Рецензия на «Страсти по Достоевскому» (Раиса 4)

"Не ВЕРЮ!" - воскликнул бы Константин Сергеевич.

"Не вижу МЫСЛИ, как словно бы ВЕЯНИЕ ЖИЗНИ" - заметил бы Аполлон Александрович.

"Главное, не ЧТО, а КАК" - едко отозвался бы Владимир Владимирович. Нет, не президент, а писатель.

"Да, опять Достоевский, и, может быть, это повторится еще не раз..." - провидчески "выкинул такое колено" Николай Константинович.

А вот Василий Васильевич, вздохнув, "взмахнув крылом" мимолетом около обрисовал:

"Что же осталось?

Что осталось и после Достоевского?

Красота вещей.

Взмахните крылом так, чтобы и взмах, и полет, и точка, куда он направлен, представляли неоспоримую ни на чей взгляд красоту, — и тогда летите, куда хотите.

Летите в анархию, летите в небо, летите в Евангелие. Достоевский испепелил своей диалектикой всякое безобразие и открыл полную свободу, безграничную свободу всякой красоте... Но эта красота так высоко лежит, что ее никто не умеет взять"
(В.В.Розанов "О Достоевском")

***

Здравствуйте!

Вот и я клюнул на приманку. Кто? Рыбак или окунь?..
Да как же было не клюнуть, когда здесь ТАКОЕ: "СТРАСТИ по Достоевскому"!

Смотришь вот на авторов-рецензентов и думаешь в себе: "да разве здесь литературный портал, такое ощущение, что попал куда-то в соц.сети на "СТО-ГРАММ", и что здесь не "страсти по Достоевскому" обсуждают, а болтают-болтают, как обычно при застолье. Разве здесь авторы-рецензенты? Так "судаки", которые "судачат" и судачат", "судачат и судачат", а сами в душе всё в акулы мечтают проскользнуть". Что это?: "Ах, прелестно", "ох, замечательно". Что прелестно? Что замечательно?..

"Не ВЕРЮ!" - как говорил классик. Не вижу СТРАСТИ. Где страсти-то? Вполголоса беседа о Достоевском, тихо-тихо так, да соседи окунули водой холодной? Нет, так не бывает. И всё тут. Или беседа, отнюдь, не вполголоса, или соседями оказались: не то А.Чубайс, грозивший "разорвать Достоевского", не то В.Набоков, желавший "развенчать Федора Михайловича", а то соседом окажется и Н.К.Михайловский, прозревший в таком афоризме: "Да, опять Достоевский, и, может быть, это повторится еще не раз...".

Что ж, и такое бывает:
"Соседи тоже люди. Достоевский, он хоть и гений, но как оказалось, не всеми современниками любим".

Только вот спрашивается, Достоевский не всеми любим КАКИМИ современниками, относительно кого и чего? Если взять "современников" относительно века Достоевского, то ДА. У Федора Михайловича много было завистливых "доброжелателей". Если взять "современников" века 20-го, то говорят, что 20-й век - век Достоевского (А.Гулыга), несмотря на то, что в России почти весь век Достоевского "скрывали" от народа. А что нам дает Достоевский в 21-м веке? А чтО мы отдаем ему?..

"Не ВЕРЮ!", чтоб две тетки-подруги начали вести беседу за подругу, а кончили Федором Михайловичем, да еще со страстями. Не бывает такого в "живой жизни"-то? Не может быть. И всё тут. А сюжет? Ну что это за сюжет? Начали с воспоминаний, а закончили застольем с "попойкой"? А где же сублимация и катарсис, например, как в "Пире" Платона? Разве "Пир" Платона - это "попойка"? Вот в редакции З.Фрейда "Пир" Платона будет "попойкой", а в редакции господина Миусова сюжет романа "Братья Карамазовы" будет таким: "поверьте, что я всех обнаруженных здесь подробностей в точности не знал, не хотел им верить и только теперь в первый раз узнаю... Отец ревнует сына к скверного поведения женщине и сам с этою же тварью сговаривается засадить сына в тюрьму... И вот в такой-то компании меня принудили сюда явиться... Я обманут, я заявляю всем, что обманут не меньше других...".

Разве Вы согласны с сюжетом романа "Карамазовых" в редакции господина Миусова? Или с интерпретацией З.Фрейда о поклоне старца Зосимы? Нет?.. Вот! вот только здесь и начнутся-то самые настоящие "СТРАСТИ по Достоевскому"!..

