Maritta - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Понравилось!
Maritta 09.05.2013 00:06 Заявить о нарушении
Хочу участвовать:
"На клавишах..." - http://www.proza.ru/2005/12/12-28
"Одиночество" - http://www.proza.ru/2006/10/28-37
"Литература на..." - http://www.proza.ru/2006/08/14-136
Maritta 27.01.2007 02:45 Заявить о нарушении
Очень красиво. С самых первых звуков текста. Прочитав полэкрана, я поворачиваю голову к окну – листья немного поменяли оттенок. С верхних этажей вдоль балкона капает вода. А может что похуже.
Начинающий писатель всегда почему-то орет. Он имеет набор ситуаций, несколько нестандартных эмоций – и хочет задеть читателя. Акцентировать максимально, донести, выделить, ударить читателя всеми своими начинающими кулачками. Гротескно смаковать, расписывать, метафоризировать, стилизовать. Он чувствует, что может, и выкладывается полностью. Просто колотит в большой барабан в том месте, где нужно, по его замыслу, ему сопереживать.
А здесь нет. В этом рассказе с первых звуков ощущается общая стройность, настрой, музыка. Автору понятно, что барабан необязателен. Здесь эмоциональность рассказа становится внутренней, собственной, естественной, ненавязанной. Это другого рода эмоциональность, что-то большее.
Взрослый человек вспоминает родительскую ссору из детства. Это болезненно, в одну ситуацию впиваются тысячи других, последующих, оформляются ассоциациями с тысячью его взрослых огорчений, и вот уже эмоция от воспоминания пытается кричать и бить. Начинающий писатель хочет передать именно ее, так как он чувствует сейчас. В этом ассимилировании сквозит его затравленность.
В детстве, как и в этом рассказе, ничего не выделяется. События и эмоции разнообразны, но почти равнозначны. Огорчения непродолжительны. Родительская ссора буднична, так как это написано здесь. Абсурд не утрирован, абсурд всегда вокруг. Собственно, не только в детстве. Так и есть всегда, только выросшие люди привыкают орать, отделяя важное от неважного. Рассказ же помещает нас в транс простотой изложения ситуаций, чистой тональностью, в психоделический промежуток между «той» и «этой» жизнью, и совершенно не важно, что я понимаю под «тем» и «этим». Эпизоды случайны во времени, равнозначны, окрашены одинаково.
Поэтому листья деревьев меняют оттенок, когда я читаю рассказ, случайная музыка в комнате ложится идеальным саундтреком, капли с верхних этажей уже образуют небольшой дождик. Каким образом это получается? Не усилением, а расширением. В тексте задействован широкий спектр средств. Помимо визуальности, обычной для хорошего повествования, на читателя постоянно воздействуют тактильно:
"Прикосновение к десне – неожиданное в той же мере, в какой непонятное. Как безболезненное ковыряние иголкой в рваной ране с мясом наружу. Жуткое, ничем не объяснимое чувство абсурда.
Я продолжил есть…"
воздействуют осязательно:
"Становится страшно. По спине струится пот и волнами проносятся мурашки. Холодный воздух продувает всего меня, проникая под летнюю одежду – под футболку, в штанины легких джинсов, он влезает даже под трусы, оголяя перед городом всего меня."
воздействуют семантически-абсурдно:
"В руке у старика длинный черный зонт, который он использует как трость. Старик поднимает его и грязным концом вставляет мне в рот. Он водит металлическим стержнем по деснам, убеждаясь, что зубов, действительно, нет.
- Интересно, - говорит он.
Старик вытаскивает зонт и снова упирает в пол металлическим стержнем, еще влажным от моей слюны. Потом грубо хватает маму за руку и резко тянет на себя.
- Идемте, - кричит он ей на ухо. – Пока он не выкинул что-нибудь еще."
воздействуют красивыми, исключительными образами.
