Мария Молчанова - написанные рецензии
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Знаете, вот я понимаю, что это на самом деле предельно серьезное дело. Моя подруга за такое вот первое причастие без подготовки была вразумлена хирургическим вмешательством - ну, прямо по апостолу Павлу про "болеют и умирают".
Но на фразе "и она подошла к каждой" я прямо фыркнула от смеха. Вспомнилась детская книжка про семью Владимира Ильича Ленина, из которой я подчерпнула первое знание о причастии. Там мальчик, не то еще младенец, не то уже немного отрок, тоже попал на причастие впервые (а может просто не помнил, как его причащали маленьким), и так ему понравилась "физическая составляющая" Таинства, что он снова и снова занимал длинную очередь и успел причаститься раза, наверное, три, пока священник его не запомнил и не отогнал.
Всё это духовное младенчество, и Господь принял и этих женщин, и этого мальчика-отрока в тот момент их приобщения, я убеждена в этом, потому что в этом причастии не было злого умысла - даже у того ребенка.
И поэтому, читая, я улыбаюсь. Хотя, наверное, расскажи мне кто подобное, была бы менее благодушной.
Но, может быть, Вы так и задумывала? Ответную реакцию в виде улыбки?
Мария Молчанова 14.01.2023 00:44 Заявить о нарушении
Улыбнуться этому, наверное, дело человеческое.
Лариса Калюжная 14.01.2023 21:47 Заявить о нарушении
Невыразимо понравилось мне сравнение "впадения" в православие с мячиком и ямкой.
И вот эта вот реакция на непримечательный вопрос.
В этой части зарисовок юмор и ирония кажутся наиболее уместными, даже необходимыми.
Мария Молчанова 14.01.2023 00:33 Заявить о нарушении
Лариса Калюжная 14.01.2023 21:52 Заявить о нарушении
СпасиБо, что публикуете.
Самое пронзительное у Вас это все-таки финал. Прямо до брызг из глаз. Такие чуткие дети...
А история "Она не поедет" перекликается с историей моих бабушек... Младших двух должны были эвакуировать, но самая младшая очень была привязана к дому, отказалась. Их матери даже пришлось влезать к управдому и выкрадывать их документы. Средняя сестра злилась на младшую, что они не уехали. На сколько я понимаю, эту машину с детьми разбомбили. По крайней мере по рассказам младшей бабушки я дерзнула сделать такой вывод.
Мария Молчанова 20.03.2020 12:29 Заявить о нарушении
Лариса Калюжная 20.03.2020 12:44 Заявить о нарушении
Лариса Ильинична!
Удивило меня идея, что грех "докучать" Богу с просьбой об одной и той же болезни. Во-первых, "просите и обрящете", притча о неправедном судье, притча о друге пришедшем в полночь и прочее (что Анна и делала - просила, и не просто просила - тратила последние силы и средства доползти до соборования), во-вторых, как можно человеку с постоянными сильными болями говорить, что это грех просить Бога об исцелении?! Есть люди, которые подвижничают, претерпевая боли, сознательно отказываясь от анальгетиков и даже опиоидов. Это их выбор, плюс это их путь, который не каждому по силам. И в чем несмирение и нетерпение Анны? Она не кричала на каждом углу, какая она бедная страдалица, не роптала, принимала свое неисцеление и шла трудиться в молитве дальше. Не унывала, приходила через год. Даже не каждым постом!
Я думаю, что Бог исцелением Сам ответил на вопрос, где тут был грех. Не было в молитве настойчивой этой, в ежегодном соборовании греха.
Слава Богу!
Мария Молчанова 20.03.2020 11:52 Заявить о нарушении
Согласно Православной Энциклопедии «соборование в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, большинство богословов вслед за свт. Петром (Могилой) запрещают. В Требнике Петра Могилы указано, что на протяжении одной болезни соборуются один раз. Если болезнь хроническая и человек не получает в Таинстве Елеосвящения исцеление, то в следующем году с этой болезнью он собороваться не может.
