Ольга Халявина - написанные рецензии

Рецензия на «Заметки на полях повести Чудотворная В. Тендрякова» (Наталья Комарова 4)

Здравствуйте, Наташа!
Прочла Вашу рецензию. Вы правильно, на мой взгляд, поняли сущность конфликта и охарактеризовали внутреннюю борьбу в душе Родьки, мировоззренческий конфликт. У Тендрякова во многих произведениях в основе этот напряжённый конфликт и лежит: внутреннее решение и внутренний выбор человека преображают его до неузнаваемости, делают чище и цельнее. Найдя икону, Родька открывает для себя мир веры, мир чуда, и в тоже время, мир противостояния - в данном случае - между просвещением советской атеистической школы и невежественным религиозным фанатизмом его неблагополучной семьи. Побеждает школа. Встреться Родьке Гуляеву, к примеру,игумен Никон (Воробьёв), мальчик мог бы стать, допустим, хорошим священником. Но повесть с таким сюжетом не напечатали бы в конце 50-х годов прошлого века во времена хрущёвской борьбы с церковью. Казалось бы, Тендряков полностью на стороне антицерковной власти, но он в повести высказывается против фанатизма и насилия. Побеждает атеистическая школа именно потому, что действует путём убеждения и просвещения.
Спасибо за прочтение и вдумчивую рецензию

Ольга Халявина   31.05.2014 00:00     Заявить о нарушении
Рецензия на «Конкурс памяти Сопина» (Клуб Вологжан Ступени)

Ольга Халявина, гл. библиотекарь ВОЮБ

Афоризмы (обязательное пятиштучие)

В нашем мире громче всяких слов
Звон монет под звон колоколов.

***
Как страшно Быть!..
Не-Быть - еще страшнее.

***
Цинизм - броня романтика.

***
Часто ИСТОРИЯ - это мифы в огранке научных фактов.

***
Историю пишут победители, а переписывают бывшие побеждённые.

Дополнительно.

***
Наверное, настоящий историк - это тот, кто понимает, что истории как протяженности во времени и пространстве не существует, всё сквозное - здесь и сейчас.

***
Погреться что ль у Вечного огня?..

***
Детство заканчивается, когда осознаёшь, что твоя правда есть всего лишь осколок Истины и даже может быть ложью.

Ольга Халявина   18.02.2014 01:36     Заявить о нарушении
Молодчина.

Татьяна Сопина   18.02.2014 11:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Лев Проничев. Страх» (Клуб Вологжан Ступени)

Я очень долго продиралась сквозь заслоны такого количества эпитетов. Именно эта витиеватось и затемняет смысл текста: "Земля, израненная глубокими канавами со сползающими рваными лоскутками лесного мха и редкой порослью вездесущего иван-чая, стыдливо, укоризненно и немо выставляла изуродованную и пока еще не прикрытую растительным покровом поверхность" и т.д. А монолог старичка, испугавшегося человека в малиновых погонах, частым употреблением кратких прилагательных ("ленински", "казённы","как стару, скрипучу, не мазану воротню отворить") и постановкой глаголов в конце предложения, напомнил мне стиль любезных моему сердцу русских писателей "осьмнадцатого" века: Кантемира, Тредиаковского, Сумарокова...
Напыщенная самопрезентация молодого лейтенанта старику тоже настолько архаична, что, кажется, сказано это лет 600 тому назад: "Мои служебные дела относятся к особому отделу военной службы МВД. Ношу малиновые погоны, как символ непримиримой, беспощадной и вечной борьбы с непокорными власти..."
В тексте есть также неуместное смешение разговорного и высокого стилей: "Мать с отцом ликом вспомнить не могу".
Может быть, автор объяснит: что такое "родословные деревни", поскольку я впервые встречаю это словосочетание? Или это: "С острым желанием перекусить поехал посмотреть предмет страстного обсуждения в разъехавшихся семействах родословной, дачу старшего брата". Что такое "разъехавшиеся семейства родословной"?

А вот это и вовсе интересно: "Емкая сковорода с аппетитным запахом молодого жареного картофеля, дополняла угощение домашним уютом". Сковорода с запахом картофеля, но без самого картофеля. Согласитесь, странное угощение!
Почему-то у меня не сложилось целостной картинки: старик сбежавший из машины и старик, пытающийся отсудить землю, представляются совершенно разными людьми.
На мой взгляд, рассказ получился бы более простым и выразительным, если бы автор хорошо его отредактировал.

