Мария Молчанова - написанные рецензии

Рецензия на «Бога насмешила - рассказ четвёртый» (Лариса Калюжная)

Знаете, вот я понимаю, что это на самом деле предельно серьезное дело. Моя подруга за такое вот первое причастие без подготовки была вразумлена хирургическим вмешательством - ну, прямо по апостолу Павлу про "болеют и умирают".

Но на фразе "и она подошла к каждой" я прямо фыркнула от смеха. Вспомнилась детская книжка про семью Владимира Ильича Ленина, из которой я подчерпнула первое знание о причастии. Там мальчик, не то еще младенец, не то уже немного отрок, тоже попал на причастие впервые (а может просто не помнил, как его причащали маленьким), и так ему понравилась "физическая составляющая" Таинства, что он снова и снова занимал длинную очередь и успел причаститься раза, наверное, три, пока священник его не запомнил и не отогнал.
Всё это духовное младенчество, и Господь принял и этих женщин, и этого мальчика-отрока в тот момент их приобщения, я убеждена в этом, потому что в этом причастии не было злого умысла - даже у того ребенка.
И поэтому, читая, я улыбаюсь. Хотя, наверное, расскажи мне кто подобное, была бы менее благодушной.

Но, может быть, Вы так и задумывала? Ответную реакцию в виде улыбки?

Мария Молчанова   14.01.2023 00:44     Заявить о нарушении
Да, Маша, только что вылупившиеся православные совершают ошибки иногда на грани с кощунством. Некоторые мне удалось осознать только по прошествии нескольких лет. И ужаснуться. Конечно, покаяться. И удивиться, насколько милостив и терпелив Господь!
Улыбнуться этому, наверное, дело человеческое.

Лариса Калюжная   14.01.2023 21:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бога насмешила - рассказ третий» (Лариса Калюжная)

Невыразимо понравилось мне сравнение "впадения" в православие с мячиком и ямкой.
И вот эта вот реакция на непримечательный вопрос.
В этой части зарисовок юмор и ирония кажутся наиболее уместными, даже необходимыми.

Мария Молчанова   14.01.2023 00:33     Заявить о нарушении
Посмеяться над собой дело всегда уместное. Это как укоризна, даже сродни покаянию.

Лариса Калюжная   14.01.2023 21:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Что такое блокада?» (Лариса Калюжная)

СпасиБо, что публикуете.

Самое пронзительное у Вас это все-таки финал. Прямо до брызг из глаз. Такие чуткие дети...

А история "Она не поедет" перекликается с историей моих бабушек... Младших двух должны были эвакуировать, но самая младшая очень была привязана к дому, отказалась. Их матери даже пришлось влезать к управдому и выкрадывать их документы. Средняя сестра злилась на младшую, что они не уехали. На сколько я понимаю, эту машину с детьми разбомбили. По крайней мере по рассказам младшей бабушки я дерзнула сделать такой вывод.

Мария Молчанова   20.03.2020 12:29     Заявить о нарушении
Спасибо, Машенька! В том числе, и за очень интересное свидетельство о блокаде.

Лариса Калюжная   20.03.2020 12:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «Чудо на таинстве соборования» (Лариса Калюжная)

Лариса Ильинична!
Удивило меня идея, что грех "докучать" Богу с просьбой об одной и той же болезни. Во-первых, "просите и обрящете", притча о неправедном судье, притча о друге пришедшем в полночь и прочее (что Анна и делала - просила, и не просто просила - тратила последние силы и средства доползти до соборования), во-вторых, как можно человеку с постоянными сильными болями говорить, что это грех просить Бога об исцелении?! Есть люди, которые подвижничают, претерпевая боли, сознательно отказываясь от анальгетиков и даже опиоидов. Это их выбор, плюс это их путь, который не каждому по силам. И в чем несмирение и нетерпение Анны? Она не кричала на каждом углу, какая она бедная страдалица, не роптала, принимала свое неисцеление и шла трудиться в молитве дальше. Не унывала, приходила через год. Даже не каждым постом!
Я думаю, что Бог исцелением Сам ответил на вопрос, где тут был грех. Не было в молитве настойчивой этой, в ежегодном соборовании греха.
Слава Богу!

Мария Молчанова   20.03.2020 11:52     Заявить о нарушении
О неоднократном соборовании в течение одной и той же болезни:

Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.

Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.

