Рецензия на «Психология смеха - 2» (Михаил Пушкарский)

Уже не раз перечитываю и наконец-то понял, что меня в этой части зацепило. Есть такой этолог Конрад Лоренц. А у него есть труд "Аргрессия". Так вот он выводит эйфорический торжествующий клич гусей к высшей форме ярости. Этот клич служит для выражения общей радости. Смех людей, как можно было бы предположить, если провести параллель и пойти дальше - это тоже форма агрессии перенаправленной в другое русло. Это то, что разряжает гнев и объединяет.
Кстати, у того же Лоренца начинается эта книга с описания инстинкта спаривания у рыб. Так вот у самца инстинкт размножения всегда идет вместе с агрессией, а смех, как все знают несовместим с некоторыми физиологическими моментами.
Таким образом, юмор разряжает и половое напряжение, наверное. Вы гораздо глубже в этой теме. Мои ремарки, скорее, как щепочки в ваш костер. Может пригодятся.

Арчибальд Скайлс   05.07.2018 10:32     Заявить о нарушении
Спасибо Вам за отзыв. К вопросу праллелей, думаю, правильныо будет подходить с учетом, что со смехом "включается" игровое поведение, которое, также, является стихией смеха. И второй момент, человеческий смех всё же имеет интеллектуальную и социальную природу. В данном ракурсе, я однажды увидел параллель с сигналом тревоги и потребностью сообщить о сенсации.

Михаил Пушкарский   05.07.2018 19:46   Заявить о нарушении
3. У животных существуют коммуникационные сигналы предупреждения об опасности и наоборот, о безопасном, благополучном месте обитания, с питательной средой, так и человек - через свою развитую, на высшей ступени сигнальной и коммуникативной функции, речь инстинктивно расположен делиться с членами своего сообщества всей, жизненно необходимой и эмоционально окрашенной, информацией.
И особенно, как чисто интеллектуальная прерогатива, у человека (уже на уровне инстинкта) заложена потребность сообщать о сенсации или о необычном.

И надо сказать, что социальная природа юмора восходит к этому социальному инстинкту.
Нечто причудливое в среде, тоже, предмет "необычный" и вызывает удивление.

Особенностью комического является его двойная эмоциональная связь с социальным коммуникативным инстинктом: как-будто, в передаче сигнала «тревоги» (из-за внутреннего выброса адреналина) и в передаче сигнала радости – в одном коммуникационном сигнале.
Кроме того, остаётся упомянутая выше интеллектуальная потребность в «сообщении сенсации».

«Смех — всегда радостный «испуг» и радостное «изумление». И в то же время это и эстетическое изумление, прямо противоположное восторгу и восхищению. Радостное изумление со знаком минус» (Ю.Борев).

Михаил Пушкарский   05.07.2018 19:58   Заявить о нарушении
У врановых и у дельфинов есть чувство юмора. По крайней мере гипотеза такая есть. И везде, где я встречал описание юмора животных - там присутсвовала И игра И агрессия. Например ворона смотрит, как дрозд закапывает желудь в землю, чтобы он набух и стал мягче. Она тайно выкапывает его и ждет, когда дрозд прилетит. Ей очень важно заметить его реакцию, когда он недоуменно будет искать свой желудь. Ученые интерпретируют такое поведение вороны, как злорадство. А вот Карен Прайор, известная бихевиористка и дрессировщик, а также автор бестселлера "Не рычите на собаку", описывает, как дельфины разозлившиеся на дрессировщика на глазах у публики им играли. Всем казалось, что это милая забава: они так умело и мило "шутили" с дрессировщиком не давая ему ни всплыть ни утонуть, что никто и не понял, какая это была изощренная пытка. Когда его оставили в покое, он был еле жив. Они его в самом деле психологически сломали. Это из этой книги история.
Вот, надеюсь, Вам был полезен информацией.

