Виктор Меркушев - написанные рецензии

Рецензия на «Эта ужасная Венеция» (Елена Ахмедова)

Елена, чтобы понять, а тем более, полюбить Венецию необходимо приложить немалый труд души. Тогда город, возможно, позволит быть причастным к его богатству и к его причудам. Мне случилось пожить в этом волшебном городе и немножко там поработать. Я объездил немало европейских городов, но такого чуда, как Венеция, не встречал нигде. Я писал венецианские пейзажи с трепетом и замиранием сердца, любой взор на древние палаццо и храмы был достоин воплощения на полотне. Если бы мне позволили подольше задержаться в этом городе, я написал бы там не десяток работ, а сотни. Нигде и никогда мне не работалось так вдохновенно и так неутомимо. Но всё-таки в чём-то Вы правы. Венеция совсем не такая, какой глядится с открыток, не такая, какой её принято поминать в обывательских пересудах. Это вовсе не город любви и не надо ехать на её жутковатый холодный карнавал. Вы найдёте там только одиночество среди праздной и нелепой толпы. В Венеции сложно отдохнуть и невозможно «расслабиться», даже в её великолепном Эксельсиоре. В этом городе нет гармонии – Венеция дисгармонична, и в этой неповторимой дисгармонии её пронзительная красота. В этот город нельзя возвращаться: разменяв его на иные города, Венеция встретит вас разве что с холодком отчуждения. Но я всё равно безумно люблю этот город, вспоминаю о нём, и он стоит в моей памяти как живой, со всеми своими каналами, тесными улочками и площадями.

Виктор Меркушев   10.11.2018 19:54     Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, во-первых, спасибо за отзыв.У меня совершенно не было никакого желания с первого взгляда полюбить незнакомый город, а тем более, ждать, когда он что-то позволит. Кстати, венецианцы живут только благодаря туристам, никаких производств там нет, тем более поразительно, что они такие беспардонные и наглые. Судя по Вашему описанию, Вы не только художник, но и поэт.Ну, как говорится, каждому свое. Как немцы говорят, "красота лежит в глазах наблюдателя" .
Не смею навязывать Вам своего обывательского мнения: я не художник и не поэтесса.Не знаю, в каких европейских городах Вы побывали, у каждого из них что-то свое, неповторимое, но у нас с мужем, кстати, и не только у нас, Венеция оставила по себе ужасное впечатление.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   11.11.2018 17:42   Заявить о нарушении
В Париже не была, уважаемая Нелли, хотя для нас с мужем это бы не было проблемой, ни визы не нужны, да и хорошие скидки на билеты есть, недалеко от нас.
По этой самой причине: чего я там не видала? Железную конструкцию Эйфелевой башни, Дом инвалидов? Собор какой-то или чьей-то матери?
Некоторые едут, чтобы сказать: " Бывал я в вашем Париже!"

Елена Ахмедова   16.06.2023 21:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гл. 10. Опасный участок» (Олег Шах-Гусейнов)

Спасибо, Олег, это поэма гор. Словно побывал высоко в горах, среди людей, от которых Он никогда не отворачивается. Жалко, что нет авторских фотографий, я много видел разных гор, но гор Дагестана – не видел.

Виктор Меркушев   11.06.2012 16:56     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор. Я Вам всегда очень и очень рад! К сожалению, снимали мало, но кое-что есть.

Олег Шах-Гусейнов   11.06.2012 17:22   Заявить о нарушении
Рецензия на «Море» (Елена Лик)

Здравствуйте, Елена! Да, несмотря на нашу малость и незаметность море способно говорить лишь с нами, лишь для нас у него припасены самые сокровенные слова. «И ты один на один с бесконечным морем». За это мы, наверное, и любим его, за его необходимую подсказку: «Всё это суета и пустота»... У Вас, безусловно, присутствуют способности к сочинительству. Интересными в тексте мне показались не только ощущения, но даже паузы, приобретающие значение стилистических средств. Особенно любопытно, что они не обязательно обозначены знаками препинания. Паузы – это очень важный элемент речи, своего рода пространство, без которого невозможно создать верной перспективы. Полагаю, что Вам будет очень небезынтересно почитать то, что принято называть «теорией литературы». А я желаю Вам всяческих успехов во всех Ваших делах!

Виктор Меркушев   19.05.2010 19:53     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за такую развернутую рецензию. В первый раз такую вижу. Рада что Вы считаете что есть у меня талант, несмотря на возраст. Смею полагать, что Вы не забросите мою страничку и будете далее интересоваться моими успехами, также давать бесценные советы. Вам тоже больших успехов. До встречи!
С уважением, Елена.

