Вован Предвзятый - написанные рецензии

Рецензия на «2. Караван. Бойра. Лгунья» (Мария Шпинель)

Мне сразу понравилось начало. Дважды перечитывал, пока не понял, что я должен слушать ушами девочки из закрытой комнаты! "Мама протопала каблуками от раковины к холодильнику, от холодильника к раковине". Ну и потом все что происходит подано как отражение ее действительности. Хотя она говорит лишь пару ключевых слов в конце, но трагизм и сила ее переживаний остается с читателем. Автору респект за поднятую тему.

Вован Предвзятый   19.02.2022 17:24     Заявить о нарушении
Вован, это спекуляция на тему, а не рассказ.

Света Малышева   19.02.2022 19:34   Заявить о нарушении
Почему, Света? Что именно не соблюдено?

Вован Предвзятый   19.02.2022 21:33   Заявить о нарушении
Да, Вован, рада, что это считывается. Мне хотелось подать эту историю максимально субтильно, подать её из головы девочки, замкнувшейся и отстранённой, которая уже пережила и справилась со всем тем не совсем понятным ужасом в одиночку, которая в страшную минуту звала именно маму и теперь переживает ужас более страшный – предательство близких.

Бойра

Шпинель   20.02.2022 01:13   Заявить о нарушении
Света, в чём вы видите мой расчёт и умысел? Или что вы имеете в виду под спекуляцией?

Бойра

Шпинель   20.02.2022 01:14   Заявить о нарушении
Автору бы на шоу Малахова. Там любят такие "жареные" темы.
Коньюнктура рынка и ничего более.

Борис Дерендяев   20.02.2022 03:28   Заявить о нарушении
Бойра, меньше всего мне хочется ввязываться с вами в дискуссию. Подождите МБ, возможно, он профессионально расскажет, что не так в вашем сочинении.

Вовану:
текст полностью нацелен на внешнего зрителя (читателя), внутри себя он безжизненный.

Света Малышева   20.02.2022 07:55   Заявить о нарушении
Не лукавьте, Света. Если бы вам не хотелось дискуссии, вы бы не удостоили меня редким для вас отзывом на этом странице. Вован, к примеру, тоже редко появляется, но всегда рад побеседовать.

О безжизненности внутри текста. За высказыванием каждого из героя стоит широкая картина его понимания жизни, и любой читатель способен её воссоздать. В результате вокруг девочки материализуется зримый мир, который и принуждает её изменить свою сущность, (а может, при читательском желании, существовать дальше вне этого короткого текста и даже изменить мир реальный в лучшую сторону).

Бойра

Шпинель   20.02.2022 13:00   Заявить о нарушении
Ну так беседуйте с Вованом.

Света Малышева   20.02.2022 13:11   Заявить о нарушении
Эту тему уж лет тридцать как мусолят на разных ток шоу, Вован.
И что интересно у каждого свой взгляд на это "было_не было".

Борис Дерендяев   20.02.2022 13:25   Заявить о нарушении
Подача Лгуньи мне показалась похожей на Дуэль Зои. Как приём, применённый автором в разных смысловых текстах. Мне одной это показалось?

"едешь как сквозь тюлевые занавески" - личное ощущение, что в тюлевых занавесках легко запутаться и трудно выпутаться, поэтому восторга от движения не понять.
"наполненный восходящим за лесом солнцем". Мне казалось, что заходит за лесом, а встаёт из-за леса. Нет?
"тропинка виляет, словно незнакомая," - смысл какой? знакомая тропинка, и вдруг завиляла, как раньше не делала? А куст откуда-куда выскакивает? Подпрыгнешь на велосипеде или оторвавшись от велосипеда? Но если едешь в тумане, вряд ли видишь, что за ним.
Следующий кусок - он тоже подан через девочку и понятно, почему девочка не маме рассказала: она её недолюбливает, это следует, как она говорит о речи мамы: взвизгнула, прошипела. Почему так относится - не объяснено.

Евгения Шапиро   20.02.2022 13:50   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Евгения.
Спасибо за критические замечания, попробую объяснить.

Долго думала, что такое «Дуэль Зои». Потом догадалась, это был юмористический рассказ из основного конкурса. Если автор обоих текстов – одно и то же лицо, то да, он использовал какой-то приём, удержим пока интригу.

Запутывание в занавесках пугает в определённом возрасте (клаустрофобия, риск падения и перелома шейки бедра, рушащийся на голову карниз и т.д.) и одновременно смешит в возрасте более нежном.
Солнце находится за лесом и где-то там за лесом уже восходит. Находящемуся перед лесом солнце ещё не видно, хотя от него уже и светло.
Тропинка девочке хорошо знакома, но в тумане повороты кажутся новыми и неожиданными. Кусты и цветы на обочине не выпрыгивают в прямом смысле слова, а зрительно проявляются только при непосредственном приближении.
Туман низкий, и девочке ясно, что над ней ясные погодные условия. Если она хороша в дерт джампинге, то может подпрыгнуть вместе с велосипедом и увидеть над всё более рассеивающемся туманом синее небо. Ну, или может просто подпрыгнуть от беспричинной утренней радости без велосипеда и до самого солнца.
Взаимоотношения матери и дочки до рассказанных событий не описаны, потому что не вместились в данный формат текста.