Все перемешано, меняются грамматические лица, сензитив то интенсивнее, то слабее в соответствии с общим трансовым ритмом эмоции. Захватывает.
Новый рассказ содержит массу аллюзий на ранние тексты, периода 2002-2003 годов, но кажется, что вбирает все лучшее оттуда, при этом демонстрируя новое качественное звучание. Рассказ воспринимается более спокойным, более гармоничным, более воздействующим, более вовлекающим. Текст другого порядка.
Maritta 16.09.2006 11:38 Заявить о нарушении
Маникен 16.09.2006 16:36 Заявить о нарушении
Три рисунка, как отражение отражения в углубляющихся зеркалах, заменяют первое впечатление.
Рассматривая самое дальнее отражение, выясняется, что объект сохранил все свои черты и ничем не отличается от реального, но что-то не так. Световые волны слишком долго метались между стеклами.
Снимая некую модель несколько десятков раз, фотограф добивается, наконец, того, к чему стремился. Фотография получается деревянной, выправленной, она получается не выражением автора, а каким-то выращенным детищем. Не важно – плохим или хорошим, потому что оно уже вторично по отношению к самому автору.
Лучший, на мой взгляд, кусок - возня школьников в искусственной комнате. Отлично смоделированный образ, акцентирующий гипердинамику в тесном вымышленном пространстве, где эмоциональность героев остается на самых краях рисунка. Читатель, настроенный первым отрывком, уже сам отыскивает ее там. На фоне пьяных распоясавшихся детей.
Рассказ написан очень хорошо и гладко. Каждый из трех отрывков точно обрисовывает эмоциональный образ и попадает в цель. Как если бы снайперу подсунули слишком большую мишень. Именно это мне и представляется основным недостатком текста.
Maritta 02.05.2005 17:26 Заявить о нарушении
Текст в любом случае является производным от авторского сознания, всегда вторичен по отношению к нему. Или вы имеете в виду что-то другое?
Маникен 03.05.2005 17:38 Заявить о нарушении
Santa Klaus 07.05.2005 22:07 Заявить о нарушении
У жонглера достаточно шариков, чтобы показать мастерство, и ни одним больше.
Хороший актер может показать страх и может испытывать страх. На экране – почти нет разницы.
Maritta 08.05.2005 22:57 Заявить о нарушении
Ты как-то писал, что хороший текст должен строиться на доступных читателю идеях, образах, близких большинству. Мне кажется, в этом рассказе ты чересчур этим увлекся. Поэтому при чтении мне все время казалось, что я что-то такое уже где-то читала. Вероятно, потому, что эти образы для массовки слишком узнаваемы и слишком часто используемы. Также меня раздражали некоторые пассажи, как, например, про «поколение, которому не осталось места для героизма». Пока я не вспомнила твое заявление, что ты часто пишешь «от
противного». Но это было чересчур. Ты умеешь писать, стиль у тебя оригинальный, тексты всегда отлично выписаны и простроены, настроение четко обозначено и держится от начала до конца. Но все же ты пишешь «для читателя», ты ориентируешься на какую-то внешнюю оценку, в твоих изначальных условиях много заданных параметров, а это всегда рискованно. Рассказ неплохой, но ophion мог бы написать гораздо лучше.
Maritta 10.12.2003 12:23 Заявить о нарушении
Межнациональная рознь давным-давно светится по всем телевизионным каналам. Сама формулировка в законодательстве говорит о её существовании и процветании в массовом сознании. Короткий текст на сайте не добавит в эту бездну уже существующей ненависти сколько-нибудь значимого пополнения. На странице автора «Душегуб» красной краской на лбу написано: «Я ненавижу США». Вероятно, такой призыв – удачная шутка с точки зрения массовки. Целью данного текста, с моей точки зрения, служат не архаические разборки о формах черепа, не запугивание обывателей чучелами со свастикой на нашивках, и даже не антиглобализм. Это – лишь довольно мягкое предложение чистить зубы по утрам. И то – just to whom it may concern. Не более того. Если образ еврея или фашиста – лишь чугунный памятник в сознании обывателя, шарнирная кукла из архивов коллекции Сергея Образцова, то это не означает, что все тексты на proza.ru должны ориентироваться на этот кукольный театр. Не так ли?
