Зинаида Федорова - написанные рецензии

Рецензия на «Был ли Шолохов шаманом?» (Юрий Николаевич Горбачев 2)

Интересно. Сколько шаманизма в романе и сколько скрыто от читателя.

Зинаида Федорова   03.03.2024 08:32     Заявить о нарушении
Шаманизма много. Образно говоря, Шолохов-кайчи.

Юрий Николаевич Горбачев 2   03.03.2024 11:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ураган, пронёсшийся над Тихим Доном» (Геннадий Струначёв-Отрок)

Пока не прочитала повести Ф. Крюкова, думала, что он не мог написать ТД. Он же не Чехов, не Бунин, не Куприн. Теперь, когда их прочитала, считаю, что только он мог роман ТД написать. Вам нужно было бы проиллюстрировать публикацию фотографией Шолохова в 20 лет в возрасте написания романа, чтобы было правдоподобно.

Зинаида Федорова   22.02.2024 07:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тайна казачьего эпоса» (Фима Жиганец)

Отрывок из романа ТД:"Над Доном на дыбах ходил туман, и пластаясь по откосу меловой горы, сползал в яры седой безголовой гадюкой. Пески, ендовы(седловины) в росе полыхали исступленным холодным заревом". Сравним его с отрывком из повести Ф. Крюкова "Шквал" : домики"ползли в гору, вырастали на волнистой линии седловины, разбегались по отлогому скату над буераком и скрывались в серо-зелёном просторе степи, закутанной в серебристую дымку тумана, тонули там в далёком трепещущем мареве на границе земли и неба... ". Что общего в этих описаниях?
1.Это описание движения. Туман сползал по откосу горы в яры. В другом отрывке, домики ползли в гору, разбегались по отлогому скату седловины.
2.Местность.Гора,седловина,степь или яр.
3.Цвет.Туман-серая гадюка. И другой отрывок: туман серебристый, степь серо-зелёная.
4.Конец отрывка.Пески,ендовы,лес полыхали исступленным холодным заревом. В другом отрывке: домики тонули в далёком трепещущем мареве на грани земли и неба.
Можно сказать, что описания тумана похожи и часто используются одни слова. А

Зинаида Федорова   20.02.2024 20:08     Заявить о нарушении
Начинается роман с описания январского вечера в оттепель, когда "хорошо пахнут вишнёвые сады". Аромат их держится до голубых потемок. "Пока не просунется сквозь голызины ветвей крытый прозеленью рог месяца". Эта картина напоминает строки
А. С. Пушкина:"Сквозь волнистые туманы пробирается луна". Действительно, глагол "пробирается" заменяет глагол "просунется", "луна" на "рог месяца", а "волнистые туманы" на "крытый прозеленью" . А потом в романе:"... по волнистым буграм зяби неслышно, серой волчицей придет с востока ночь". У С. А. Есенина:"Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать" поэма "Пугачев" 1921 год. У Есенина глагол "выбежал" в ПЦ наоборот "неслышно придет". И конец описания январского вечера в романе ПЦ: ночь придет "оставляя за собой по степи выволочки сумеречных теней". Словосочетание "сумеречные тени" писатель А. Арсеньев использует в своих произведениях. Например, в "По Уссурийскому краю" 1921 год :"Солнце только что успело скрыться за горизонтом, и в то время, когда лучи его золотили верхушки гор, в долинах появились сумеречные тени".
Видно, что начало романа ПЦ описание природы-это компиляция отрывков из произведений как минимум трех авторов.

Зинаида Федорова   20.02.2024 20:10   Заявить о нарушении
Какая чушь. У Шолохова природа ЖИВАЯ; вы в курсе, что такое олицетворение, "очеловечивание"? У Крюкова тоже тот же приём вроде. Но - он очень скудненький. Крюков боялся излишней, по его мнению, образности.

У Шолохова туман "ходил, пластался, сползал седой белоголовой гадюкой".

Зарево у Шолохова - холодное, иступлённое. Вы что, не чувствуете этой дикой экспрессивности?

У Крюкова - далёкое трепещущее. Такая подражательная литературная конструкция. Сойдёт, но не орёл.

Все описания природы Шолохова даны столь экспрессивно, что мурашки по коже! Какая компиляция?!

Фима Жиганец   20.02.2024 22:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «За что Шолохов получил Нобелевскую премию» (Фима Жиганец)

У кого может быть Давыдов и Нагульнов героями? Давыдов начинает свою деятельность с уничтожения кулака как класса, а Нагульнов говорит, что ради этого перестреляет стариков, детей и женщин. Автор в конце романе плачет о Давыдове и Нагульнове. Это что не абсурд? Кто из любителей Шолохова может сказать, кем в романе ТД является Секач?

Зинаида Федорова   20.02.2024 08:59     Заявить о нарушении
Если не знаете, кто такой Секач, то и роман знаете плохо.

Зинаида Федорова   20.02.2024 09:03   Заявить о нарушении
Попробуй, уследи за всеми именами и прозвищами в романе-эпопее, в котором читаем: "... менее зажиточные казаки северных округов... чинили самовольные набеги на великоросские земли и служили надежнейшим оплотом всем бунтарям, начиная с Разина и кончая Секачом."
Некоторые авторы сетевых статей гадают: а что если Секач - это Пугач, т.е. Емелька Пугачев? Находятся и такие, которые в секачах видят казаков, устраивавших в стародавние времена походные лагеря, огороженные бревнами (засеки). Другие указывают на слободу Секачи в Донской области, третьи - на хутор Секачи. В обоих случаях там имели место боестолкновения между казаками и красными. Эти Секачи, дескать, в ходе ошибочного редактирования романа превратились в Секача. Нашлись и такие сетевые авторы, которые предположили, что "Секач" - прозвище казачьего войскового старшины Э.Ф. Семилетова. Под его началом в 1917 г. был сформирован отряд (до полутысячи человек), воевавший в составе войск атамана Каледина, потом атамана Попова, потом другого Попова - генерала, против красных. В 1918 г. Круг Спасения Дона произвел Семилетова в генералы. В том же году новоиспеченный генерал влился в Добровольческую армию, в которой командовал батальоном. С 1919 Г. Семилетов возглавил партизанскую борьбу с красными на Дону. В конце 1919 г. умер от тифа. Исследователи творчества Федора Крюкова утверждают, что он был знаком Семилетовым и на его смерть написал очерк "Знамя Эммануила Семилетова". Т.е. Крюков, дескать, сочинил "Тихий Дон", этот Секач по шолоховскому недосмотру в нем сохранился - вот вам и аргумент в пользу того, что Шолохов своровал у Крюкова роман-эпопею.

