Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене» (Юрий Тарасов-Камчатский)

"Разумеется, мы часть восточных славян (вместе с украинцами и белорусами), которые пришли на территорию нынешней России с юга и юго-запада, постепенно расселяясь из прародины славян в Прикарпатье."
Не разумеется. Хорошо известно, что ильменские словене (культуры сопок и длинных псковских курганов) - мигрировали с территорий, прилегающих к южному побережью Балтики и из бассейнов Одера и Нижней Вислы. Позднее сюда же мигрировали славяне из Среднего Поднепровья. Таким образом, получается, что этнически ильменские словене - сложный конгломерат, состоящих из западных и днепровских славян (склавенов и антов), балтов и северных угро-финнов. Днепровские поляне также, видимо, произошли от одноименного западно-славянского племени. Отчетливую балто-славянскую этническую основу имеют кривичи. Их эпоним Крив как-то связан с легендарным балтским персонажем Криве-Кривайтисом. ПВЛ утверждает, что радимичи и вятичи "вышли из лях", однако археологические данные свидетельствуют об их исходе из области верховий Днестра. В самоназвании северян (сиверь) и хорватов заметен
североиранский элемент (сявир - черный на языке сарматов; хаурвата - пастухи на санскрите).
"Акающий говор вятичей был близок языкам более западных восточнославянских племён (кривичей, радимичей, дреговичей) ставших предками современных белорусов"
Нет никаких свидетельств, что у вятичей был акающий говор. Есть лингвисты, которые считают аканье следствие ассимиляции славянами местных угро-финнов. Есть также лингвисты, утверждающие, что природа белорусского и русского аканья различна. Мы не можем судить о том, насколько близки были языки указанных племен. В ПВЛ кривичи трактуются как-то особняком от других восточных славян. ПВЛ рассказывает, что вятичи, радимичи, дреговичи "приидоша" на территории, указываемые Нестором, в то время как кривичи уже, по его выражению, "сидяху" и вроде как ниоткуда не приходили.
"Севернее и восточнее, в те времена, жили племена балтов (родственных современным литовцам и латышам)"
Ну, положим, известны днепровские балты, которые жили юго-западнее вятичей, расселявшихся в местах, населенных не только волжскими угрофиннами, но и другими балтами - голядью. В Дмитровском районе Московской области археологи откопали становища древних племен - вятичей, кривичей, мери и голяди. Топонимы и гидронимы Яхрома, Талдом - мерянские; село Голяжье указывает на балтов-галиндов (голядь). Если волжские угро-финны были ассимилированы славянами относительно быстро (в течение одного поколения), то конфликты с голядью на территории современной Московской области отмечались вплоть до 13 в.
"фактории купцов германского племени фризов, живших в устье Рейна (их страна называлась Фрисландией)"
Фризы обитали на территории современных Нидерландов и Германии. Фамилии, заканчивающиеся на -а (Рейзема, Хейзенга и т.д.) в Голландии считаются "фризскими". Известные памятники древнего фризского языка сближают его с языком ютов и англов.
"Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья"
Это ваш домысел. Если в земле фризов могли располагаться торговые фактории велетов, это значит, что племя велетов, жившее, как свидетельствуют источники, "ближе всего к данам", имело торговые связи с землей фризов. Что приходило в голову велетам, известно только самим велетам, но они этого уже не скажут.
"Сегодня уже можно считать научно доказанным фактом, что найденное археологами в устье реки Волхов укреплённое городище было основано именно в конце 7-го – начале 8-го веков, и именно балтийскими славянами... Несколькими десятилетиями позже центр управления и торгово-ремесленной деятельности словен переместился в построенный выше по течению Волхова город Ладогу"
Словене в устье Волхова в 7 в. захватили и сожгли стоявшую здесь крепость северных угро-финнов, а затем отстроили свою. Примерно через 70 лет словене заняли существовавшее до их прихода поселение в Ладоге (тоже первоначально - угро-финское), а еще лет через 50 на Ладогу нападают шведские викинги.
"Первые поселенцы были здесь в основном мужчинами (торговцы, матросы, гребцы, воины). Женщин им приходилось брать у местных финских племён"
Это ваш домысел. Словене мигрировали в массовом порядке, волнами, по суше т.е. мужчины, женщины и дети. Всё это прослеживается в археологической культуре длинных псковских курганов. Самоназвание "словене" говорит о том, что мигрировали отдельные роды, части старых племенных объединений. Примерно так же обретали свою родину словаки и словенцы - насельники забывали свою племенную принадлежность и именовали себя общим названием "словене". Поэтому и свои страны они назвали Словения и Словенско (так до сих пор называется по-словацки Словакия). Будущие ильменские словене просто захватывали земли, на которых, проживали северные угро-финны. Это были не только и не столько предки современных финнов (сумь и емь), а прежде всего чудь, весь, водь и прочие мелкие племена. Карела, пермь, югра, печора, самоядь были покорены новгородцами позднее. Имело место вытеснение, подчинение и постепенная ассимиляция северных угро-финнов.

