Хайе Шнайдер - полученные рецензии

Рецензия на «Гибель Карфагена. Краткий экскурс» (Хайе Шнайдер)

Интересно и основательно. Спасибо!

Ааабэлла   20.02.2024 14:55     Заявить о нарушении
Вам спасибо за интерес.

Хайе Шнайдер   20.02.2024 19:24   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гибель Карфагена. Краткий экскурс» (Хайе Шнайдер)

"Первая из них, война с Филиппом V Македонским, была объявлена уже в 200 г."
Нельзя, по-моему, обходить молчанием факт обращения полисов пергамо-родосского союза, с переменным успехом воевавших с Филиппом, к Риму с просьбой о помощи.

"... большинство народа вряд ли могло сказать, где эта самая Македония находится..."
Вполне возможно. Полагаю, простые римляне думали, что Македония - это где-то рядом с Грецией. Однако союз, заключенный Ганнибалом и Филиппом в 215 г., сильно встревожил римский сенат, который сразу же объявил Македонии войну (214 г.) – следовательно, к 200 г. римский плебс должен был помнить, что Македония – враг римлян.

"Эллинский и эллинистический мир, намного более развитый, цивилизованный, богатый, но пребывавший в состоянии политического хаоса, оказался сравнительно лёгкой добычей."
Этот мир находился в состоянии глубокого кризиса и упадка. Можно сказать, в состоянии агонии.

"...когда консул Фламинин провозгласил от имени сената свободу для всех греческих городов и областей..."
Тогда уже проконсул.

"и окончательно надорвано."
Плохой русский язык. Государство не "надрывают" (и не подрывают).

"римляне объявили свободным торговым портом Делос (перед этим изгнав его жителей и передав остров афинянам), и это убило родосскую торговлю."
Вообще-то афиняне объявили Делос свободным портом.

"В 191 году возникла даже нелепая ситуация, когда карфагеняне то ли из подхалимажа, то ли в порядке особо изощрённого троллинга предложили отдать приготовленный для римлян хлеб даром. Римляне отказались, но могли бы задуматься, как их противник, казалось бы, до костей ободранный, предлагает даром покормить гордых победителей, точно нищебродов каких..."
После 202 г., по условиям мира, продиктованным победителем Ганнибала Сципионом, Карфаген обязан был поставлять Риму пшеницу и ячмень. Зерновые выращивались главным образом в долине реки Баграда, и поражение во второй Пунической войне не повредило процветанию сельского хозяйства на территориях, подвластных Карфагену. В Италии в то время начинает уменьшаться удельный вес зерновых в сельхозпроизводстве, что было вызвано массовым притоком рабской силы в аграрный сектор, которая стала широко использоваться для выращивания винограда и оливок. Недостающее зерно импортировалось Римом из провинций. Одновременно шел процесс разорения мелких крестьянских хозяйств в Италии, не выдерживавших конкуренции с крупными имениями, которыми владели всадники и сенаторы (последние - через подставных лиц). Римские нобили и всадники всеми правдами и неправдами скупали сельхозугодия и превращались в крупных земельных собственников. Начинают появляться латифундии, на которых трудились в основном рабы и арендаторы, положение которых мало отличалось от рабского. Что касается бесплатной поставки зерна, то этим карфагеняне рассчитывали "купить" благожелательность Рима и продемонстрировать ему свою лояльность.

"Впрочем, агрессивный морализм Катона часто был просто орудием для сведения личных счётов."
На самом деле, после того, как в Рим хлынул поток золота и предметов эллинского искусства, начинается нравственная деградация римского общества. Происходит массовый отход от суровых римских нравов, растет стяжательство, стремление к обогащению, роскоши, изнеженности, приобщение к эллинской культуре и миросозерцанию. В рамках римской элиты наметился раскол между сторонниками эллинизации и "консерваторами", стремившимися сохранить дедовские обычаи и нравы. Первых возглавлял Публий Сципион, победитель Ганнибала, вторых - Катон Старший. Доходило до смешного, когда группировка Сципиона превратила праздник Священной весны в веселую, радостную, светлую церемонию, а затем группировка Катона объявила действия "эллинофилов" неправильными и заново отпраздновала Весну, сопроводив ее мрачными полузабытыми обрядами, практиковавшимися в древности. В то время расклад сил в Риме позволил Катону одержать верх, и Сципион удалился в добровольное изгнание, умерев впоследствии на своей италийской вилле (авторитет его был столь велик, что враги не решились с ним расправиться). Но это была временная победа. Рим пошел по пути, предложенному Сципионом.
Охотно допускаю, что Катон был скрягой, параноиком, лицемером. Но он был еще и успешным полководцем, далеко не глупым человеком, понимавшим и отстаивавшим интересы и запросы рабовладельческого Рима (в сенате за ним шли влиятельные представители таких родов, как Фабии и Клавдии). В провинциях он видел источник благосостояния римского государства. В частности, разработка руд на территории побежденных кельтиберов дала громадный доход Риму и принесла популярность группировке Катона.

