Рецензия на «Как у Христа за пазухой» (Томас Твин)

Я думаю, что истоки религиозности вовсе не в перинатальных переживаниях. Вообще говоря, они сконструированы воображением человека, знающего стадии вынашивания плода и родовой процесс. Разумеется древние люди понятия не имели о стадиях беременности, а роды - это было личное дело роженицы и какой-то взрослой женщины повитухи. В некоторых племенах женщина перед родами уходит из селения в отдельно и далеко стоящее строение и там одна справляется со своей проблемой. Если она не возвращается через какое-то время, то туда идут женщины и тащат в селение ее труп.
Следует учитывать, что у человека нет памяти не только о внутриутробном периоде, но и о первых годах жизни.
Более того, прачеловек не был способен к рефлексии, но он был окружен враждебным миром, непонятным, , подвергающим жизнь постоянным опасностям.
Кроме того прачеловек видел смерть и не понимал, что происходит, куда уходит мертвый?
Проклятие природы - наш разум. Мы не можем жить в мире не объяснённом, непонятном. Это страшнее, чем все реальные риски. Человек, ощущая свою слабость и беззащитность перед природой, должен был объяснить самому себе откуда он взялся, кто управляет миром, окружающим его, и куда уходят люди после смерти.
Понятно, что на эти вопросы нет ответов до сих пор, а там, где нет фактов, доказательств - вступает в свои права вера.
Таковы источники рождения религий. Сначала появляются мифы о происхождении жизни и самой Земли.
Мне интересно узнавать об экзотических верованиях, вне мировых конфессий.
Но смысл в том, что племена принимали за божество то, что их окружало и вызывало почтение, страх, уважение по тем или иным причинам.

Галина Корецкая   17.06.2019 22:46     Заявить о нарушении
Опять мы с Вами говорим о разных вещах. Вы – о ПРИЧИНАХ рождения религий, а я – об их МОДЕЛИ. Вы – об осмыслении и осознании, я – о предощущении, подсознательном тяготении.
Всё так – и внешние угрозы, и необъяснимость смерти. Человек нуждался в объяснениях и формулировал их, в частности, в религиозных учениях. Но почему божества так часто являлись родоначальниками, кровно связанными со своей паствой? Почему в древних обрядах инициации божество как бы поглощало посвящаемого, а затем рождало его заново? Рождение мира, рода, шамана, мужчины вообще является очень важной и распространённой процедурой многих религий.
Возможно, бессознательные перинатальные переживания играли разную роль на разных этапах формирования конфессий. В примитивных – очень большую, в развитом язычестве – слабую, а в монотеизме – снова усиливались...
Вы говорите, что человек не помнит эти переживания. На уровне СОЗНАНИЯ – конечно, нет. Он вообще не осознаёт очень многого в своём подсознании, однако эти бессознательные факторы очень сильно влияют (наверное, определяют!) его мышление и поведение.
К тому же современная наука всё чаще говорит и о более глубоких уровнях памяти – на уровне клеток, молекул...
Вот эта неосознаваемая память, запечатлевшая стремление крупиц к целому, клеток – к единому организму, вполне могла служить постоянным паттерном для разных построений, в том числе – и религиозных. И такое предположение вовсе не отменяет указанных Вами причин.
С уважением,

Томас Твин   18.06.2019 07:44   Заявить о нарушении
Наверное я не понимаю Вас от того, что мое мышление конкретно, приземленно. Профессия заставляет меня опираться на явные, видимые причины, чтобы сделать правильный вывод и помочь человеку. Абстрактные размышления на уровне подсознания - для меня игра ума. Всё, что недоказуемо, я отношу к вере, а это штука ненадежная в практике, по крайней мере моей.
Память клетки для меня это набор генов, ДНК, РНК, не более. )
Да, мы с Вами на разных орбитах. Но хорошо, что мы мыслим, я хотя бы пытаюсь делать это. ))

Галина Корецкая   18.06.2019 07:56   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Томас Твин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Корецкая
Перейти к списку рецензий по разделу миниатюры за 17.06.2019