Лариса Калюжная   20.03.2020 12:46   Заявить о нарушении
Рецензия на «Привыкание к горю Главы 33, 34, 35, 36» (Сергей Решетнев)

Очень трогает искренность и честность - разбор собственных движений души: стыдных, от которых все хотят отречься, забыть поскорее, обелить себя, оправдать и точно никому не показывать, и самому видеть в зеркале идеального человека, сына. Это так редко, что потрясает и не дает пройти мимо молча.
И по форме повесть нестандартно сделана. Параллельно - голос сына и голос матери.
Жаль, очень много опечаток. Это понятно, такую вещь редактировать - сплошная боль. И все же.

С уважением, Мария

Мария Молчанова   05.06.2019 13:30     Заявить о нарушении
Рецензия на «Заметки из жизни Коли и Вани» (Лариса Калюжная)

Счастливая Вы)))
Особенно порадовали неправославные спички)

И очень красиво про серафимовскую звезду)

А рисунок тоже внуков?

С уважением,
Мария

Мария Молчанова   22.01.2019 18:03     Заявить о нарушении
Спасибо, Маша! Рисунок не наш, просто мне понравился. А вот у меня на аватарке - рисунок старшего внука.

Лариса Калюжная   24.01.2019 00:57   Заявить о нарушении
Подходящий рисунок, да)

А на аватарке - где?

Мария Молчанова   25.01.2019 13:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заповедь любви 37. Обращение лейтенанта Байдера» (Дмитрий Красавин)

Вы бесспорно мастерски соединяете художественный вымысел с реальностью, вплетаете в Ваш текст действительно существовавших людей, наделяя их нужными Вашему замыслу словами. Это потрясающая ювелирная филигранная работа, которая вызывает у меня восхищение. Но с очень многим из того, к чему Вы подводите, я согласиться не могу. И мне страшно, скольких людей Ваш талант может увлечь в экуменистическую идею, что религия с догматами, аскезой и многотысячелетним опытом богообщения не важна. Если бы не этот посыл, призыв видеть в каждом другом человека/образ божий/себя/объект для любви не затмевался бы...

Мария Молчанова   23.08.2018 19:16     Заявить о нарушении
Спасибо за искренний интерес к моей книге. Я считаю, что все религии с их догматами и многотысячным опытом уникальны и важны более чем что-либо другое. Попытки объединить их в некую единую мировую религию кощунственны. Но за всей их несводимостью в части священных писаний, священной истории, таинств, обрядов и др. я вижу нечто общее – признание вторичности материального мира по отношению к миру духовному, признание неприменимости законов материального мира с его логикой к законам нравственным. И это общее неизмеримо более ценно, чем все остальное. Все раздоры, войны, терроризм проистекают из того, что большинство религиозных лидеров погрязли в спорах об остальном. Наиболее показательны конечно в этом лидеры ИГИЛ, но и многие служители православной церкви, даже с их веротерпимостью к инаковерующим, находятся с лидерами ИГИЛ в одной лодке. Терпеть можно лишь что-то неприятное, чуждое, терпеть до поры до времени. На мой взгляд данная в Евангелии Заповедь любви более действенна.

Дмитрий Красавин   26.08.2018 18:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заповедь любви 33. Келейные записки иеромонаха С» (Дмитрий Красавин)

"что первейшая из всех заповедей – заповедь любви"
Оно, бесспорно, так. Но эту "любовь" понимает каждый в свою меру. В очень и очень свою меру. Современное общество признает "любовью" эротические отношения между людьми одного пола, Гумберт считает любовью страсть к двенадцатилетней девочке и так далее. И как не вспомнить царя Давида с его любовью к Версавии? Однако же, несмотря на то, что отношения Давида с "бывшей за Урией" принесли дивный плод - Соломона, судя по 50 псалму царь трезво посмотрел свои деяния "во имя любви". А, глядя на то, какой ад с "любовью" творился в душах его детей от многочисленных его любовий, делается дурно.
Христианство со своей аскезой и оградительными словами формирует свое учение о любви - к Богу, к человеку, в т.ч. плотской. Учение, согласное с сотериологией. Михаил, вроде, все это должен был знать, как и другие бывшие семинаристы, действительные священники. Но из подхода, все громче звучащего из уст Ваших героев, выходит человекоугодие, а не любовь. Для чего было Михаилу отдавать Алисе свою чистоту, если общего в главном у них не было? Какая тут была любовь к ней, если он лишил чистоты и ее? Если главное любовь плотская, земная, между людьми, если нет осознания, для чего приходил Христос и в чем Христианство, понятно, что мусульманское твердое нежелание менять Аллаха на Иисуса вызывает искреннее уважение. У меня - большее, чем "христианская" вера других героев, предающих, с моей т.з. Христа либеральничаньем. Можно и нужно принимать других с их недостатками, с их некрепкой верой, с их грехами и страстями, с их еще не познавшим Христа сердцем, можно и нужно верить в то, что Господь достучится до них. Но признавать любовь за блудом, признавать другие, кроме Христа, пути к Богу - это не христианство. Может быть социализм, который осуждает Михаил, но не христианство.

