Рецензия на «Чаадаев и Ницше о войнах» (Семенов Сергей Александрович)

Здравствуйте, Сергей Александрович!
Простите, что так долго не заходил к Вам в гости на страничку, так долго не общался с Вами чрез "рецензии"-письма. А Вы как всегда в мини-текстах затрагиваете интересные темы и обращаете внимание на больные точки, общечеловеческие.

(Маленькое техническое отступление. В письме Чаадаева исправьте опечатку: "когда я Пишу вам"...)

А теперь о главном и проблематичном.
Начнем с последнего, с фразы Ницше.
Открыл "Веселую науку" и, перелистав несколько страниц, не нашел эту фразу. А искал я к тому, чтоб увидеть отрывок этой фразы в контексте. По-моему, если взять именно отрывок этой фразы помимо общего контекста, то, наверное, Ницше здесь говорит об основателях христианства, т.е. об И.Х. и апостолах. Мне известна ОЦЕНКА Ницше о христианстве и его основателях. Возможно, Ницше говорит здесь о нечто другом. Не знаю. Но не о войнах. Наоборот, чтО Ницше воспевал в своей философии? Мудрость! пожалуй, и мудрость, но еще и силу, здоровье, своеволие и даже разрушение супротив всякому "благоразумию". О Ницше можно сказать, что он как мыслитель - парадоксалист, но не глупец. А феномен Ницше, как парадоксалиста, связывает-роднит его с героем повести Достоевского "Записки из подполья". Как известно, Ницше один из первых увидел в Достоевском - великого психолога. Однако, некоторые оттенки и грани "психологизма" Достоевского он все-таки упустил из виду. Ницше, как мыслитель-парадоксалист, есть человек с утонченной глубокой иронией и самоиронией. Так вот, по-моему, Ницше, помимо прочих о себе самом высказываний, мог бы записать про себя и ТАКОЕ из "записок" "подпольного человека":

"ведь никак нельзя этого сказать про него, хоть бы по тому одному, что
если уж он будет глуп, так ведь кто же тогда будет умен? Но если и
не глуп, то все-таки чудовищно неблагодарен! Неблагодарен феноменально..."

Возможно, что Ницше оценил бы в свой адрес таковую иронию. И, между прочим, это словосочетание "подпольного человека", как "неблагодарен феноменально", параллельно как то связано с Вашей мыслью из мини-текста "Ницше - пророк?": "...Так что делать прогнозы и произносить пророчества – вещь неблагодарная"...
Кстати, Сергей Александрович, сопоставьте контекст мысли Ницше в разделе "76. Величайшая опасность" с контекстом мысли "подпольного человека" о благоразумии и своеволии. По-моему, Вы увидите очень много интересного!..
"Но оставим господина Ницше...".

Теперь же,
О мысли Чаадаева в письме к Пушкину.
Мысли Чаадаева в данном письме можно разделить на три отдельные части. И по каждой в отдельности дать им оценку.
Например, первое: "Говорят, ходят толки о всеобщей войне? Я утверждаю, что ничего подобного не будет. Нет, мой друг, пути крови не суть пути Провидения. Как люди ни глупы, они не станут раздирать друг друга, как звери: последний поток крови пролит, и теперь, в тот час, когда я Пишу вам, источник ее, слава Богу, иссяк..."

Письмо 1831 года? Через 22 года произошла мировая война, как называют историки, НУЛЕВАЯ МИРОВАЯ 1853-1856г.г., в которой принимали участие несколько Империй. А у нас в Отечестве её называют "КРЫМСКАЯ война", которой после дал описание Лев Николаевич, принимавший в ней непосредственное участие. Но это, так скажем, всё исторические справки. А главное-то в феномене и образе мысли. Особенно, меня "убивает" такое выражение, как "несколько... СМЕШНЫХ войн". О войнах можно сказать, что они бессмысленны и даже случайны, но не СМЕШНЫ. Таков образ мысли мне напоминает в чем-то образ художественного персонажа из романа "Братья Карамазовы", а именно господина Миусова, человека европейски-просвещенного и либерала, вперемежку с образом Федора Павловича Карамазова, которые так вечером у камина за коньячком рассуждают о СМЕШНЫХ войнах. Вспомним, провиденциальный диалог папаши Карамазова с сыном Иваном, как о "красной ракете", о "ослице", и о монастырях, которые можно было бы устранить. Замечание Ивана Карамазова к необыкновенной фантазии папаши, вполне можно соотнести и к ОТВЛЕЧЕННОЙ мысли Чаадаева. Но "замечание Ивана К." только цветочки, а ягодки у "подпольного человека".

А что сегодня? Разве сегодня не разделяют некоторые умные люди таковых воззрений? Еще как. Например, вчера сам видел и услышал, как гостья программы "Право знать" глав.редактор телеканала RT Маргарита Симоньян высказала позицию подобную мысли Чаадаева, в ответе на вопрос о кризисе вокруг керченского пролива и по поводу нагнетания ситуации политиками на Украине и политиками Запада. М.Симоньян высказала почти точь-в-точь мысль Чаадаева, что мол "Я утверждаю, что ничего подобного не будет", т.е. войны не будет. И слава Богу, и мне бы того же желалось и хотелось, НО если бы не вопросы и возражения "человека из подполья". Послушаем как там у Ф.М.?..