Елена Лик   20.05.2010 08:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Оглянуться назад. Роман» (Людмила Волкова)

Людмила, добрый вечер! Знаю, что Вы ждёте известий от меня и я, наконец, могу сказать, что получил-таки «Зеркало тролля». Мне предали пакет на вокзале, я сел в метро, открыл книгу и порадовался тому, что она имеет почти 450 страниц, что позволит мне растянуть удовольствие от чтения недели на две. Вы же знаете, я мог бы долго и убедительно говорить о достоинствах Вашей прозы, но я не хочу этого делать, ибо слова здесь просто не нужны, ни Вам, ни мне, поскольку всё прочитанное отзывается в тех регистрах души, где звучат столь любимые мной строчки Куприна и Паустовского, Булгакова и Грина... Читать вещь на бумаге – это совсем не то, что считывать её с экрана монитора, эффект погружения в текст – просто потрясающий. Думаю, что я ещё долго буду сосуществовать с Вашими героями, как сосуществую с Друдом или Мышлаевским, Биче Сениэль или Ромашевым. Удачи Вам и сил для жизни и для творчества! Ваш благодарный и внимательный читатель.

Виктор Меркушев   27.03.2010 22:43     Заявить о нарушении
Привет, Виктор!!! Куда Вы исчезли ? Я так надеялась, что Вы дочитаете мою книгу до конца и напишете, что же Вам понравилось больше всего? За годы Вашего исчезновения я успела издать еще две книги и написать несколько новых повестей на ПРОЗе. А еще два раза сделать операцию (онкология), схватить инфаркт и кучу неизлечимых болячек. Но я живу! И так мне нужны такие читатели как Вы!
Не пропадайте! Я к Вам вернусь.

Людмила Волкова   09.02.2019 15:26   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Людмила! Очень приятно было получить весточку от Вас. Я сейчас работаю в Европе и редко бываю дома в России. Чаще всего приходится трудиться на севере Испании, в Галисии, но случается побывать и в других местах вечного лета. Стал немного уставать и приезд в Питер воспринимаю как отпуск. Занимаюсь созерцанием и Dolce far niente. Привет Вашим близким, а Вам здоровья и бодрости духа.

Виктор Меркушев   09.02.2019 18:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Магия отчаяния» (Галина Пагутяк)

Несводимость целого и его частей – верный признак подлинности художественного произведения. Ваши вещи всегда отвечают этому критерию, также как и обладают способностью долгое время держаться в памяти после прочтения, когда образы, проникая в сознание и дополняясь подробностями личного опыта, обретают иллюзорность и оттеняются такими тревожными смыслами, которые не дают покоя ни чувствам, ни разуму. Всё самое интересное в Ваших вещах неизменно проистекает в верхнем регистре, там, где никогда не хватает обычного голоса, где ничего нельзя выразить с помощью букв, и где безразлично, на каком языке преподносится мысль. В нём сознание улавливает сокрытый вектор, дополнительное измерение, по которому разворачивается произведение, даже тогда, когда впереди лишь смутная неопределённость, с неявным смыслом и чреватая произвольной формой. И невольно становишься соавтором такого произведения, которое, преодолевая грань внутреннего пространства, вплетается в собственный мысленный монолог, растворяясь в себе самом и делаясь неразличимым.

Виктор Меркушев   22.08.2009 18:58     Заявить о нарушении
Спасибо за содержательную рецензию.Вы незнакомы с моими большими произведениями, но все равно уловили мой творческий принцип: мне хочется, чтобы мои тексты пробуждали не только чувства, но и собственные мысли у читателя, если это выразить прямо.а если косвенно - мне все равно куда идти, ведь все равно "куда-нибудь попадешь".Так человек обретает свободу.

Галина Пагутяк   23.08.2009 16:22   Заявить о нарушении
Галина, здравствуйте! Я знаю, что родственники Ирины Мадриги собираются в Москву, и хотел попросить Вас подписать мне книгу. С 82 года я собираю книги писателей и поэтов, с которыми, так или иначе, был знаком: лично или заочно. Уверяю Вас, Вы окажетесь в подходящей компании, во всяком случае, около четверти имён Вам должны быть хорошо известны, несмотря на то, что это российские литераторы. Заранее Вам благодарен.

Виктор Меркушев   21.02.2010 21:21   Заявить о нарушении
Спасибо. Будем ждать.

