Владимир Грустина - написанные рецензии

Рецензия на «Россия, которую мы потеряли. Введение» (Евгений Темежников)

Скажу вам честно, Евгений: в вашей статье «Россия, которую мы потеряли» я не нашёл для себя принципиально ничего нового, потому что … на сто процентов думаю так же, как вы. В данный момент я сам работаю над статьёй о Говорухине и его фильме и использую для опровержения его лживой картины прошлого схожие аргументы. Надеюсь, вы не будете возражать, если ваши аргумнеты я тоже использую – разумеется, со ссылкой на вашу статью.

Владимир Грустина   30.05.2021 15:39     Заявить о нарушении
Рецензия на «Почему праздновали день смерти» (Аркадий Белкин)

Не трудно заметить сходство в поклонении месту казни Христа и орудию казни - кресту, на котором он был распят, с поклонением рабочими завода месту, где Ленина «кровь пролилась». И это не просто совпадение: в основе обоих явлений лежит один и тот же архетип. (Сейчас на месте, где Ленина «кровь пролилась», вместо временного деревянного стоит гранитный обелиск).
После выстрела террориста, от которого Ленин должен был умереть, он выжил, хотя наверняка многие его уже мысленно похоронили, пока не пришла информация, что он жив. И не удивительно, что когда 21 января 1924 года пришла весть, что Ленин умер, многие отказывались в это верить.

«Чёрной вести из Горок отказывались верить.
Рабочие одного из московских заводов, идя на работу, увидели колонну студентов, несших траурный транспарант: «Умер Ильич, но Ленин жив». Рабочие возмутились: «Это провокация! Ильич жив!» — и решительно потребовали разойтись. Вдруг сквозь толпу протиснулась работница. Глаза заплаканы…
— Стойте, товарищи… Это правда… Ильич…
Она не договорила и зарыдала. Нахмурились рабочие, толпа окаменела. Даже ребятишки затихли… А затем огромной, тяжелой колонной все двинулись вперед, запев разрывающие душу слова: «Вы жертвою пали в борьбе роковой…».

Алексей Абрамов. Правда и вымыслы о кремлёвском некрополе и Мавзолее. Litmir.me

И идея сохранить мумию Ленина, его, так сказать, нетленные мощи возникла в руководстве страны, с одной стороны, под давлением обстоятельств (люди не хотели расставаться с Лениным, пусть и мёртвым), а с другой – под влиянием пробудившегося архетипа. И ежегодные торжественные заседания в Большом театре в годовщину смерти (не важно, осознавали это большевики или нет) были большевистским вариантом христианской Пасхи. Ежегодная мистерия Пасхи есть ритуал, или, если угодно, театральное действо, изображающее смерть – воскрешение. Пасхальное богослужение начинается ночью, которая символизирует ночь Страстной пятницы, когда Христос был распят и умер на кресте. Во время службы, согласно «сценария», во время «кульминации», уже утром священник возглашает: «Христос воскресе!». Пасхальное яйцо обозначает Гроб Господень: яйцо, хотя снаружи и выглядит мёртвым, внутри содержит новую жизнь, которая выйдет из него. Красный цвет яйца символизирует кровь распятого Христа – и тело Ленина лежало в дни прощания в красном гробу.

Вовек
такого
бесценного груза
ещё
не несли
океаны наши,
как гроб этот
КРАСНЫЙ,
к Дому союзов
плывущий
на спинах рыданий и маршей.

В. Маяковский. Владимир Ильич Ленин
Конечно, сами устроители торжественных заседаний, отмечая день смерти Ленина, вспоминая в докладах то, что он сделал при жизни, не думали о том, что тем самым они символически «воскрешают» его, но реально это было так.
Удивительное совпадение: Пасхальное богослужение начинается ночью и заканчивается утром. Ленин умер 21 января в 18 часов 50 минут. В январе дни очень короткие, и в момент смерти Ленина было темно, как ночью, а уже утром 22 января 1924 года, уже через несколько часов после смерти, студенты несли по улицам Москвы траурный транспарант, на котором были написаны слова: «Умер Ильич, но Ленин жив». Ильич – это смертный человек из плоти и крови, и он умер, а Ленин – это бессмертный полубог, который умереть не может, и он «воскресе». Обратите внимание, читатель, на мантры советской идеологии: «Ленин и теперь живее всех живых!», «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить!». Маяковский в поэме «Владимир Ильич Ленин» отразил как бы процесс «воскресения» вождя: после описания всенародной скорби Ленина и прощания с его бренным телом –

…красным знаменем
Красная площадь
вверх
вздымается
страшным рывком.
С этого знамени,
с каждой складки
снова
ЖИВОЙ
взывает Ленин…