Арчибальд Скайлс   06.07.2018 00:52   Заявить о нарушении
Сначала рассмотрим интеллект. Существует граница между интеллектуальными навыками (зачатками) в рамках условных рефлексов, и интеллектом гомосапиенс - способность к абстрагированию, рефлексии и обобщению.
Животные могут понять и запомнить определённые действия и реакцию человека в "общении" и при дрессировке, повторяя эффектные трюки, также, эмоционально откликаясь.
В случае с вороной и дельфинами, из Вашего
примера, их действия, вероятнее всего,
остаются в приспособительном условно-
рефлекторном поведении. Надеясь на
объективность эксперимента, можно
утверждать, что ворона проверяет свой успех, как закрепление навыков в межвидовой борьбе за выживание.
А дельфины - обитатели водной среды,
знают, как нужно топить врагов, спасать своих
и друзей, и наверное, как "воспитывать"...
В обоих этих случаях нет игры социального
семейно-родового и сплачивающего характера.
Видимо, из-за того, что юмор - явление
сложное и многообразное, некоторые учёные-
психологи считают необходимым
исследование самой эмоции смеха.
Вот, Вы можете сказать, что когда вам по
настоящему смешно, то здесь присутствует
агрессия или хотя бы злорадство? Или что смех и юмор обязательно приходит, как разрядка от агрессии?
Социальный фактор, который, всё же, выражается в "насмешке над человеком", ближе к истине интерпретирует Анри Бергсон: как "анестезию сердца". Но здесь же он добавляет, что юмор, также, как бы нуждается в отклике по своей социальной природе.

Стоит согласиться с Алексеем Редозубовым,
смех возникает обязательно в связи с
образом или действием человека. То есть,
когда человек "красиво облажался". (Хотя об этом говорили и А. Бергсон, и Чернышевский).
Однако, Алексей Редозубов отделяет здесь эмоцию "красиво" от эмоции "смешно" и фактора персоны, смотрит на это, как на состовляющие компоненты юмора. Присутствие нескольких комических героев, по его мнению усиливает эмоцию "смешно".
Я же считаю, что специфика комического зиждется на нераздельном образе "красиво - человек облажался". Это целостный специфический раздражитель. со специфическими признаками, восходящий к древнему праздничному карнавальному смеху. И в тоже время, можно наблюдать развитие человеческого комического и юмора в связи с интелеллектуальным развитием. То есть нечто заложено от природы раннее (сам комизм) а нечто (юмор) получило развитие, как комического и интеллектуальной игры.

Михаил Пушкарский   07.07.2018 14:22   Заявить о нарушении
Ну вот я применяю формулу "красиво облажался" на дельфинов и ворон - Красиво сделанное действие, которое приводит к противоположному результату: всем кажется, что они играют и дрессировщику весело, а на самом деле... Вроде совпало.
Дрозд все правильно делал, а желудя не получил... Тоже нет противоречий с тем, что ни Вы ни я говорили.
НО облажался - это уже агрессия. Здесь явная агрессия того, кто судит о том, что человек облажался. Если вы не согласны, то я могу Вам это доказать. Но думаю, что это лишнее.

Арчибальд Скайлс   07.07.2018 17:36   Заявить о нарушении
Ворона сидит и ждёт потому, что надеется в этом месте ещё поживиться. А дельфины инстинктивно проигрывали один из трюков своего игрового поведения. Никакого юмора
они не мыслили и результата "красивого облажания" не ждали. Игра, это ещё не юмор,
и не злорадство. Но если появляется в каких-
то случаях злорадство, то злорадство - это ещё не юмор. Или злорадство возможно в
остроте (сарказме, иронии) но это не есть
полноценный сентиментальный юмор и шутка.
Я же в этой публикации достаточно и
подробно разбирал мотивы и психологию
эффектов юмора...
"Лажанулся" (или облажался) - это я цитировал Алексея Редозубова. Он, как и Вы, считает злорадство базовой эмоцией в эволюции юмора.
Однако, не обязательно, что выражение
"лажанулся" несёт в себе агрессию. Это можно
употреблять, как остроту со спортивным
азартом в игре соревновании - можно как
гротескное изречение (читайте последнюю
мою публикацию "Психология юмора и
комизма 2").
Юмор - по природе сентиментальное и эстетическое чувство, далее весёлая безобидная игра, а потом всё остальное что
пожелает ваша душа. Но когда в природе юмора видят одну агрессию или сублимацию, то, мягко говоря, это не объективно.

Михаил Пушкарский   08.07.2018 09:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Михаил Пушкарский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Арчибальд Скайлс
Перейти к списку рецензий по разделу за 05.07.2018