Буд-Гусаим Константин Михайлович - полученные рецензии

Рецензия на «Ев. Мф. 28» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

А когда Марка будет?)

Валерий Бондарь   04.05.2015 22:43     Заявить о нарушении
Рецензия на «Философская плоскость споров об иконах» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

Из этого изложения видно, что спор между иконопочитателями и иконоборцами перешел в философскую плоскость умозрительных споров, в которых ни та, ни другая сторона ничего не могли доказать друг другу. Поскольку вопрос заповеди Божией, запрещающей поклонение Богу с использованием Его изображений не является предметом филисофским, он не может быть разрешен в философской плоскости. Это пример, когда богословие использует не свойственный Библии метод и потому не достигает разрешения возникшей проблемы

Константин Михайлович))
Любые богословские дискуссии в истории христианства переходили в философскую плоскость - споры о Троице (обсуждение Триединства,роблме соотношения сущности и ипостаси), о богочеловечестве Христа (проблема общения свойств), проблема таинств (как именно присутствует Тело Христово в причастии?) и т.д. Богословие без философии невозможно.. Первенство принадлежит Откровению, это верно - но без размуа, просто ссылками на Библию, никого не переубедить. История богословских споров показывает, что сама по себе перестрелка цитатами из Писания ничего не давала: возьми споры кальвинистов и арминиан - и что? Можно просто выписать цитаты, приводимые одной стороной, и цитаты, приводимые другой - будем подсчитывать, у кого цитат больше? Так что спор неизбежно сведется к аргументам иного ряда - какое понимание спасения в христианстве верно и больше соответствует его духу - духу любви или духу строгого предопределения? Но это не решить цитатами - можно привести и "суровые" фрагменты - про глину и горшечника ( у кальвинистов это вообще любимый пример).
Или вот, адвентисы против бессмертия души, а остальные христиане - за.. Но цитаты из Писания приводят и те, и те: правда АСД в основном из ВЗ, а остальные - больше из НЗ, но немало и из ВЗ.. Цитаты спора не решают - изыскания в области библеистики (типа - было ли такое понятие как душа в ВЗ) тоже не дают однозначного результата - хотя большинство библеистов уверено, что евреи понимали человека не только как тело, но каке единство материального и духовного. Спор тут неизбежно скатывается ф философскую плоскость: что такое душа? Как соотносятся душа и тело? Что значит бессмертие души? Обвинение сторонников бессмертия души в платонизме - это ведь тоже не аргумент от Библии, ибо там ничего про критику платонизма нет.. Это типично философский аргумент - и неудачный, надо сказать, ибо Платон понимал человека только как душу и считал материю тьмой, небытием и злом - а христианство считает человека личностью в единстве плоти и души, и не считает тело злом, а - творением Божьим. Кроме ого, у Платона душа бессмертна по природе, а у христиан - только потому, что Бог ей дал такой дар..
Вывод: философия необходима, но ей не принадлежи первое место. Однако и аргументы из Писания в богословских дискуссиях неубедительны, ибо различие тут именно в Предании, в разном опыте восприятия одних и тех же мест Писания - достаточно почитать любую историю богословия..

Константин Матаков   29.11.2013 11:25     Заявить о нарушении
Рецензия на «Практическая инструкция по общению с АСД» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

