Рецензия на «Старушка в засаде» (Валентина Телухова)

ОТЗЫВ НА РАССКАЗ «СТАРУШКА В ЗАСАДЕ»

Рассказ талантливой писательницы Валентины Телуховой – один из образцовых произведений художественного жанра, посвящённый жизни сельского населения страны. Рассказ начнётся без всяких вводных слов:

«Странная семья поселилась рядом с Верой Васильевной. Десятки лет она прожила в соседстве с очень хорошей семьей. Заселились они в этот двухквартирный дом одновременно. Дом сдали в эксплуатацию ранней весной. Сложен был он из силикатного кирпича. Вид у него был аккуратный и опрятный. Только построили его на пустыре. Предполагалось, что рядом с ним вырастет целая улица одноэтажных домов. Она даже имела уже название – Сосновая. Может быть, её назвали так потому, что полоска соснового леса была видна из его больших окон строящихся по новым проектам особняков?

А в посёлке быстро придумали обиходное название для этого хуторка из трёх домов, два из которых только достраивались. Оторвановка. Действительно, такой и была эта улица. Даже дороги нормальной сюда не было. Огромное суглинистое поле отделяло с севера эти дома от трассы».

Для изложения своего рассказа автором выбран ярко выразительный жанр. Точно применяются нужные обороты для уточнения мысли:

Предполагалось, что рядом с ним вырастет целая улица одноэтажных домов. Она даже имела уже название – Сосновая. Может быть, её назвали так потому, что полоска соснового леса была видна из его больших окон строящихся по новым проектам особняков?

Читаем далее:

– А у вас в посёлке есть асфальт возле дома? – спросил как–то Веру Васильевну её городской племянник Славочка шести лет от роду.

– Есть. Только жидкий.

– Какой?

– Жидкий. Дождь чуть брызнет или снег весной таять начинает, асфальт сразу и течет.

– А как же вы по нему ходите?

– В сапогах резиновых. Всей семьей обуваемся в сапоги и идем потихонечку. До трассы доходим, сапоги снимаем, в пакеты кладем, обуваем нормальную обувь и идем дальше, как цивилизованные люди».

Заметьте: беседа Веры Васильевны со своим племянником носит чисто символический характер. И в ней – вся суть авторского замысла. По сути, это – образец мысли двух разных менталитетов – сельского и городского.

Далее, по тексту рассказа:

«Да. Вот именно так обстояли дела в первые годы жизни на новом месте. Но годы шли. Улица застраивалась новыми домами. В наши дни на улице появились коттеджи. Новые жильцы с прежними знакомство не вели, в гости не ходили, на скамейке по вечерам не сидели. Да и прежние жильцы, которые привыкли чувствовать поддержку друг друга, через тридцать пять лет существования улицы вдруг стали один за другим оставлять этот мир. Появились новые хозяева в прежних домах. А о прежних жильцах напоминали сады под окнами домов, раскидистые черемухи, посаженные в землю когда-то тоненькими прутиками, ухоженные дворы с клумбами, чистые тротуары-тропинки вдоль домов, да прочные скамейки возле калиток, на которых уже никто не сидел вечерами. Деревенские привычки уходили в прошлое. Теперь село превратилось в поселок городского типа.

Вера Васильевна постарела, овдовела, стала часто болеть, почти перестала передвигаться самостоятельно. С тростью в одной руке и с костылём, на который она опиралась при ходьбе – далеко не уйдешь. Только иногда, в сопровождении внучки, она добиралась до леса и долго стояла там, вдыхая ароматы и обнимая любимую сосну. Мир – живой и красивый, отдалялся от неё с каждым прожитым днём».

Эта – сказ в лучшем лаконичном исполнении. Без лишних слов. По нему можно детей уложить спать. Они легко засыпают.

В произведении также затронуты довольно острые социальные проблемы – проблемы раннего созревания детей:

«Последние пять лет по соседству поселились знакомые молодые люди. И Клаву, и Толика Вера Васильевна учила в школе. Были они близкими родственниками. Двоюродными братом и сестрой по материнской линии.

Их родители принадлежали народности, которая заселяла просторы Приамурья с древних времён. Хороший и работящий народ. Добрые и отзывчивые люди. Одно было плохо – ранние были у них дети. В четырнадцать и пятнадцать лет уже готовые женихи и невесты. Рано рожали детей. Клава пошла в разгул в тринадцать лет. Скандал был на всю область, когда она родила ребенка в восьмом классе. Молодой маме не хватало двух месяцев до четырнадцати лет. Ребенка вырастила бабушка».