Алексей Аксельрод   20.02.2024 11:27   Заявить о нарушении
"Секач был одним из атаманов Булавина."
Что называется, поди-проверь. Где, в каких документах о Кондратии Булавине упоминается атаман Секач? Так утверждает И. Шап - один из тех, кто отрицает авторство Шолохова. Однако он же пишет, что Секач - прозвище Э.Ф Семилетова.

Алексей Аксельрод   20.02.2024 11:33   Заявить о нарушении
Секача не было, был Хохлач. То, что Секач это Хохлач объяснили антишолоховеды тем, что рукописи Крюкова ошибочно переписали. Но это версия. В книге написано Секач. Вашей версии нет. Кроме перевернуть и сказать : Секач - соратник Булавина. Что, скажем, чушь. Вы же себя оправдываете тем, что в школе учили Давыдов и Нагульнов герои. В школе много, что изменилось. Те книги, которые запрещали, теперь классика. Сами как назовёте людей, которые выгонят вас из дома на лесоповал? Вот ими они и были.

Зинаида Федорова   20.02.2024 11:33   Заявить о нарушении
Но о комиссии, которая наблюдала за Шолоховым, как он по памяти писал роман, это фантастика.

Зинаида Федорова   20.02.2024 11:58   Заявить о нарушении
Итак, на вашу критику моего очерка "За что Шолохов получил Нобелевскую премию".

"Поднятая целина" - роман с двойным дном. В том-то и дело, что Шолохов НЕ ИДЕАЛИЗИРУЕТ СВОИХ ГЕРОЕВ! ННеужели вы серьёзно считаете, будто писатель "героизирует" Макара Нагульнова, когда вкладывает в его уста слова: "Да я… тысячи станови зараз дедов, детишков, баб… Да скажи мне, что надо их в распыл… Для революции надо… Я их из пулемета… всех порежу! — вдруг дико закричал Нагульнов, и в огромных, расширенных зрачках его плеснулось бешенство, на углах губ вскипела пена"?

Он ведь рисует образ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИКА, припадочного эпилептика. Да, он жалеет его. И это можно понять. Шолохов показывает дикость, зверство с обеих сторон. Как аукнется, так и откликнется. Ведь чуть выше Давыдов произносит свой монолог:

"— Ты их жалеешь… Жалко тебе их. А они нас жалели? Враги плакали от слез наших детей? Над сиротами убитых плакали? Ну? Моего отца уволили после забастовки с завода, сослали в Сибирь… У матери нас четверо… мне, старшему, девять лет тогда… Нечего было кушать, и мать пошла… Ты смотри сюда! Пошла на улицу мать, чтобы мы с голоду не подохли! В комнатушку нашу — в подвале жили — ведет гостя… Одна кровать осталась… А мы за занавеской… на полу… И мне девять лет… Пьяные приходили с ней… А я зажимаю маленьким сестренкам рты, чтобы не ревели… Кто наши слезы вытер?"

Разве это не страшно? Не мерзко? Это не оправдывает того, что делают коммунисты в Гремячем Логу. Шолохов просто пытается быть объективным. Ведь перед монологом Давыдова мы знакомимся с возмущёнными криком души Размётнова;

"— Да разве это дело? Я что? Кат, что ли? Или у меня сердце из самородка? Мне война влилася… — и опять перешел на крик: — У Гаева детей одиннадцать штук! Пришли мы — как они взъюжались, шапку схватывает! На мне ажник волос ворохнулся! Зачали их из куреня выгонять… Ну, тут я глаза зажмурил, ухи заткнул и убег за баз! Бабы — по-мертвому, водой отливали сноху… детей… Да ну вас в господа бога!.."

Ну я же вот читал ваш очерк о раскулачивании в "Поднятой целине". Разве Шолохов описывает раскулачивание с сочувствием и одобрением? Ну бред же!

И ДЕЛО НЕ ТОЛЬКО В РОМАНЕ. ВСПОМНИТЕ ПИСИМА ШОЛОХОВА О РАСКУЛАЧИВАНИИ, КОТОРЫЕ ОН ОТПРАВЛЯЛ СТАЛИНЙ. Сталину!!! Вы хоть представляете, какой отчаянной смелости это был шаг?! И вот вам цитаты из письма Сталину от 4 апреля 1933 года:

"Я видел такое, чего нельзя забыть до смерти: в хут. Волоховском Лебяженского колхоза ночью, на лютом ветру, на морозе, когда даже собаки прячутся от холода, семьи выкинутых из домов жгли на проулках костры и сидели возле огня. Детей заворачивали в лохмотья и клали на оттаявшую от огня землю. Сплошной детский крик стоял над проулками. Да разве же можно так издеваться над людьми?

Мне казалось, что это один из овчинниковских перегибов, но в конце января или в начале февраля в Вешенскую приехал секретарь крайкома Зимин. По пути в Вешенскую он пробыл два часа в Чукаринском колхозе и на бюро РК выступил по поводу хода хлебозаготовок в этом колхозе. Первый вопрос, который он задал присутствовавшему на бюро секретарю Чукаринской ячейки: «Сколько у тебя выселенных из домов?». «Сорок восемь хозяйств». «Где они ночуют?» Секретарь ячейки засмеялся, потом ответил, что ночуют, мол, где придется. Зимин ему на это сказал: «А должны ночевать не у родственников, не в помещениях, а на улице!»