Ещё раз спасибо за прочтение и комментарии!
Бойра

Шпинель   20.02.2022 15:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «5. Караван. Автор. Чужое» (Мария Шпинель)

Этот рассказ мне нравится откровенностью. И в этом отношении он даже напоминает эссе, или вот такое у меня возникло сравнение: автор словно разговаривает сам с собой в своей комнате, а мы подслушиваем и смотрим, потому даже не имеет особого значения начало и конец - когда мы подошли к двери и заглянули в замочную скважину и когда отойдем, немого устыдившись такой формы доступа.

Если это не сугубо личное, а отвечать автору не стоит, то получился рассказ о внутреннем мире интроверта. О его интересах, характере и глубине личности, которую и не сразу заметишь на поверхности. Замечательно показано, как интересно интроверту уплывать в поиски и фантазировать о чем-то далеком, как ему важны книги, а внутренний мир важнее мира людей. Ожидания интереснее реального, потому ехать и знакомиться, прояснять что-то и узнавать правду не возбуждает любопытства, приятнее очарование и загадочность прошлого, мысли о нем могут быть важнее настоящего. Мы постепенно начинаем глубоко понимать эту странную Тель. Почему она не мчится к морю или к оливковым рощам. Почему ей хорошо. Как она наслаждается временем и неспешностью событий.
Центральное место рассказа для меня - часы и размышления о времени и смыслах. Что важнее - ритм и насыщение или покой и гармония? Для хозяйки дома и большинства из нас - наверное, первое. Потому что мы спешим жить, считая жизнью движение. Как в супермаркете - под жизнерадостную ритмичную музыку. Успеть накупить побольше нужного - всего-всего побольше! Тогда мы жили, тогда было весело, а это счастье. И мы бы выбрали ритм, план поездок, график посещений, список локаций - нельзя упускать ни минуты, они уже проплачены, часы тикают! А для Тель и подобных ей внутри дома интереснее, чем снаружи, а время вообще не имеет значения. Великолепная метафора с домом, кстати, она наглядно демонстрирует модель жизни интроверта.

И вот эти вопросы, которые задаешь себе после чтения. Они хороши. Очень. Отхожу от замочной скважины с благодарностью, дорогой Автор.

Вован Предвзятый   13.03.2021 16:02     Заявить о нарушении
Привет, Вован!
Наверное, это хорошо, что текст вызвал ощущение откровенности, интимности? :)

Я люблю книги о внутреннем мире человека. И почти уверена, что глубинные стремления у всех людей, как у интровертов, так и у экстравертов, довольно сходны, вот только пути, по которым они добираются до желаемого – разные.
Про время ты сформулировал интересно. Вот только не думаю, что в этом вопросе есть противопоставление: «Что важнее - ритм и насыщение или покой и гармония?» Это всё об одном и том же, разве нет?

Автор

Воинственный Читатель   13.03.2021 22:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «11. Эфедра. Пустоши» (Мария Шпинель)

Интересный рассказ. В первую очередь мне понравилось, с какой потрясающей точностью автор употребляет предложения разной длины, от чего текст не утомляет, а затягивает внутрь. И какой высокий уровень фонетической обработки! Как певуче-мелодично звучат фразы. Я специально отключил мозг от смысла и прочитал повторно несколько кусков так, как читают незнакомый иностранный язык. Просто какое-то изысканное удовольствие, дорогой автор. Просто песня.

Что касается идей и смыслов, то здесь их сложновато будет вычленить. Много архетипичного, бессознательные страхи, неосознанные влечения. Чтобы дошло, надо погрузиться, уснуть и вздрогнуть во сне. Шучу, но действительно, этот рассказ - как женщина: хорош для любования, а не для понимания.

Вован Предвзятый   24.12.2020 00:45     Заявить о нарушении
То, как думают мужчины, для меня загадка. Смыслы часто стоят за образами. С самого начала, вот они: убитые, идущие в атаку; женщина с луной на голове, кусты эфедры, мотылёк, севший на остекленевший глаз, в котором отражался свет Луны; раны без крови; ягоды эфедры и козье молоко и т.д.
В заключение: "Мир держится на порядке. Мёртвым не место среди живых".

Александра Стрижёва   24.12.2020 12:45   Заявить о нарушении
Вован, Саша, привет!) Вован, это не рецензия, это - песня... Саша, не дави на Вована, пусть он продолжает любоваться, мне этого вполне достаточно))) Спасибо, друзья! Ваша Эфедра.

Воинственный Читатель   24.12.2020 15:09   Заявить о нарушении
Эфедра, я не умею давить на мужчин. Я им робко намекаю на то, что женщины более внимательные, больше любят мистику и волшебство.