Однако свт. Филарет (Дроздов) писал в письме архимандриту Иоанникию, наместнику Чудова монастыря, что совершение Елеосвящения всегда благотворно и не может ограничиваться случаями тяжёлой болезни и близости смерти и «едва ли когда может быть погрешительным». Считаю, что данная фраза могла иметь в виду не многократное совершение Таинства в одной болезни, а лишь тяжесть болезни.
Лариса Калюжная 20.03.2020 12:46 Заявить о нарушении
Очень трогает искренность и честность - разбор собственных движений души: стыдных, от которых все хотят отречься, забыть поскорее, обелить себя, оправдать и точно никому не показывать, и самому видеть в зеркале идеального человека, сына. Это так редко, что потрясает и не дает пройти мимо молча.
И по форме повесть нестандартно сделана. Параллельно - голос сына и голос матери.
Жаль, очень много опечаток. Это понятно, такую вещь редактировать - сплошная боль. И все же.
С уважением, Мария
Мария Молчанова 05.06.2019 13:30 Заявить о нарушении
Счастливая Вы)))
Особенно порадовали неправославные спички)
И очень красиво про серафимовскую звезду)
А рисунок тоже внуков?
С уважением,
Мария
Мария Молчанова 22.01.2019 18:03 Заявить о нарушении
Лариса Калюжная 24.01.2019 00:57 Заявить о нарушении
Вы бесспорно мастерски соединяете художественный вымысел с реальностью, вплетаете в Ваш текст действительно существовавших людей, наделяя их нужными Вашему замыслу словами. Это потрясающая ювелирная филигранная работа, которая вызывает у меня восхищение. Но с очень многим из того, к чему Вы подводите, я согласиться не могу. И мне страшно, скольких людей Ваш талант может увлечь в экуменистическую идею, что религия с догматами, аскезой и многотысячелетним опытом богообщения не важна. Если бы не этот посыл, призыв видеть в каждом другом человека/образ божий/себя/объект для любви не затмевался бы...
Мария Молчанова 23.08.2018 19:16 Заявить о нарушении
Дмитрий Красавин 26.08.2018 18:48 Заявить о нарушении
"что первейшая из всех заповедей – заповедь любви"
Оно, бесспорно, так. Но эту "любовь" понимает каждый в свою меру. В очень и очень свою меру. Современное общество признает "любовью" эротические отношения между людьми одного пола, Гумберт считает любовью страсть к двенадцатилетней девочке и так далее. И как не вспомнить царя Давида с его любовью к Версавии? Однако же, несмотря на то, что отношения Давида с "бывшей за Урией" принесли дивный плод - Соломона, судя по 50 псалму царь трезво посмотрел свои деяния "во имя любви". А, глядя на то, какой ад с "любовью" творился в душах его детей от многочисленных его любовий, делается дурно.
Христианство со своей аскезой и оградительными словами формирует свое учение о любви - к Богу, к человеку, в т.ч. плотской. Учение, согласное с сотериологией. Михаил, вроде, все это должен был знать, как и другие бывшие семинаристы, действительные священники. Но из подхода, все громче звучащего из уст Ваших героев, выходит человекоугодие, а не любовь. Для чего было Михаилу отдавать Алисе свою чистоту, если общего в главном у них не было? Какая тут была любовь к ней, если он лишил чистоты и ее? Если главное любовь плотская, земная, между людьми, если нет осознания, для чего приходил Христос и в чем Христианство, понятно, что мусульманское твердое нежелание менять Аллаха на Иисуса вызывает искреннее уважение. У меня - большее, чем "христианская" вера других героев, предающих, с моей т.з. Христа либеральничаньем. Можно и нужно принимать других с их недостатками, с их некрепкой верой, с их грехами и страстями, с их еще не познавшим Христа сердцем, можно и нужно верить в то, что Господь достучится до них. Но признавать любовь за блудом, признавать другие, кроме Христа, пути к Богу - это не христианство. Может быть социализм, который осуждает Михаил, но не христианство.
