет о том, что все знают. И этого описал неправильно. А меня, такого перца, вообще не заметил и не отметил." И прошло время. И уже мало кто знает то, что "было известно всем". Этим и ценна ваша фиксация фактов тогдашней незамысловатой, но нашей единственной и неповторимой жизни. Иногда диву даешься, вспоминая, как доставали в Гремихе колбасу или покупали подержанные автомобили дороже новых. И заграница казалась сказочной, не то что тепер: раз – и там, "ол инклузив". А я моряком пиво на Западе пил несколько раз всего, не по карману было. Молодым эти особенности тяжело объяснить. Богач-бедняк.
Но была в той жизни и античная простота и красота, зафиксированная вами. Молодость человечества, так сказать, когда мы могли заниматься игрой свободного от излишних западных обременений ума, не переживая особенно за завтрашний день. Как говорили: "На наш век железа хватит." Спасибо вам за доставленное удовольствие и нахлынувшие приятные воспоминания. Многие из сюжетов напоминают по прошествии лет Кафку. Но мы же хоть и не рождены, но воспитаны были Кафку сделать былью.
Моряки торгового флота того времени были свободными людьми, знающими мир и материально независимыми, по тогдашним понятиям и потребностям. «Мужа я себе нашла на Кольском полуострове. Сам моряк, полярка вся, слава тебе Господи». Вот не помню, чтобы кто-то из коллег ругал ММП. Как не помню, кстати, ни одного офицера ВМФ, который бы хвалил свою службу. С большой теплотой вспоминаю работу на пассажирском флоте. Интересно было прочитать, например, кто откуда взялся. Ведь на любое судно приходишь и воспринимаешь его как оформленную единицу. А экипаж формировался, оказывается ( :) ) , за десятилетия до встречи и в разных уголках страны. Формировался, а потом формировал молодых моряков. В основном добром. Чего стоил один «песталоцци» Михаил Гансович Каск. Я удивлялся Конецкому, откуда он выуживал свои мрачные типажи. Потом понял – из БМП. Наши же моряки были лучними людьми. Лучше них - только морячки.
Еще раз спасибо и держитесь подальше от врачей.
Богдан.

Навигатор2   01.03.2017 00:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Полуостров Рыбачий. Часть 2» (Вячеслав Кисляков 2)

Уважаемый Вячеслав Васильевич, доброго вдохновения в любой час суток.
Совершенно прошедший мимо меня охотничий и природоведческий сегмент жизни моряков пасс-флота прочитал с большим интересом. Помню аналогичные рассказы Валентина Викторовича Кононова. Достойно Джека Лондона. Конкретно, упруго и достоверно написано.
Взамен шлю интересный угол зрения на Рыбачий. Думаю, зная ваш интерес к истории, прочитаете с удовольствием. Не одни зайцы на полуострове жировали, но и хищников запустил на Рыбачий Великий Кормчий...
Уважением
Богдан

http://www.e-reading.club/chapter.php/1017219/8/Kovalev_-_Arkticheskie_teni_Tretego_reyha.html

Навигатор2   01.03.2017 00:43     Заявить о нарушении