Мария Молчанова   23.08.2018 17:09     Заявить о нарушении
Мария, я только-что написал ответ на вашу рецензию к "Заповедь любви 28" http://www.proza.ru/2018/08/20/424 Поэтому не буду повторяться. Как вы не увидели, что и для Алисы, и для Михаила главное в их отношениях не секс, а глубокое чувство единства выходящее за пределы религиозных и мировозренческих перегородок? Да, он христианин, она считала себя атеисткой, но их души были настежь открыты друг перед другом. Они были чисты в своих помыслах, откровенны. Он уважал ее право оставаться собой, не бросал ее и не искал утех на стороне. Я не считаю их связь блудом.

Дмитрий Красавин   27.08.2018 10:09   Заявить о нарушении
Рецензия на «Заповедь любви 28. Келейные записки иеромонаха С» (Дмитрий Красавин)

Понимаю, что не видела еще окончания, и все же дерзну написать впечатления сейчас.

В начале повествования мне показалось, что автор подает, или я так увидела вместе с вроде бы главной "камерой" произведения - еврейчиком НКВД, иеромонаха Серапиона прозорливым старцем, живым примером образов из патериков, из житий, с чудотворением и видением сути человека. То есть наделенным теми атрибутами, которые должны убедить и меня-читателя, и мальчишку советского, что вот носитель истины, выразитель главной идеи произведения: он так ощутимо наполнен Духом Святым, что не может ошибаться.

А далее с вроде бы подведением базы идет странный экуменизм с участием просто всех, и как тут где-то на Вашем сайте прокомментировала одна дама - экуменизм перерастающий в буддизм-йогу и "прочую вивекананду". И, хотя мне этот подход чужд, я не могу не признать Вашей авторской и человеческой свободы исповедовать и писать то, что именно Вы считаете правильным. Однако я ощущаю, что меня обманывают. Потому что все встречающиеся до сей поры на страницах православные люди, включая священников, исповедуют именно это. Вроде бы говорят, что "Христос в каждом", и не поспоришь, но забывают отчего-то тот постулат христианства, что вне Христа - веры в Него как в Того, Кто Единственный может соединить Творца с сотворенным Им и обволакиваемым бесами/страстями человеком - нет спасения. И то, что писал в т.ч. вроде бы цитируемый в комментариях Игнатий Брянчанинов, что более того, нет спасения вне православия. У Вас и мусульманин остается таковым, и иудей, и все вокруг - и да, это реальность, так дело и обстоит, и, разумеется, любовь как то солнце светит всем и отражается от кого-то дальше... Но...

Не дочитав, я не решалась судить об авторском замысле, складывая в уголок все странные и непонятные для меня вещи. Такие, как факт творения крестного знамения сыном иудея, помнящего к тому же молитвы на иврите (возможно, у Вас есть примеры, я сужу по своему опыту человека из иудейской семьи, работающего в еврейской организации). Я бы поверила, не помни он молитв: был бы шанс, что его отец выкресток или атеист. В ином случае даже запудренные атеизмом мозги парня не могли бы даже в магическом суеверном смысле признать Николу помощником.

Так вот... я складывала, складывала... и поняла, что мой предел наступил, когда стало ясным, что под "близкими отношениями" с "лучшей женщиной земли" скрывался банальнейший блуд, и с этим два года длящимся смертным грехом будущий духоносный старец и выразитель авторской истины о любви считал себя в праве рассуждать о любви, поучать двадцатилетнего паренька, а главное запросто причащался! А священник Петр, к которому молодой Михаил вроде бы прислушивался, прекрасно об этом был осведомлен и вспомнил во всей этой ситуации с брошенным любовником только про гордыню (она, конечно, мать всех грехов, но тут есть кое-что поочевиднее и поактуальнее), ни пол-словом не напомнив даже, что блуд с любовью не совместим (ну, каждый для себя решает сам, а православие и католичество глаголют так). Но на самом деле, и это я бы сочла за ступеньку к вершине авторской идеи. Кабы не тон записок...

Понимаете, в чем штука. Когда записки пишет человек светский, он часто хочет или идею донести какую-то, или (а чаще "и") себя оправдать. Дескать, да, молодой был, глупый, зеленый. Любил и Глашу, и Машу, и Наташу, и Аркашу... Со снисхождением к себе в плане грехов и с одновременным признанием своих тогдашних идей/суждений - тем не менее - вполне верными. Это такая рефлексия с "погружением", как мать Кира у Вас говорила.