Костя, спасибо! Возможно Вы удивитесь, но я практически полностью согласен! Конечно, любовь превыше всего - другое дело, что любя грешника мы не должны любить его грех.. Суть миссионерства, да и вообще христианской жизни - именно в любви.
Штампами и сленгом стараюсь не говорить - и статьи об адвентизме, и статьи о других протестантских исповеданиях я писал, мало опираясь на книги 19века или даже современные с критикой протестантизма (Кураев, Кобзарь и т.д.). Мне интересно читать первоисточники и пытаться их анализировать - при этом я, конечно, не свободен от ошибок и просто перегибов - тот случай, когда я Вас обидел до сих пор как-то уязвляет..
Про Предание - я пишу и подробнее: кстати, у лютеранского теолога Хемница (16в) в "Критике Тридентского собора", выделяются 8 (кажется) пониманий Предания - и он полагает, что почти со всем протестанты могут согласиться - если это не будет навязываться Я(как в католичестве). Из православных авторов можно прочесть о Предании у того же Кураева (Протестантам о православии и Наследие Христа) - очень неплохо изложено..
Но Вы правы - православный язык часто не очень понятен протестантам - надо уметь изложить православие на протестантском языке, что весьма непросто.. Кстати, недавно посмотрел книгу Дональда Ферберна "Иными глазами" - вот это очень редкий пример адекватного изложения православия протестантом (он то ли кальвинист, то ли баптист)..
Да, АСД не вполне неопротестанты - доктрина небесного святилища, статус Уайт, эсхатология - есть вещи, которые в религиведение называют "маргинальным протестантизмом" - но в последнюю группу включают мормонов и свид.Иеговы - очевидно, АСД с ними не по пути, поэтому ближе все-таки к неопротестантам..
Дарить книги адвентистам - я не против, Валера подтвердит (хотя у нас с ним скорее обмен).. Это я вообще люблю - если б еще пересылка на Украину стоила дешевле - впрочем, ради хорошего дела не жалко.
И насчет общины - вот это самое трудное. Увы, но православные ныне не часто могут указать на идеальную общинную жизнь. Я знаю у нас в Брянске нескольких людей, перешедших из адвентизма в православие - и эти люди ныне очень ревностные православные, причем все - поют в хорах разных приходов. Вот тут беда: протестанты в России (и Украине) приучены к тесной общине, семье, а в православном приходе, если ты не поешь и не служишь - найти тесную общину непросто, и человек порой остается наедине с собой.. Я понимаю, что просто общинные связи - это не самое главное в жизни, что общение с Богом важнее, что немало людей ищут в общине больше "социального успокоения", чем общения с Богом, но все равно - проблема соборности сегодня в православных приходах - огромна: тот же Кураев постоянно об этом пишет и говорит..
В том-то и дело: можно много говорить о том, какое православие хорошее, но когда в нас (и во мне лично) люди не видят вечной жизни - то горе нам..
Благодати Вам!
Кстати, напишите, какие книги Вам нужны?

Константин Матаков   27.10.2013 11:28     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам Константин! Спасибо за отличную рецензию.
Сразу скажу, моя статья не в упрек Вашей, а только взгляд из нутри системы. И очень приятно найти понимание с Вашей стороны, по ряду поднятых вопросов. В том числе, по вопросу общинной жизни.
А на счет книг спасибо, такого добра у меня навалом, только бы перечитать их, но за готовность помочь благодарю.

Буд-Гусаим Константин Михайлович   27.10.2013 18:20   Заявить о нарушении
Да ничего страшного - пусть Вы даже написали это и в упрек - критика вещь нормальная, если она не оскорбительна и интеллектуально корректна.. Это ведь не всеобъемлющий анализ адвентизма.. А общинная жизнь - это одна из главных бед в современном православии..

Константин Матаков   27.10.2013 18:57   Заявить о нарушении
Книги - увы, я уже давно понял, что кол-во интересных книг значительно превышает мои возможности.. Если бы я хорошо знал языки - я бы утонул в море всего.. Стоит только начать копать нечто глубокое (допустим, лютеранское богословие - то что мне интересно), и открывается такой космос, что и за всю жизнь не объять.. Не говорю уже о католичестве (поскольку мне интересно сравнительное богословие).

Константин Матаков   27.10.2013 18:59   Заявить о нарушении
Да, у меня даже те, что есть не успеваю читать. Часть друзья подарили, часть сам купил, в итоге библиотека так разрослась, что теперь только мечтаю ее перечитать. Ведь в последнее время работаю с утра до вечера и с чтением вообще туго, но благо спасают аудио-книги. Именно в аудио формате прослушал "Введение в святоотеческое богословие" Мейендорфа, пересматривая вечером интересные моменты по книги.

Буд-Гусаим Константин Михайлович   27.10.2013 20:37   Заявить о нарушении
Нет, ну Мейендорфа я много читал.. А "Введение в святоотеч.богословие" - это хорошее введение в патрологию, не очень сложное.. Я ориентировал студентов именно на эту книгу, когда читал патристику - у нас в ун-те была такая специальность "теология".. Да, чем дальше живешь на свете, тем больший разрыв между количеством необходимых для чтения книг и кол-вом тех книг, которые реально читаешь..