"для населения, чтобы не возражало, можно было эту паранойю раскрутить напоминанием о войне из прошлого века..."
Все напоминания Катона ложились на благодатную почву: римское общество еще помнило ужасы Ганнибаловой войны, когда после катастрофы при Каннах многие уцелевшие римляне, в том числе из аристократической среды, собирались поступить куда-нибудь наемниками, не веря, что Рим сумеет устоять.

"Как раз в предыдущем году (150-м) римляне вели мирные переговоры с племенем лузитан, жившим на территории современной Португалии, обещая расселить их в более плодородные области"
У этой истории есть предыстория. Римляне вовсю воевали с лузитанами до 150 г. Так, в 154 г. претор Луций Муммий потерпел страшное поражение от ополчения лузитан, потеряв две трети своей армии и значки легионов. Возгордившись, лузитаны решили высадиться в Африке - исключительно ради грабежа. Так что нельзя рассматривать борьбу лузитан с римлянами как "национально-освободительную". Грабеж - вот побудительный мотив этих любителей свободы. Как пишет Аппиан, карфагеняне воспользовались ситуацией и «в то время как римляне вели войну с иберами» (в данном случае с лузитанами - А.А.) напали на подданных Массиниссы. Момент оказался особенно удачным еще и потому, что сам Массинисса поспешил послать на помощь римлянам одного из своих сыновей, который был блокирован «другими иберами». В итоге Муммий наголову разбил лузитанов, нагруженных африканской добычей и добился триумфа. В 150 г. в Лузитанию вторглись армии Лукулла и Гальбы. Лузитаны предложили мир на условиях 152 г., согласованных с римским полководцем Атилием. Гальба сделал вид, что принимает предложение, но попросил лузитан разделить свое войско на три части, сосредоточить их в трех разных местах и сложить оружие, что и было исполнено. Далее воины Гальбы перерезали сдавшихся. Уцелели немногие лузитаны, включая Вириата, который потом долго и упорно воевал против римлян.

"Сципион Эмилиан (Эмилий по рождению, Сципион по усыновлению)"
Эмилий по рождению, Корнелий Сципион по усыновлению. Сципионы - одна из ветвей рода Корнелиев.

"Сельское население... сохраняло свой язык, самоназвание «ханаанеи»"
Это науке неизвестно. Допускают, что самоназвание финикийцев могло быть "кн'нм" - ханаанеи (по свидетельству Св. Августина и по надписи в Цирте). Но Августин (а это уже 4 век н.э. - какие там карфагеняне?) под селянами имел в виду берберов, которые тогда населяли область вокруг Карфагена и которых считали ханаанеями, изгнанными Иисусом Навином. В надписи, обнаруженной в Цирте, упоминается "человек из Ханаана" - это не значит, что все карфагеняне - люди из Ханаана.
Может быть, карфагеняне и "ишачили" на римлян, только население Утики получило римское гражданство, а на рубеже 2-3 вв. н.э. римским императором стал полководец пунийского происхождения (по отцовской линии) Септимий Север.

В целом - вульгарный пересказ известных исторических событий.

Алексей Аксельрод   18.02.2024 22:53     Заявить о нарушении
Русский язык, действительно, местами так себе.
А пересказ ещё не настолько вульгарен, как следовало бы. Текст старый, сегодня бы написал резче и без лишних подробностей.

Хайе Шнайдер   18.02.2024 23:23   Заявить о нарушении
Господи, аксельбант, по уровню мудачества и долбоебизма твоя "рецензия" равных себе не знает...

Валерий Айзенштейн   19.02.2024 10:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Гибель Карфагена. Краткий экскурс» (Хайе Шнайдер)

Здравствуйте, Хайе! С интересом прочитал и отдал должное тому, как был подан этот материал.

С уважением и пожеланием добра,

Владимир Пастернак   18.02.2024 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и отзыв. Мне сейчас кажется, что тяжеловато написано, но по существу менять ничего не хочется - всё равно что было, то было.

Хайе Шнайдер   18.02.2024 16:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Интерлюдия, перед частью 3 - продолжение» (Хайе Шнайдер)

Замечательный символ всего Вашего труда.
Там, где веками высился золотой кумир — Вы нашли трухлявое дерево.

Мария Гринберг   10.08.2020 07:52     Заявить о нарушении
Такое нередко бывает с идолищами. :-)
Спасибо за отзыв!

Хайе Шнайдер   10.08.2020 18:52   Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 1. Явление Героя. Глава 5 - начало» (Хайе Шнайдер)

В том переводе Песни о нибелунгах, что я читала, Зигфрид использовал плащ-невидимку и был рядом с Гунтером во время состязания с Брюнхильдой.
А в Вашей версии непонятно — как же он сумел подменить собой Гунтера на глазах у всех?

Мария Гринберг   09.08.2020 20:17     Заявить о нарушении
"как же он сумел подменить собой Гунтера на глазах у всех?" -

самым топорным и элементарным способом, на что есть намеки в тексте (не только здесь, но и позже, во 2й части). :-)

Хайе Шнайдер   09.08.2020 20:29   Заявить о нарушении
Ну да, намёки есть, "будто вырос и стал шире в плечах", и Брунхильда ему подыгрывает, но всеми-то другими почему эта топорность осталась не замеченной?
Вот как описано в традиционном тексте:
"...С себя доспехи сняли и дева и жених.
Пред Гунтером Бургундским, владыкой новым их,
Пришлось склонить колени исландским удальцам:
Все думали, что выиграл он состязанье сам...", подчёркивается, что все искусно обмануты.
А у Вас — смотрят в упор и никто ничего не замечает?