Александра Стрижёва   24.12.2020 15:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Наш Лазарь. Лея. Человеческое сердце» (Мария Шпинель)

Лазарь выбрал вечер перед самым коротким днем этого тяжелого года. Наверное, чтобы нам меньше пришлось молчать.
А ведь будем ждать, что придет и напишет.
Светлая память хорошему человеку!

Вован Предвзятый   22.12.2020 21:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «9. Анта. Булли» (Мария Шпинель)

Интересно, кто здесь антагонист и протагонист? Мне обе эти героини кажутся раздвоенным протагонистом, а антагониста у них нет. Они даже в чем-то похожи. В целеполагании, например. Любят задумывать и выполнять намеченное, любят активную жизненную позицию. А разными они кажутся потому что ведьма при этом интроверт. Но такой приставучий, который с тебя только сам слезет, когда посчитает дело законченным. И обе добрые на самом деле. В определенном, конечно, понимании доброты, потому что это вопрос тоже крайне философский. Симона терпеливая, особенно когда речь идет о возможной выгоде. Мне нравится наблюдать за подобными женщинами. Со временем они устают терпеть в своем привычном мире и начинают искать компенсацию во внешнем. Ну, это тоже другая тема.

Рассказ о том, как важно жить полноценно, искать свои интересы, успевать радоваться и радовать ближних. Обе героини служат подтверждением этой идеи. Не вижу антагониста. Разве что антагонист здесь один, скрытый, - и это смерть, конечность жизни. Так что обе героини подтверждают идею: жить нужно вопреки поражению. И желательно ценить время, отведённое тебе, чтобы это поражение приукрасить или смягчить, в этом тоже кроется смысл, наверное. Автору спасибо. И Фёдору - за настойчивость, а то пропустил бы конкурс.

Вован Предвзятый   22.12.2020 12:14     Заявить о нарушении
До самого финала художница вроде бы как олицетворения зла. Версия лайт. И только в финале все проясняется. Получается, что весь рассказ на этом напряжении и построен - ждёшь, что будет, как как дело повернется.
Дима

Шпинель   22.12.2020 12:18   Заявить о нарушении
Анта, спасибо

Доброта спасет мир. Все очень плавно, текуче.
Но если будет желание что-то подправить, нельзя ли убрать фразу о том, что мама ребенка мужа не умеет печь (готовить) как ГГ. Может быть лучше будет что-то более нейтральное, например наша няня (или наша домработница) не готовит так вкусно.

Как бы ни нравилось ребенку в доме другой женщины, не хорошо, если сравнивает с мамой. Так просто будет добрее.

Августина

Воинственный Читатель   22.12.2020 20:48   Заявить о нарушении
Вован, вы настоящий психолог, лихо разложили героинь по полочкам. Не соглашусь, правда, что Симона терпеливая только из-за выгоды. Она просто добрая, да, и хорошо воспитана, и не умеет грубить и обижать людей. Часто такими качествами пользуются всякие проходимцы, но в нашем случае Симоне повезло, и всё закончилось для неё благополучно.

Августина, я понимаю, о чём вы. Но маленькие дети судят прямолинейно и говорят порой страшные вещи. А дальше дело только в том, как с подобными высказываниями обходятся взрослые – это их отлично характеризует. Вот и в моём тексте так.

Дима, версия лайт – отлично сказано :)) И про то, что мой остросюжетный триллер держит в напряжении читателя, тоже :))

Спасибо всем за обсуждение!
Анта

Воинственный Читатель   23.12.2020 22:04   Заявить о нарушении
Вовану вдогонку. Наверное, если подойти с чисто технической стороны, то Дима прав, и ведьма – антагонист. Но если вы спросите, что я держала в голове, пока писался этот текст… Разрозненность. Фрагментарность общества. Распадающееся общение между людьми, в котором каждый преследует собственную цель, не обращая внимания на интересы своего визави. Люди, изолированные каждый в своём мире, изо всех сил пытающиеся осуществить нечто, кажущееся им крайне важным – и одновременно бессмысленное и нелепое, если смотреть со стороны. Одиночество и желание близости – пусть даже насильное, пусть с абсолютно чужими людьми – на фоне беспечности и эгоизма расцветающего июня, когда молод и думаешь обо всех чудесных вещах, ожидающих тебя впереди.
В общем, в голове у меня было пафосно и с восклицательными знаками, как вы поняли :) А получилось вот так.

Анта

Воинственный Читатель   23.12.2020 22:45   Заявить о нарушении
Анта, снимаю шляпу перед вашими глубокими рассуждениями. Человек, способный так думать, обязательно должен писать много. Чтобы эти мысли обретали художественную оболочку и оставались подольше в наших умах.