Несколько слов о структурировании рассказа и степени выработки «кульминационного момента»:

Погружаясь в атмосферу рассказа, неподготовленный читатель меньше всего думает о технике изложения рассказа, равно как и особенности воплощения авторского замысла, мало его интересует. Отсюда, говорить о характеристике структурирования художественного произведения – дело сугубо профессиональное, и вообще при беглом анализе степени раскрытия авторского замысла можно упустить этот момент.

Но мы, однако, не должны упускать из виду и зоркий взгляд «постороннего наблюдателя» за нашим аналитическим изучением интересующего нас рассказа уважаемой Валентины Телуховой. Ведь этот посторонний наблюдатель вдруг может возразить, моль куда автор этих строк смотрел, когда взялся за перо и стал детально анализировать произведение дабы выявить ценностные качества пробы пера леди-автора! И чтобы не оказаться в «засаде» педантизма этого постороннего наблюдателя, и спасти себя от шквала его критики, позвольте бегло пройтись по этим пунктам.

Валентина Телухова, к счастью, славно справилась с авторским проектом, учитывая нужные моменты и требования художественного жанра в своём проекте – описание атмосферы (пространственные просторы) действия персонажей рассказа, выработку основного авторского замысла, который выступает и кульминационным моментом самого художественного произведения: дом в котором десятки лет прожила героина рассказа – Вера Васильевна в соседстве с очень хорошей семьей...выступает, пожалуй, сердцевиной атмосферы рассказа… И о нём довольно удачно описано автором рассказа. На базе этого дома, который находился в неком посёлке, должна была появиться некая улица… «Предполагалось, что рядом с ним вырастет целая улица одноэтажных домов. Она даже имела уже название – Сосновая». (Фрагмент из текста рассказа)

Далее. Все события рассказа происходят в переделах этого посёлка…

Касательно авторского замысла скажу коротко: кстати, он отражён в самом названии произведения. И кульминационный момент рассказа довольно чётко воплощает основную идею сочинения. ЗАСАДА стала единственным выходом от мучительного раздумья над решением «назойливой головоломки» – назревающей беды – «факта развращения несовершеннолетней». Вся художественная ценность этого рассказа кроется именно в поиске реального средства предотвращения самого акта злодеяния:
«После долгих раздумий старушка решила устроить ночную засаду на Катиного ухажера. А что? Сядет в тени под черёмухой, оденет черный брезентовый плащ, темные брюки, да её там практически и видно не будет. Посидит, покараулит. А парень вежливый. Ближе к полуночи он провожает Катюшку до самого дома. Да ещё и целует её страстно на прощание. Сама видела. Только лица не разглядела. Темно было. А вот если она выследит его из своей засады, она раз! Прямо в лицо ему фонариком и посветит. Попугает. А пусть испугается. И скажет ему громко и ясно об ответственности перед законом. Вот замаячит перед ним тюремная решетка, так он и одумается, и оставит ребенка в покое.

План был хорош! Хорош!» (Фрагмент из текста рассказа)
Ничего не скажешь, рассказ написан в лучших традициях жанра. Это – одно из лучших произведений, изложенное на доступном художественном языке, хотя и насыщено обилием метафорических выражений и образов. И судя по чистоте стиля и свойству отшлифованной прозы, данное произведение больше замахивается на классический жанр. Его можно отнести к разряду "классического повествования". Весь рассказ написан в этом духе. Читатель от начала до конца испытывает приятные ощущения, приходя в восторг от умелого применения автором дозволенных интриг и нужных оборотов в раскрытии авторского замысла.

Поражает душевная доброта и положительный заряд самого рассказа. Автор настраивает читателя только на добротный лад, вызывая у него одни положительные эмоции.

От всей души пожелаю ей творческого вдохновения, желания и сил в творении новых прорывных образцов художественной мысли!

С уважением.

Фаршид   22.07.2018 21:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Фаршид, за такой глубокий анализ произведения. А я всегда, когда приглашаю на свою страницу, пишу читателям "у меня - тепло!" Да пусть согреются и увидят себя, какими хорошими иногда они бывают, и сколько доброты живет в каждом человеке.
Приукрашиваю ли я жизнь? Нет.

Мне однажды моя коллега - учитель словесности - предложила сюжет. Две дамы - пропоицы так напились, ЧТО одна другую сбросила в подполье, задвинула крышку холодильником, забрала все деньги и ушла за водкой, чтобы выпить уже в одиночестве и не делиться с подругой.