Maritta 20.05.2003 12:53 Заявить о нарушении
Вова Бурый Волк 23.05.2003 01:11 Заявить о нарушении
Жизнь – линия, прямизна и кривизна ее не видны из той точки, в которой находишься. Резкие изгибы ощущаются сильно, и они не обусловлены внешними обстоятельствами. Здесь вообще нет причинно-следственной связи. Но когда изгиб происходит, то жизнь замечается вдруг. Но сыр и звездное небо (как ты их представил) – это просто наслаждение, блаженство. Восточные религии приписывают некоторым таким состояниям степень идеальности, но я с этим не согласна.
Время – обобщенное название неких единиц измерения, и не более того. Забытье не может быть счастьем. Счастья вообще нет, так же, как и времени. Так же, как и не счастья. Есть сон, бодрствование и состояние между этими состояниями, которое называют иногда измененным сознанием, и которому приписывают чудодейственные свойства.
Не знаю.
С точки зрения журналистики написано очень плохо. Но журналистика – тупое ремесло, и мы с тобой это понимаем.
Maritta 15.05.2003 23:10 Заявить о нарушении
Ты пишешь жанровые картины акварелью. Без предварительного рисунка, без линий, просто оттенки фантазий и переходы метафор. Так пишут многие, но у большинства – это просто водянистые подтеки на пустом листе. У тебя же есть хорошая идея. Она так явно хочет быть высказанной, прорисованной, оттененной от общего фона, но ты упрямо размазываешь и растворяешь ее. Образы и метафоры – хороши, конечно, но они должны служить средством для более важного – выражения идеи. У тебя они выходят на первый план, и на второй, и на третий…
Импрессионизм, Моне, Пикассо? «Всегда следи за тем, чтобы никогда не говорить точно,» - сказал один француз. – «Чем утонченней мысль, тем более ее следует вуалировать.» Тут не спорю. Но мысль, даже завуалированная, должна быть первична, в любом жанре, любом смешении жанров, и в полном отсутствии жанра. Идея – первична, остальное – средства и подчиненность.
Действующие лица. Те, двое, может быть, и хотели быть персонажами, но зависли в словесно-кофейной гуще, остались отражениями на стенах разнообразных помещений. Действующей, что символично, оказалась фигура Фридриха. Такая узнаваемая, с прямой спиной и в блестящих туфлях, выходит из дверей популярных издательств и, улыбаясь, двигается по нашим улицам, двигается, хоть и механически, в то время как люди сонно рефлексируют по сонным кафе. (Ага, знакомо, «апатия, легкая ненависть на кончиках пальцев…»).
Мне, кстати, не нравится прием вплетений слов и текстов на иностранном языке. Сама с собой борюсь в этом отношении, и часто безуспешно. Но мне кажется, что сейчас он слишком популярен, чтобы использовать его без крайней надобности. На мой взгляд, англицизмы делают текст «попсовым», парадоксально, но упрощают его.
В твоем рассказе есть хорошие находки. Очень понравилась фраза «фосфоресцирующий глаз плюшевого медведя (бойся его)». Абсолютно согласна. Эти пыльные мешочки с ватой и пристально смотрящими глазами – может быть, самое страшное зло. Люди готовы погибнуть от инфаркта или выжечь в пустыню полмира во имя своего одноглазого и немого друга детства. Первого сентября в школах нужно заставлять первоклассников приносить любимые игрушки, сбрасывать их в специальные контейнеры и вывозить прочь из населенных пунктов.
Такие дела.