Константин Матаков   27.10.2013 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Мещанское кладбище» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

Да, так и есть.. Это мы.. Верлибр иногда больше передает атмосферу стиха, чем рифмы - вот как здесь.. В строчке "и это не войны, не катаклизма", - наверно, надо "катаклизм" или "катаклизмы". Если 75лет выжигали все христианское, то результат может быть только печальным.. Но крест всегда напоминает о божественной Жертве..
Кстати, откуда фотография?

Константин Матаков   05.10.2013 07:50     Заявить о нарушении
ужас в том, что за время союза, кладбище было, в почти идеальном состоянии... а вот за два десятка лет независимости, "не осталось камня на камне";(
А фото церкви взял в интернете, это Успенская церковь (г.Умань),что соседствует с кладбищем в запустении.

Буд-Гусаим Константин Михайлович   05.10.2013 08:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «Навеяно Киево-Печерской лаврой» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

Доброго времени суток!
Сказано (написано) вдумчиво. Размышляя, хочется добавить (с чем автор вроде бы согласен), что форма одежды определённая есть, и должна быть.
Другое дело, не всегда ясно - почему именно такая? Ясно, что в бассейн - в купальный костюм переодеваются. В офисе работают и в театр ходят (мужчины) - в костюмах и галстуках. Рабочие трудятся - в (спецодежда) специальной рабочей одежде из крепкой и недорогой ткани. Это логично, ясно. Но не ясна "спецодежда верующих, в данном случае православных - Киевская (Почаевская, видимо?) Лавра. Почему же для женщин одежда должна отличаться от мужской (в смысле юбка), иметь (сейчас) досточную большУю длину (сейчас не обязательно "в пол", а раньше, лет сто назад - не знаю как было?) и прочее. Тут подумаем, почему у мусульманских течениях есть обычай полностью скрываться женщине под одеждой? Хотя я слышал, что указания в Коране(?) на это нет - есть указание укрываться максимально, но подразумевает ли это лицо, с оставлением только щели для глаз? И те порой скрывают. Но речь не об этом. А, делаем вывод, речь именно о "возможно" максимальном сокрытии - упоминаемое в данном произведение юбка "в пол".
Ведь также и для мужчин не приветствуются рубашки с коротким рукавом и шорты.
Покрытые головы для женщин, такую трактовку я слышал, рекомендуются для того, чтобы на общих собраниях во-первых чтобы не было возможности (и даже желания) щеголять различными причёсками, и чтобы не отвлекать всех собирающихся (на пустяки!). Вероятно, что эти трактовки относятся и к одежде. Как к максимальному сокрытию тела, так и тому, чтобы не выделяться именно и только внешне. Идя на молитву (в "дом молитвы") особенно важно думать и настраиваться на внутреннее... Почему же так и для кого это важно, а для кого не очень?

Что до задач церкви (православной) то вряд ли её задача (опять же) указывать на создание определённого стиля одежды каждого человека, у неё вопросы..., в частности, касающиеся искоренения недостатков, и прививания добродетелей.
СпасиБо. Всех благ. С уважением,

Рафаил Кадыров   24.09.2013 14:10     Заявить о нарушении
Рецензия на «Сектант. Главы 1-9» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

ТАК ДЕРЖАТЬ, И БУДЕТ УСПЕХ)

Валерий Бондарь   22.10.2012 13:04     Заявить о нарушении
Рецензия на «Свобода каждому дана» (Буд-Гусаим Константин Михайлович)

С богословской мыслью в этом стихе согласен, спасение - это синергия Бога и человека.. Но технически, простите, стихи не слишком.. Форма - это не главное, главное - содержание, но стихи - это еще и форма.. Бесформенные стихи, увы, способны оттолкнуть и от замечательного содержания..
С уважением, К.М.

Константин Матаков   08.10.2012 20:47     Заявить о нарушении
Согласен. Я паршивый рифмоплет... именно по этому не претендую называться поэтом. Проза как-то ближе.

Буд-Гусаим Константин Михайлович   08.10.2012 22:45   Заявить о нарушении