После этого по району взяли линию еще круче. И выселенные стали замерзать. В Базковском колхозе выселили женщину с грудным ребенком. Всю ночь ходила она по хутору и просила, чтобы ее пустили с ребенком погреться. Не пустили, боясь, как бы самих не выселили. Под утро ребенок замерз на руках у матери. Сама мать обморозилась. Женщину эту выселял кандидат партии — работник Базковского колхоза. Его, после того как ребенок замерз, тихонько посадили в тюрьму. Посадили за «перегиб». За что же посадили? И, если посадили правильно, то почему остается на свободе т. Зимин?"

ЭТО УЖЕ НЕ ЛИТЕРАТУРА, ЭТО ПОСТУПОК. ЭТО ЖИЗНЬ.

Просто надо уметь читать роман. Тот же Давыдов, ведь как он показан в начале "Поднятой целины"? Тоже неоднозначно. В общем-то, до приезда в Гремячий Лог - раздолбай и пьяница, то ему зуб выбили в пьяной драке, то накололи на животе неприличную татуировку:

"Недоставало еще того, чтобы эта милая, невинная девочка увидела, что изображено у него на груди и животе. Правда, татуировка на обоих полушариях широкой давыдовской груди скромна и даже немного сентиментальна: рукою флотского художника были искусно изображены два голубя; стоило Давыдову пошевелиться, и голубые голуби на груди у него приходили в движение, а когда он поводил плечами, голуби соприкасались клювами, как бы целуясь. Только и всего. Но на животе… Этот рисунок был предметом давних нравственных страданий Давыдова. В годы гражданской войны молодой, двадцатилетний матрос Давыдов однажды смертельно напился. В кубрике миноносца ему поднесли ещё стакан спирта. Он без сознания лежал на нижней койке, в одних трусах, а два пьяных дружка с соседнего тральщика – мастера татуировки – трудились над Давыдовым, изощряя в непристойности свою разнузданную пьяную фантазию. После этого Давыдов перестал ходить в баню, а на медосмотрах настойчиво требовал, чтобы его осматривали только врачи-мужчины.

Уже после демобилизации, в первый год работы на заводе, Давыдов всё же как-то отважился сходить в баню. Прикрывая обеими руками живот, он разыскал свободную шайку, густо намылил голову – и почти тотчас же услышал где-то рядом с собой, внизу, тихий смешок. Давыдов ополоснул лицо, увидел: некий пожилой, лысый гражданин, опираясь о лавку руками, изогнувшись, в упор, беззастенчиво рассматривал рисунок на животе Давыдова и, захлебываясь от восторга, тихо хихикал. Давыдов не спеша вылил воду и стукнул тяжёлой дубовой шайкой чрезмерно любознательного гражданина по лысине. Не успев до конца рассмотреть рисунок, тот закрыл глаза, тихо улегся на полу. Все так же не спеша Давыдов помылся, вылил на лысого целую шайку ледяной воды и, когда тот захлопал глазами, направился в предбанник.

С той поры Давыдов окончательно простился с удовольствием попариться по-настоящему, по-русски, в баньке, предпочитая мыться дома. При одной мысли о том, что Варя могла хоть мельком увидеть его разрисованный живот, Давыдова бросило в жар…".

ТАКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ, ЧТО ШОЛОХОВ СПЕЦИАЛЬНО ПОДБИРАЕТ ЭТИ ШТРИШКИ ДЛЯ СВОИХ "ПРАВИЛЬНЫХ" ГЕРОЕВ. Ну в самом деле, на кой шут он впёр эту похабную татуху на брюхо Давыдову?! Да неспроста. Он заодно показал, что в двадцатипятитысячники чаще всего с заводов и фабрик посылали тех, кто задолбал уже свой простотой. Хорошего пахаря, ценного работника невесть куда не пошлют. А выпивоха и бездельник - кому он нужен? Я утрирую, конечно, но именно такое впечатление создаётся, когда сейчас читаешь "Поднятую целину". Это нам в школе преподавали, что Нагульнов и Давыдов - светлые и чистые персонажи. Ну да, они вроде и хотят быть такими. И Шолохов пытается найти в них хорошее. Но ведь Давыдов - тот же Шариков. Отнять и поделить. А Нагульнов - аообще шариков-доберман. Почитайте только портретную характеристику, которую Шолохов даёт походя:

"Он был бы красив той неброской, но запоминающейся мужественной красотой, если бы не слишком хищный вырез ноздрей ястребиного носа, не мутная наволочь в глазах".

Бррр... Вы в самом деле полагаете, что так описывают положительного героя? Шолохов объективен. Он пытается проникнуть вглубь человека,показать, и чёрное, и белое, и серое.

Фима Жиганец   20.02.2024 16:15   Заявить о нарушении
О, прошла рецензия! А я отдельной публикацией выставил... Ну, лишним не будет.

Фима Жиганец   20.02.2024 16:16   Заявить о нарушении
ну неправда ваша. Это не юмор, а издевательство над теми, кто раскулачивает. А кроме того: ведь написано на уровне Тихого Дона. А Крюков никогда до этого уровня не поднимался. Я когда-то написал о них обоих - "Тайны казачьего эпоса".

Фима Жиганец   20.02.2024 17:43   Заявить о нарушении
вот тут же, под этим эссе - http://proza.ru/2020/05/31/1980

Фима Жиганец   20.02.2024 17:44   Заявить о нарушении
Ну, хорошо. Вы знаете кто такой Секач?

