Рецензия на «О Толстом размышляя о прочитанном» (Елена Пацкина)

Уважаемая Елена!

Разумеется, Толстого я «проходил» в школе. А летом «читал» «Войну и мир», выискивая описания баталий и пропуская нудные рассуждения обо всём на свете, излагаемые одним предложением на целую страницу.
Настоящий интерес к нему, как к мыслителю, пробудился где-то после тридцати, когда я познакомился с небольшой книжкой харьковского учёного, очевидно написанной после или до его диссертации. В этой работе он часто ссылался на дневники Толстого, что побудило меня также ознакомиться с ними.

И это было откровение!!!
Может быть, впервые я серьёзно задумался о смысле собственной жизни и об отношении к другим людям. Под влиянием Толстого я изменил свою жизнь и у меня было несколько счастливых лет. Толстой вошёл в меня и жив во мне поныне. Поэтому некоторые ваши выводы задевают меня.

Я понимаю: «каждый пишет, как он слышит». Но с чего Вы взяли этот вывод? (цитата) –
«Каждый вкладывает в свою жизнь свой смысл, если ему это необходимо, а многие просто живут одним днем, не обременяя себя праздными размышлениями на общие темы.
Но не смыслом жизни внезапно озаботился Толстой, а его поразил лютый страх смерти и необходимость в утешении, т. е. в вере.
Поскольку разум такого утешения дать не может, то лучше от него отречься»

Правильная, актуальная постановка задачи – уже половина её решения! И Толстой осуществил её! А то, что в жизни бывают и штормы, и штили – мы знаем.
И к религии он относился серьёзно и осознанно. Поэтому и обнаружил кучу несуразностей, присущих ей. Послушайте лекции Осипова А.И. и поймёте, что в сотне православных верующих истинных с десяток, остальные – язычники!

Не могу согласиться и со следующими вашими высказываниями.

«Каким образом и когда религия могла изменить государственный строй?
Ведь христианство говорит, что все от Бога: и богатство, и бедность, и строй, и кесарь. Вот тут, мне кажется, тупик. Или нет?»

Религия не меняет строй. Она меняет людей. Тех, кто ищет путь к Богу. Жизнь человека рассматривается как экзамен, как подготовка к продолжению Пути. ЦН в нас самих.

«Ничего себе перечисление: забавы, похоть, искусство, наука.… Все дурно, священны только невежество и слепая вера.»

Включите ТВ. Хлеба и зрелищ!

Ну, что с вами поделаешь… Попробуйте осознать Мироздание и своё место в нём. Возможно, полегче станет понять смысл вашей жизни и найти свою Дорогу.

Всего доброго!

Влад Тихонов   20.03.2019 17:15     Заявить о нарушении
Благодарю, Влад, за Ваше мнение. Все люди разные, и понимание жизни у всех свое. Я вовсе не надеюсь, что каждый прочитавший этот текст со мной согласится.
Достаточно, если просто подумает над этими вопросами.
А за совет - отдельно спасибо! Мой смысл жизни - в ее осмыслении.
Всего хорошего!

Елена Пацкина   20.03.2019 22:18   Заявить о нарушении
Эх, раз пошла такая пьянка...
Как правило, поиски смысла жизни ведут люди, которым либо ни что не угрожает (голод, война...), либо угроза абсолютно неотвратима (неизлечимая болезнь, старческая ветхость, завтрашняя казнь...). Большинство прочих, и тут я согласен с Еленой, заняты решением насущных проблем. И направленности на эти проблемы больше соответствует термин "цель", а не "смысл".
Характерная деталь: смысл жизни рассматривается в некой абстрактной и выходящей за пределы человеческой жизни плоскости: нечто за гранью бытия и над бытием.
Но корень слова "смысл" тот же, что и в слове "мысль", а последняя предполагает одушевленного носителя. Вот уже и прорисовалось, откуда ноги растут и идеи поиска глобального смысла жизни: из религии.
Жизнь изначально не имеет внешнего смысла, потому что возникла из-за игры хитрых, но бездушных законов природы. У эволюции нет целей, как нет ее у мертвого камня, летящего в пустоте. Старый и опасный предрассудок - думать, что кто-то там наверху заботится о нас и требует "служения". На земле мы сами себе и божий гнев, и божий суд - равно как и козни сатаны - это проявление нашей же дурости.
Но я, положим, ни в каких демиургов, кроме папы с мамой, не верю (да и те вряд ли задумывались обо мне персонально, а подчинились страсти) - и потому искать то, чего не может быть, не собираюсь. Это не означает, что нет смысла и нет целей: они связаны, как и у всех, с насущным, и, как и у прочих, простираются за пределы собственной шкуры и отведенного времени: помочь обустроиться детям, поддержать, когда это по силам, друзей, отвлечь от грусти жену, которая, увы, стареет вместе со мной...
Жизнь, мне кажется, нужно строить без оглядки на абстрактный "смысл", подчиняясь конкретике. И личная конкретика должна быть соотнесена с общей и не конфликтовать с ней - а это и есть мораль, религиями узурпируемая.
И уж последнее дело - кривляться, часами стоять перед иконостасом, полагая, что в этом есть что-то результативное и что кто-то там услышит. Ни хрена он не услышит.
Китайцы строят железные дороги и города, у нас дикими темпами строят храмы. Клерикализм наступает, поощряемый государством. Но когда жареный петух клюнет (а это обязательно случится), то жизнь заставит искать спасения не у Христа за пазухой, а в земных и вполне материальных вещах. Хлебный склад может спасти больше людей, чем целая армия монахов.
А Толстого как литератора не люблю и не понимаю. Много раз за него брался - и всякий раз тяжеловесный язык и нравоучительный тон заставляли бросить. Мое чтиво - Толстой А.Н. Обожаю и перечитываю много лет и "Петра", и "Хождения", и многое другое.

Алексей Степанов 5   29.05.2020 18:34   Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей, за столь содержательный отзыв.
Во всем с Вами согласна, кроме любви к А. Н. Толстому, но это уже дело вкуса, а о вкусах не спорят.
Всего наилучшего,

Елена Пацкина   29.05.2020 19:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Пацкина
Перейти к списку рецензий, написанных автором Влад Тихонов
Перейти к списку рецензий по разделу за 20.03.2019