Виктор Меркушев   22.03.2010 12:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Открытое письмо редактору» (Светлана Лось)

Прочитал я ваши отклики, друзья, и пришла на ум мне странная мысль и отчего-то на украинском языке: «Цi дорослi, без сумнiву, дуже, дуже дiвнi люди». Я, собственно, в этой дискуссии человек не посторонний, а прообраз того чудесного художника, который создан талантливейшим пером Светланы Лось – человека в высшей степени одаренного и глубокого. Писал нам в своё время классик: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…» Ой ли? Неужто не дано? Помнится, впервые читая «Надмерность пейзажа», ещё до его публикации, я ясно видел равнодушные, «скошенные от постоянного вранья» глаза издательских работников и слышал истерические выкрики коллег, точь-в-точь такие, как у Зазы-Великолепного. «Ну и дурак! – говорил мне в то же самое время голос, весьма схожий с басом консультанта, – промечи бисер, глядишь и добрейший Владимир Степанович публикнёт, да и Заза не будет так злобствовать». «Всё верно, уважаемый мессир, только бисер у меня уже кончается, а тех, перед кем его надобно пометать – не счесть, и имя им – легион!» Одним словом, не послушался я высшей силы, «всегда желавшей зла, творящей лишь благое». И всё пошло обычно, «как всегда». Интеллигенты устроили то, что они хорошо умеют делать. Давайте, давайте, друзья, всегда поступать так и жить по давно знакомому, тёплому, как свежий кизяк, принципу: наплюй на ближнего, обсери нижнего. Чтоб потом, Тот, кто волен, подув на нас на всех могильным ветром, сказал: «Молодцы, ребятки, порезвились! Вечеринка удалась!»
И перед тем, друзья, как мне покинуть вашу распрекрасную компанию, разрешите предложить один совет. Во всяком случае, для редакторов и сотрудников издательств (а таковых здесь немало!) он придётся как нельзя кстати. В золотую пору своего студенчества я прочитал одну любопытнейшую книгу на английском языке, название которой можно перевести на русский примерно так: «Книга о том, как мне, простому издательскому клерку, удалось стать миллионером». А суть метода предприимчивого американца проста как мычание: устраивая местным графоманам литературные читки, он всем и каждому заявлял о его неповторимом даровании и необходимости издаваться за свой счёт в его издательстве. Началось с малого, но дело пошло. Вскоре бывший клерк, а ныне уже главный редактор, перестал писать одиозные предисловия, – работало уже имя и издательская марка. Представляю, как бы был доволен Юлиан Тувим, собиравший дурную поэзию, выпускай сей американец литературу на польском языке!
Мне много раз предлагали «раскрутиться» наши местные питерские дельцы от живописи, используя описанную мной схему, хотя книжицы той наверняка не читали. Я всякий раз отказывался от подобных выставок, и от подобных публикаций. Но вот от обсуждаемой статьи не отказался и по причине бескорыстия автора, и по причине его ума и таланта, и по той причине, что я сам пишу искусствоведческие статьи, и мысли Светланы Лось мне показались интересными. Напоследок позволю себе немного исказить слова одного очень мудрого и известного человека, с кем мне случилось некогда оказаться под одной обложкой: он как автор предисловия к книге, а я – как её иллюстратор. «Друзья, чаще восторгайтесь друг другом и говорите комплименты, друг другу потакая, ведь потому что жизнь – короткая такая».

Виктор Меркушев   11.08.2009 17:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор! Ваше искусство мирит меня с неприглядной, большею частью, действительностью.
С благодарностью, Светлана.

Светлана Лось   12.08.2009 17:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Снег в горсти» (Галина Пагутяк)

Сколько бы не приходилось читать произведений, касающихся вопросов извечных тайн нашего существования, а посему содержащих в себе полемический посыл, всегда они казались мне незавершёнными. Начав читать этот текст и видя его кромку, не верилось, что в такой небольшой по объёму вещице, будет затронуто столько интересных тем и сделано столько неожиданных выводов. Самое любопытное, что диалог с читателем, который, судя по всему, начинается с первых же строк и не оканчивается последним абзацем, не ведётся с позиции «чистого разума», в авторском инструментарии присутствуют и более эффективные способы воздействия на читательский интерес, такие, например, как знаменитые доводы Канта или взаимное сопоставление фактов. Мне это напомнило древнейший, ныне совершенно забытый способ стихосложения, когда вторая строфа, следующая за первой, привносит иной смысловой оттенок, и взывает читателя к самостоятельной мысли шокирующим контрастом. Что меня немного смутило в блестящем тексте, так лишь намеченная пунктиром мысль о соотношении природы и культуры в современной цивилизационной парадигме, в западном обществе и мусульманском мире. Как знать, может в этой плоскости и лежит ответ на чрезвычайно взволновавший меня вопрос: всегда ли люди будут искать жертвы при растерянности перед высшей силой, в которой нет ни моральной, ни аморальной сути, а лишь абсолютно непознаваемая природа.
И пользуясь случаем, хочу поблагодарить Вас за публикацию моего эссе в прекрасном переводе Ирины Мадриги.