Но записки ведь не светского человека. Записки - иеромонаха, священника, более того - выведенного автором фактически с нимбом на голове человека! А про сокрушение тогда еще Михаила о житии во блуде, про осознание хотя бы скотского состояния в смертном грехе, - одна строчка в письме Алисы. А я, как читатель, не вижу этого. Словно можно вот так вот, из теплой постели разврата, называемого почему-то любовью до сих пор, когда стоило бы пересмотреть в зрелом возрасте (когда оковы влечения к конкретной женщине уже не ослепляют) отношение к прошлому, вот словно можно прыгнуть так вот, без осознания и покаяния, к монастырской службе и Причастию. Тот, кто пишет записки, смотрит на умершего уже Михаила. Михаил почил в момент пострига, нет его уже. И можно честно признать и не грех сокрушиться, что в молодости наделал дел. Что Алиса была даже права в чем-то, ведь все его убеждения и вера разбились о блуд, а он даже не понял этого, в то время, как она-то, Алиса, своим убеждениями следовала с такой самоотдачей, что отказалась от отношений с любовником! А Михаил совсем не готов был продемонстрировать Алисе верность своей вере и убеждениям - отказаться от плотских утех с ней.

У Вас столько слов о любви и Боге, цитат, Вы, кажется, поразительно начитанный и умный человек с широчайшим кругозором... а правды о блуде больше у Толстого с Карениной и Достоевского с Сонечкой, хотя оба эти женские образа всегда казались мне... очень идеализированными и далекими от христианства.

Мне очень интересен Ваш текст с т.з. истории исчезнувшей цивилизации, интересно про Мологу. Думаю, что дочитаю. И думаю, что выраженное мною мнение недорогого стоит. Но. Чувство неудовлетворенности и разочарования пока что крепнет к моему большому огорчению.

С уважением, Мария

Мария Молчанова   23.08.2018 14:31     Заявить о нарушении
Согласен с вами, что слово любовь в современном обществе чаще всего ассоциируется с сексом, но моя книга о другой любви, о любви как исконной природе человека, о любви, исповедуемой в евангелии Христом, о любви преходящей границы религий.

Вы называете блудом отношения людей, не скрепленные церковным браком, то есть не основанные на общности веры. На этом основании вы обвиняете в блуде моих героев. Я с вами не согласен. Блуд это когда в отношениях доминирует похоть, плотская составляющая. Любовь моих героев - в чистоте их душ, полностью открытых друг для друга. Алису и Михаила привлекают друг к другу искренность, чистота помыслов направленных на служение обществу в целом. Их трагедия в том, что каждый из них видит свой путь служения, и эти пути невозможно свести к одному. Алиса уезжает в эмиграцию, он остается в России, но они продолжают любить друг друга всеми фибрами души. Если бы это было не так, Алиса в финале не упала бы на колени перед смертельно раненым отцом Петром, а иеромонах Серапион не приступал к лейтенанту НКВД с просьбой рассказать про Алису.
В наше время более половины молодоженов скрепляют свои узы в Церкви. Но многие ли из них сохраняют верность друг другу до конца своих дней? Многие ли из них также открыты друг другу в помыслах, также готовы служить людям, как герои "Заповеди любви"? Я не принижаю ценности Таинства брака. Но подлинные браки, когда двое становятся одним, свершаются только на небесах. Церковь лишь помощник Бога, но не Бог, чтобы определять, кому в какую дверь идти.

Дмитрий Красавин   27.08.2018 09:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Дети Собчак» (Сергей Горцев)

Ох горе горькое...

Одно утешает, что чистота, на самом деле чистота, этой шестилетней девочки, которая в невинности и доверчивой вере маме и рекламе на детских каналах, просто не дает пока грязи её испачкать изнутри. Для нее это слово ничего не означает. Оно просто кажется страшно взрослым. Это как ничего общего с развратом и непристойностью не имеет сидение на соседних горшках в садике мальчика и девочки.

Но общее настроение Петровича я всецело разделяю.

Мария Молчанова   27.12.2017 11:20     Заявить о нарушении
Хорошо, если для девчонки это слово ничего не означает.
А если старшие, не очень умные ребята,растолкуют? Так, как они это понимают.Она же их спросит, а не маму с папой.
Спасибо, что разделяете настроение Петровича.
С уважением,

Сергей Горцев   27.12.2017 12:16   Заявить о нарушении
Знаете, все-таки большинство допубертатных детей физиологические подробности воспринимают либо с отвращением (противно) и недоверием (как так может быть), либо со смехом. Зависит от того, кто и как "просвещает".

Мария Молчанова   27.12.2017 14:33   Заявить о нарушении