Вован Предвзятый   24.12.2020 00:06   Заявить о нарушении
Доброй ночи всем, кто не спит.
Интересная история. Художница Шмитт борется с одиночеством, читая случайной знакомой лекции о политике. Случайная знакомая слушает из вежливости, но в результате, учится у агитатора рисовать. Что не было предусмотрено. Выговорившись полностью, Фрау Шмитт дарит женщине, невольно скрасившей ее одиночество, старинный автомобиль, который ей, фрау, не нужен. Деньги ей тоже не нужны, она знает свой диагноз. Машина – подарок, сбывшаяся мечта, но дальней поездки на семейной машине не получается. В семье более важное пополнение.
От Фрау не остается ничего. Нудные лекции забыты, соседям до ушедшей ведьмы дела не больше, чем до мусора в ведре, художественное наследие, скорее всего, брошено в небрежении, родственники, если и есть, не интересуются даже домом.
Конфликта в рассказе вроде нет, просто констатация жизненного факта.
Мое частное мнение: рассказ или даже роман без конфликта имеет полное право на существование, если есть конфликт в итоге произведения. Если думаешь: вот, история завершилась, счастливый или не очень, но конец – делу венец, а посреди последней страницы остается откуда-то взявшаяся дыра, которую не заклеить, не заложить промокашкой, не заретушировать.
А тут смотришь, и не понимаешь: есть дыра, или нет? Меняешь угол зрения, надеваешь и снимаешь очки, и все равно не понимаешь. Интересный эффект. Может быть, более интересный, чем в случае с очевидной дырой. Одним словом, что-то заставляющее думать у автора получилось. Это уже что-то.
Теперь несколько точечных замечаний, как без них.
Автор оставляет открытым вопрос о месте действия. Симона у нас с севера. С севера какой страны? Германии? Или все- таки, Италии ? И там, и там, люди легко узнают региональные акценты. Автор имеет право оставлять вопрос открытым. Но с местом действия связан другой вопрос: в абсолютном большинстве европейских стран полицейским запрещено вступать в политические партии. Если автору известна страна – исключение, то лучше, чтобы читатели знали, где мы находимся. А то – путаница. Кстати, в Италии социал-демократическая партия – одна из третьестепенных. А в Германии - в первых рядах. А может быть, лучше сменить профессию любителя старинных автомобилей?
Есть несколько неловких мест : «У мужа Симоны была ещё и третья жена».- Не путайте читателя - это Симона – третья жена .
И конечно, спрятать машину в деревушке невозможно.
Но какие-то моменты просто навсегда понравились. Как вот это:
«Она бездумно чиркает ручкой по бумаге, а получается то нос с бородавкой, то шляпа с паутиной на полях». «Потом встряхивает волосами, дорисовывает за шляпой грозовое небо и идёт на кухню за новой чашкой кофе». – научилась ведь чему-то у ведьмы.
Все, пожалуй.
Всех с наступающим Рождеством.
Дюве

Шпинель   24.12.2020 00:47   Заявить о нарушении
\\Как бы ни нравилось ребенку в доме другой женщины, не хорошо, если сравнивает с мамой. Так просто будет добрее.\\
Августина, понравилась ваша мысль, т.к. поведение ребёнка было ожидаемым, что-то типа штампом в такой ситуаци.

и...) Спасибо, Дюве.
Яна признаётся, что понравилось, как вы отозвались.

Воинственный Читатель   24.12.2020 20:06   Заявить о нарушении
Дюве, уже привычно великолепный отзыв от вас! Рада, что таки получилось «что-то заставляющее думать», мне хотелось, чтобы вышло именно так.

Теперь о ваших замечаниях.
«Вопрос о месте действия». Во-первых, мне кажется, что история считывается даже и без знания конкретного места действия, такой себе условный город Х. в не-России. Но если вам хочется точности, то в тексте достаточно меток и для неё: фрау как обращение к женщине, фамилия Шмит, ратуша, разговорное ласкательное название автомобиля Булли - ну всё прямо на определённую страну указывает, разве нет? Далее в тексте есть климатические особенности флоры региона, а для людей, подкованных в политических вопросах, ещё и рассказы фрау Шмит о коалиции между красными и черными и прочие процентные данные выборов. Если же эрудированный читатель знает ещё и тонкости о праве членства полицейских в политических партиях, то, сложив всё вместе, страна определяется на раз-два :))) Но не страна краеугольный камень истории, повторюсь.

А машину на один день в деревушке спрятать можно, не прочёсывает же муж Симоны каждый вечер все улицы.

Спасибо за вдумчивые и конкретные комментарии!
Анта

Воинственный Читатель   25.12.2020 16:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «8. Римма. Бедная девочка» (Мария Шпинель)

Простите, Римма, я не буду говорить о фокале, я за ним не следил. Читал как самостоятельный рассказ.

