Рецензия на «Хазарский след. Этимология слова жид» (Леонид Цальман)

"Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».
В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".
"Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования"
Первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. До сих пор в чешском языке сохранился рудимент "в Чехах а на Мораве", т.е. в Чехии и Моравии. Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды"
"Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев"
Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.
"В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."
Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?
"Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея."
Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?
"окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"
Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).
"Евреи с исторических времён жили в странах Западной Европы."
В странах Западной Европы иудеи появляются в римское время (достоверно - с 1 в. н.э.), в Восточной Европе - не позднее 4 в. до н.э. (в греческих городах на западном и северном побережье Черного моря, например, в Гераклее Понтийской).
"Но есть письменные свидетельства о том, что в тех или иных славянских землях евреи жили в начале XI века."
После разгрома Хазарского каганата три хазарских рода присоединились к венгерским племенам и очень быстро подверглись мадьяризации (никакого следа от них, кроме топонимов, не осталось). Часть беглецов, утративших племенные связи, осела на современной Украине и в Польше, где также подверглась ассимиляции; иудейский язык и религию сохранили, как правило, не этнические хазары, а этнические иудеи - главным образом торговцы в Хазарском государстве, веками жившие в Хазарии. Интересно, что один из иудеев (не факт, что это был выходец из Хазарии) сделал карьеру при дворе Андрея Боголюбского ("памятуешь, в каких портах аз приял тебя, жидовине?")
"Несчастного еврея Янкеля с семьёй вместе с несколькими другими еврейскими семьями, которые жили среди славян, запорожские казаки ведут топить в реку"
Здесь надо иметь в виду, что поляки проводили политику переселения польских евреев на подвластные польской короне украинские земли и передачи исключительно им права держать шинки и вести финансовые операции, что вызывало протест у местного населения и ненависть к "жидам". В ходе войн эпохи Богдана Хмельницкого погибло от казаков и украинских крестьян до 80 тыс. евреев - используя ненависть народа, украинские власти изымали таким образом деньги для ведения освободительной войны против поляков.
На мой взгляд, слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и действительно восходит к латинскому iudeus.

Алексей Аксельрод   25.01.2018 12:27     Заявить о нарушении
Алексей Аксельрод. 25.01.2018. Комментарий на статью «Хазарский след. Этимология слова жид».

Замечания автора статьи к выводам комментатора.

1. Цитата: "Жид – это измененное древнерусское слово «жидовин».

Комментатор: В древнерусском языке есть и форма "жидъ", из которой образовалась форма ед. числа "жидовинъ" (по аналогии русь-русин, вятич-вятчанин, кривич-кривитеин - в греческой передаче, поскольку в древнерусских источниках такого слова не зафиксировано). Форма "жид" - общеславянская (и общебалтская), а в древнерусских источниках хазары именуются "козаре".

Автор. В единственном числе слово «жидовин» употреблялась в древних памятниках на глаголице, как Зографское Евангелие (конец X или начала XI века), Мариинское Евангелие (XI век), Ассеманиево Евангелие ( XI или X век) и на кириллице, как Остромирово Евангелие (XI век) и Архангельское Евангелие (XI век). Возможно, «Жид» – это измененное древнерусское слово «жидовин».

2. Цитата: "Не «жид», а слово «жидовин» по правилам словообразования".
Комментатор: первоначально у славян были собирательные существительные для обозначения народа - русь, морава, сиверь, болгаре, хорвате, чудь, венгры, греки и т.д. Наряду с ними стал использоваться формант - ичи. (…) Позже для единственного числа, т.е. для наименования отдельного соплеменника возникли формы с формантом -ич (у южных славян), -ан (слован - славянин), -анин (гл. образом у восточных и западных славян - галичанин, мазовшанин). У невосточных славян верх одержали формы жид (ед. число) и жидове (мн. число); у восточных - "жид" и "жидовин" для ед. числа, форма мн. числа на -ове не прижилась, а прижилась - "жиды".

Автор: Арабское выражение «аль-джуд валь-карам» (щедрые и благородные) образовало хазарское название караима-иудея – «джухуд». Комментатор статьи, я понимаю, не согласен с такой догадкой. Он считает, что «слово "жид" было воспринято славянами и балтами от Восточно-Римской империи (Византии) и восходит к латинскому «iudeus». Его утверждение, на мой взгляд, неверное. (См. п.1). Ведь форма «жидовин», а не «жид» употреблялось в славянских письменных памятниках.В Азербайджане и Дагестане современное название иудея– «джууд», это тюрко-персидский термин. «Джугьур» – самоназвание горских евреев. Вероятно, эти слова появились в результате трансформации арабского термина «джууд». На Руси название караима-иудея – «жидовин». Не слово «жид», а слово «жидовин». Так по правилам словообразования, по которым славянское слово «раввин» сформировалось от слова иврита «рав» (великий).Слово с окончанием «ин» определяет человека, который принадлежит определенному обществу. Примеры таких слов: татарин, селянин, горожанин, лютеранин и, конечно, хазарин, жидовин. Слово «жидовин» преобразовалось в слово «жид». Я высказываю догадку, как и когда это произошло. Часто пренебрежение к людям в обществе показывается сокращением или искажением названия национальности. Немцы называли евреев «Jude», «юде», а обидным для еврея в Германии было это слово в сокращенном виде: «Jud» («юд»). Слово «жид» образовалось от сокращения слова «жидовин» и стало славянским словом – обозначением и названием иудея. Это произошло, видимо, во времена создания литературного произведения «Слово о Законе и благодати» (середина XI века), утвердившего христианское самосознание на Руси. Иудеи стали считаться врагами христианской веры. А в быту славяне стали обозначать иудеев пренебрежительно «жидами», в первую очередь как нещедрых людей (Словарь В. Даля, запись жид: «скупой, скряга, корыстный скупец»).