Зинаида Федорова   20.02.2024 18:24   Заявить о нарушении
По поводу Секача-Хохлача - версия вообще смехотворная. В чём суть? Имел ли доступ Шолохов к "Булавинскому бунту" Крюкова. Да глубоко плевать. Даже махну рукой на все эти "не заметил первого оборота буквы Х" (ну да, семь раз Секач упоминается, и всё одно Шолохов ничего не замечает; бред). На самом деле даже если бы Михаил Александрович перенёс Секача в "Тихий Дон" - и что? Он вообще мог пользоваться записками, дневниками, исследованиями десятков самых разных авторов. Даже неизвестными рукописями, представьте себе. Вот мой пример. Я занимался исследованием психиатрических лечебниц, и мне передали рукопись "Рай для блаженных" неизвестного зэка, который рассказывал, как он притворялся сумасшедшим. И что* Если я её использую, он будет считаться автором - или даже соавтором - моей работы? Фиг там! Это лишь ничтожный эпизод, к тому же переосмысленный.
Вы и ваши соратники носитесь с этим Секачом, как дурень с махоркой.

ГЛАВНОЕ - СТИЛЬ АВТОРА, ЕГО ВИДЕНИЕ МИРА, ЕГО ОБРАЗНОСТЬ. В сравнении с Шолоховым Крюков - не скажу что ничтожество, но серый, унылый литератор. Если бы не Шолохов, на него бы никто никогда внимания не обратил. Сравнивая его тексты не только с "Тихим Доном" или "Поднятой целиной", но даже с "Донскими рассказами", любой человек с минимальным литературным вкусом ясно видит ОГРОМНУЮ ПРОПАСТЬ. Я об этом писал, приводил примеры даже в этом тексте, под которым вы оставили рецензию.

У вас убогий вкус. Если вы не понимаете разницы между стилем Шолохова и текстами Крюкова, нам не о чем говорить.

Фима Жиганец   20.02.2024 21:52   Заявить о нарушении
Ну, что сказать водица... Динамичная, образная проза полна экспресии, чувствуем кожей, проникает через поры прямо в кровь и т. д. Чушь. А. Чернов нашёл сотни совпадений между текстами Крюкова и ТД. У него тоже плохой вкус? Так что мой вкус не одинокий, но не похож на ваш, чему очень рада.

Зинаида Федорова   20.02.2024 22:13   Заявить о нарушении
Шолохов у Крюкова нашёл атамана Хохлача и исправил на Секача. Зато какой вкус!

Зинаида Федорова   20.02.2024 23:15   Заявить о нарушении
Бесполезно спорить с идиотами. А Чернов - полный и окончательный идиот. всеего "аргументы" не стоят ломаного гроша.

А вот два бесспорных аргумента.

1. "Тихий Дон" и "Поднятая целина" по языку, стилю, образности совершенно идентичны. Их писал один автор. И спору нет. Неужто "ПЦ" сочинал воскресший Крюков?

22. Две последних книги "Тихого Дона" Кррюков точно уж написать не мог. А они ещё талантливее, чем две первые. Чернов на это возражает, будто последние книги "бездарны". Такое мог написать лишь законченный дурак. Это я говорю как профессиональный филолог.

И вот против этого все ваши "доводы" бессильны.

Фима Жиганец   21.02.2024 19:34   Заявить о нарушении
Чернов хорошо разбирается в литературе. Только не ругайтесь, это скучно. Например, он доказал, что хутор Татарский, это настоящий хутор Хованский. Доказал, почему у студента в дневнике два имени. И ещё (но это будет совсем тяжело) он считает на основе исторических документов, дата ухода писателя Крюкова отличается от официальной. Но в это можно верить или не верить.

Зинаида Федорова   21.02.2024 20:10   Заявить о нарушении
Для меня ТД и ПЦ написал один писатель. У меня об этом написано "Тайны Тихого Дона". Можете не соглашаться, только не ругайтесь.

Зинаида Федорова   21.02.2024 20:15   Заявить о нарушении
Зинаида, но если ТД и ПЦ написал один автор, это не может быть Крюков. Вы противоречите сами себе.

Фима Жиганец   22.02.2024 16:30   Заявить о нарушении
К слову: я ничего не имею против Крюкова, он занимает своё достойное место в казачьей литературе. Но по уровню таланта он не сравним с Шолоховым. На роль автора ТД пытаются найти и других писателей, но там уже совсем смехотворно.

Фима Жиганец   22.02.2024 16:36   Заявить о нарушении
О последняя днях Ф. Крюкова остались только легенды, которые противоречат друг другу. Некоторые исследователи его жизни считают, что дата его ухода неизвестна. Но для этого нужно читать А. Чернов.
Поэтому моя версия.
Недалеко от Усть-Медведицкой станицы, родной для писателя Ф. Крюкова, в Клетском районе находится Кременский Вознесенский мужской монастырь. С приходом советской власти обитель была закрыта, а монахи ушли жить неподалёку в пещеры. Одним из них был последний настоятель обители архимандрит Пантелеймон. Он спас Августовскую икону-главную икону монастыря в Сиротской пустыни. Сейчас икона вернулась в обитель.
Почему архимандрит Пантелеймон в миру может быть писателем Фёдором Крюковым?
1.Пантелеймон-имя отца Григория Мелехова.
2.Автор романа заканчивает жизнь отца Григория от тифа на Кубани во время отступа, что совпадает с официальной биографией Ф. Крюкова. Но вопрос о последних днях писателя не выяснен.
3.В романе "Поднятая целина" деду Щукарю подбрасывают младенца, что совпадает с биографией Ф. Крюкова.
4.Во 2-ой книге дед Щукарь высказывает сомнение в строительстве коммунизма, что совпадает с мнением писателя Ф. Крюкова.
5.Действие повести "Они сражались за Родину" происходит в станице Клетской.
Архимандрит Пантелеймон в миру писатель Фёдор Крюков прожил до 1963 года. Моя версия- все произведения Шолохова:рассказы, два романа и повесть "Они сражались за Родину" написал он. Эту версию старалась доказать и написала" Тайны Тихого Дона".
О вкусах не спорят. Признанные авторитеты бывают кому-то не нравятся, поэтому спорить об этом писателе третьего он сорта или гениальный не буду.