Что мы видим в рассказе? Отличная экспозиция и прекрасная завязка. В дом бывшего мужа приглашается и приходит бывшая жена, которую он, видимо, продолжает тайно любить (или питать какие-то чувства). Приходит помочь погасить истерику молодой жены, разрулить внутренний конфликт. Также видится, что растерянный мужчина нуждается в её поддержке, как, видимо, было и раньше, хоть и прошло уже много лет. Сама она держится с ним так, словно хорошо его знает, глубоко понимает, но ворошить прошлое и сближаться не хочет. И ей нравится быть в сильной позиции, а ему предоставлять роль вздыхающего по ней. Она даже разговаривает с ним свысока - в прямом смысле, поднявшись на один пролет лестницы и обернувшись оттуда.
Позже мы узнаем из диалога с Мариной, что Лиз его бросила. Мы узнаем о Лиз только то, что говорит ей в лицо Марина в состоянии обиды и нервного напряжения. Вообще, надо признать, что автор проявляет мастерство в том, как отдельными уместными фразами герои дают нам информацию друг о друге. Автору ничего не приходится добавлять и объяснять - и это хорошо, даже отлично.
Итак, хорошая экспозиция и интересная психологическая завязка. Действие и кульминация практически сливаются в диалоге женщин. Мы понимаем суть противоречий и скрытого конфликта между молодой женой и немолодым адвокатом, понимаем, что в этих отношениях оба не удовлетворены и страдают по-своему, а выхода не видится из-за культурной пропасти между ними. Одновременно догадываемся, что Иван вынужденно попал в такую ситуацию, т.к. потерял возможность быть с женщиной, которая ему явно ближе по духу. Причин разрыва мы не знаем. То есть уже на этом этапе автор обозначает конфликт и проблему, задает вопрос: что будет, если близкие по духу люди прерывают отношения и ищут неадекватную замену? И даёт ответ: ничего хорошего. Этот ответ дан со стороны «пострадавшей стороны» - в данном случае автор решил сделать её мужской. И мужчину показал требовательным к качеству отношений - он даже пытается развивать свою новую избранницу, но тщетно.
Развязкой можно считать уход Лиз и несколько фраз, произнесенных ею и Иваном на прощание: «все будет хорошо», хотя читатель в это уже не верит, понимая, что просто сама Лиз уже не здесь, у неё есть своя жизнь, она не пришла «занять гнездышко», это гнездышко будет полупустым, оно нуждается в подпорках, если их поставят, как и яблоня. На этом рассказ завершен.

Что можно добавлять или расширять? Безусловно, читателю интересно, чтобы Лиз проявилась, вышла из тени. Кто она и почему ушла, куда ушла, как живёт и не жалеет ли о прошлом. Почему так легко пришла по просьбе и почему желает Ивану добра и успокоения. На эти и подобные вопросы можно, конечно, придумывать и свои собственные ответы. Трудно сказать, стал бы рассказ лучше или хуже, если бы автор дал нам больше пищи для размышлений.

Вован Предвзятый   13.11.2020 13:57     Заявить о нарушении
" – Я не думал, что всё так обернётся, Лиз. Она была такая тщедушная, несчастная, и взгляд такой затравленный, будто всё время боялась, что её ударят.
Так Я просто пожалел её, а теперь…
– Не начинай, – сказала Лиз и пошла к двери.
– Это ты всё начала, а не я, – сказал Иван.
– Десять лет назад начала.
– Говорю же, не нужно этого. Я сейчас ухожу."

Вован, ничего принципиально нового не произошло.
Полная ясность в тексте.
Немногословно, но зачем рассусоливать?!

Девочку Иван пожалел, приласкал,
а девочки нынче цепкие,
знают, что хотят и берут, как своё...
Иван то думал,потешит своё эго перед юным созданием,
а Лиз с ним, как прежде, будет нянчиться...

Лиз же ушла тогда, сама и навсегда

Зоя Чепрасова   13.11.2020 15:13   Заявить о нарушении
Вован, спасибо большое, что говорите о самом тексте.
Расширять или не расширять – вот в чем вопрос, о котором я и сама всё время думаю.
Открою вам карты: мне хотелось написать крайне минималистичный текст – и так, чтобы то, что ощущается читателем за рамками текста, было намного шире описанного словами. Изначально в тексте не было абсолютно никаких «глаз» Лиз и иже с ними (их я добавила за час до отсылки), а было прямое описание действий и слов героев, без каких бы то ни было эмоциональных и прочих их оценок.
Но я тугодум и пишу обычно очень долго, играюсь с разными вариантами, пяти дней мне близко не хватило, чтобы додуматься до чего-то, в чём была бы полностью уверена – особенно, экспериментируя. Потому в последний момент я чуточку добавила личного восприятия Лиз. И теперь всё думаю: расширить ли текст, переместить ли наблюдателя (объяснятеля и размышлятеля :)) в голову Лиз – то есть, сделать то, о чём вы мне написали. Или наоборот: вернуться к изначальной своей идее и работать над ней.

Зоя, вам тоже спасибо, что делитесь своими размышлениями и восприятиями! Мне это ценно и важно.

Римма

Воинственный Читатель   13.11.2020 19:35   Заявить о нарушении
Прочитала ещё разок. Я не права.

"Хватит с меня, назанималась уже за эти два года!"- говорит Марина.

Ну, ей же принадлежит мысль о причине ухода Лиз.
Жили, но детей не было.
Хотя, предполагаю, что дело не только в этом.
У Лиз не было способностей Марины к манипулированию...
Скорее Иван диктовал и превалировал.
Потому и началось десять лет тому... И какое-то время длилось...
Марину же доброжелатели посвятили в некоторые перипетии.