Ольга Халявина   28.10.2013 22:32     Заявить о нарушении
Рецензия на «Мария Куликова. Фотоконкурс» (Клуб Вологжан Ступени)

Особенно понравились рассказы "Пустите переночевать", "Спокойной ночи" и "О том, как мы с сестрой": есть ясный сюжет, они наполнены добротой и гармонией, верой в людей. Детские зарисовки о счёте овечек и о поисках девочкой червячков-"колечек" очень милы и лиричны. Сложно живо и непринуждённо писать о детях.
Рассказ "Зима в радость" не впечатляет из-за обыденности. Ему бы не помешали яркие детали вместо абстрактного перечисления примет зимнего детства. "Это возвращение из школы домой, когда два километра пути превращались в два часа удивительных открытий...". Может быть, лучше показать, дать образ, как именно дети возвращаются из школы, с какими приключениями и какие совершают открытия? В повести "Весенние перевёртыши" В. Тендрякова как раз о детских открытиях и говорится.
Рассказ о Гулинском крае-рае тоже можно назвать только наброском, планом-проспектом. Всё дело в деталях, как я поняла на собственном примере. Если автор называет малую родину раем, то у читателя должно, как минимум, появиться желание приехать и посмотреть на это чудо. Но такого желания, увы,не возникает.
Мария в "Фотографии", на мой взгляд, напрасно жалеет, что не сделала снимок. В рассказе можно более интересно показать жизнь старушек - жизнь целого поколения деревенских бабушек.
Покоробил рассказ "Малая родина". Его начало звучит, как призыв политика местного разлива накануне выборов, души автора не чувствуется. Любовь к родине - чувство глубоко интимное и кричать о нём не нужно. В этой связи советую почитать прозу и стихи фронтовиков и посмотреть, как они скупо и сжато говорят о своей любви, скорее всего, молчат...
И откуда у молодого автора такое большое желание повернуть время вспять и вернуться назад в некий "золотой век",причём самою ею не пережитый, а известный только по рассказам. Как будто тогда не было проблем?

Ольга Халявина   27.10.2013 21:31     Заявить о нарушении
Ольга, высказано зло, но где-то справедливо. Все-таки литература область духа. жаль, когда ее делают площадкой для агитапции...

Клуб Вологжан Ступени   24.10.2013 14:55   Заявить о нарушении
Я не хотела высказываться зло, мне просто кажется, что в художественной литературе не должно быть места для ура-патриотизма, пусть и неумышленного. Те рассказы, где этого нет, мне понравились.

Ольга Халявина   27.10.2013 21:30   Заявить о нарушении
Рецензия на «Анастасия Рогова. Билет на Мимас» (Клуб Вологжан Ступени)

Рассказ чем-то напомнил сказки о Емеле или об Иванушке-дурачке и ожидании внезапного чуда. После прочтения поймала себя на мысли: Женя этот - жуткий эгоист. Смотрите, как он ни с того, ни с сего потребовал у инопланетного Голоса, чтобы его не только на ледяную планету отправили, но и условия для выживания создали. И почему-то он решил, что его картины окажутся достойной платой за переселение. Однако, инопланетянин его просто пожалел и отправил на седьмой спутник Сатурна - Мимас. Можно было бы обыграть название Мимаса -сына Урана и Геи (Земли). Но это - к слову. Кстати сказать, в отличие от описания спутника в рассказе, на реальном Мимасе гор нет. Там только кратеры. Видимо, и встреча с квази-Дельфином была не случайна: Женя не только обрёл друга, но и научился пускать светящиеся ментальные пузыри - вещество (?), которое является, наверное, источником творчества и хорошего настроения. В искусственных условиях он, таким образом, научился-таки бороться с депрессией. Сказочен и странен опять же и финал повествования: внезапное обогащение, слава и больше никаких проблем и депрессий. Соглашусь с Натальей Мелёхиной: не совсем понятен смысл рассказа, то, о чём хотел сказать автор. И, например, почему Женю не предупредили, что он не должен своими художествами (или как-нибудь еще) загрязнять Мимас?
В целом рассказ читается с интересом (за исключением некоторых шероховатостей), даже хочется продолжения. Понравилось, что в нём есть доля иронии: от нечего делать Женя приспособился гнать из метана самогон. Сразу видно: наш человек! Спасибо Анастасии за то, что после прочтения я немного порылась и обогатилась некоторыми астрономическими знаниями о спутнике Сатурна.
Стоп! Значит, меня не Женя и коллизии его жизни привлекли, а именно заданная необычность обстановки и это, скорее, минус.

Ольга Халявина   23.10.2013 21:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Карина Хачатрян. Бракованная мечта» (Клуб Вологжан Ступени)

Рассказ про детскую мечту иметь куклу Барби получился очень трогательным. Мы тоже растем в мире потребления, где вещи часто диктуют нам свои условия, заслоняя живое человеческое общение. Так что этот рассказ не только о маленькой девочке, он о многих из нас.

Ольга Халявина   22.10.2013 01:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Надежда Кудричева. Солнышком» (Клуб Вологжан Ступени)

В рассказах Надежды очень много динамики, автор как-то торопится поделиться с читателем и делает это очень живо ярко страстно и сочно, хоть и не всегда логично. И вот что примечательно: во всех рассказах проглядывает потребность главных героинь в материнской заботе и любви. Они внутренне хрупки и нуждаются в защите практически случайных людей от окружающего враждебного или равнодушного мира. И эту заботу они получают. Даже свою ровесницу медсестру героиня, оказавшаяся в реанимации, воспринимает как заботливую мать, Соня для Женьки тоже, как мама.
Успехов, Надежда!