В известном стихотворении поэт, глядя на портрет Ленина, разговаривает с ним как с живым: «Товарищ Ленин, я вам докладываю…».
Алексей Абрамов в уже цитировавшейся выше книге «Правда и вымыслы о кремлёвском некрополе и Мавзолее» привёл любопытный факт: когда возводили третий, гранитный Мавзолей Ленина, «Начиная кладку, белорусский каменщик Н.К. Фоьенков написал на кирпиче, покрытом воском: «Товарищ Ленин, ты всегда живёшь».
После войны возникло поверье, что Ленин каким-то мистическим образом способствовал Победе. Ходили легенды, будто бы Сталин в самые темные ночи приходил в Мавзолей и общался там с духом вождя, получая от него советы. А анекдоты, в которых вставший из гроба Ленин идёт в Кремль разбираться с его недостойными потомками в правительстве! (После смерти Сталина, уже в правление Хрущёва, воскресший Сталин будет приходить в анекдотах в Кремль к лысому «кукурузнику» как Каменный Гость к Дон Гуану). В основе этих анекдотов древний архетип о «втором пришествии», на котором построен и христианский миф о втором пришествии Христа, когда Спаситель придет, чтобы воздать праведникам и наказать грешников. Проявление этого архетипа можно встретить во многих культурах. Например, британцы верили, что легендарный король Артур вернется в самый тёмный для мира час. Увидев Землю, охваченную неуемной жадностью, жестокостью, злобой, король света вступит в последнюю битву за очищение людского рода и спасёт его.
По этой же причине отмечали годовщину убийства советского героя-мученика Кирова. У поэта Николая Тихонова есть поэма 1941 года, посвящённая блокадному Ленинграду. Называется она «Киров С НАМИ». Его нет, он умер, но всё равно он с нами, воскрес, и вот он идёт по городу:

Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна,
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина.
Но тишь разрывается воем —
Сирены зовут на посты,
И бомбы свистят над Невою,
Огнем обжигая мосты.
Под грохот полночных снарядов
В полночный воздушный налет,
В железных ночах Ленинграда
По городу Киров идет.
В шинели армейской походной,
Как будто полков впереди,
Идет он тем шагом свободным,
Каким он в сраженья ходил.
Звезда на фуражке алеет,
Горит его взор огневой,
Идет, ленинградцев жалея,
Гордясь их красой боевой.

В те же военные годы Демьян Бедный напишет стихотворение с подобным названием: «Ленин С НАМИ»:

Трудясь, мы знаем: Ленин – с нами!
И мы отважно под огнём
Несём в боях сквозь дым и пламя
Венчанное победой знамя
С портретом Ленина на нём!

Если Киров у Тихонова идёт по ночному Ленинграду во плоти, «смертью смерть поправ» (вот так же в поэме Блока «Двенадцать» Христос с красным флагом идёт впереди двенадцати красногвардейцев «И за вьюгой невидИм, / И от пули невредим»), у Демьяна Бедного Ленин «с нами» потому что «мы знаем» это, то есть, он в нашем сознании, в нашей вере, что он «с нами» и потому, что его портрет вроде чудотворного лика умершего на кресте Христа на том самом знамени из поэмы Блока. На Руси боевые знамёна тоже были красными, и их называли стягами, поскольку к ним стягивалось войско. Знамя же происходит от слова «знамение», т.е. знак, и знаками, стягивающими войско во время битвы, были изображения, наряду с Георгием Победоносцем и Богородицей, лика умершего на кресте и воскресшего Спасителя Иисуса Христа. И боевое, как в древности красное, знамя Красной армии, «с портретом Ленина на нём», тоже было стягом, стягивающим советский народ в страшные годы войны для борьбы с фашизмом, и в послевоенные годы.
И в сказе Аркадия Гайдара о Мальчише-Кибальчише тот же мотив смерти-воскрешения, когда живые, те, за кого герой-мученик Мальчиш отдал свою жизнь, обращаются к нему как к живому:

А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.
Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!»

Владимир Грустина   09.08.2019 11:01     Заявить о нарушении
Уважаемый Аркадий!

Полный текст моего ответа на ваш вопрос вы можете прочитать в моей статье "Праздник смерти-воскрешения Пушкина и Ленина" на моей странице на Проза.ру, Владимир Грустина.

Владимир Грустина   09.08.2019 11:25   Заявить о нарушении
Восхищен Вашим знанием истории и литературы. Спасибо, теперь мне многое стало
ясно.

Аркадий Белкин   09.08.2019 22:05   Заявить о нарушении
Спасибо. рад, что вы меня поняли.

Владимир Грустина   24.09.2019 23:49   Заявить о нарушении
Рецензия на «Клевета и ложь Запада» (Алик Бахши)

Уважаемый А. Бахши!
Русофобия, как и любая другая фобия (юдофобия, женофобия и т.д.) - это психическая болезнь, она навязчива, как алкоголизм и лишает человека адекватно воспринимать объект своей фобии. Конечно, русофоб получает наслаждение от своей ненависти к России, но это наслаждение болезненное. Вам надо серьёзно лечиться.
Впрочем, я отдаю себе отчёт в том, что "мишенькин совет лишь попусту пропал".

Владимир Грустина

Владимир Грустина   10.04.2016 14:11     Заявить о нарушении