Видимо, Иван вообще "зануда".

Потому Вован прав, про "недокорм" автором читателя.
Тема и сюжет заслуживают дальнейшей проработки. ,

Зоя Чепрасова   14.11.2020 06:31   Заявить о нарушении
Повествование от третьего лица. Точка зрения внешняя. Все мысли и чувства остаются за кадром. Римма показывает читателю картинку и предоставляют самому делать выводы: кто что почувствовал или подумал.
Есть несколько мест, вызвавших у меня вопросы.
«Лиз кивнула, будто ожидала именно такого ответа»,– чьё предположение? Правильно ли?
«Лиз показалось, что он осунулся и постарел». Сомнений нет. Единственное предложение, которое надо как-то поменять.
«Пегие волосы она взбивала в высокую причёску, губы ярко красила, но всё равно больше походила на взъерошенного воробья, чем на элегантную даму». Тут «больше походила на взъерошенного воробья» - это же чья-то оценка? Правильно ли? Не знаю.
«Лиз от души расхохоталась». Тут тоже есть оценка того, как она расхохоталась. Сразу предупреждаю автора – я сомневаюсь, а не считаю перечисленное недочётами.
Делаю вывод: самое сложное повествование – от третьего лица с внешней ТЗ. Этот вид повествования должен напоминать кино. От автора требуется предельная внимательность, точность описаний, знание психологии.
В рассказе есть прекрасные находки, символы. К примеру, образ яблони, требующей заботы, подпорок. Или этот момент: «на письменном столе, там же стоял горшок с плющом и метровая статуя Фемиды». Плющ, оплетая то, что стало мёртвым, ассоциируется с памятью и верностью умершим. Могильное растение. Фемида - Богиня правосудия, вторая жена Зевса, сошлась с ним после того, как Зевс проглотил свою первую супругу, богиню мудрости Метиду. Что произошло в семье Лиз и Ивана – нам неизвестно. Только догадки. На слова бывшего мужа:"– Ты перекрасила волосы, тебе идёт, – сказал он.
Лиз резко обернулась.
– Так меньше заметна седина, Иван, типичная в моём возрасте женская хитрость". Резко обернулась, значит, задело. Это не единственное красноречивое описание. Читаю, делаю свои выводы.
Непонятно лично мне, кто в рассказе жертва, кто главный герой, в чём конфликт? Тут вся троица – жертвы. Громче всех кричит Марина. Она до такой степени чужеродное звено в рассказе, что хочется попросить её не разговаривать или отвечать кратко. Так сделано умышленно? Слишком чудовищный выбор совершил два года назад Иван.
Максимальное внимание автор уделил Лиз. Значит, она – главный герой? Но с кем конфликт? Ответ от меня скрыт. Есть только догадки. Римма, надеюсь, вы объясните больше, если будете дорабатывать рассказ.

Марта

Воинственный Читатель   14.11.2020 17:41   Заявить о нарушении
Марта, замечательный анализ рассказа, важные, значительные мысли.
Лиз конечно, личность с высоким чувством достоинства и силы духа,
но нынче мне любопытнее типаж Марины.

С фокалом разбирались в одиннадцатом году.
Тогда ещё было мало материалов на тему
БК написал тогда две статьи.

Теперь в Инете множество статей.
Всё пляшут от статьи Рины Грант, добавляя своей "путаницы",
приводя примеры, заимствованные у БК, интерпретируя его же выводы.

Четыре автора Дмитрий Вишневской, Бука,
Татьяна Рябининана, Эмбертория цитируют,
дают ссылки на Беспощадного Критика.

Пора бы уже современным Бархударову и Розенталю
выработать и сформулировать правила,
подкрепив примерами, а пока
сами же авторы пишут, что единства мнений нет.

Зоя Чепрасова   14.11.2020 19:22   Заявить о нарушении
//Cамое сложное повествование – от третьего лица с внешней ТЗ. Этот вид повествования должен напоминать кино. От автора требуется предельная внимательность, точность описаний, знание психологии//.
Согласна с вами, Марта. И ещё мне кажется, что при таком виде повествования читатель обязательно становится соавтором, ведь ему приходится дорисовывать картинку своим жизненным опытом. Результат этой совместной работы всегда уникальный (не означает, что отличный:), но мне такое интересно.

