Рецензия на «БАЗА 211» (Владимир Кирьянов)
http://www.youtube.com/watch?v=1NUfmqXgtAY Юрий Казаков 04.01.2019 18:08 Заявить о нарушении
Восемь лет назад в издательстве «Гидромет» вышли в свет воспоминания некоего Владимира Кузнецова, одного из членов первой советской антарктической инспекции под эгидой Госкомгидромета СССР, совершавшей в 1990 году инспекционный рейд по всем научно-исследовательским антарктическим станциям с целью проверки выполнения статей 7-го Международного Договора по Антарктиде.
В главе, описывающей посещение советской станции Новолазаревской (бывшей Лазаревской) имеются такие строки: «...Оазис Ширмахера, где находится Новолазаревская — узкая вереница обледеневших сопок, похожих на верблюжьи горбы. В понижениях между сопками — многочисленные мелкие озера, в солнечный день отражающие безмятежное на первый взгляд антарктическое небо. Новолазаревская, думаю, самая уютная и самая обжитая из всех наших станций в Антарктиде. Крепкие каменные здания на бетонных сваях живописно расположились на коричневых холмах и радуют глаз своей фантасмагорической раскраской. В домах очень тепло. Кроме дизельной, энергию дают многочисленные ветряки. Зимовщиков тут около четырехсот, летом — до тысячи и более, очень многие с семьями. На станции оборудован прекрасный аэродром — самый старый аэродром в Антарктиде и единственный, имеющий полосы с металлическим покрытием и бетонированные ангарные стоянки. На каменистом холме, расположенном меж двух особо крупнх озер — кладбище полярников. Давно списанный вездеход »Пингвин«, загнанный озорным механиком на вершину холма, стал памятником, который даже изобразили на почтовой марке. Я поднялся на холм. По мемориальности кладбище не уступает многим знаменитым кладбищам мира, Новодевичьему, например, или даже Арлингтонскому. С удивлением вижу на могиле летчика Чилингарова залитый в бетонный постамент четырехлопастный пропеллер и дату захоронения: 1 марта 1947 года. Но мои расспросы остаются без ответов — нынешнее руководство Новолазаревской и понятия не имеет о деятельности станции в том далеком году. Это, как видно, уже дело историков...» Кузнецов, несомненно, оказался прав — это дело историков. Но его книга вышла более десяти лет назад, а никто из этих самых историков так и не удосужился объяснить миру, ЧТО ИМЕННО делал в самом начале 1947 года в Антарктиде четырехлопастный пропеллер, «принадлежавший явно советскому самолету». Как удалось установить впоследствии, пропеллер, «принадлежавший явно советскому самолету», являлся продукцией американской фирмы «Белл». Попутно с этим выяснилось, что капитан А. В. Чилингаров во время Великой Отечественной войны служил в перегоночной авиадивизии, которая занималась доставкой на советско-германский фронт авиатехники, предоставленной американцами по ленд-лизу (*36). Командиром этой самой дивизии был уже известный нам полярник — полковник ВВС И. П. Мазурук, и обслуживала эта дивизия самую длинную и самую тяжёлую в мире авиационную трассу АЛСИБ (сокращенное от Аляска — Сибирь). Юрий Казаков 04.01.2019 18:20 Заявить о нарушении
Юрий, на Оазисе Ширмахера и на станции Новолазаревская НИКОГДА НЕ БЫЛО аэродрома с ангарами и бетонной полосой. Самолеты там всегда, и раньше и сейчас садятся на ледовую полосу (я более 10 лет был там начальником аэродрома, включая 2018 год), которая расположена в 12 км от станции. Кроме того, там нет и никогда не было кладбища, оно есть около станции Мирный на о.Уединения, а единственный монумент на подъезде к станции Новолазаревская - чисто символический, под ним никто не захоронен. Это выдумка про 1947 год, я там все излазил и точно могу сказать,что автор просто все выдумал.
Владимир Кирьянов 07.01.2019 20:54 Заявить о нарушении
Не готов с вами вступить в спор, так с тем, что написано знаком лишь поверхностно и по немногочисленным источникам.
Юрий Казаков 08.01.2019 10:16 Заявить о нарушении
Зато какая тема для художественных произведений и прочего.)))
Так что База-211 - это надолго! Отец Всех Зеркал 04.04.2019 23:26 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |