Павлович - написанные рецензии

Рецензия на «Грамотность и образование в царской России» (Борис Романов)

В Германии, в частности в Пруссии всеобщее образование было введено еще в конце XVIII века (в законе не указывалось число классов, но было написано, чтобы умел читать, писать и считать), при этом в 1816 году школу посещали 59% детей (в России). В Баварии обязательное 6-и классное образование было введено в 1803 году, в Саксонии 8-классное в 1835 г., а по всей Германии обязательное 8-летнее образование было официальное закреплено Веймарской конституцией 1919 года (де факто оно было введено еще в 19 веке). Точно также всеобщее 8 летнее образование было введено в конце 19 века и в Японии, то есть в этих странах как минимум несколько поколений было грамотными, причем в той же Германии не просто грамотными, а с достаточно высоким средним уровнем образования

В России закон о всеобуче был вынесн на рассмотренриетТолько в 1907 году был вынесен на рассмотрение в думу. В 1912 году его вовсе отклонили. Подробнее со ссылками на источники Вот здесь: http://wiki.redrat.ru/миф:начальное_образование_в_царской_россии?&#comment_fae6270bfe72ced17ded0246c9c13deb
Скажите спасибо Романовым, что в России (СССР) всеобщее обязательное образование введено в 1930 году а 7-летнее обязательное образование было введено только в 1940-м году. Здесь мы были вынуждены преодолевать катастрофическое отставание, доставшееся нам еще с царских времен. По результатам переписи населения 1897 года, в том числе (в скобках) на территории европейской России:
- всего населения 125 640 021 чел. (93 442 864)
- из них грамотных 26 569 585 чел. или 21,1% (21 429 156 чел. или 22,9%).
На просвещение в 1897 г. было затрачено 26 476 тыс. рублей, что составляло 2% от всего бюджета. Это намного меньше, чем в основных европейских странах того периода, если иметь в виду затраты на "душу": в Англии - 2 р.84 к., во Франции - 2,11, Пруссии - 1,89, Австрии - 64 к., Венгрии - 55, в России - 21 копейка. (см. Брокгауза и Ефрона). Охват школой детей в возрасте от 8 до 11 лет в 1897 году составлял по империи 30,1% (в городах — 46,6%, в сельской местности — 28,3%). В 1911 году - когда количество школ по сравнению с 1897 годом увеличилось - лишь около 43% всех детей (8-12 лет) посещало начальную школу (Из «Объяснительной записки к отчету государственного контроля по исполнению государственной росписи и финансовых смет за 1911 год», Спб., 1912) – сравните с Германией 1816 года.
Из данных, опубликованных Центральным Статистическим Комитетом, видно, что в 1911 г. население 34 земских губерний (76 млн.) составляло 46% всего населения Империи – 164 млн. чел. без Финляндии)… Сроки осуществления всеобщей доступности начального обучения, т.е. открытия всех предусмотренных школьной сетью данного района училищ, устанавливаются различные, в зависимости от положения школьного дела в каждом уезде и финансовой его состоятельности. В среднем по 34 губерниям этот срок 9,4 года. В 33 уездах (11%) он не превышает 5 лет. В 40 уездах (13 %) на открытие полного числа школ потребуется от 12 до 17 лет». (Россия 1913 год статистико-документальный справочник)

То есть на территории, где проживало 46% населения империи, всеобщее начальное образование в среднем планировалось ввести в течении 9,4 лет. При этом эта территория полностью сетью начальных учебных заведений была бы охвачена к 1929 году (1912 г. + 17 лет). Отметьте, что речь идет лишь о начальном образовании, лишь о 46% населения империи, о сохранении благоприятных внешних условий (отсутствие войны, хорошее финансовое положение государства).
В 1912 году среди низших чинов в русской армии было:

С высшим образованием - 1480
Со средним образованием - 6087
С законченным "низшим" образованием - 125494
"Без образовательного ценза" - 1127098
В сумме получается 1 260 159

Из них:
Грамотных - 604737 (47,99%) – что соответствует данным из книги Сенявской. Которую вы здесь незаслуженно оскорбили.
Малограмотных - 301878 (23,96%)
Неграмотных - 353544 (28,06%)