Чуть выше в этой ветке я объяснила, почему в тексте присутствуют указанные вами реплики Лиз, выбивающиеся из внешней ТЗ, на которую я изначально делала ставку.
//Тут «больше походила на взъерошенного воробья» - это же чья-то оценка? Правильно ли? «Лиз от души расхохоталась». Тут тоже есть оценка того, как она расхохоталась//.
А вот это я обдумывала и сбоем не посчитала. Существуют же слова, которые обобщают, кодируют стандартные реакции. Когда читаешь: «он нахмурился», сразу представляешь себе определённое выражение лица, и совсем не нужно автору описывать, какие именно мимические мышцы сократились у героя и в каких местах его кожа при этом собралась в складки. То же самое, на мой взгляд, происходит с «хохотом от души». Каждый из нас мгновенно отличит искусственный смех от естественного, но затруднится внятно объяснить, откуда сделал такой вывод. Со «взъерошенным воробьём» чуть труднее, но всё же, как мне кажется, и этот образ всего лишь описывает картинку, помогает читателю увидеть.
(Наверное, скажу сейчас нечто крамольное, и МБ закидает меня тяжелыми предметами, но я считаю, что совсем не смертельно сказать от первого лица «я покраснел», вместо «я почувствовал, что к моим щекам прилила кровь». Человек точно знает последствия такого «прилива», знает, что покраснел – так почему же ему об этом не сказать? Или тогда уже совсем корректно стоит выражаться: «я ощутил, как в результате выброса гормонов надпочечников увеличилась дилатация сосудов подкожного капиллярного сплетения в области щёк и шеи»:).

//Громче всех кричит Марина. Она до такой степени чужеродное звено в рассказе, что хочется попросить её не разговаривать или отвечать кратко. Так сделано умышленно?// Конечно, умышленно :) Рада, что вы именно так это выразили, Марта!

Благодарю за ваше мнение!
Римма

Воинственный Читатель   14.11.2020 21:44   Заявить о нарушении
Рецензия на «3. Чёрный лорд. Возмездие тьмы» (Мария Шпинель)

Симпатичная наивность с элементами художественного осмысления реальности. Вот так, если сократить до шести слов. Этот рассказ близок по духу к "Попутчице", но автор поболее искушён. Мне кажется, было задумано художественное описание лишения девственности. Марина Добрынина не увидела совсем антураж, а я бы сказал, что вся эта история путешествия юной леди на ничейные земли (читай в отель) - и есть антураж самого события. Словно девушка лежит и вспоминает перед сном, как это было и что она чувствовала. И чтобы приукрасить реальные обстоятельства, она себе фэнтезирует.

Вован Предвзятый   17.10.2020 09:06     Заявить о нарушении
Фрейдизьм какой-то...

Чёрный лорд

Воинственный Читатель   18.10.2020 18:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «10. Глюкоза. Попутчица» (Мария Шпинель)

Хотелось бы как-то подбодрить начинающего автора. Ёжик на дороге вышел отлично. В платье - уже похуже. Там ни во-первых, ни во-вторых, ни в-десятых ничему не помогает у вас. Особенно возбуждение героя от этого ёжика в платье. Очень тяжело представить, простите меня за такую потребность. Читатель хочет видеть вашими глазами. Подумайте спокойно и ответьте, какого размера платье на ёжике вы себе представляли? Маленькое, так чтоб голова виднелась? Может, чепчик ещё, как на бабушке Красной Шапочки? Или же ёжик запутался в большом взрослом платье? Понимаете меня, Глюкоза? Ваша метафора создаёт опасные ассоциации, после которых уже не знаешь, плакать или смеяться.
В целом - тут даже не ясно, где начинать критиковать и где закончить. Желательно автору поднакопить опыта и попробовать подойти к писательскому творчеству с меньшей долей наивности. Успехов вам!

Вован Предвзятый   16.10.2020 01:07     Заявить о нарушении
Не понимаю, зачем вы, член ОК, мешаете с грязью уже второй рассказ конкурса? Цель какая?
Акрил

Воинственный Читатель   16.10.2020 06:03   Заявить о нарушении
Наивный Акрил. Это такая игра. Покерок.

Ольга Бланкар   16.10.2020 08:01   Заявить о нарушении
Не хотела писать рецу, жалея Автора, но теперь напишу. Только домой доберусь, с тел неудобно

Софья Шпедт   16.10.2020 08:36   Заявить о нарушении
давай, Соня, я хоть душой отдохну на твоей реце. А то Вован как член ОК слишком мягок.
Акриле: думаю, этот член ОК был против того, чтобы допускать текст до конкурса. Ужас весь для эксперта такое пропустить.

Света Малышева   16.10.2020 08:48   Заявить о нарушении
Ольга не угадала. Акрил, ОК это не центр ритуальных похвал, согласны? У каждого может быть особое мнение. Разница между вашим рассказом и "Попутчицей" велика до неузнаваемости. Попутчицу и критиковать-то неловко. Автор еще искренне не умеет, но хочет что-то привнести. А вы умеете. Но предпочли показать пустоту. Сами того не осознавая, попытались украсть у моего представления о жизни краски. Я просто воспротивился.
Кстати, полностью разделяю мнение и подробнейшие разъяснения, которые вы получили от МБ. Он меня опередил, но я бы не смог так терпеливо и детально объяснить. Вот уж талантливый критик!

Вован Предвзятый   16.10.2020 08:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «1. Бриз. История пакета» (Мария Шпинель)

Рассказ понравился интонацией, настроением, связями, "прикнопленными к столбу бумажками", художественностью описаний, добрым концом с фигуристой грушей и правом на счастье.
Замечания - речь деда. Слова "невероятно, грандиозные" плохо вяжутся с возрастом, в котором люди уже взвешивают и дозируют эмоциональные эпитеты, присущие молодым. Скорее, это авторское ("воскликнула толстуха с невероятным цветом волос"). Ну и в целом дед несёт пургу зачем-то.

