Рецензия на «Гибель богов натурализма ч30 перевоплощение душ» (Виктор Аксючиц)
Здравствуйте, Виктор Владимирович! Где-то в феврале месяце текущего года приобрел Вашу замечательную и уникальную книгу с более чем символическим названием - "РУССКИЙ МАЯТНИК. От коммунистического тупика через либеральный обвал. Заметки очевидца" (2017). Почему название Вашей книги более чем символично? Но это ЛИЧНО для меня. Так говорю именно потому, что исхожу из своего личного ОПЫТА постижения человека, из того, чтО мне открылось в этом опыте. Приблизительно в то же время, как приобрел Вашу книгу, вплотную занялся исследованием романа Достоевского, а конкретно исследованием образа героя - Ивана Карамазова. И хочу поделиться с Вами некоторыми соображениями, что мне открылось: "И, исходя из сопоставления интерпретаций С.З.Агронович и В.Кирпотина, возможны такие прочтения смыслов: Второе: Россия – Сфинкс (А.Блок, Г.П.Федотов), Иван – Сфинкс. Иван Карамазов – это русский МИФ, «русский МАЯТНИК», колеблющийся над Бездной. Есть два символических высказывания: у Достоевского про Россию и у Кирпотина про Ивана Карамазова. Ф.М.Достоевский: «…вся Россия стоит на какой-то окончательной точке, колеблясь над бездной» (1880)*. В.Кирпотин: «…(Зосима) понимает… и то, что Иван = качается как маятник между двумя крайностями»*. И здесь возможно еще символическое сопоставление образа-мифа Ивана Карамазова с книгой современного автора, философа Виктора Аксючица «Русский маятник. От коммунистического тупика через либеральный обвал. Заметки очевидца»*. Книга В.Аксючица есть как бы опыт «Записок из будущего», эхом отзывающийся к образу-мифу Ивана Карамазова. Спрашивается: маятник колеблется над какой бездной или между какими безднами? – Между верой в Бога и предельным сомнением, утопающим в солипсизме, между Тезисом и антитезисом, между интуицией цельного Знания (Н.Кузанский, Вл.Соловьев, П.Флоренский, С.Франк) и агностицизмом-нигилизмом, уводящим к уничтожающему ничто. Иван – загадка, как русский маятник, колеблющийся между двумя безднами: бездной, что внизу, и бездной, что вверху...". Вот некоторые выдержки из моего исследования об Иване Карамазове. Теперь о Вашей книге. О книге можно поведать всего двумя-тремя предложениями, что изложены Вами в аннотации, в которых предельно сжато сказано главное: "...мои книги о России выстраданы моей жизнью... и ...обретение Родины в духовном смысле было обретением самого себя... ...осознание истории вырастает из опыта самоосознания..." (В.Аксючиц). И еще раз скажу, что книга Ваша для меня лично - уникальна. И здесь я вижу, КАК прослеживается путь золотой невидимой нити русской религиозно-философской мысли. От В.Аксючица к Н.Бердяеву, от Н.Бердяева к Ф.Достоевскому и обратно, если вспомнить слова Ф.М.Достоевского, которые замечательно вписались бы в качестве эпиграфа к Вашей книге "Русский маятник": «А ведь это образ! Образ и символ: тысячу раз прав Лермонтов, сказавший: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа», – прав, но ещё более был бы прав, если бы сказал, что даже в истории отдельной души одного человека отражается порой история души всего народа…» (Ф.М. Достоевский) *** А теперь, что касается данной публикации или выдержки из книги "Гибель богов натурализма", то меня интересует вопрос, поставленный Вами, как и интересен мне ответ на сие вопрошание. "Могут ли быть перевоплощения в новый человеческий облик?.." (В.Аксючиц) Вопрос для меня не риторический и не отвлеченно-философский, а вполне конкретизированный и философски-проблематический. Сразу поясню, что с ответом Вашим на вопрос я вполне солидарен. Но Ваш ответ как бы традиционно-обобщенный, а меня интересует вопрос, применительно к конкретному образу человека, историческому Лицу. Например, в христианской, православной литературе есть описания двух образов человека, исторического Лица, как Ильи-пророка и Иоанна Предтечи или Иоанна Крестителя. Две тысячи лет назад в среде еврейского народа было поверье, что Иоанн Креститель есть как бы новое воплощение Ильи пророка. И в Евангелии, между прочим, мы можем найти тому свидетельства, как, например, из уст Спасителя Иисуса Христа. В православной литературе я нахожу интересные описания характеристики образов Ильи-пророка и Иоанна Предтечи, в которых вижу не просто некое сходство, а совпадение характеристик, как будто говорится про одного и того же внутреннего человека, т.е. человека в его духовно-душевной сути или самости, как по терминологии Б.Вышеславцева. И меня здесь интересует вполне конкретная проблема, как воспоминание или припоминание человеком этапов СВОЕЙ космической судьбы. Возможно ли ТАКОЕ? Как космическая судьба человека и КАК человек ТАКОЕ переживает сквозь свое самоосознание. Вот вопрос и проблема. По-моему, я еще не встречал литературы, в которой увидел бы в полной мере развернутое объяснение на такой вопрос. Есть только поэтические тексты, в которых отражается нечто подобное в виде ответа. Так в конце 20-го века и в начале текущего 21-го в народной среде бытует мнение (некоторых энтузиастов), что поэт Виктор Цой есть как бы воплощение Ильи-пророка. И как бы ни казалось такое предположение фантастическим, но можно обратить на такой феномен внимание, безусловно, без всякого фанатизма некоторых энтузиастов. Если все-таки предположить ТАКОЕ совпадение, что речь идет об одной и той же космической судьбе самости человека, так скажем, воплощенном в разном обличье и с разными именами, исходя из описания характеристик и различных текстов, в том числе и текстов поэта, то возникает проблема конкретизации именно в деталях. Как ТАКОЕ возможно верно объяснить-истолковать? Неужели поэт конца 20-го века и есть воплощение Ильи-пророка, есть Илья-пророк? А как же самоосознание того человека, кто есть поэт или самоосознание человека в персоне (в маске) В.Цоя? И, частично, в Вашем обобщенном ответе я нахожу ответ, касательно деталей, что: "...Перевоплощения переживает не некая иллюзия в разных людях, но вечная духовная монада. Один и тот же вечный индивидуальный дух способен неоднократно погрузиться в мировую плоть в облике человека. В таком случае это не различные люди, ничем не связанные в истории, а формы мирского существования единой вечной души, метафизический центр которой в вечности. Когда люди что-то смутно припоминают из прошлых эпох, то не чужие жизни, а этапы своей космической судьбы..." (В.Аксючиц). Но мой вопрос, касательно деталей, связан с самоосознанием человека. Как работает самоосознание человека, когда глаза души его обращены внутрь себя, т.е. в постижение СВОЕЙ КОСМИЧЕСКОЙ СУДЬБЫ и одновременно своего предназначения в этой жизни? Вот вопрос, который меня мучает. Другими словами, КАК человек чувствует СВЯЗЬ с прошлыми воплощениями сквозь припоминание и одновременно сквозь самоосознание своего "Я" в здесь и сейчас. Возможно у меня такие вопросы, на которые наука и ученые не в силах дать исчерпывающего объяснения. Здесь, как говорится, сфера постижения за гранью, которая отделяет личное от публичного, когда личность встречается один на один с Всевышним. Виктор Владимирович, Спасибо за книги, за Творчество, что дарите нам! С уважением, Бармин Виктор 29.10.2018 09:59 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |