Зинаида Боровлева - полученные рецензии

Рецензия на «Люди и куклы в новом фильме Анна Каренина» (Зинаида Боровлева)

Зина, спасибо за такую публикацию. Полностью согласна с Вашими мыслями. А все-таки здорово Вы "положили на лопатки" этот действительно "кукольный" фильм англичан. С искренним уважением, Наталья

Наталья Жуйкова   09.10.2013 09:49     Заявить о нарушении
Рецензия на «О книге в. пелевина snuff» (Зинаида Боровлева)

"А иногда так хочется пойти лёгким путём и сжечь все эти мрачные прогнозы."
...Мы их прогнозы сжигаем молитвою, Зина...

Григорий Спичак   29.07.2013 22:57     Заявить о нарушении
Ну, это ж совсем нелёгкий путь, Гриша. А я ведь часть вспоминаю слова из твоей книжки: "Самое трудное в жизни это Богу молиться и старых родителей опекать." Не знаю, как там у кого, но для меня именно это и есть самое трудное. И хуже всего получается(

Зинаида Боровлева   30.07.2013 21:41   Заявить о нарушении
Я тоже не блещу успехами...Но уж как можем...

Григорий Спичак   30.07.2013 22:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «О Фаусте Сокурова впечатления» (Зинаида Боровлева)

А я вот, Зинаида, купился на Гёте и купил, пардон за каламбур, лицензионный диск. Страшно жаль 409 рублей )). Вы такой молодец, что что-то еще накопали, каких-то смыслов, в этом создании мэтра… Я вот ничегошеньки не понял и, признаться, и понимать не хотелось. Думаю, это и есть творческое кредо Сокурова – остаться непонятым и наслаждаться этой позой. В этом смысле, полагаю, Ваша (и моя тоже) надежда на отсутствие продолжения – тщетна.

Мне кажется, Вы написали замечательно. Спасибо!

Франк Де Сауза   01.06.2013 22:45     Заявить о нарушении
Добавлю только, что когда смотрел, мне приходили в голову, что в каком-то смысле Вагнер там у Сокурова – аллюзиен. Мне почудились какие-то намеки на связь «Вагнер-Ницше-сверхчеловек-проблема власти». Но отвращение пересилило, поэтому я выбросил это из головы – о чём не жалею. ))

Франк Де Сауза   01.06.2013 22:49   Заявить о нарушении
Это вам спасибо. Фильм непонятный спорный, посткультурный ( вычитала у одного культуролога, что культура закончилась, теперь эпоха - посткультурная). Вы совершенно верно почувствовали про сверхчеловека. Может все диктаторы вышли из наших умствований. От грехов несчастливого ума граждан рождается примитивный диктатор.

Зинаида Боровлева   02.06.2013 22:53   Заявить о нарушении
Это культуролог, наверное, у Шпенглера вычитал. Тот считал, что культура вырождается в цивилизацию )

Франк Де Сауза   03.06.2013 19:11   Заявить о нарушении
Представляете, какая это будет цивилизация, если уже на восходе мы имеем такого Фауста. По Шпенглеру, первые двенадцать лет новой эпохи прошли. Чем будем защищаться? Не пора ли в магазин за оружием)

Зинаида Боровлева   03.06.2013 20:44   Заявить о нарушении
Да ну её! Пусть пропадает! Не больно и жалко! )

Франк Де Сауза   03.06.2013 21:21   Заявить о нарушении
:))Хорошо вам. Смелый вы. А мне надо этот мир приспособить для детей.

Зинаида Боровлева   04.06.2013 22:47   Заявить о нарушении
Рецензия на «Люди и куклы в новом фильме Анна Каренина» (Зинаида Боровлева)

А как Вы думаете, почему Анна бросилась именно под поезд? Могла таблеток наглотаться, как флоберовкая Бовари. Почему паровоз?