Вован Предвзятый   15.10.2020 13:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Вован. Учту ваши замечания, но позвольте немного порассуждать ))
Дед говорит внуку: "Это такое явление природы. Довольно редкое. Помнишь, я тебе рассказывал про Млечный Путь? Так вот, помимо всего прочего, в нём есть ещё и бездонные планеты-океаны. Существует гипотеза, что их бризы меняют направление вслед за движением Луны, но во время лунных затмений теряют ориентир и гонят космические брызги к нашим морям - океанам..."
На сайте "Вселенная сегодня" в рубрике "новости космоса" читаем: "В новом исследовании ученые решили выяснить, сколько планет в Млечном пути может вписаться в категорию «мир океана». Они также хотели установить, сколько из этих миров могли бы извергать воду из их океанов, в космос, как это делает Энцелад ( прим. - спутник Сатурна) И они обнаружили, что более четверти из 53 экзопланет, которые они изучали, потенциально могут быть океанами"
Теперь о земном бризе из Википедии: Бриз (фр. brise — «легкий ветер») — местный ветер с суточной периодичностью. Бриз дует на побережье морей и больших озёр. Направление бриза меняется дважды в сутки: дневной (или морской) бриз дует с моря на разогретое дневными лучами Солнца побережье. Ночной (или береговой) бриз имеет обратное направление" Т.е наши, земные бризы меняют направление вслед за движением Солнца.
А почему сказочный бриз какой-то из планет-океанов нашей солнечной системы не может выплёскивать свои брызги в космос под влиянием лунных затмений? ))) На самом деле вся гравитация взаимосвязана, а уж в сказке - тем более.
Кстати дедушка говорит о том, что это всего лишь ГИПОТЕЗА - "предположение, которое не имеет достаточных фактических подтверждений, но представляется вероятным и не опровергнуто" Википедия.

Бриз

Воинственный Читатель   15.10.2020 20:25   Заявить о нарушении
Дорогой Бриз! Мне симпатично ваше сопротивление, но что дед подразумевает под бездонной планетой? И вы зачем-то создаете детям космическую путаницу, соединяя в кучу прогревание лучиками с лунными затмениями и гравитацией. То есть, мальчику следовало понять, что если Луны не видно, то она тоже не греет. Потому и лунные бризы. И "На самом деле вся гравитация взаимосвязана" :)

Вован Предвзятый   16.10.2020 09:32   Заявить о нарушении
Существует ГИПОТЕЗА :), что океаны на крупных экзопланетах фактически являются бездонными, поскольку при больших температурах и давлении вода в них начинает «растворяться» в силикатных породах. В результате возникает некая новая форма материи, размытая прослойка, которая отличалась по свойствам и от воды, и от «обычных» горных пород.
Ладно, Вован, вижу - вы не любитель и не ценитель астрономии :) На самом деле, это не принципиальный момент. Ничего не стоит придумать "невероятное" и даже "грандиозное" волшебство, порождающее летучие чудо-сферы. И пусть любой пёс, пакет, рыба или груша, глотая или вдыхая их, становятся не просто человеком, а счастливым человеком! :)
Подумаю над этим. Спасибо.

Бриз

Воинственный Читатель   16.10.2020 15:34   Заявить о нарушении
И вам спасибо!

Вован Предвзятый   16.10.2020 19:36   Заявить о нарушении
А мне кажется, дело здесь в другом. Дед рассказывает внуку про небесные светила, ну очень уж научно, словно книгу читает, и сразу теряешься в возрасте внука: 5 или 10-12. Даже мне, Старику, этот текст Деда было воспринимать сложно. И потом: у меня от этого текста некая сумятица в голове: некая осовременность граничит то ли с Андерсеном(жизнь вещей), то ли Грином (девушка, живущая в хибарке у моря) и тут же дреды и предполагаемый ковид.

Только дедовы сказки про небо - это к чему?
И внук - это будущий спасатель девушки?

Садрик

Воинственный Читатель   16.10.2020 23:26   Заявить о нарушении
Садрик, спасибо за отзыв и простите за сумятицу.

Воинственный Читатель   17.10.2020 12:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «5. Бурляев. Не выходи из комнаты» (Мария Шпинель)

Забавная поделка, упражнение для лит. мышц. Ничего глубокого, ничего личного. Ощущение, что пообщался на остановке ни о чём с умным, но закрытым человеком. А он показал бицепс сквозь пиджак. Да, вспомнил, у него под мышкой был Бродский. Ну, ок. Мало ли зачем его с собой таскают. Может, на свидание шёл.

Вован Предвзятый   15.10.2020 10:01     Заявить о нарушении
Благодарю Вас, Вован!)Раскусили)
Жму руку.
Б.

Воинственный Читатель   15.10.2020 10:31   Заявить о нарушении