Мария Молчанова 23.08.2018 17:09 Заявить о нарушении
Дмитрий Красавин 27.08.2018 10:09 Заявить о нарушении
Понимаю, что не видела еще окончания, и все же дерзну написать впечатления сейчас.
В начале повествования мне показалось, что автор подает, или я так увидела вместе с вроде бы главной "камерой" произведения - еврейчиком НКВД, иеромонаха Серапиона прозорливым старцем, живым примером образов из патериков, из житий, с чудотворением и видением сути человека. То есть наделенным теми атрибутами, которые должны убедить и меня-читателя, и мальчишку советского, что вот носитель истины, выразитель главной идеи произведения: он так ощутимо наполнен Духом Святым, что не может ошибаться.
А далее с вроде бы подведением базы идет странный экуменизм с участием просто всех, и как тут где-то на Вашем сайте прокомментировала одна дама - экуменизм перерастающий в буддизм-йогу и "прочую вивекананду". И, хотя мне этот подход чужд, я не могу не признать Вашей авторской и человеческой свободы исповедовать и писать то, что именно Вы считаете правильным. Однако я ощущаю, что меня обманывают. Потому что все встречающиеся до сей поры на страницах православные люди, включая священников, исповедуют именно это. Вроде бы говорят, что "Христос в каждом", и не поспоришь, но забывают отчего-то тот постулат христианства, что вне Христа - веры в Него как в Того, Кто Единственный может соединить Творца с сотворенным Им и обволакиваемым бесами/страстями человеком - нет спасения. И то, что писал в т.ч. вроде бы цитируемый в комментариях Игнатий Брянчанинов, что более того, нет спасения вне православия. У Вас и мусульманин остается таковым, и иудей, и все вокруг - и да, это реальность, так дело и обстоит, и, разумеется, любовь как то солнце светит всем и отражается от кого-то дальше... Но...
Не дочитав, я не решалась судить об авторском замысле, складывая в уголок все странные и непонятные для меня вещи. Такие, как факт творения крестного знамения сыном иудея, помнящего к тому же молитвы на иврите (возможно, у Вас есть примеры, я сужу по своему опыту человека из иудейской семьи, работающего в еврейской организации). Я бы поверила, не помни он молитв: был бы шанс, что его отец выкресток или атеист. В ином случае даже запудренные атеизмом мозги парня не могли бы даже в магическом суеверном смысле признать Николу помощником.
Так вот... я складывала, складывала... и поняла, что мой предел наступил, когда стало ясным, что под "близкими отношениями" с "лучшей женщиной земли" скрывался банальнейший блуд, и с этим два года длящимся смертным грехом будущий духоносный старец и выразитель авторской истины о любви считал себя в праве рассуждать о любви, поучать двадцатилетнего паренька, а главное запросто причащался! А священник Петр, к которому молодой Михаил вроде бы прислушивался, прекрасно об этом был осведомлен и вспомнил во всей этой ситуации с брошенным любовником только про гордыню (она, конечно, мать всех грехов, но тут есть кое-что поочевиднее и поактуальнее), ни пол-словом не напомнив даже, что блуд с любовью не совместим (ну, каждый для себя решает сам, а православие и католичество глаголют так). Но на самом деле, и это я бы сочла за ступеньку к вершине авторской идеи. Кабы не тон записок...
Понимаете, в чем штука. Когда записки пишет человек светский, он часто хочет или идею донести какую-то, или (а чаще "и") себя оправдать. Дескать, да, молодой был, глупый, зеленый. Любил и Глашу, и Машу, и Наташу, и Аркашу... Со снисхождением к себе в плане грехов и с одновременным признанием своих тогдашних идей/суждений - тем не менее - вполне верными. Это такая рефлексия с "погружением", как мать Кира у Вас говорила.
Но записки ведь не светского человека. Записки - иеромонаха, священника, более того - выведенного автором фактически с нимбом на голове человека! А про сокрушение тогда еще Михаила о житии во блуде, про осознание хотя бы скотского состояния в смертном грехе, - одна строчка в письме Алисы. А я, как читатель, не вижу этого. Словно можно вот так вот, из теплой постели разврата, называемого почему-то любовью до сих пор, когда стоило бы пересмотреть в зрелом возрасте (когда оковы влечения к конкретной женщине уже не ослепляют) отношение к прошлому, вот словно можно прыгнуть так вот, без осознания и покаяния, к монастырской службе и Причастию. Тот, кто пишет записки, смотрит на умершего уже Михаила. Михаил почил в момент пострига, нет его уже. И можно честно признать и не грех сокрушиться, что в молодости наделал дел. Что Алиса была даже права в чем-то, ведь все его убеждения и вера разбились о блуд, а он даже не понял этого, в то время, как она-то, Алиса, своим убеждениями следовала с такой самоотдачей, что отказалась от отношений с любовником! А Михаил совсем не готов был продемонстрировать Алисе верность своей вере и убеждениям - отказаться от плотских утех с ней.
У Вас столько слов о любви и Боге, цитат, Вы, кажется, поразительно начитанный и умный человек с широчайшим кругозором... а правды о блуде больше у Толстого с Карениной и Достоевского с Сонечкой, хотя оба эти женские образа всегда казались мне... очень идеализированными и далекими от христианства.
Мне очень интересен Ваш текст с т.з. истории исчезнувшей цивилизации, интересно про Мологу. Думаю, что дочитаю. И думаю, что выраженное мною мнение недорогого стоит. Но. Чувство неудовлетворенности и разочарования пока что крепнет к моему большому огорчению.
С уважением, Мария
Мария Молчанова 23.08.2018 14:31 Заявить о нарушении
Вы называете блудом отношения людей, не скрепленные церковным браком, то есть не основанные на общности веры. На этом основании вы обвиняете в блуде моих героев. Я с вами не согласен. Блуд это когда в отношениях доминирует похоть, плотская составляющая. Любовь моих героев - в чистоте их душ, полностью открытых друг для друга. Алису и Михаила привлекают друг к другу искренность, чистота помыслов направленных на служение обществу в целом. Их трагедия в том, что каждый из них видит свой путь служения, и эти пути невозможно свести к одному. Алиса уезжает в эмиграцию, он остается в России, но они продолжают любить друг друга всеми фибрами души. Если бы это было не так, Алиса в финале не упала бы на колени перед смертельно раненым отцом Петром, а иеромонах Серапион не приступал к лейтенанту НКВД с просьбой рассказать про Алису.
В наше время более половины молодоженов скрепляют свои узы в Церкви. Но многие ли из них сохраняют верность друг другу до конца своих дней? Многие ли из них также открыты друг другу в помыслах, также готовы служить людям, как герои "Заповеди любви"? Я не принижаю ценности Таинства брака. Но подлинные браки, когда двое становятся одним, свершаются только на небесах. Церковь лишь помощник Бога, но не Бог, чтобы определять, кому в какую дверь идти.
Дмитрий Красавин 27.08.2018 09:39 Заявить о нарушении
Ох горе горькое...
Одно утешает, что чистота, на самом деле чистота, этой шестилетней девочки, которая в невинности и доверчивой вере маме и рекламе на детских каналах, просто не дает пока грязи её испачкать изнутри. Для нее это слово ничего не означает. Оно просто кажется страшно взрослым. Это как ничего общего с развратом и непристойностью не имеет сидение на соседних горшках в садике мальчика и девочки.
Но общее настроение Петровича я всецело разделяю.
Мария Молчанова 27.12.2017 11:20 Заявить о нарушении
А если старшие, не очень умные ребята,растолкуют? Так, как они это понимают.Она же их спросит, а не маму с папой.
Спасибо, что разделяете настроение Петровича.
С уважением,
Сергей Горцев 27.12.2017 12:16 Заявить о нарушении
Мария Молчанова 27.12.2017 14:33 Заявить о нарушении