Ольга Халявина   21.10.2013 23:24     Заявить о нарушении
Рецензия на «На семинар прозы. алексей юшкевич. испытание» (Клуб Вологжан Ступени)

Предложенная здесь тема рассказа - тема выбора жизненного пути, всегда несёт большую философскую нагрузку, особенно в пограничной между жизнью и смертью ситуации. Её осмысление важно как раз в юношеском возрасте. Поэтому, думаю, она возникла у автора не случайно. То, что главный герой не выбирает ни путь Света, ни путь Тьмы, а путь Свободы, может говорить о необходимости освободиться от каких-то навязанных рамок и условностей в реальности - с одной стороны, и о незаконченности процесса адаптации в обществе, переходном состоянии (из школы в будущее?)- с другой.
Насколько я поняла, это проза историческая. Но язык текста и описанные в нём реалии, то примерно соответствуют времени раннего Средневековья (по крайней мере, массовому представлению о нём), то вдруг выпирают вовсе нехарактерные для того времени современные выражения: "жизненно важные органы","нормально воспринимать действительность". Язык должен, на мой взгляд, соответствовать эпохе.
Для меня тоже загадка: что побудило Вольбрана резко встать на путь Свободы? Видимо, должно было во время битвы или после неё произойти какое-то яркое событие, повлиявшее на сознание, но автор его не прописывает и читателю непонятна такая резкая перемена-измена (воинству и собственной семье). Может, какое-то знамение или колдун когда-то напророчил... Как-то мало мистического, а оно как раз более соответствует средневековому сознанию. Причина изменения планов Вольбрана может лежать и в поле иррационального.
Есть в главном герое неуместная сентиментальность: "...Бретислав, поверхностно считал, что он не нервничает, даже не потрудясь заглянуть ему в душу". Вопрос о том, что воины испытывали потребность, чтобы им заглядывали в душу, достаточно спорен.
В отличие от Галины Александровны, не вижу странного в именах героев. Неславянское имя Вольбран объяснимо тем, что он мог быть варягом или германцем, поскольку славяне часто вступали в военные союзы с соседними племенами. Можно даже "ославянить" это имя: "Вольбран"-"вольная брань"...
В целом рассказ динамичен,содержателен, читается с интересом, привлекает яркий и богатый язык.
Успехов Вам в творчестве, Алексей!

Ольга Халявина   22.10.2013 00:44     Заявить о нарушении
Рецензия на «На семинар прозы. надежда леонычева. риверсайд» (Клуб Вологжан Ступени)

А мне главная героиня напомнила Скарлет О'Хара из "Унесённых ветром" Маргарет Митчелл, тётушка Элли - тётушка Полли... В тексте, не говоря об его искусственности, присутствуют явные несоответствия и психологические логические неувязки.
Например, то Мириам говорит, что она любит нескольких человек, то всего двоих - тётю Элли и Даррена. Возможно ли утверждать: "...некоторых из них я подсознательно очень люблю", ведь подсознательное чувство(то, что не осознаётся)невозможно констатировать с такой уверенностью от первого лица, от лица "я", разве что, от третьего? Это блохи, конечно, но всё же...
Отношения Мириам и Даррена кажутся мне особенно надуманными и выспренными.

Ольга Халявина   23.10.2013 21:35     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв.

Маленькая подсказка от автора: я пишу о том, что имело место в реальной жизни (со мной и моим окружением), но немного обрабатываю события дабы защитить невиновных.

Надин Ривз   25.10.2013 02:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Елизавета Безнина. Банный день» (Клуб Вологжан Ступени)

В рассказе описана ситуация противостояния внешнего: девочек против Оли, не менее напряжённой кажется ситуация внутреннего противостояния: Оли совсем маленькой и Оли, быстро повзрослевшей и преодолевшей свой страх. Это взросление и преодоление себя, своей робости, хорошо показано. Несмотря на противостояния и противопоставленность персонажей,он наполнен гармонией и светом, детской радостью. Дано не только любовное описание бани и чайной церемонии (очень верно описание бани - я в такую же ходила в детстве), но поэтично описан даже сорняк - лебеда: "Оля изо всех сил потянула кусты на себя, ветвистые корни послушно выскочили из чуть влажной почвы, и в руках у девочки оказался здоровый букет сочных длинных трав с элегантной земляной юбочкой по нижнему краю".
Текст добротен и видно, что автор основательно его прописывал.
У этого рассказа "открытый" финал, что позволяет читателю дофантазировать развитие сюжета после того, как Оля шагнула с крыльца.

Ольга Халявина   21.10.2013 23:04     Заявить о нарушении