Рецензия на «История зарождения казачества» (Юрий Лазин)

"в тюркском языке это слово встречается. Переводится оно как - вор, грабитель."
Странно читать такое, тем более если это написано историком. Мне известны три версии перевода тюркского слова "казак": 1. Отделившийся (отложившийся) от своего рода. 2. Вольный человек. 3. Стражник, охранник, несущий караульную службу.
"может это слово появилось в тюркских языках после того, как казаки стали наводить страх и ужас на своих соседей своими военными победами и, соответственно, грабежами."
Это домысел. Слово "казак", возможно, не древнетюркское, а заимствованное и переосмысленное тюрками. В документах Хеттской империи упоминается злейший враг хеттов - некие каски (и апсилы), которые в 13 в. до н.э. нанесли завершающий удар, приведший к гибели этого государства. Судя по скудным языковым данным, каски - предки современных адыгейцев и черкесов, а апсилы - абхазов. В Средние века этот народ именовался соседями как "кешеки" (у персов), "кашаги" (у грузин), касахи (у византийцев), касоги (у русских). В ПВЛ и Слове о полку Игореве указывается, что несколько тысяч касогов служило в дружинах русских князей и получило от них во владение земли в Черниговской земле и Ростово-Суздальском княжестве. Вместе с "черными клобуками" они являлись вассалами южнорусских князей и сражались в их войсках в конном строю. Возможно, отсюда и "есть пошел" термин "казак", позднее воспринятый славянами и татарами. Вспомним также, что украинские казаки назывались в русских источниках "черкасами". Возможно, это название связано с адыгским словом "чергэс" - горный орел. После установления татаро-монгольского ига, по требованию татар в причерноморские степи из большинства княжеств были переселены молодые русские люди обоего пола (примерно 10 процентов всей русской молодежи после устроенной татарами переписи). Переселенцам запретили заниматься земледелием, они несли пограничную и почтовую службу и сражались в составе ханских войск. Атаманы из числа татаро-монголов обучили юношей сражаться в конном строю и вести жизнь, близкую кочевой. Это, насколько я знаю, еще один фактор становления украинского и донского казачества. Язык казаков (у донских казаков он назывался "гутор", т.е. "говор") - в целом относится к южнорусским диалектам (разговорный, по признанию русских чиновников, еще в 19 в. был им малопонятен). Один из потомков яицких (уральских) казаков мне как-то сказал, что у них на хуторе не знали таких русских слов иранского происхождения, как "топор", "хороший", "собака". Вместо них использовались общеславянские "секира" (он произносил на украинский лад - сэкира), "пес" (пэс), "добро". Ну и "гэкали" донские и уральские казаки как украинцы. По генетическим данным, все казаки, кроме терских, неотличимы от восточных и западных славян (более 50% имеют гаплогруппу R1a1).

Алексей Аксельрод   10.03.2019 11:31     Заявить о нарушении
Всегда приятно читать Ваши рецензии. Во-первых, нет никакого сомнения в том, что Вы ознакомились с моим произведением, которое рецензируете. Во вторых, всегда видно, что Вас моё произведение подвигло на собственную исследовательскую работу. Мне это приятно, тем более, что и меня Ваши рецензии подвигают на внесение дополнений в свои работы.
Скажу честно. Чем дальше, тем больше мне кажется, что историю зарождения казачества мне нужно доработать. Но это же время. Его же где-то нужно найти.

Про косогов сразу скажу, что это не казаки. Это косоги. Я в своей работе использовал целый ряд подобных версий, которые отверг, как необоснованные. На мой взгляд, косоги это вполне себе состоявшийся этнос, или даже не один этнос объединённый этим названием. Это предки адыгов. Но это я так считаю, хотя самостоятельного изучения этого вопроса я не делал. А почему7 Да потому, что появление казачества считаю более поздним и продолжительным событием.

Вот версию о выделении 10% молодёжи и высылке их для укрепления монголо-татарских рубежей ещё как-то могу принять, но мне кажется, что эта версия не состоятельна по нескольким причинам. Монголо-татары не имели границ своих владений как таковых. У них не было в этом необходимости, а вот в рабах необходимость была. Границами их владений были те государства, которые и платили им дань. Они и были буферными зонами. Постоянные войны не давали м-татарам возможности постояно устанавливать новые границы. Больше этого они были озабочены постоянным дележом территорий между наследниками. Это по логике. Хан Батый был внуком Чингис Хана, а вот хан Мамай уже был ханом в Крыму. И в поход на Русь он даже фряжскую пехоту нанял. Там какие-то пограничники не могли быть обоснованно использованы.

Чёрные клобуки действительно загадка. До м-татарского нашествия они компактно проживали недалеко от Киева и настолько активно принимали участие в общественной жизни города, что в известных вечевых решениях на письменных источниках найденных учёными, написано что-то вроде: "мы, киевский народ и чёрные клобуки...". Т.е. их выделяли, но они были равноправными с киевлянами. Известно, что м-татары их, после взятия Киева куда-то переселили. Куда и зачем, неизвестно до сих пор. Известно что на тот момент они уже могли быть христианами. Если бы они были русичами, их не выделяли бы от остальных. Но версия настолько же интересна, насколько и загадочна.

Насчёт гаплогрупп, могу сказать только то, что это мало о чём говорит. Вот язык и фонетика, это да. Это передаётся из поколения в поколение и может быть достоверным. Но у разных казаков разные языковые приобретения. Кто где жил. В какие времена. Совершенно ясно одно. Казачество несёт в своей истории необыкновенно мощную информацию, которую всем предыдущим властям нашей страны не выгодно было сохранять. Собственно, это главный лейтмотив моего произведения. Достижениями казаков, их возможностями, пользовались, а само казачье сообщество, которое я не отделяю от русского этноса, всячески уничижали.

Ваши рецензии, Алексей, считаю лучшими. Ваши дополнения добавляю в рецензируемые Вами мои произведения с упоминанием Вашего авторства. Если вдруг так случится, что захотите почитать мой фантастический роман "Бабочка из прошлого", да ещё напишете о Ваших не предвзятых впечатлениях, буду считать это для себя большим подарком.
С уважением!

Юрий Лазин   04.03.2019 09:20   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Лазин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 04.03.2019