Игорь Чурдалёв - написанные рецензии

Рецензия на «МЦ на Тургеневской» (Алексей Клишин)

И умно и смешно - без озлобления, но и без пощады. Эффект обеспечивается ещё и тем, что практика эта носила (как и всё у большевиков) квадратно-гнездовой конвейерный характер. Стоит заменить лишь пару имен - и любой нижегородец узнает практически точное описание давешних реалий своего города. Эта комсомоло-кэгэбешная кампания в своё время хорошо нас развлекла во вех городах и весях "совка". Ностальгично... Спасибо, Лёша, за дозу молодости.

Игорь Чурдалёв   29.05.2011 12:42     Заявить о нарушении
Ни грамма я не удивлён, что ситуёвина под копирку. Знаешь, Игорь, что по моему мнению окончательно похоронило режим? Скука. Бездарное клонирование штампов вне связи с областью применения.
Я и этим воспоминанием обременил память только потому, что, как ты справедливо заметил, нас всех это развлекло и насмешило, уж очень эта самая область применения штампа была выбрана нестандартная.
Как-нибудь расскажу ещё, как шантажировал руководство горисполкома в преддверии приезда делегации бельгийских коммунистов.)))

Алексей Клишин   30.05.2011 18:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Баллада о кумаче» (Алексей Клишин)

Великолепное дыхание у Вашей прозы, Алексей.
Вроде и не претенциозно, но мастерски. Ясно, пластично. И узнаваемо до штриха, как будто читатель сам был где-то рядом, да запамятовал с годами. Смешно до колик, хохочу. Хотя, и грустно слегка - это уж не знаю, почему.

Игорь Чурдалёв   23.02.2011 14:06     Заявить о нарушении
Привет Вам и здесь, Игорь.
Я к Вам заглядывал, пока бегло, не погружаясь. Но крючок остался, приду ещё и основательно.
Я очень люблю всякие простые глупые истории, и слушать, и рассказывать.
Это едва ли можно считать созданием художественной прозы. Скорее, всё то же постоянное стремление поговорить.

Алексей Клишин   25.02.2011 01:42   Заявить о нарушении
Это стремление - и есть источник реальной, а не вымученной художественности. Оно двигало и Сервантесом и Бокаччо.
А я здесь ни на что "художественное" и не покушаюсь, просто храню некоторые газетные статьи. В городе своём я этим иногда балуюсь - за образом либерального умствователя легко прятаться.

Игорь Чурдалёв   25.02.2011 09:09   Заявить о нарушении
От кого или чего прятаться надлежит?
Мне понравились слог и тон Ваших статей, тех, что успел прочесть. Я очень мало читаю публицистики, но если читаю - то вот как у Вас, чтобы мысль была понятна, и корабль чтобы плыл между Сциллой пламенного пафоса и Харибдой холодного стёба. Не задевая. И чуть заметная ирония обязательно обеспечит Вам достаточное количество оппонентов, как мне кажется. И со Сциллы, и с Харибды.

Алексей Клишин   26.02.2011 00:25   Заявить о нарушении
Рецензия на «Воскресающая Россия. Идеология Одухотворения» (Евгений Нейштадт)

Рад встретить здесь столь оригинального философа и яркого публициста, которым Вы, Евгений, по моему разумению, являетесь. Очень впечатлён Вашими историческими знаниями и умением оперировать ими в рамках не заёмных, но авторских концепций. Ваши аналитические инструменты отточены безупречно, оттого и выводы убедительны. Однако, ещё интереснее для меня – на фоне тотальной идеологической импотенции – Ваше стремление создать новую парадигму общественных целей и ценностей. Более важной (и дерзкой) мыслительной задачи в любые времена представить нельзя. А в нынешнем апокалипсическом тупике её решение представляется уже не просто залогом развития, а условием спасения.

За честь для себя сочту то, что по многим принципиальным позициям являюсь Вашим единомышленником. Безусловно, касается это и той идеи, которую Вы обозначили как Процесс Одухотворения. Я сознательно использую здесь слово «идея», а не слово «идеология». Последняя, как известно, подразумевает и вполне конкретные программы действий, которые могут быть приняты и осуществлены массами. Возможно, зачастую, не столько действия предпринимаются для утверждения идеологии, сколько идеология создаётся ради организации действий: «покорение варваров», «избиение неверных», «освобождение Гроба Господня», «миссия белого человека», «уничтожение попов и богачей», «истребление коммунистов и евреев»… несть числа походам, предпринимаемым ради торжества идеологий всяческого разбора.

В этом свете, может быть и к добру, что в Процессе Одухотворения я не могу пока увидеть идеологии в привычном, набившем оскомину смысле – для меня он остаётся, скорее, образом художественным. Вопрос «зачем?» приоритетен, спору нет. Но вопросов «что?» и «как?» он не отменяет и не заменяет. И сам тренд Одухотворения может вызывать вопросы у тех, кто сравнивает сегодняшнее общество, скажем, с античным эллинистическим обществом полисной эпохи. Впрочем, понятие Души по природе своей не может быть уточнено до такой степени конкретики, которая сделала бы его понимаемым единообразно. «Как душе это удается – тайна», так Вы пишете - и этим всё сказано, возразить нечего. Тайна.

Идеология – это идея, разработанная до такой степени, что обретает способность направить человеческие массы на конкретные и организованные действия. Естественно, в обществе всегда возникают и силы противодействия. Вы можете себе представить вменяемого человека любых убеждений, который сегодня публично выступит против принципа достижения наибольшего результата с наименьшими затратами? Или против возможности выбора каждым наиболее перспективного для него направления развития? Под этими лозунгами теперь спокойно (и охотно) рисуются любые диктаторствующие людоеды. Именно потому, что лозунги подобные ни намёка на идеологию не содержат, оставляют бесконечный простор для трактовок, а методологии конкретных действий даже не подразумевают…

Это написано не ради полемики, в которую я не рискнул бы с Вами вступить. Хотелось лишь обозначить общее направление моих размышлений, вызванных прочтением Ваших строк.

Ещё раз сердечно благодарю за поддержку, которую Вы оказали мне оценкой моей публикации на «Стихаре». Это - то самое сочувствие, которое даётся нам, как благодать.

Ваш Игорь Чурдалёв.

Игорь Чурдалёв   14.05.2010 01:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Игорь! С огромной благодарностью Вам за такую замечательную
и ОСОБЕННО ДОРОГУЮ для меня рецензию. Но начну сразу с ее конца.
Искренне восхищенный и пораженный Вашими стихами, я не думал ни о какой поддержке, потому что уверен, что в поддержке Вы не нуждаетесь.
В доказательство привожу мой любимый пушкинский сонет:

Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минутный шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник

Что такое Искусство? Это тайна, такая же, как Душа. Вы пишете: «Впрочем, понятие Души по природе своей не может быть уточнено до такой степени конкретики, которая сделала бы его понимаемым единообразно. «Как душе это удается – тайна», так Вы пишете - и этим всё сказано, возразить нечего. Тайна».
По-моему, ближе всего к этой тайне приблизился Пастернак,но остановился. Мною сделана попытка продвинуться чуть дальше в эссе «Загадка Пастернака. Феномен искусства» (http://www.proza.ru/2009/02/05/379).
Надеюсь на продолжение нашего диалога, потому что я безусловно Ваш единомышленник, внимательный и благодарный,

Ваш Евгений Нейштадт

Евгений Нейштадт   15.05.2010 10:12   Заявить о нарушении