Зинаида Федорова   22.02.2024 17:29   Заявить о нарушении
Вам самой не смешно читать эту ересь? Кстати, не понимаю, куда делась моя предыдущая рецензия-ответ на эти ваши нелепости.

Ну да ладушки. Всё равно "дискуссия" окончена.

Фима Жиганец   23.02.2024 17:33   Заявить о нарушении
Такая твёрдость в том, что вы все знаете тоже смешна. 30% читающих считают, что ТД написал Ф. Крюков, 30% - Шолохов, 30%-им все равно. Так вот 30%считают Крюкова гением, в эти проценты входят известные и писатели, и филологии, и литературоведы Они правда считают, что ПЦ написали литературные негры на основе архива Крюкова. У каждого свои версии. Вот кому они не верят, а вы верите, но, конечно, они же идиоты:

Он же Громославский, на втором Станичном сборе бывшем 17-го Сентября 1908 года, посредством угощения водкой выборных выпросил у общества для сестры своей вместе с ним жившей Татьяне Яковлевой Громославскай тоже казачий совсеми довольствиями в юрте станицы Букановской пай сроком на 10 лет.

------

Он же Громославский на третьем Станичном сборе бывшем 6 и 7-го ноября 1908 года, посредством угощения водкой досбора выборных выпросил себе добавочное жалованье 200 руб., о этих незаконных действиях Станичного Атамана Громославского по донесению граждан Букановской Станицы производилось Заседателем 4-го участка Хоперского Округа дознание и при дознании все это подтверждалось, что выборные давали ему, сестре, земельные довольствия и добавочное жалованье были совершенно пьяные, а напоенные Атаманом Громославским с целью получить для себя интересы. Постановлением г. Окружного Атамана Хоперского Округа, объявленного г. Заседателем 4 участка Хоперского Округа на сборе 9 Августа 1909 года, земельные довольствия у него Громославского и сестры его отобраны в пользу общества и за незаконное пользование должен быть на них пред явлен иск в судебное учреждение, а кто же будет пред являть поверенным от общества повсем делам состоит он же Громославский и повсей вероятности на себя и сестру свою иска не предъявит?

Источник: http://sholohov.lit-info.ru/sholohov/kritika-avtorstvo/makarov-ot-mifotvorchestva-k-istine/ataman-petr-gromoslavskij.htm
Только из-за этого, кем был тесть у Шолохова, могут возникнуть сомнение.

Зинаида Федорова   23.02.2024 17:50   Заявить о нарушении
Щолохов писал или не Шолохов - это вы можете спорить, хотя я и считаю этот спор нелепостью.

НО ЧТО БЕЗУСЛОВНО И НЕОСПОРИМО - ТО, ЧТО "ТИХИЙ ДОН" НАПИСАЛ НЕ КРЮКОВ.

Я вообще никому не верю. Я верю фактам. Фёдор Дмитриевич - типичный русский интеллигент, достаточно ознакомиться с его биографией. Это также видно и по его произведениям. Он использует простую, низовую казачью речь буквально гомеопатически, точно так же его описания природы, характеров не отличаются той экспрессией, образностью, которая характерна для автора ТД. Это настолько очевидно, что не требует доказательств. Крюков описывает действительность в стиле классических русских авторов - скажем, Бунина или Тургенева. ТД написан вообще иначе! Он написал в духе новой, революционной прозы, в духе имажинизма! Так до революции писать было даже как бы неприлично. "Мужицки". В нашем случае - "казацки" чуть не через каждое слово! Крюков так просто не умел писать. Да и не захотел бы никогда.

Он - выпускник Петербургского университета, историко-филологический факультет, депутат Государственной думы, преподаватель словесности и истории... То есть Фёдор Дмитриевич - "казачий барин", а ТД писан человеком из казачьих низов. Это барство видно и в его рассказах, если вы их внимательно будете читать. Он этого не скрывает.

А вы ему приписываете "Поднятую целину" - роман революционный даже при всей его критической направленности.

Фима Жиганец   23.02.2024 20:42   Заявить о нарушении
Совсем не так.
Старики спорили и переругивались до тех пор, пока не зазвонили к вечерне. А как только звонарь ударил в колокол — все трое встали, сняли шапки, перекрестились и чинно пошли в ограду» (ТД 7, XII, 112).

Но герои «Тихого Дона» крестятся не только на иконы и купола церквей:

«Старик… крестясь на ходу, повернулся на восток лицом» (ТД 6, LIX, 385).

Почему на восток? Да потому, что и у никониан, и у староверов есть поговорка: «Солнце – икона Божья».

В «Тихом Доне» Пантелей Прокофьевич крестится и кланяется на восток (в первом случае на далекую колокольню, но географически понятно, что она на востоке): «Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу» (ТД 1, IX, 50).

Вот в другом месте: «На пристани встретили одного исхудавшего Пантелея Прокофьевича. Старик… вошел на родное подворье — побледнел, упал на колени, широко перекрестился и, поклонившись на восток…» (ТД 7, IV, 42).

А вот уже без пафоса, с пробивающейся поверх описания притаенной авторской улыбкой:

«…Пантелей Прокофьевич захромал к крыльцу. <…> Вошел он в курень почти вместе с Ильиничной…. Ему невыгодно было стоять рядом с женой, была она выше его на добрую четверть, поэтому он ступил от порога шаг вперед, поджав по-кочетиному ногу, и, скинув фуражку, перекрестился на черную, мутного письма икону…» (ТД 1, XV, 72).

