Сергей Бычинский - полученные рецензии

Рецензия на «Проблема сознания и проблема логики» (Сергей Бычинский)

Здравствуйте, Сергей!

Статья интересная по содержанию, хотя частое отсутствие запятых и дефисов в нужных местах явно не способствует её лёгкому восприятию на письме.

Вы рассматриваете проблемы сознания и логики с точки зрения западной философии, берущей начало от древних греков. Но неплохо бы было взглянуть на эти проблемы и с точки зрения философии Востока, прежде всего философских школ Индии.

То, что Вы называете «Всеобщее сознание», в буддийской школе Татхагатагарбха (зародыш Будды) именуется «Единый Ум» (Экачитта), синоним абсолютной реальности, порождающей как сансару, так и нирвану (Вот вам и двухаспектный монизм). Правда, как мне представляется, сейчас кое-кто назвал бы Единый Ум «шалостью первичной информации», из которой берут исток и материя, и сознание.

Этот же Единый Ум, который таится как зародыш в каждом человеке, хоть и будучи в омрачённом состоянии, даёт человеку принципиальную возможность познать этот Единый Ум. Как узник в пещере теней может скинуть покровы тьмы и увидеть истинный свет, так и спящий в мире иллюзий, Майи, способен достичь Пробуждения и слиться с Единым Умом. В результате этого все феномены сансары исчезают, подобно сну после пробуждения или волнам после того, как прекращает дуть вздымающий их ветер. Это и есть состояние нирваны. Оно как раз и является практической проверкой того, что «Индивидуальное сознание имеет возможность доступа к Всеобщему Сознанию». (Пример №3.) Так оно и есть, если брать пример Пробуждения царевича Сиддхартхы Гаутамы под Древом Бодхи, который стал Пробуждённым (Буддой). http://psylib.ukrweb.net/books/torch02/txt08.htm#3

Думаю, что примеры из трансперсональной психологии Станислава Грофа и его 4 базовые перинатальные матрицы (БПМ) также служат в качестве наглядного примера.

Объяснение КВАЛИА на примере с «Синьором Помидором» очень доходчиво и наглядно, но, увы, ничего не сказано о проблеме ДИХОТОМИИ сознания. А ведь в буддизме и в адвайта-веданте эта проблема сознания наиглавнейшая! И в этом заключается великое отличие, скажем, буддийского взгляда на сознание от европейского: «в отличие практически от всех видов европейского идеализма, йогачара отнюдь не рассматривает сознание (виджняну) как абсолют или первосубстанцию. Напротив, сознание есть проблема, которую следует решить, ибо именно сознание представляет собой источник различений и ментальных конструктов, формирующих сансару» (д.ф.н. Е.А.Торчинов)

В буддизме со-знание есть сопричастность Знанию, образно говоря, «меч-кладенец», который рубит мир на субъект и объект. А когда эта дихотомия устраняется в результате трансперсонального и иррационального Пробуждения, которое по ту сторону чувств, слов, разума, то и обретается истинное Знание, Гносис. То есть, говоря современным научным языком, «Всеобщее сознание» нелокально, холистично, голографично. Есть смысл говорить о двух уровнях реальности мира, жизни и сознания.

Вы перечисляете 4 закона формальной логики, первые 3 из которых относятся к логике Аристотеля, но есть ещё и четырёхзначная буддийская логика, которая не приемлет закона исключённого третьего у Аристотеля. В приложении к описанию и объяснению корпускулярно-волнового дуализма она выглядит так:

1. "Это волны".
2. "Это частицы".
3. "Это и волны, и частицы".
4. "Это ни волны, ни частицы".

И тут вспоминается мне, скажем, Джон Арчибальд Уилер, который от утверждения «все есть частицы» через утверждение «всё есть поля» пришёл к утверждению «всё есть информация».