Мария Гринберг   09.08.2020 21:06   Заявить о нарушении
Вы же читали дальше? Кое-кто заметил. Но не будут же из-за этого шум поднимать.

Хайе Шнайдер   09.08.2020 21:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бургундский жребий. Часть 1. Явление Героя» (Хайе Шнайдер)

Не очень люблю перечитывать, но надо было убрать дурное послевкусие
от опуса, на который случайно набрел. Вы уж извините, Хайе, что воспользовался Вашим текстом, как лекарством, действенным, кстати))))
Всего вам доброго,
с благодарностью,

Дмитрий Шапиро   21.04.2018 18:47     Заявить о нарушении
На самом деле очень приятно знать, что моя писанина может быть лекарством. :-) Тем более что сам я по прошествии времени оцениваю свой труд не слишком высоко, но выше головы я бы всё равно не прыгнул. Но раз он запомнился и действенен, то это хорошо!
Спасибо большое, Дмитрий!

Хайе Шнайдер   21.04.2018 20:02   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бургундский жребий. Часть 3. Как пали сильные» (Хайе Шнайдер)

Сильное произведение. До последней строчки надеялся на счастливый конец...
Может, найду его в эпилоге?

Евгений Островский   25.07.2017 23:40     Заявить о нарушении
Откуда же тут взяться хэппи энду... И тот, кто мёртв, уже не встанет.
Спасибо Вам за высокую оценку и такой интерес.

Хайе Шнайдер   26.07.2017 07:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бургундский жребий. Интерлюдия, перед частью 3» (Хайе Шнайдер)

"песню всего из двух слов, но этого оказалось достаточно, чтобы ни один певец из Ксантена больше у нас не появлялся."

Замечательно сказано!

Евгений Островский   24.07.2017 20:42     Заявить о нарушении
Рад, что Вы оценили. :-))

Хайе Шнайдер   24.07.2017 21:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «Бургундский жребий. Часть 2. Сумерки идола» (Хайе Шнайдер)

Прочитал на одном дыхании (с перерывами на митинг и пару емайлов). Немного жаль, что Зигфрида так просто убили - я бы его посадил в тюрьму умирать с голода. Так им, антисемитам, надо :)
Сегодня пятница, так что вернусь к чтению в понедельник. Пока буду гадать о том, что еще расскажет автор.

Евгений Островский   21.07.2017 23:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Евгений!
Я тоже считаю, что лучезарный герой с большой буквы Г отделался слишком легко - но что поделать. По-настоящему симметричные ответы прилетают нечасто...
Рад тому, что Вы отметили одну тему, которую не все видят, несмотря на "толстые" намёки. Буду ждать Вашей реакции на дальнейшее!

Хайе Шнайдер   22.07.2017 12:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Часть 2. Сумерки идола. Глава 3 - начало» (Хайе Шнайдер)

Хайе,в героях есть что-то от современности.Они даже созвучны нам по характерам. И это прекрасно. И вызывает особый интерес. Выше я читал,что Священное Писание никто не читает,но все на него ссылаются. Как это замечательно верно! На все времена. А цитируя пословицы, многие и не помнят,что они из Писания. На бытовом уровне люди остаются язычниками,считая себя христианами.

Марк Иоффе   07.07.2016 15:17     Заявить о нарушении
Это входило в мои коварные планы (что-то от современности). :-) Хотя про Писание была как раз средневековая деталь, когда христианская паства в большинстве своём Библию не знала по причине неграмотности. (Истовой вере это не мешало, конечно...)
Я рад, что Вы находите что-то созвучное в моих героях. Но мне очень интересно узнать поближе, какое впечатление они производят? Хотя бы некоторые? :-)

Хайе Шнайдер   07.07.2016 17:32   Заявить о нарушении
Разберусь,но только вчитаюсь.

Марк Иоффе   07.07.2016 18:42   Заявить о нарушении
На всякий случай - не ищите в них конкретных людей.
Но хотя бы на уровне симпатии/антипатии?

Хайе Шнайдер   07.07.2016 18:46   Заявить о нарушении
Средневековая паства была неграмотна. А что мешает читать Писание сейчас? Цитируют.Но не читают и сегодня. Разве только интеллектуалы.Одного верующего я спросил про Нагорную проповедь,а он ответил,что слышал,но не помнит. При этом крестится всякий раз. Слышал что-то про основу Евангелия!))).

Марк Иоффе   07.07.2016 18:50   Заявить о нарушении
Ага, мне попадались ну очень православные граждане, которые испытывали жесточайший разрыв шаблона, добравшись до Библии и обнаружив, что там "все евреи". :-)))

Хайе Шнайдер   07.07.2016 19:00   Заявить о нарушении