Виктор Меркушев   17.06.2009 16:42     Заявить о нарушении
Как приятно читать такие рецензии.Но я сама не знаю ответа на Ваш вопрос.Дело возможно в уровне культуры чувств, культуре мышления.Вы заставили меня задуматься.Впрочем, здесь есть эссе "Рукава, влажные от росы",собственно, отрывок из него.Полностью только на украинском языке.Я не философ, а писатель,и люблю играть образами.
Я рада, что Вы согласились участвовать в нашем маленьком проекте.Это тоненькая ниточка между двумя языками и двумя культурами, но я все равно радуюсь.Спасибо за Зеленый луч.

Галина Пагутяк   17.06.2009 17:52   Заявить о нарушении
Галина, большое Вам спасибо за любопытнейшее замечание, касающееся градостроительной идеи Потоцкого. Я был в Львове и Ивано-Франковске с целью посещения музеев и картинных галерей в конце восьмидесятых, когда учился в «Мухинке». Города, конечно, разные, особенно если учесть субъективное восприятие, неизвестно от чего зависящее. Но если бы я тогда знал о том, о чём Вы мне написали, оно наверняка было бы иным. А сейчас эмоционально это никак не могу вплести в картину прошлых впечатлений! Странно, что я нигде не нашёл этих свидетельств сам, хотя, не их не могло там не быть. Приходится признать свою невнимательность, хотя всегда считал, что это не мой недостаток.

Виктор Меркушев   14.08.2009 10:25   Заявить о нарушении
Кто мог в тк времена об этом знать? Мне показал это местный журналист.Все улицы расходятся от центра подобно лучам.Но и кроме всего прочего, очень нетипичная застройка для западноевропейского города.

Галина Пагутяк   14.08.2009 11:07   Заявить о нарушении
Добридень, Галина! В Україні Національна премія імені Тараса Шевченка залишається найпрестижнішою. Я вiзнав що Комітет прийняв рішення про присудження Вам премії. Про цей вибiр ми дiзнаэмось iз спогадiв друзiв. Я сердечно вітаемо Вас! Бажаємо Вам доброго здоров"я и здійснення всіх задумів!

Виктор Меркушев   13.02.2010 22:37   Заявить о нарушении
Дякую, пане Вікторе, усіх Вам благ.Галина.

Галина Пагутяк   18.02.2010 20:26   Заявить о нарушении
А стратегія й перспективи?

Галина Пагутяк   25.02.2010 19:45   Заявить о нарушении
Рецензия на «Предначертанное» (Анна Чайка)

Добрый день, Анна! То, что и о чём Вы пишете, мне близко. Я ощущаю это и по тому, как выстраивается Вами живописная композиция, и как трактуется человеческий портрет, даже по лишней запятой в предложении, и по тому необязательному прилагательному, которое запало между деепричастием и глаголом и отсылает читателя к предыдущему тексту. Similary licit similar. (Возможно, малость наврал, я всё-таки не врач, чтобы хорошо знать латынь.) Краски и слова, в конце концов, лишь необходимые средства, с помощью которых мы, с той или иной степенью условности, передаём наши чувства. И если это удаётся, то неважно, положен мазок корпусно или вплавлен в предыдущий, есть диалоги в произведении или лишь описания действия. Мне хотелось бы поддержать обе ипостаси Вашего таланта и дать лишь только один совет, вернее повторить слова моего любимого поэта, Пушкина, как это не банально, из его замечательного стихотворения «Поэту»: «Хвалу и клевету приемли равнодушно..» Удачи Вам и пусть она посещает Вас не только в творчестве.

Виктор Меркушев   21.05.2009 12:37     Заявить о нарушении
Спасибо за такой теплый и дружественный отзыв.
Он написан душой, ab intra. А она добра и деликатна.
Спасибо за совет, излишняя эмоциональность иногда увлекает и забываешь, что все это только игры. Хорошо если мои игры подарят кому-нибудь удовольствие и позитивный настрой, а уж если заставят задуматься - это верх моей удачи.
Старая притча о тех, кто не задумывается:
Аввва Евлогий был однажды очень грустен.
- Почему ты грустишь отче? - спросил его другой старец.
- Я усомнился в способности братьев познавать великие истины. Трижды я показал им лоскут ткани с нарисованной красной точкой и спрашивал, что они видят, и трижды они отвечали: "Красную точку". И никто не сказал: "Лоскуток ткани".
Мне кажется вы видите и лоскут и красную точку.
с искренней симпатией и пожеланием успехов вам и вашим близким
Анна

Анна Чайка   21.05.2009 14:17   Заявить о нарушении