"Попробуйте же бросьте взгляд на историю человечества; ну, что вы увидите? Величественно? Пожалуй, хоть и величественно... Пестро? Пожалуй, хоть и пестро... Однообразно? Ну, пожалуй, и однообразно: дерутся да дерутся, и теперь дерутся, и прежде дрались, и после дрались... Одним словом, всё можно сказать о всемирной истории, всё, что только самому расстроенному воображению в голову может прийти. Одного только нельзя сказать, - что благоразумно. На первом слове поперхнетесь...".

И еще: "Да оглянитесь кругом: кровь рекою льется, да еще развеселым таким образом, точно шампанское. Вот вам все наше девятнадцатое столетие, в котором жил и Бокль. Вот вам Наполеон - и великий, и теперешний. Вот вам Северная Америка - вековечный союз... И что такое смягчает в нас цивилизация? Цивилизация вырабатывает в человеке только многосторонность ощущений и... решительно ничего больше. А через развитие этой многосторонности человек еще, пожалуй, дойдет до того, что отыщет в крови наслаждение..." (Ф.М.Достоевский).

Вторая часть мысли Чаадаева: "Спора нет, бури и бедствия еще грозят нам; но уже не из слез народов возникнут те блага, которые им суждено получить...". По поводу этих слов Чаадаева у меня даже "язык отнимается" что-либо возразить. Даже одного вопроса Ивана Карамазова будет достаточно, как и вопроса "подпольного человека", чтоб "осадить в лужу" "из слез" мыслителя Чаадаева.

По третьей же части: "отныне будут лишь случайные войны, несколько бессмысленных и смешных войн, чтобы отбить окончательно у людей охоту к разрушениям и убийствам", - можно сделать такое ответвление по временам. Если отнести эту фразу к временам её произношения, т.е. к 1831 году, то можно сказать, что мыслитель Чаадаев, мягко говоря, наивен и недальновиден в своих мечтаниях. И даже, если предположить, что ТАКОЕ сказал наш современник начала 21-го века в некоторой реконструкции фразы, как "отныне, когда после изобретения наукой атомной бомбы и других разрушительных, смертоносных видов оружия, возможны лишь локальные войны, чтоб отбить окончательно у людей охоту к разрушениям и убийствам", то возникает множество вопросов, касательно человеческого фактора и гарантий, связанных с ним, как и вопросы об Искусственном Интелекте, что сотворил человек Науки. Где и кто даст абсолютные гарантии?.. И ко всему тому вопрос "подпольного человека":

"Человек любит созидать и дороги прокладывать, это бесспорно. НО отчего же он ДО СТРАСТИ любит тоже разрушение и хаос? Вот это скажите-ка!.. Не потому ли, может быть, он так любит разрушение и хаос, что сам инстинктивно боится достигнуть цели и довершить созидаемое здание?.." (Ф.М.Достоевский).

Вопрос и вопросы, вопросы...

С уважением,


Бармин Виктор   09.12.2018 23:36     Заявить о нарушении
Здравствуйте Виктор!
Приношу свои извинения, что не сразу ответил на Ваш замечательный отзыв. Было много работы…
Рад Вашему появлению на «просторах» моей страницы.
Вы, как обычно, даете четкий и исчерпывающий комментарий к моей небольшой заметке. Будем считать так, что мои размышления явились катализатором, который вызвал поток Ваших интересных мыслей.
Цитируемую фразу Ницше я взял из издания «Веселая наука»: Фолио; Харьков; 2010, книга 1, стр. 16.
Приведу более обширную цитату, чтобы был понятен контекст: «Да я, признаться, и не знаю, можешь ли ты, мой ближний, проявлять в своей жизни недоброжелательство к роду и таким образом вести себя «неразумно» и «дурно»; ведь все, что так или иначе могло бы нанести вред нашему роду, устранено из жизни, быть может, уже несколько тысячелетий тому назад. Будешь ли ты следовать самым лучшим или самым дурным из своих побуждений, – ты все равно в сущности так или иначе будешь споспешествовать и благодетельствовать человечеству, и только за это люди будут тебя хвалить и над тобой издеваться!». В этом отрывке Ницше прямо о войнах не говорит. Но я взял на себя смелость расширить смысл цитированной фразы и распространить его на несколько другие области. Не кажется ли Вам, что часто в литературе, в том числе и в философской, мы встречаем некоторые логические конструкции, которые позволяют заглянуть в иные области, о которых речь, быть может, и не шла.
Что касается выражения «смешные войны», то, как мне кажется, у Чаадаева здесь был смех сквозь слезы. Он имел ввиду, что некоторые войны настолько бессмысленны, что от этого становится даже смешно. По сути дела, в данном случае это синонимы - «бессмысленные» и «смешные».
С наступающим Новым годом!
С уважением,
Сергей.

Семенов Сергей Александрович   30.12.2018 12:07   Заявить о нарушении
Извините, Сергей Александрович, только сегодня вот обнаружил Ваш ответ.
И благодарю Вас за столь развернутое объяснение, т.к. Вы многое для меня прояснили и по мысли Ницше и по мысли Чаадаева. И я с Вами вполне согласен, безусловно, и так возможно рассматривать, и так бывает.

С наступающим Вас праздником - Крещением!

Ваш по-читатель и собеседник,
В.Б.

Бармин Виктор   17.01.2019 21:36   Заявить о нарушении
Спасибо, Виктор!
И Вас с Крещением Господнем!

Семенов Сергей Александрович   17.01.2019 23:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Семенов Сергей Александрович
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.12.2018