«В вопросе исследования сознания не может быть отброшена ни одна модель отношения сознание-тело» - Да! Если Вы считаете, что «Субстратом, на котором реализуется Всеобщее Сознание является вакуум, обладающий свойством вездесущности и способностью порождать виртуальные элементы материи», то я считаю, что источником движения, энергии, пространства, материи, жизни и сознания служит физическое время: http://proza.ru/2019/08/30/321

С уважением,

Сергей Горский Москва   05.05.2020 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо за проявленный интерес !
Конечно западный и восточный метод исследования сознания отличаются ,
как отличается философия от медитации.
Если для Востока вопрос сознания вообщем то решенный , поскольку есть
непосредственное соприкосновение со Всеобщим Сознанием ( впрочем для религиозных
мистиков всех конфессий тоже самое ) , то для Запада, решающего эту задачу при
помощи рационального мышления, он пока не завершен, поскольку не завершена сама физическая теория. Во многом кризис цивилизации и связан с отставанием осмысления картины мира от научных достижений. Восток и Запад дополняют друг друга и это прекрасно , как дополняют друг друга чувство и мысль.
Что касается проблемы сознания, то она позиционируется в философии как проблема тело-сознание , то есть более узко чем материальное - идеальное . По другому- как
наше индивидуальное сознание взаимодействует с нейронными процессами. И объяснить это без существования фундаментального Всеобщего Сознания не представляется возможным , иначе нужно отказаться от человеческой логики и перейти на какую то иную. Думаю вопрос еще и в том , что не предложены физические методы доказательства существования Всеобщего Сознания , так как Востоку это не свойственно , а Запад идет несколько другим путем. Но мир стремительно меняется и это будет следующим шагом в развитии познания.
Уважая Вашу точку зрения , могу сказать , что для меня физическое время нечто весьма неопределенное, вызывающее большие сомнения в его существовании. Что ж , сознание для многих тоже не существует , так что разнообразие взглядов необходимый элемент комбинаторики мышления.
С уважением ,
Сергей Бычинский

Сергей Бычинский   05.05.2020 14:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проблема сознания и проблема логики» (Сергей Бычинский)

Отличная статья! В общих чертах Ваша позиция соответствует моим представлением об отношении материи и сознания. Правильное решение психофизической проблемы нам, на мой взгляд, подсказывает квантовая механика, которая, если ее рассматривать как реальную онтологию физического мира, прямо ведет нас к объективному идеализму: все имеющее какую-либо физическую определенность существует лишь в интерсубъективном восприятии и памяти некоторой группы сознаний. Я эту точку зрения в частности подробно рассматриваю в работах "Квантовая философия" и "Тупики натуралистических теорий сознания и выход из них".
Успехов Вам!

Иванов Евгений Михайлович   26.03.2020 12:49     Заявить о нарушении
Спасибо за ответ ! С интересом читал Вашу работу . Да, введение Всеобщего Сознания в картину мира устраняет все логические неразрешимости. Конечно, инерция материалистического восприятия мира сильна и имеет право на жизнь , но все же, пора направлять усилия на поиск возможности установления непосредственного контакта с Всеобщим Сознанием. Думаю это будет самое значимое и захватывающее
исследование ближайшего будущего. Квантовые явления несомненно составляют основу нематериальной реальности.
Вам удачи !

Сергей Бычинский   26.03.2020 14:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Проблема сознания и проблема логики» (Сергей Бычинский)