Военно-статистический ежегодник за 1912 год. СПб., 1914. С.372-375 (Россия 1913)
Процент снижения неграмотных шел не за счет увеличения грамотных, а за счет введения новой категории – малограмотные. Читать и писать малограмотные не умели. И от неграмотных, почти ничем не отличаются. При это в России тогда требования к грамотности новобранцев были ниже чем в других странах Европы.
Не было 73:%грамотных, даже до 50% не дотянули. Автор это выдумал. Аргументировать свою идею ложью значит сразу доказывать её ложность.
В результате «когда начались Первая мировая война и всеобщая мобилизация, оказалось, что в России 61 проц. призывников были неграмотными, тогда как в Германии — 0,04 проц., в Англии — 1 проц., во Франции — 3,4 проц., в США — 3,8 проц., в Италии — 30 проц» (В.В.ИЗОНОВ, «Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны»). Советская власть прикладывала серьезные усилия в области ликвидации безграмотности, но решение этой проблемы требовало значительного времени, ситуация во второй половине двадцатых годов хотя и отличалась от довоенной, но продолжала оставаться критической: «По культурному уровню Красная Армия до сих пор получает пополнение далеко неудовлетворительное. В среднем число грамотных определяется в 89 % с колебанием по отдельным родам войск от 80 до 98 %, но среди грамотных имеющие образовательный ценз составляют 36 %. Достаточно грамотных без образовательного ценза — 28 % и малограмотных, в незначительной степени отличаюшихся от неграмотных — 26 %». (Обзор ГУ РККА о состоянии Красной армии в 1927-1928 гг., «Реформа в Красной армии. Документы и материалы. 1923-1928 гг.», Москва 2006, кн. 2, стр. 271).
По результатам переписи 1926 года в целом по СССР грамотность населения старше 9 лет составила 51%. При этом выросли критерии определения грамотности. Если дор революции от грамотного требовалось только уметь читать, то теперь он должен были уметь и писать. Более высокий процент грамотных среди призывного контингента объясняется тем, что призывались, во-первых, молодые люди, которых в большей степени захватил процесс создания системы образования, а также в большей степени представители центральных районов страны, где в отличие от азиатских окраин, образование было распространено больше.
Серьезный прогресс, в первую очередь качественный, был достигнут лишь к концу 30-х годов - по результатам переписи 1939 года: в среднем по СССР грамотных было уже 81,2%, в том числе с полным средним образованием 7,8% и с высшим 0,64% (сравните с царской Россией, где процент лиц со средним и высшим образованием равнялся 1,1%), тогда же, как уже упоминалось, было введено и обязательное 7-летнее всеобщее образование. В 1930 году было введено обязательное 4 летнее образование, сроки не многим отличающиеся от дореволюционных прогнозов в Российской империи
На качественный рост образования указывают и следующие цифры - в 1914 году доля учащихся, получающих среднее образование, составляла 9,2% от общего количества школьников (8 902 621 чел.), в 1939 году – из 34 786 тыс. человек, 21 млн. учился в начальной школе (60,37%), соответственно доля получающих среднее образование составляла 40% (причем это без учета специальных учебных заведений).
При

Уже при беглом взгляде видно:
• Ситуация с ростом грамотности населения СССР к второй половине 20-х обгоняла даже самые смелые прогнозы сделанные в РИ к 1912 году, что с учетом двух войн и революции свидетельствует о немалом вкладе советской власти
• Система образования, планируемая к внедрению в РИ подразумевала только 4 летнее обязательное обучение, что на тот момент было уже анахронизмом
• Число лиц с образованием не ниже среднего составлял в РИ 1,1% Говорить в таких условиях о скорой индустриализации не приходится.
(http://mutoids.livejournal.com/61884.html)

Чтобы разоблачить, все то, что навыдумывал здесь Б. Р. нужно написать статью в два раза больше по размерам.
Подробнее:
http://mutoids.livejournal.com/61884.html
http://monco83.livejournal.com/18703.html
http://poltora-bobra.livejournal.com/118504.html
http://periskop.livejournal.com/591441.html?thread=31369041#t31369041
http://clubs.ya.ru/4611686018427392330/replies.xml?item_no=65655
http://community.livejournal.com/ru_history/1475521.html#cutid1 – просьба просмотреть комментарии

Павлович   04.02.2011 18:11     Заявить о нарушении
"Прекрасный" пример жонлирования цифрами, передёргиваний, умалчиваний и откровенно предвзятого (совдепского и его нынешних последышей) подхода и анализа темы.

То, что РИ еще и к 1917г существенно отставала по уровню грамотности населения от развитых стран Европы и США - с этим никто не спорит. А вот оспорить стремительные темпы роста уровня грамотности и образования (в т.ч. среднего и высшего) в РИ при Николае Втором (особенно в 1908-1917гг) - это у вас не получится, сколько не пыжтесь и сколько не жонглируйте цифрами.
Остальное - в моей статье.

Борис Романов   04.02.2011 20:00   Заявить о нарушении