________________________________________________________
Вот. Изложила Мое Хорошее Отношение.
Maritta 07.05.2003 00:05 Заявить о нарушении
Хорошо сказала о плюшевом медведе, я бы даже не додумался до такого осмысления.
О важности идеи: идея спорна, ощущения главенствуют над нами, надо мной по крайней мере.
Моя проза - это не речь, это мысли и чувства, не надо их осмысливать, скорее медитировать над ними.(да, пафосно).
Santa Klaus 07.05.2003 16:13 Заявить о нарушении
Не оригинально. Как минимум. Манифест зачем-то. Ты еще про грибы напиши. Вообще, странная тенденция копировать названия. Ты же достаточно внимателен, чтобы увидеть ноги у тряпочной лошади «Клуб АЛ (1)», которой вполне достаточно для этого цирка. Зачем ты постоянно делаешь акции № 2?
Короче, это непонятно.
Даже если оставить в стороне акцию как действие, а говорить об идее, то лучше уехать в тундру, чтобы читать вслух Библию. Эффект будет сильнее. Здесь такие франкенштейны теряют жизнь еще в пренатальной стадии.
Но все равно непонятно. Может, все не так примитивно, как кажется на первый взгляд?
Maritta 04.05.2003 02:23 Заявить о нарушении
Название новое мне лень было придумывать.
В следующий раз обязательно посоветуюсь с таким экспертом по названиям, как ты.
грибы бог грибы библия грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибыгрибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы грибы
грибы грибы грибы
грибы грибы
грибы
Довольна? Кстати ты не обидешься если я опубликую здесь твой рассказ?
Как обычно, без обид.
Santa Klaus 04.05.2003 16:22 Заявить о нарушении
_____________________________________
Поскольку:
- мне до сих пор непонятно, зачем нужен этот вторичный клуб;
- я совершенно не верю в жизнеспособность ЗДЕСЬ подобной акции, в которой изначально отсутствует хоть какая-нибудь энергетика;
- и вообще мне это не нравится;
… я не хочу, чтобы мой рассказ был помещен на этой странице.
«Обидишься/не обидишься» - к этому не имеет никакого отношения.
Вот. Советуйся.
Maritta 04.05.2003 17:27 Заявить о нарушении
От твоих рассказов у меня всегда ощущение, что это все – эскизы, эксперименты, незавершенное. С другой стороны, это как беспризорная собака в магазине игрушек – не гладкая, не чистая, не вискозная, но резко и контрастно не мертвая.
Лирика.
Опять напомнило что-то – Линча, Лолу, еще какие-то фильмы… Это тоже нормально.
Труба - сломанная нога – «скорая» помощь. Простая и интересная «несущая конструкция» для построения. Построилось хорошо. Даже финальный Сережа сначала показался лишним, но потом вписался.
Что не вписалось (чисто ощущения мои): слишком длинная и навязчивая истерика подростков. Да, понятно, они в истерике. Но уже к середине ее описания скучно.
Слабо освещенная комната. Ни с того, ни сего. Зачем она? Ее слишком мало, чтобы почувствовать ее значимость. Сорняк какой-то. Ощущение такое.
Самое плохое: два последних предложения. Мораль и проповедь. «…осознайте это. … вам здесь жить.» Мораль всегда убивает все вышесказанное. Ну, в этом рассказе не полностью убивает, но уродует.
То, что очень хорошо. Отличная труба и то, что в ней происходит: и ступенька, и затекшая нога, и тридцать семь звезд. Символ. Очень хорошо вписывается в остальное повествование.
Замечательные переходы от одной части к другой. Прямо кинематографично. Вообще описания почти все хороши, «картинка» четко держится.
Непонятное начало. Но эмоционально не противоречит. Вписывается. Значит, правильно.
Вот. В общем, - скорее хорошо, чем нормально. Хорошо.
Maritta 17.03.2003 23:08 Заявить о нарушении