3. Цитата: "Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев".

Комментатор: Историки отмечают, что иудаизм приняла только хазарская верхушка, элита, а народные массы по-прежнему поклонялись традиционным тюркским божествам.

Автор: Полная цитата: «Историки отмечают, что Хазария приняла религию иудеев, но в славянских землях материальных следов религии хазарских иудеев обнаружить не удается». Это мысль принадлежит историку (Флеров В., статья «Какую роль сыграли хазары в Российской истории и в истории евреев?». Газета «Еврейские вести». Киев, 2006).
Вот текст из статьи В. Флерова: «Исторический факт сомнений не вызывает, и это принято всеми историками – Хазария приняла иудаизм, но, к сожалению, материальных следов иудаизма пока обнаружить не удаётся».
Я привел эту цитату и указал автора цитаты в книге: Леонид Цальман. «Бегемот», Или опыты толкования слов». Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2010. И в другой книге: Леонид Цальман. Прикосновение словом. Комментарии к книгам Библии. Толкования библейских слов. Гамбург: – Общество «Дом ученых», 2017.
Мысль историка В. Флерова можно понимать так: в Хазарию проникла религия иудеев, но в славянских землях следов материальных её не обнаружено. Я в своей статье высказал догадку, что “следы хазарских иудеев“ в истории славян остались. Они не материальные, но значимые. «Следы» можно обнаружить, а, вернее сказать, услышать. В этом портале в статье «Рассеянные слова» приводится моя догадка об источнике образования некоторых славянских слов – из слов хазарских иудеев. Российский ученый С.М. Дубнов (1860-1941) утверждал, что после разгрома каганата киевскими князьями «часть хазар переселилась в Крым, часть рассеялась по русским землям». Некоторые хазарские слова "рассеялись" в русском языке. Некоторые славянские слова, образованы, вероятно, из слов хазар-иудеев.

4. Цитата: "В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское."

Комментатор: Голословно. Хазарам отдельные славянские племена (поляне, северяне и вятичи - точно) платили до Олега дань и, следовательно, восточные славяне питать братских чувств к хазарам не могли. И что могло от хазар остаться в памяти язычников "хорошего", кроме воспоминаний о хазарских гарнизонах, сборщиках дани, торговцев?

Автор: Оценка смысла текста статьи, возможно, изменится, если прочитать предшествующие предложения: «… Киевский князь, язычник, Святослав в 965 году разгромил Хазарию. Киевский князь Владимир, христианин, в 988 году – исторически небольшой срок спустя – насильно крестил свой народ. В силу чего искоренялось на Руси беспощадно все языческое и иудейское». Князья Хазарии, караимы, управляли в течение длительного времени каганатом. Н.М. Карамзин писал о хазарах: «Иго сих завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере, Летописец наш, отобразив бедствия, претерпленные народом его от жестокости Обров, не говорит ничего подобного о Козарах» .

5. Цитата: "Один такой «след» – слово славянских языков «жид», обозначающее иудея".

Комментатор: Большая часть славян (все южные, все западные и часть восточных), не говоря о балтах, с хазарами не контактировала. Почему же они восприняли слово "жид" от хазар?

Автор: Историки считают, что хазарский каган Обадия сделал ортодоксальный иудаизм государственной религией. Реформа кагана Обадии не прошла спокойно. Византийский император и историк Константин Порфирородный (905-959) писал о хазарах того времени: «Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война, центральная власть одержала верх, и одни из восставших были перебиты, а другие бежали». Вследствие принятия руководством Хазарии ортодоксального иудаизма, у них сложились неприязненные отношения с христианской Византией. В XI веке Хазария прекратила своё существование. Какова судьба хазаров-иудеев на славянских землях? Вероятно, некоторое количество хазарских евреев-караимов совершили «алию» в Иерусалим, где была богатая и влиятельная караимская община. Какое-то число иудеев-караимов, как часть хазар, «рассеялись» (С.М. Дубнов. «Краткая история евреев». С.-Пб., 1912) среди славян.
Хазарские иудеи после разгрома Хазарии влились в ортодоксальные еврейские общины Европы. Хазарские иудеи-караимы, хазарские евреи-ортодоксы, рассеянные в поселениях славян, пришли в начале XVI века в защищенные властью иудейские общины Центральной и Восточной Европы, которые веками ранее переселились из Западной Европы. «Жид» – уничижительное обозначение хазарского караима, живущего вне еврейской общины, и оскорбительное слово для еврея-ашкенази, живущего в еврейской общине, “Jud“ (не “Jude“) слились в славянское слово “жид“.

6. Цитата: "окосев от сладкой израильской водки "Кеглевич"

Комментор: Кеглевич, строго говоря не водка, а крепкая настойка на фруктах (крепость - 38 градусов).

Автор: Водка по определению – это крепкий алкогольный напиток на основе воды. Лучше сказать: сладкая водка «Кеглевич», так как при её изготовлении применяются различные фрукты. Название алкогольного напитка на этикетках бутылок такое «Keglevich Vodka». Крепость этого напитка, указано на бутылке, встречается разная, от 18 до 40 градусов.

Леонид Цальман 28.01.2018, 22.09.18

Леонид Цальман   22.09.2018 11:34   Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей Аксельрод!
Благодарю Вас за комментарии.

Леонид Цальман   18.08.2019 09:23   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Леонид Цальман
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу за 25.01.2018