Чтобы решать проблемы, связанные с сознанием, надо, в первую очередь, дать более-менее чёткое определение сознанию.
Знание я раньше считал почти синонимом информации. Сейчас я знаю точно, что такое информация, поэтому более уверенно могу определить знание. Информация - это величина восприятия субъекта, количественная характеристика, то есть она всегда имеет определённые границы, пределы - будь то сведения о курсе валюты, рассекреченные архивы НКВД или последние данные наблюдений астрономов. Информацию всегда можно выразить в конкретных цифрах, или битах и байтах. А знание - это накопленная или накапливающаяся величина восприятия субъекта, поэтому она практически не может иметь предела или ограничения, точнее её ограничением служит пространство, в котором обитает субъект и откуда он получает определённую информацию.
Сознание - это "совокупное знание". И я думаю, что это "совокупность знаний мозга и знаний организма". Наш мозг управляет нашим организмом, у него есть знания об огранизме. У организма, состоящего из органов (руки, голова, печень...), вещества (кости, ткани) и клеток есть свои знания об окружающей среде, которые он передаёт управляющему им мозгу. так что, по-моему, сознание можно определить так - это совокупность знаний мозга об организме и знаний организма о среде, которыми также пользуется мозг. То есть человеческое сознание это мера восприятия человека как субъекта во Вселенной, и эта величина ограничена пространством, в котором организм человека получает и накапливает знания, и пространством, из которого получает знания мозг.
Ну, а теперь, зная, что такое сознание, можно рассуждать о взаимоотношениях сознания и материи.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   24.01.2020 23:24     Заявить о нарушении
Вы отождествляете знание и сознание . Есть много теорий о сознании где за ключевой
фактор берутся : информация , интенциональность , репрезентативность , функциональность , аналог компьютерной программы, редукция вероятности состояния и т.д. Все эти теории имеют право на жизнь и должны развиваться , так как познание должно двигаться во всех возможных направлениях. Но можно осуществлять и другой подход , поскольку многие кто серьезно занимается проблемой сознания утверждают , что сознание нефизично , тогда необходимо концептуально решить вопрос - как могут взаимодействовать две абсолютно разные субстанции . Этому и посвящена эта работа. Думаю в свое время подсознательно Декарт решил эту проблему , но бытующие мнения не позволяли довести его взгляды до логического завершения, хотя в неявном виде все уже было проговорено. К сфере сознания относятся квалиа , понимание , видение , ощущения, переживания , эмоции ...... При внимательном рассмотрении сознание оказывается избыточным в картине мира , который хорошо описывается естественными науками , но вы не найдете в их формулах и намека на необходимость сознания. Так что это очень увлекательная проблема, которая со временем все больше будет выходить на передний план.
С уважением
Сергей Бычинский

Сергей Бычинский   25.01.2020 14:16   Заявить о нарушении
"...многие, кто серьезно занимается проблемой сознания, утверждают, что сознание нефизично, тогда необходимо концептуально решить вопрос - как могут взаимодействовать две абсолютно разные субстанции".
Как можно утверждать что-то о каких-то качествах сознания, не дав предварительно его хотя бы примерного определения, не определив, к чему оно относится - к пространству, к движению или материи? Нефизично - это что значит? Нематериально? Тогда вполне естественно, что материальная и нематериальная субстанции никак не должны взаимодействовать, они могут лишь быть свойствами друг друга - или материя свойство сознания, или сознание свойство материи. И вот, чтобы решить эту проблему, я опять же повторюсь - надо дать определение.

"При внимательном рассмотрении сознание оказывается избыточным в картине мира, который хорошо описывается естественными науками, но вы не найдете в их формулах и намека на необходимость сознания".
Ну, как же не найду даже намёка - я ведь Вам в рецензии уже написал, что сознание - это мера восприятия субъекта (в нашем случае, человека), то есть вполне математически рассчитываемая величина, если точно определить размеры пространства, в котором человек получил (или ещё получает) свой жизненный опыт.
С уважением,

Борис Владимирович Пустозеров   25.01.2020 21:31   Заявить о нарушении
Если говорить кратко, то определения сознанию пока нет , но это не является помехой к его изучению.
Физический мир каузально замкнут, поэтому для сознания там места нет.
Субстанция не может быть свойством чего либо, так как является причиной самой себя.
С уважением
Сергей Бычинский

Сергей Бычинский   26.01.2020 18:58   Заявить о нарушении