Далее автор, кажется, уже не в силах сдержить смех:

«— Доброго здоровья! — спотыкаясь о порог, кукарекнул Пантелей Прокофьевич и, сконфузясь зычного своего голоса, лишний раз перекрестился на образ… (ТД 1, XVIII, 88).

Крестное знамение на восток в «Тихом Доне» обязательно даже при исполнении ведьмячьего обряда и языческого заговора «отсушки» любовника. И автор вновь улыбается, хотя и невесело:

«Дроздиха берет костистой рукой Аксиньину руку, тянет ее к воде.

— Соль взяла? Дай сюды. Кстись на восход.

Аксинья крестится. Злобно глядит на счастливую розовость востока» (ТД 1, XIV, 66).

На церковь или на восток крестятся и в малой прозе Крюкова: «Десятник перекрестился на церковь…» (Крюков. На Тихом Дону. 1898).

Дьякон в крюковском рассказе «Тишь», не обнаружив красном углу икон, крестится на церковь в окне. Но в рассказе Крюкова «Товарищи» на авторском лице мелькает уже знакомая там хитрая улыбка: «Терентий, принявши стакан, снял картуз, перекрестился два раза на восток и тогда уже выпил…» (Крюков. 1909).

И автор романа, и Крюков улыбаются одной улыбкой. Потому выписки из малой прозы Крюкова и «Тихого Дона» говорят, что перед нами один и тот же автор.

«Поискала глазами икону Григорьевна – не нашла. Перекрестилась на портрет…» (Крюков. Мать. 1910).

«Дьякон поискал глазами иконы, чтобы перекреситься, не нашел и перекрестился на церковь, видную из окна…» (Крюков. Тишь. 1914).

«Служивый перекрестился на родителей, сидевших рядом в напряженной позе и державшихся руками за небольшую медную иконку-складень, старую, от дедовских времен уцелевшую…» (Крюков. В глубине. 1913).

«Уляшка перекрестилась на вывеску потребительской лавки…» (Крюков. Душа одна. 1915).

В гимназиях Орла и Нижнего Новгорода Федор Крюков преподавал не только литературу и историю, но и географию. И вот про гимназиста на уроке к классе: «Агафонов перекрестился на представителей пяти человеческих рас…» (Крюков. Новые дни. 1907).
И понятно, откуда у Крюкова такое знание предмета и такое внимание к народному обычаю. В юности Федор Дмитриевич собирался стать священником.

Андрей Чернов. «ТИХИЙ ДОН» И МАЛАЯ ПРОЗА КРЮКОВА. ВЗГЛЯД НА КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ”
И в «Тихом Доне» и у Крюкова после зевоты крестили рот.
Посмотрел, действительно:
— Повоюем, — зевнул Петро Мелехов и, перекрестив рот, накрылся шинелью. (ТД)
– Ничего-о… это об отцах-то духовных… Пантелеич широко зевнул, перекрестил рот, вытер выступившие на глаза слезы и продолжал… (Ф.Крюков, «О.Нелид»)

Зинаида Федорова   23.02.2024 22:40   Заявить о нарушении
Не понял замечаний по ТД. Вполне естественно, что Шолохов отражал окружающую его действительность. Так же, как и Крюков. Так же естественно, что оба хорошо знакомы с казачьими диалектизмами, поскольку оба жили на Тихом Дону.

У меня речь вовсе не об этом. Прощелыжно-оценочные "сравнительные разоблачения" оставим вашему кумиру Чернову. Сразу же прошу прощения за свои резкие оценочные эпитеты, но я далее я продемонстрирую некоторые фокусы этого "разоблачителя".

Вот одна из его работ - "Как сперли ворованный воздух. Цитаты и реминисценции "Тихого Дона" из стихотворения Федора Крюкова "Родимый край"".

Сначала дядя Андрей приводит отдельные строки -

ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ФЕДОРА КРЮКОВА «РОДИМЫЙ КРАЙ»
(стихи напечатаны: «Донская Волна», № 12, август 1918 г.)

…МОЛЧАНЬЕ МУДРОЕ СЕДЫХ КУРГАНОВ /1/
и в небе КЛЕКОТ СИЗОГО ОРЛА, /2/
В ЖЕМЧУЖНОМ МАРЕВЕ виденья /3/
ЗИПУННЫХ РЫЦАРЕЙ былых, /4/
поливших кровью молодецкой,
усеявших КАЗАЦКИМИ КОСТЯМИ /5/
простор зеленый и родной...
не ты ли это, Родимый Край?

ВОТ, МОЛ, В ТД ВСТРЕЧВЮТСЯ ПОХОЖИЕ ВЫРАЖЕНИЯ. И что?! Это значит, что эпопею написал Крюков?! Бред...

Всех цитат Чернова приводить не буду, многие из них однотипны, заостряю внимание на самых ярких.

Например, Чернов обращает внимание на типа "совпадение" строк ТД и стихотворения -

"с орлиным клекотом» (ТД: 7, XVI, 158).

Не, ну нормально? А "собачий лай" - тоже "важное совпадение"? При таком подходе автором ТД можно назначить Куприна или Горького:

"Его речи не только не мешал, а даже как-то странно, своеобразно украшал ее кавказский акцент с характерным цоканьем и гортанными звуками, похожими то на харканье вальдшнепа, то на орлиный клекот".
Куприн А. И., Яма, 1915

" — Вот так однажды комар гудел, орлиный клекот передразнивая, — сказала она, точно снегом в нас кинула".
Горький Максим, Макар Чудра, 1892

А вот эта "разоблачительная прелесть": ОКАЗЫВАЕТСЯ, УПОТРЕБЛЕНИЕ В ТД СЛОВОСОЧЕТАНИЯ РОДИМЫЙ КРЫЙ, РОДНЫЕ МЕСТА И Т.Д. - ... СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ОБ АВТОРСТВЕ КРЮКОВА! ВЕДЬ У НЕГО ТАК НАЗВАНО СТИХОТВОРЕНИЕ. И следуют выдранные из ТД цитаты -
«РОДИМЫЙ КРАЙ» (название и рефрен стихотворения Крюкова)

«…к узелкам со щепотью родимой земли» (ТД: 3, VI, 278).