Франк Де Сауза   28.05.2013 12:54     Заявить о нарушении
Лев Николаевич не признавал таблеток и врачей, лечиться не любил, поэтому яды для него не были эффективным и эффектным финалом. Другое дело, паровоз. Именно на поездах он постоянно ездил по делам из Ясной Поляны в Москву. И если стоять рядом с несущимися на скорости железными колёсами, то всегда затягивает туда взгляд, и картинки всякие в голове мелькают, часто страшные. Это у нас, простых смертных, картинки. А у гения - сюжет лучшего мирового романа. В общем, как-то так всё было. "Из сора..." этот паровоз. Наверное)))

Зинаида Боровлева   28.05.2013 22:17   Заявить о нарушении
А я вот думаю, что паровоз – это своего рода символ девятнадцатого века, метафора машинной цивилизации – которая принесла в Россию не только индустриальные достижения эпохи, но и то, что ей сопутствовало в социальном плане. В частности, женскую эмансипацию. Таким образом, образ Карениной – это, для первого плана романа, образ русской женщины, прошедшей за полвека путь от пушкинской Татьяны Лариной до эмансипе конца столетия. Для Татьяны, воспитанной еще в патриархальном духе, и в духе моральных императивов, диктуемых православием, немыслимо броситься в омут плотской увлеченности мужчиной – тем более, будучи законно связанной с другим мужчиной. В ней еще живо понятие и долга, и женской чести, и, главное – понятие о грехе и добродетели. Каренина – продукт эпохи, и, в этом отношении – антипод Лариной. Каренина покоряется страсти – добровольно, сознательно. Но в христианстве страсть вообще – не романтическое увлечение, а пагуба, гибельная болезнь, которая ведет личность к саморазрушению. Что и произошло с Карениной.

Однако, поскольку, Толстой, как к нему не относись, не живописатель бульварных интрижек, а человек, считавший себя мыслителем, и повествующий о мощных тектонических сдвигах в обществе, в общественном сознании, то, на мой взгляд, можно считать, что Анна Каренина, в определенном смысле – образ России, имеющей, как часто принято считать, женское лицо. Образ России эмансипирующейся, секуляризующейся, предающей свое самостояние в христианской добродетели и несущейся на полном ходу к саморазрушению -- в пароксизмах страстей, разбуженных эмансипацией, не имеющей своего коррелята в охранительной патриархальной традиции… Отсюда и паровоз – как символ соответствующей эпохи: Россия, расхристанная, развратившаяся, но достигшая, в лице представителей правящего класса, авангарда всех этих процессов, пика своей светскости, утонченности и культуры, совершает самоубийство в состоянии помрачения рассудка и одержимости страстями, бросаясь под колеса этой новой громыхающей железом, воняющей гарью и маслом цивилизации, которой она так жаждала и приветствовала.

Франк Де Сауза   29.05.2013 09:06   Заявить о нарушении
Да. Удивили. Ставить знаки равенства между Анной Карениной и Россией? Может Онегин быстро сдался, в отличие от Вронского) А Долли - это не будущее ли Татьяны Лариной? Хотя Льву Николаевичу понравился бы ваш анализ,так как он своего романа не любил и всегда сердился, когда хвалили за этот шедевр. Считал, что получилась история о том, как замужнюю женщину совратил молодой офицер. И всё.

Зинаида Боровлева   01.06.2013 12:36   Заявить о нарушении
Ну, конечно - есть тут место и такой трактовке. Иначе бы его не воспринимали именно таким образом создатели многочисленных экранизаций.

Франк Де Сауза   01.06.2013 15:11   Заявить о нарушении
Любой литературный шедевр - зеркало мыслей, слов, эмоций... жизни, в общем. А трактовки - это отражение отражённого. И мне трактовки интересны тем, как они отразили трактовщика. Мне вот, например, понятнее, откуда появился в романе Л.Н. паровоз, но совсем непонятно, зачем эти ваши "пароксизмы страстей,разбуженные эмансипацией, в корреляции чего том патриархального...", "представители правящего класса" и т.д. :) Прям страшно, аж жуть!

