Виктория Кросс - полученные рецензии

Рецензия на «Красное платье Наташи» (Виктория Кросс)

Реальная история про мальчика.
Наблюдательность героя детских рассказов произвели на меня большое впечатление. Такова жизнь — желаний и запретов; и не только у самого героя, но и других мальчиков. Вопреки тому, что редко кто из мальчиков настолько хорошо перевоплощается в девочку, но в целом в рассказах много типичного и закономерного; а это — высокий уровень произведения.

Под впечатлением от рассказов я вспомнил всё от своего раннего детства, до стройотрядов, в которых каждый год девчонки обязательно кого-нибудь переодевали; только дай им волю. Сравнивал всё что знал, что видел, с чем имел дело: в принципе всё так и происходит (если и не прямо, но косвенно это заметно). Например, детский сад, девочке завязали большой бант на макушке. Мальчик, увидев этот процесс, пытается повторить у себя, безуспешно собирая хвостик на почти лысой голове; мальчику не за что зацепить, а желание-то есть. А у героя рассказов было не только желание, но и возможность.
Рассказы «Белый бантик Наташи» и его продолжение «Красное платье Наташи» про мальчика в женском образе, просто превосходные и выдающиеся, описывающие реальные жизненные ситуации. Причем герой рассказов вполне себе мальчик; именно стопроцентный мальчик (без отклонений), но будучи в определенных обстоятельствах.

Однако моя позиция и оценка событий рассказов могут отличаться от автора. Мои выводы таковы: Суть в том, что мальчики обычно отрицают и избегают женского, но чем сильнее запрет, тем сильнее «притяжение». «Мальчики бантиков не носят», но попробовав, хочется повторить. Да и стереотипы очень сильны: если с бантиком, значит девочка.

А ведь если бы от природы мальчикам было бы не дано, то у них волосы не отрастали бы до такой длины, чтобы завязывать в них бантики. И ведь до христианства русские воины ходили с заплетенными волосами…, пришла религия и обрезала волосы. (Дошло до того, что даже карапуз ясельного возраста — уже подобие римского лысого легионера, чтобы в бою противник за волосы не хватал; не рано ли?). Желание мальчика завязать себе бантики — вполне нормальное от природы. Это общественные традиции против природы…, ограничивают мальчиков во всём, кроме войны. А иначе, выйдя за эти ограничения, — как девчонка.

Примечательна ситуация, под названием «Мила шельма». А ведь она не шельма, а настоящая девочка. По сути — это такой вариант «метаморфозов». Автор так назвал ситуацию мальчика с мальчиком, преобразованную в отношения как бы мальчика с девочкой. А что герой рассказа ожидал в отношениях с девочкой? — назвался девочкой, теперь настоящая девочка перед ним ничего не стесняется (разве не этого хотел). Назвался девочкой — помогай подруге. Да, настоящие девочки — они такие. Даже если и понимают умом, что перед ней хоть и свой, но мальчик, но ощущений ответной реакции нет. В общем, есть вещи, в которых мальчики не могут понять девочек, а девочки мальчиков.

Еще ситуация. Маленький мальчик в красивом платье, изображает девочку. Автор описывает, как реагирует маленькая девочка, еще младше; как реагируют два мальчика, играющие в песочнице.

«Она стояла и не сводила с меня глаз, как будто я ее заворожила» (от первого лица мальчик в образе девочки)… «Ничего себе знакомство, — подумала я и посмотрела на себя в зеркало. Там на меня смотрела просто красотка». А ведь это типичная ситуация: мальчик может быть красивее девочки, но не столько за счет внешней красоты, а внутренне. Маленький мальчик в красивом платье чувствует себя счастливым, непроизвольно излучая счастье. На этот счастливый образ, прежде всего, и возникла такая реакция, завороженный взгляд и маленькой девочки, и мальчиков, играющих в песочнице. (Впрочем, автор рассказа может подтвердить или опровергнуть, было ли ощущение счастья).

Маленький мальчик в красивом платье отличается от девочки тем, что он выглядит счастливым, а девочки ведут себя по-другому — они воображалы. Скорее всего, настоящая девочка демонстративно бы воображала, проходя мимо мальчиков («они притихли, они явно вытаращились на меня»), а не дразнила бы высунутым языком каждого встречного (когда воображают, рот и губы зажаты — язык не высунуть).

Эмоциональность героя: «…, а потом, увидев мой строгий взгляд, взял их и повесил на стул». Герой рассказа эмоционально выразителен; даже без слов. Вопреки стереотипам, многое не зависит от пола. Отношения и эмоции свойственны и мальчикам, и девочкам. Неравнодушными к красоте и эмоциональными могут быть и мальчики, и девочки, но… Общество давит стереотипами, указывая, во что одеваться и как себя вести. А вся красота и свобода эмоций — только на женской стороне.