А что за Беседа о "проклятых вопросах", да на балконе, да при "дешевом гламуре" в виде "застолья"? Не-е-ет! Настоящие СТРАСТИ начинаются только в невозможном местечке, "невозможном", казалось бы, для "вечных дум" и для "проклятых вопросов", в ТАКОМ местечке, как вонючий трактир и можно с таким названием, как "Столичный город". Не только в "невозможном" местечке, но и когда самая Беседа кажется "невозможной", чтоб в вонючем трактире произошла Встреча ученого атеиста с монахом в рясе. Вот так ФАНТАСТИКА! Вот где только и начинается Федор Михайлович и его СТРАСТИ!.. То есть ТАМ, где открывается ФАНТАСТИЧЕСКОЕ!..

Знаете, а все же нечто мне понравилось и запомнилось в Вашем мини-рассказе. Так это цитата из Достоевского:

"Я хочу хоть с одним человеком обо всём говорить, как с собой".

И как же тут не вспомнить "Записки..." Федора Михайловича?
Представьте, что Ваш мини-рассказ есть своего рода изложение "Записок...", но только без "Подполья", т.е. без самой СТРАСТИ МЫСЛИ. В Вашем рассказе есть "Я" и "Мы", но нет "зазеркалья", сквозь которое вокруг "Я" искривлялось бы пространство и сама реальность, пусть даже и художественного вымысла.

Вообразите себе, если сюжет "Записок из подполья" сочинить в редакции господина Миусова? Не воображается? А все-таки, если попробовать?..

М-м, какая пошлятина-то получится. Словом, пошлость получится, да еще такая мерзкая, почти маркизовская де-садовская. Вспомним, как там Н.Михайловский-то возмущался, "жестокий талант"? "Очень жесток", хоть и талант, если в интерпретации Михайловского и в редакции Миусова.

Другими словами, Ваш рассказ почти "Записки...", но только без "Подполья", без СТРАСТИ МЫСЛИ, без ТОГО, с кем можно побеседовать, КАК с собой, т.е. играючи поверхностен, блестящ формой, словно солнечный зайчик, ослепляющий читательский взор почти "подпольной иронией", но все же ЗАЙЧИК, хоть и солнечный, а не СОЛНЦЕ.

Перефразируя Константина Сергеевича Станиславского на Федора Михайловича Достоевского: "Не верю!", "не вижу Солнца", но знаю, что оно есть...". "А знать, что есть СОЛНЦЕ"? М-м-м, "это уже вся ЖИЗНЬ"! "Жизнь, полная страстей"...

Спасибо за "страсти по Достоевскому"
и с уважением,



Бармин Виктор   05.04.2019 10:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте,Виктор. Вы, наверное, не обратили внимания. но эта миниатюра была написана на конкурс "Ироническая "нетленка" сайта. Нетленка в ковычках и это правильно. Нетленок я тоже не увидела много, но присутствуют рассказы, которые хочется перечитать. Но определяющее слово здесь "ироническая". Поэтому зря Вы так серьёзно отнеслись к моей миниатюре. Писалась она специально для этого конкурса. И каждое слово в ней - правда. Честное слово, мне безразлично, верите Вы или нет. Я никогда не вру, особенно в таких мелочах. Если вопрос касается жизни и смерти, может и смогу, а по пустякам не вру. Принцип у меня такой, у всех в жизни есть свои слабости. Этот сюжет, имеет место быть в моей жизни, давно хотела его запечатлеть в шутливой миниатюре, а тут - такой повод.
Произведения Ф.М.Достоевского я прочитала все и да, они мне нравятся. Я со школы питаю к нему нежные чувства, но не собираюсь вступать с Вами в дискуссию по поводу его романов.
Вы бы смогли такое придумать? Нет. И я - нет. Потому что это- правда. И про посиделки, и про подругу Олю, и про то, что я книги ей приносила из библиотеки, т.к. она очень увлеклась этим писателем, и про наш разговор на балконе, и про ведро воды, которое пролетело мимо, потому что соседи хотели, чтобы мы замолчали, а не облить. Даже про стол правда, забыла написать, что там обязательно авакадо присутствовало, очень мы с подругой любим.
Зря Вы старались со своим "Не верю". Была написана шутка. Но правдивая.
Но Вы не Станиславский и не Вам решать.
Желаю Вам душевного равновесия и благополучия.

Раиса 4   05.04.2019 14:57   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Раиса 4
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.04.2019