«…с родимых донских своих садов» (ТД: 2, XVII, 357).

«…на родимом Дону» (ТД: 5, II, 198).

«Степь родимая! Горький ветер, оседающий на гривах косячных маток и жеребцов. На сухом конском храпе от ветра солоно, и конь, вдыхая горько-соленый запах, жует шелковистыми губами и ржет, чувствуя на них привкус ветра и солнца. Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездоватым следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, не ржавеющей кровью политая степь!» (ТД: 6, VI, 64).

«родимые места» (ТД: 6, XIII, 114).

«Казакует по родимой степи восточный ветер» (ТД: 6, XIX, 147).

«родимое крыльцо» (ТД: 7, VIII, 77).

«…пришлось проведать родимую пепелищу...» (ТД: 7, XII, 106).

«родимый хутор» (ТД: 7, XII, 107).

ЭТО ПИСАЛ НОРМАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЛИ ЗАКОНЧЕННЫЙ ЖУЛИК? Каждый из нас использует сочетание родные места, родной край, родные просторы... Что у этого существа в голове?

ДУМАЕТЕ, ЭТО ВСЁ? Как бы не так. А РАДОСТНЫЙ ТРЕПЕТ СЕРДЦА? Это или похожее сочетание встречается в ТД трижды. Что, по мнению Чернова, свидетельствует об "авторстве Крюкова". И тут же примерчики:

«…теплом и радостью трепещет в сердце / волшебный звук знакомых слов» (Крюков. «Родимый край»).

«…прислушиваясь к тревожному трепету сердца» (ТД: 1, XV, 191).

«…у Григория при взгляде на нее радостно вздрогнуло сердце…» (ТД: 6, LXII, 410).

«Любовью и радостью дрогнуло Мишкино сердце…» (ТД: 6, LXV, 428).

Мама моя... Это же клиника. Или вы так не считаете, Зинаида? Или элементарные, привычные сочетания слов можно использовать как аргументы в споре об авторстве ТД? После подобных, не побоюсь сказать, гнусных приёмов об Андрее Чернове вообще можно забыть.

А ведь есть ещё и Макаровы! У, те Чернову сто очков вперёд дадут...

Фима Жиганец   24.02.2024 14:49   Заявить о нарушении
Но это мелочи. Размениваться на разоблачение мелких шулеров - себя не уважать.

А вот на что бы я хотел обратить ваше, Зинаида, внимание - так это на абсолютно разную стилистику произведений Крюкова и "Тихого Дона". Стиль Шолхова и Крюкова вообще несопоставимы.

Итак, ВОТ ВАМ ПРИМЕРЫ ИЗ КРЮКОВА:

Пахло отпотевшей землей и влажным кизячным дымом. Сизыми струйками выползал он из труб и долго стоял в раздумье над соломенными крышами, потом нехотя спускался вниз, тихо стлался по улице и закутывал БИРЮЗОВОЙ ВУАЛЬЮ вербы в конце станицы. Вверху, МЕЖДУ РАСТРЕПАННЫМИ КОСИЦАМИ РУМЯНЫХ ОБЛАКОВ, НЕЖНО ГОЛУБЕЛО НЕБО: всходило солнце.

блеяли выгнанные на улицу овцы и ягнята — КАК ШКОЛЬНИКИ, НЕСТРОЙНЫМ, НО СТАРАТЕЛЬНЫМ ХОРОМ ПОЮЩИЕ УТРЕННЮЮ МОЛИТВУ;

Переулком выехали за станицу, в степь, и перед глазами Дениски открылось нечто новое, дух захватывающее: В ТОНКОМ, ПРОЗРАЧНОМ ТУМАНЕ ДАЛИ, ЛИЛОВЫЕ НА КРАЮ ЗЕМЛИ, А БЛИЖЕ ПОДЕРНУТЫЕ НЕЖНЫМ БАРХАТОМ ПЕРВОЙ ЗЕЛЕНИ, — ПРОСТОР НЕВИДАННЫЙ, ПОЛНЫЙ ДВИЖЕНИЯ И ЗВУКОВ.

остерегающий свист проворных сусликов, мерное тарахтенье колес, веселые, перекидывающиеся голоса людей, мягко звучащие под этим чудесным высоким шатром.

КАКИЕ СРАВНЕНИЯ И ЭПИТЕТЫ ИСПОЛЬЗУЕТ КРЮКОВ? Традиционные, привычные, классические: БИРЮЗОВАЯ ВУАЛЬ, РУМЯНЫЕ ОБЛАКА, НЕЖНО ГОЛУБЕЕТ НЕБО...

А ТЕПЕРЬ ПРИМЕРЫ ИЗ "ТИХОГО ДОНА":

Над Доном – туман, а вверху ЗВЕЗДНОЕ ПРОСО. К воде СПУСК ДУРНОЙ. На той стороне УТИНЫЙ КРЯК, ВОЗЛЕ БЕРЕГА В ТИНЕ ВЗВЕРНУЛ И БУХНУЛ ПО ВОДЕ ОМАХОМ охотящийся на мелочь сом.

За левадами ПАЛИЛА НЕБО СУХАЯ МОЛНИЯ, ДАВИЛ ЗЕМЛЮ РЕДКИМИ РАСКАТАМИ ГРОМ.

С запада шла туча. С ЧЕРНОГО ЕЕ КРЫЛА СОЧИЛСЯ ДОЖДЬ. В ВОДЕ, ПОКРЫТОЙ ЗАСТОЙНОЙ ЗЕЛЕНЬЮ И ЧЕШУЕЙ УБОГИХ ВОЛН, ОТРАЖАЯСЬ, КОВЕРКАЛАСЬ МОЛНИЯ. ВЕТЕР СКУПО КРОПИЛ ДОЖДЕВЫМИ КАПЛЯМИ, БУДТО МИЛОСТЫНЮ СЫПАЛ НА ЧЕРНЫЕ ЛАДОНИ ЗЕМЛИ.