Стереотипы позволяют девушкам выражать эмоции как они хотят, а парни вынуждены сдерживать себя. Им остается только завидовать женскому полу. Герою рассказа (помимо прочих формальных женских атрибутов) достаточно быть самим собой, свободно выражая эмоции, чтобы соответствовать стереотипному поведению девочек. Наверное, это одна из причин, отвечающая на вопрос в рассказе: «Как ты умудряешься вот так переключаться с мальчика на такую замечательную девочку?»

Женский образ. Герой рассказа рассуждает о последствиях первой попытки переодеться, что теперь мальчику, пришедшему в гости, захочется повторить, еще и еще надевать женские вещи. Герой по окончании праздника, поняв, что мальчику понравилось переодевание, начал рассуждать и оправдываться, мол, он сам этого хотел (подразумевая неизбежность появления зависимости). Неявно, но как будто это наркозависимость или нечто подобное. Герой оценивает каждого мальчика, кто склонен к женским атрибутам, а кто нет. Видимо, не каждый попадет в эту зависимость от женских вещей, а тот, кто изначально сам хочет.
-

Продолжу отзыв.

Существует навязчивый стереотип, что если мальчик оденется как девочка, значит…
А на самом деле, ничего это не значит. Например, в Викторианскую эпоху маленьких мальчиков одевали как девочек (лишь с небольшими отличиями). А, например, писателя Хемингуэя в детстве одевали вообще одинаково с его старшей сестрой. И все эти мальчики вырастали без последствий. В данном случае, это был просто возрастной статус.

Мальчики избегают женского, это и унизительно, и позорно, и каких только эпитетов не придумывают. При этом могут носить всё что угодно, но до тех пор, пока кто-нибудь не скажет, что как у девочки (или что-то подобное)… Но есть нечто парадоксальное; что происходит с мужским населением, понять невозможно. При всём отрицании женского, мальчики и парни втихаря, пока никто не видит или среди своих, кто не выдаст, готовы переодеться в женское, либо хотя бы примерить; либо как только попадается какой-нибудь женский предмет (или похожий на женский), начинают изображать или передразнивать девочку.

Герой рассказов косвенно оценивает тех, кто системно переодевается, скрытно от посторонних, и тех, кто склонен к этому. Полагаю, что если добавить сюда еще и бессистемное, спонтанное поведение, то потенциал гораздо больше (насколько — неведомо, поскольку тайное никакой статистикой не меряно). Детские рассказы о переодевании мальчика в девочку — это как маленькая вершина огромного айсберга, основная масса которого скрыта в глубине вод и не видна наблюдателю.

.
Для сравнения такой случай про переодевание. Времена Советского Союза. После седьмого класса школы (по нынешним меркам — восьмой класс), весь наш класс отправили в колхоз. «Добровольно-принудительно», но у меня был повод не поехать (укусил клещ и меня освободили), но потом рассказывали, что было. Одного из мальчиков девчонки переодели, сделали прическу как у девочки.
Спрашиваю: — «А что он делал?»
— К девчонкам приставал.
— Понятно.
Этот мотив «приставание к девчонкам», особенно к тем, кто не ожидает подвоха (что девочка не настоящая), вполне понятен для мальчиков.
И в детских рассказах «Белый бантик Наташи» и «Красное платье Наташи», по сути, аналогичный стиль. Вопреки словам «хочу быть девочкой», на самом деле мотивы мальчика: приставать к девочкам (как бы подружка). Герой рассказов — профессионал в этом плане.

.
Особенность мальчиков и девочек.
«Мила шельма» — был у меня аналогичный случай, когда девочку также можно было назвать. Но ситуация была проще, без переодеваний. Девочка перед парочкой мальчиков, но все свои. Рассуждения у нее «непробиваемые» и всё косвенные, в общем, не понимает что происходит, и что делает. Ситуация «Мила шельма»— мне хорошо знакома, с разницей, что в рассказе — более мощная. Это прямо-таки типовое поведение девочек.

В общем, у девочек свое мироощущение и мировосприятие, в отличие от мальчиков. И как бы мальчик ни подражал девочкам, всё равно что-то будет непредсказуемо. Насколько я выяснил, есть такая особенность: Маленькие мальчики, которые не кривляются при переодевании, а воспринимают одежду или прическу естественно, они счастливые. А мальчики постарше — пытаются изображать «ту еще штучку» (в терминах рассказов).

И если бы мечта героя рассказов «стать девочкой» волшебным образом бы исполнилась, то что-то в его мировосприятии изменилось бы (навряд ли он этого хотел), и он перестал бы изображать «ту еще штучку». Это однозначно. А в реальности, было бы досадно, если бы герой пошёл бы на большее, чем переодевание.

Сергей Александрович Копин   09.07.2020 22:45     Заявить о нарушении
Большое СПАСИБО Вам за замечательную рецензию и понимание темы рассказов.Успехов вам в творчестве.

Виктория Кросс   10.10.2020 08:17   Заявить о нарушении