Алексей Аксельрод 04.04.2018 23:39 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания

Юрий Тарасов-Камчатский   28.04.2018 12:23     Заявить о нарушении
С большинством Ваших дополнений к моей статье я, в принципе, согласен (в статье, для краткости, дан мой обобщённый взгляд на проблему). Поэтому отвечу лишь на те, которые считаю не точными или недостаточно обоснованными.
1. На мой взгляд, серьёзных доказательств миграции славян из среднего поднепровья в бассейн озера Ильмень, как минимум, до середины 9 века нет. Эта миграция могла происходить уже после создания государства со столицей в Киеве, то есть уже после появления словен, как этнической общности.
2. Насчёт разногласий лингвистов по поводу происхождения аканья, спорить не буду. Сам факт разногласий говорит о том, что в науке нет общепринятого взгляда на эту проблему. Поэтому, в статье выразил только своё мнение. Оно основано на фактах и логике. Факт в том, что аканье распространено на конкретной территории, которую до славян занимали племена балтов (на небалтских территориях у славян, как правило, нет аканья). Логично сделать отсюда вывод, что аканье в говоре местных славян - наследие контактов с балтами. Акающее население южной России (Калужская, Рязанская, Тамбовская области)может быть, в подавляющем большинстве, только потомками вятичей. Земля вятичей, частично тоже относится к бывшей территории балтов. Значит, и вятичи получили аканье таким же образом.
3. О проживании части племени велетов в Фрисландии есть свидетельство известного российского учёного 19-го века Гильфердинга. Он установил это на основании изучения германских архивных документов. По его утверждению, велеты попали туда в 6 веке в результате расселения славян. Если же они жили бок о бок с фризами и имели там города,значит вполне логично допустить, что и они участвовали во фризской пушной торговле. Из этого допущения и следует моё предположение о том, что именно они были инициаторами основания первого славянского торгового поселения на Ладоге (Любшанского городища). Сами фризы (германское племя) вряд ли были заинтересованы в заселении его именно славянами.
4. Культура Длинных курганов - это культура не словен, а кривичей, что было вполне доказано историком Седовым ещё лет 50 назад. С тех пор это мнение является в российской науке господствующим. Для словен характерна культура "круглых сопок".
5. Под именем Чудь в ПВЛ, скорее всего, имеются в виду эсты, предки эстонцев. Весь и Водь продолжали жить на своих территориях ещё несколько веков после появления словен и были в основном ассимилированы русскими только в 20 веке. Остальные из перечисленных (некоторые под другими названиями) существуют на своих землях и сегодня.

Юрий Тарасов-Камчатский 26.04.2018 12:06 Заявить о нарушении / Удалить

Юрий Тарасов-Камчатский   28.04.2018 12:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Тарасов-Камчатский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Юрий Тарасов-Камчатский
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.04.2018