Понимаете, я их детей бедолаг учила. Согревала, как могла. У меня был большой класс- 34 ученика. А таких мамаш всего две. ОСТАЛЬНЫЕ были хорошими. Так я лучше напишу про хороших. Про маму Коли, которая растила сына в одиночку и такого парня подняла. Хотя работала дояркой и выражалась. И Коля в пятом классе говорил эти слова, как присказки. А я только детей взяла. Пошла я к ней. Ухоженная квартира. Комната сына уютная. Стол рабочий, полка с книгами. А мне же полюбить нужно её мальчика. Спрашиваю, как он рос. Оказывается болел сильно. Вот почему в восемь лет пошел в школу. Рассказывала про проделки его. Говорила, как ей трудно одной. И я не стала жаловаться. И уже пошла. Но в прихожей она все-таки спросила, а зачем я приходила?
Вера Михайловна, Вы меня извините, но Ваш сын иногда громко выражается. Не знаю что с этим и делать.

Пауза.Тишина.

-Ах, он...

Я имела представление о ненормативной лексике. Но таких оборотов прежде не слышала. Потом она взяла себя в руки и пообещала подействовать на сына. Была зима. Вышла я на улицу и улыбнулась. А с Колей потихоньку мы эту беду изжили. Майор милиции сегодня.

Сила её любви к сыну была просто морем.

Так что и такой рассказ я не написала. Но вспоминаю её с теплом. Нет её уже на свете. А значит и тепла на свете меньше стало. На горсточку.

Будьте здоровы. Храни Вас Бог. И пусть Ваши пожелания сбудутся.

Валентина Телухова   21.07.2018 11:02   Заявить о нарушении
Здравствуйте, многоуважаемая Валентина!

Имею честь довести до Вашего сведения, что отзыв несколько расширил, добавив и уточнив некоторые детали... Без этого я не мог простить себя за "формальное" выполнение своего долга!

Прошу ознакомиться с окончательным вариантом моего отзыва!

Всего Вам наилучшего во всех сферах Вашей жизнедеятельности,

Фаршид   22.07.2018 21:47   Заявить о нарушении
Дом, в котором я живу, его комнаты смотрятся по-разному в зависимости от времени суток. Солнышко ходит вокруг и его лучи меняют общую картину. И Ваши труды заставили меня саму иначе как-то посмотреть на свой рассказ. Выношенный и продуманный. Потому что если рассказывать все, как обыденность, до и двух десятков слов хватит. А если рассказывать о случившимся, как о событии, изменившим чуточку этот мир - несколькими словами не обойтись.

Благодарю Вас и низко кланяюсь. За такое глубокое понимание и проникновение в сущность.
Будьте здоровы. Всех Вам благ.

Валентина Телухова   23.07.2018 11:59   Заявить о нарушении
*** «если рассказывать все, как обыденность, до и двух десятков слов хватит. А если рассказывать о случившимся, как о событии, изменившим чуточку этот мир - несколькими словами не обойтись».

Совершенно верно. В аналогичном случае мне пришлось раскритиковать свою любимую писательницу, только потому, что, она почему–то решила переделать действительность «на свой лад». И сделала это так, что и–а этого зсуть самой логики своего мнимого восприятия аномального природного явления исказила донельзя. И мне пришлось вступить с ней в конструктивную полемику, которая, к сожалению, ею была отвергнута. Тогда, я поступил несколько иначе, конечно, реагируя на сложившееся обстоятельство, и подытожив свой отзыв в качестве своей последней публикации на этот портале, завершил следующими словами:

ЕСЛИ ВЫ НЕ ЛАДИТЕ С ПРАВДОЙ, ТО РАДИ ПРИЛИЧИЯ ЛГИТЕ «ПРАВДОПОДОБНО»!

А ТАК ВООБЩЕ ЛУЧШЕ НЕ ЛГАТЬ, НО И ВСЕЙ ПРАВДЫ НЕ ГОВОРИТЬ. НЧТО НЕ ТРЕБУЕТ СТОЛЬ ОСТОРОЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, КАК ПРАВДА,– ЭТО КРОВОПУСКАНИЕ ИЗ САМОГО СЕРДЦА НАЩЕГО. ... ЕСЛИ ВЫ ГОВОРИТЕ ТОЛЬКО ПРАВДУ, ВАМ НЕ НУЖНО НИ О ЧЁМ ПОМНИТЬ.

См.: Отзыв на спорное произведение (http://www.proza.ru/2017/12/15/1585)

Чем Вы обратили моё внимание к себе? – можете совершенно справедливо задать мне вопрос. Отвечу:

– Своей искренностью и скромностью.

Вот, чем отличаются люди друг от друга. Этот критерий познания личности всегда себя оправдывает.

Да будет свет,

Фаршид   23.07.2018 13:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентина Телухова
Перейти к списку рецензий, написанных автором Фаршид
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.07.2018