Зинаида Боровлева   01.06.2013 15:56   Заявить о нарушении
Я не хотел Вас напугать. Извините.

Франк Де Сауза   01.06.2013 16:20   Заявить о нарушении
И вы меня простите. Злая я. Но Анна не "продукт эпохи". Она живая грешная женщина. По сути, как все мы от Адама и Евы. Вирус греха иногда убивает быстрее не привитые чистые души, как Анну.

Зинаида Боровлева   01.06.2013 17:15   Заявить о нарушении
Нет, нет, не извиняйтесь - я знаю за собой эту некоторую... избыточность ).

В остальном, мне кажется, Вы только подтвердили в последних своих словах высказанную мной версию. «Непривитость» от воздействия греха и есть, по моему мнению, продукт эпохи – что и сказалось в Анне. «Грешная женщина» и «чистая душа» - тут мне как раз видится у Вас противоречие. Если Вы имеете в виду, что грех не осознается как грех, то есть соответственно формуле «не ведают что творят», то ведь это самого греха не отменяет…

Ну, ладно, не буду надоедать. Я, собственно, про паровоз… ))

Франк Де Сауза   01.06.2013 18:38   Заявить о нарушении
К избыточности я могу и привыкнуть. Можете не сдерживать себя. Постараюсь вас понять. Хотя и говорлива без меры и плохо умею слушать другого.
Продолжу по теме. Нет, вам показалось. Я говорила о другом. Сама "Непривитость греху" не имеет временных ограничений и не делится на эпохи. Или вы имеете в виду только литературу? Без жизни? (Ох! Всё-таки интернет - это суррогат общения. Руками не помашешь, глазами не посверкаешь, попробуй тут что-нибудь пойми:)

И противоречия у меня никого нет. Чистота души у грешных женщин - это классический сюжет многих произведений. Если вы опять о литературе. Не хочется вспоминать всех камелий, но образ святой блудницы прошёл по литературе всех народов, где в цене супружеская верность.

Анна Каренина - продолжение образа святой блудницы, вот только Л. Н. не дал ей возможности раскаяться, потому что после раскаяния её можно было отправить только в монастырь,но автор сам был не готов к этому финалу. Не знал, как можно так раскаяться, чтобы изменить всё в своей жизни. Кстати, после Карениной Толстой и написал своё безобразное Воскресение, в котором Нехлюдов пытается изменить свою жизнь и искупить свой грех женитьбой. В этом романе талант Толстого борется с фальшивым покаянием, надуманным, без сердца. И кричит устами Катюши Масловой: "Уйди, постылый!" Воскресение так и осталось неоконченным романом.

Зинаида Боровлева   01.06.2013 21:26   Заявить о нарушении
Я имел в виду именно русский православный общественный контекст. Секуляризацию общественного сознания, а значит – изменения в этом сознании, в котором место Бога занимает теперь человек. А человеком, в свою очередь руководят выпущенные этой подменой страсти, требующие служения себе…

Мне кажется, мы тут несколько путаем: святая блудница, как Вы это назвали, это такая женщина, для которой блуд – в силу тех или иных обстоятельств – профессия, заработок. Ту же Соню Мармеладову вспомнить… Это гнусная профессия, но в ней зачастую нет потакания собственной страсти. Лично для меня блудница – это не столько состояние тела, сколько состояние души. Можно еще оставаться в этой профессии, но уже перестать быть блудницей по духу… Поэтому для меня «святая блудница» - это несомненный оксюморон. А вот выражение «великосветская шлюха» кажется вполне законным.

Мне кажется, что автор не допустил покаяния для Анны, именно потому, что это для него не просто история адюльтера. Это был бы не масштаб для Толстого – даже в его собственных глазах. Это, как я уже говорил, аллегория некоторой социальной и духовной эволюции (или деградации – зависит от точки зрения). Думаю, что как большой художник, Толстой интуитивно ощущал самоубийственность этого рывка российского общества в, условно скажем, модерн – чреватый именно блудом души в первую очередь. Закономерно приводившим и к блуду тела – как его частному случаю.

Франк Де Сауза   01.06.2013 22:04   Заявить о нарушении
Может быть, я мало читала, но... где вы нашли эпоху, в которой жены не бегали от нелюбимых мужей?

Сравним. Бетси Тверская и Анна Каренина. Есть между ними разница? Одна имела любовников, другая пыталась любить. Одна противна, другая жалка. Почему Бетси никогда не бросится под поезд? Да, нечего туда уже ей бросать. Уже умерла душой. Анна же болеет грехом, но она живая и достаточна чиста - способна к покаянию. Вот только с автором ей не повезло, ни её не смог довести до монастыря, ни сам не смог дойти до покаяния, умерев рядом с этим же паровозом. Всех жалко.

Толстой не осилил покаяние в этом романе, поэтому и сломался на нём как писатель и начал морализаторствовать. Здесь не Каренина - отражение эпохи, а писатель. Иоанн Кронштадский во многом был прав. Зря вы тут бедную женщину камнями закидали. Зря.

Зинаида Боровлева   02.06.2013 22:40   Заявить о нарушении
Мне кажется, на наше восприятие поступков и их мотивов героини оказывает влияние именно её романтическая смерть. Она как бы искупает в наших глазах многое. Ну, и ещё магическое слово – любовь :). Быть блудницей ради куска хлеба – гнусно. Быть блудницей ради похоти – отвратительно. Но введем в рассмотрение то, что можно назвать любовью – и появляются смягчающие обстоятельства. А между тем, Иуда тоже распереживался чего-то, и повесился. Видимо, из-за любви – в своем роде. Или ему не повезло с авторами :).

Но Вы правы – жалко всех. Жалко Анну, жалко Эмму… Но вот интересно: я недолюбливаю Льва Николаевича, но он реальный человек. Анна – лишь созданный им персонаж. Та или иная трактовка его произведения может либо отчасти оправдать реального автора, но при этом бросить некоторую тень на его героиню, либо, напротив, найти оправдания героине, но при этом пожурить автора «сломавшимся писателем» :). Мне в данном случае симпатичнее первое ). К тому же, в этой трактовке Анна выступает как образ, как персонификация, что позволяет нам несколько абстрагироваться от представления о ней, как о личности и, следовательно, отложить в сторону личное наше отношение к ней – сочувствие. )

Франк Де Сауза   03.06.2013 08:33   Заявить о нарушении
Романтическая смерть красива, а здесь месиво из железа, грязи и крови. Чего ж здесь романтичного. Грязный мешок с железками мужика-обходчика из страшного сна. "Мне отмщение..." - эпиграф романа. Жалко Анну, потому как не заслуженно её бросил автор на рельсы, поторопился с мздой, не смог простить её как мужчина, и сам воздал без Него. Анна - это вам не мраморная буржуа Бовари, это очень глубокая тонкая натура, хрупкая, как фарфор. Ей много любовались в книге, но мало берегли. И Л. Н. несёт полную ответственность за всё, что написал, за каждое слово. Впрочем, как и мы все за свои слова.


Зинаида Боровлева   03.06.2013 20:26   Заявить о нарушении
Романтическая вообще - из-за тупика в запретной любви. Безотносительно способа ).

Ну, может, Вы и правы, Зинаида ). Не буду больше настаивать. Но мне кажется, это было бы слишком просто )

Франк Де Сауза   03.06.2013 21:19   Заявить о нарушении
Вы прям меня обезоружили. Услышать в интернете, что кто-то с кем-то согласился, это такая редкость. Нет слов. Спасибо за то, что остановили, не дали сказать лишнего. Ангела хранителя вам и вашим близким!

Зинаида Боровлева   04.06.2013 22:52   Заявить о нарушении
Вам спасибо, Зинаида! )

Франк Де Сауза   05.06.2013 09:06   Заявить о нарушении