Неужели вам все ещё не ясно, что это - СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ ЯЗЫК? Так Крюков писать не умел - да и не хотел. ТД писал совершенно другой писатель, и образность у него другая.

Вы в курсе, что такое имажинизм? Имажинизм — это поэтическое движение начала XX века. Его представители выступали за выражение идей и эмоций с помощью образов. В своем творчестве участники движения использовали неожиданные и непривычные метафоры и выражали непривычный взгляд на вещи. Они считали, что образность важнее точности. Самым ярким представителем имажинизма был Сергей Есенин. В его стихах образность доведена до крайности:

В тихий час, когда заря на крыше,
Как котёнок, моет лапкой рот...

Или:

А месяц будет плыть и плыть,
Роняя вёсла по озёрам...

Или в "Инонии" -

Стая туч твоих, по-волчьи лающих,
Словно стая злющих волков,
Всех зовущих и всех дерзающих
Прободала копьем клыков.

В "Тихом Доне" чувствуется влияние именно имажинизма (сравним с "Инонией") - хотя он и не доведён до есенинской крайности. Но автор ТД уж точно пишет размашистыми мазками, с надрывом. Он не будет сравнивать овец со школьниками, ему ближе чрные ладони нищей земли, в которые дождь сыплет милостыню.

И это насквозь пронизывает весь ТД. К тому же природа в романе тесно связана с образами персонажей, с событиями гражданской войны и историями казачьих семей. У Крюкова этого и в помине нет.
Вот на эту тему примитивненькое, но точное эссе для старшеклассников - http://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/peyzazh-rol.html

Но есть и более основательные исследования. После знакомства с ними любой вменяемый человек поймёт, что Крюков по определению не может быть автором ТД.

Фима Жиганец   24.02.2024 15:40   Заявить о нарушении
И не собиралась спорить о языке. Писала своё мнение как читатель, для которых пишут произведения. Вот как читатель для меня ПЦ роман абсурда. 1.любимые герои Давыдов и Нагульнов ради своих соображений готовы убить детей, женщин, стариков. А они любимые.
2.Сцены раскулачивания в 3 семьях показыны как комедийные сцены
3.Нагульнов со своими разговорами о мировой революции тоже похож на комедийный персонаж
Для меня это все абсурд. Кто этот абсурд мог написать, какой литературный негр?

Зинаида Федорова   24.02.2024 16:58   Заявить о нарушении
Конечно доказательств на 100% у меня нет, кто был литературным негром. А образность понимаю так. Есенин : сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать.(1925год)
ПЦ: неслышно серой волчицей придёт с востока ночь. (1930 г.) .Для меня вторая фраза переделана из первой.

Зинаида Федорова   24.02.2024 17:12   Заявить о нарушении
У Шолохова был сильный покровитель - Писатель Серафимович, который дружил с семьёй Ульяновых. Серафимович учился в университете Александром Ульновым, такая была крепкая дружба. Поэтому думаю, письма к Сталину Шолохов писал под его руководством.

Зинаида Федорова   25.02.2024 00:58   Заявить о нарушении
Зинаида, дискуссия бесполезна. Аргументов у вас нет, а разговор "верю - не верю" - это не для меня. Верьте, если вам так удобно.

Фима Жиганец   25.02.2024 11:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Людские потери Вооруженных Сил СССР в ВОВ» (Локтионов Николай)

Очень много. Если считать % мужчин без детей и стариков, то получается около ~70%.
70% ушедших на фронт, погибли. Если сделать поправку, что женщины воевали, то возможно 60% ушедших на фронт, погибли.

Зинаида Федорова   12.12.2023 07:33     Заявить о нарушении
Благодарю за участие в обсуждении. С уважением,

Локтионов Николай   12.12.2023 12:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «К истокам Тихого Дона» (Игорь Шап)

Какие же вы молодцы, что взялись за такую большую неблагодарную работу. Тот, кто верит, что роман написал Ф. Крюков, читают его как документальный, а не юношеские фантазии Шолохова. Спасибо.

Зинаида Федорова   27.11.2023 11:51     Заявить о нарушении
Зинаида, спасибо за поддержку!

Игорь Шап   28.11.2023 06:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нужен ли нам Евгений Онегин» (Вадим Ирупашев)

Интересно. А слова "Умейте властвовать собою не каждый вас как я поймёт к беде неопытность ведет" устарели?

Зинаида Федорова   06.11.2023 01:33     Заявить о нарушении
Рецензия на «Арину Родионовну придумал Александр Сергеевич» (Татьяна Щербакова)

В индоевропейской мифологии дуб-священное дерево, у славян дуб-дерево Перуна. Очень многие древнерусские заговоры начинаются так:"На море, на океане, на острове Буяне стоит дуб, стародуб... "." У лукоморья дуб зеленый"-это из русских сказок.

Зинаида Федорова   29.10.2023 16:35     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мгновенья осени» (Наталья Москвитина)

Осень не бывает без грусти.

Зинаида Федорова   23.09.2023 09:08     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв,
Осени прекрасная пора,
Даёт нам вдохновение всегда.

Наталья Москвитина   23.09.2023 20:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Разгадка сюжета русской народной сказки Репка» (Мара Рушева)

Интересная разгадка про ноги. Неожиданно красивая история.

Зинаида Федорова   21.09.2023 10:23     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию.
Сегодня 21 сентября, именины Марии. Слушаем про бабье лето Джо Дассена:
http://yandex.ru/video/preview/9814896949414390744

Мара Рушева   21.09.2023 10:41   Заявить о нарушении