Рецензия на «В чем величие русской революции?» (Бармин Виктор)

"Так вот, русская революция -- это процесс суда..." Согласна.
Суда над тем Домом, который представляла Россия. Над тем режимом, над разделением общества на сословия, над той нищетой, до которой был доведён народ и т. д.
Может величие и было в тех целях и задачах, которые ставились.
Рывок был сделан. Всеобщая грамотность, доступ всех слоёв населения к бесплатному образованию, бесплатной медицине и многое др. Страну нового типа в мире уважали. На высоте была и наука, и культура. Жаль, что все достижения получены с большими жертвами. Так получилось. Шли первыми, по непроторенной дороге.
Вот и надо извлечь уроки истории и не доводить страну до революционной ситуации.
С уважением Галина.

Галина Дейнега   11.11.2017 19:22     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина Николаевна!
Вы знаете, что я с огромным уважением прислушиваюсь к Вашим речам, к Вашей позиции человека, к Вашей ТОЧКИ ЗРЕНИЯ. Я уважаю Вас, как Человека. И понимаю позицию, ту Точку Зрения, на которой Вы твердо стоите. Вы всё сказали верно, всё вполне рационально взвешено и продумано. Всё так. Но, как в песне у поэта:

"Заголосуют тысячи рук,
И высок наш флаг.
Синее небо да солнца круг,
Всё на месте, да что-то не так..."

И вот это "что-то" тревожит сердце мне мучительно.
Очень мучительно, когда в тебе открываются "глаза сердца", чтоб зреть невидимую нить исторических судеб. Иногда хочется закрыть глаза за шторами век, чтоб не видеть и забыть невидимое и непостижимое. Но боль и страдание пробуждают к самосознанию. Буду говорить символически, иносказательно и максимально откровенно.

Моя позиция. Я за Достоевского - пророка русской революции, но против революции социальной в религиозно-метафизическом понимании значения этого слова. Вопрос: желал ли Достоевский революции для России? НЕТ, ни в коем разе. Он видел неизбежность революции в России, видел неизбежные последствия революции именно на русской почве. И предупреждал об этих последствиях. Достоевский желал предотвратить революцию пророческими предупреждениями и тем Идеалом жизни, к которому сам стремился. Достоевский желал всех объединить по-христиански, мечтал о подлинном величии России, заключающемся в её сокровенном предназначении. И эта мечта Достоевского очень и очень кратковременно всё-таки осуществилась 7-8 июня 1880 года в зале Благородного собрания под знаменем поэта и пророка А.С.Пушкина. Вся российская общественность с различными точками зрения обрела ЕДИНСТВО взгляда на смысл творчества Пушкина и путь России в ее предназначении свыше. Но Радость ЕДИНСТВА превратилась всего лишь в миг по меркам Истории. Если перефразировать слова В.Розанова о Руси, то "мечта Достоевского" слиняла в три дня; именно, СЛИНЯЛА и рассыпалась "до подробностей, до частностей". Мечту Достоевского растоптали, разорвали на части, как одежду Иисуса пред Голгофой. ЧтО осталось, когда мечту разорвали? Осталась НЕИЗБЕЖНОСТЬ - ПУТЬ на Голгофу. И Достоевский видел всё это и понимал про этот неизбежный путь. Что еще он мог сделать, как пророк? Остаться самим собой и совершить последнюю попытку предупреждения, завершить роман "Братья Карамазовы". Никто не увидел в романе "Братья К." пророчество Автора про неизбежность пути России чрез Бездну. Никто не осознал и не осмыслил значение романа, как проекцию к судьбе России, к судьбе "русских мальчиков". А ведь...

Роман "Братья Карамазовы" - это русская книга Иова, это русское религиозно-метафизическое Откровение о болезни России, о её предназначении и пути во всемирной истории изнутри человеческих судеб, изнутри судьбы Человека.

Я знаю ответ на вопрос: "кто не желает смерти отца?" Один мальчик, который восстал один против всех ЗА ОТЦА. И имя ему - ИЛЮША. Знаменательное громовое имя, не правда ли? Не страшно ли осознать Откровение пророка? Мне страшно и мучительно, что мне поздно открылось. Илюша и Алеша с мальчиками около Илюши - это образ мечты Достоевского, всего лишь мечты, всего лишь счастливого сна Достоевского, которому не суждено было сбыться. Мечта осталась трансцендентна-сокровенна, ушла вглубь души России. Что осталось на поверхности в виде имманентного хода событий, как исторических? Человеческие страсти и желания, осуществленные (как и неосуществленные) лицами в виде поступков. И как последствие поступков - Суд общества и, одновременно, над обществом. Четыре брата, включая Смердякова, есть как бы прослойки общества. И все, явно или потаенно, виновны в гибели отца Федора Павловича. Алешу мучает совесть, что он забыл о своей миссии примирить брата Дмитрия с отцом, забыл, когда Иван обольстил его своим метафизическим диалогом. Образ Ивана - образ русской интеллигенции. Образ Дмитрия - военно-консервативная часть общества, образ Алеши - священство. Образ Смердякова, Ракитина - революционно-либеральная прослойка общества. Федор Павлович - образ царя-отца, который отстранился от воспитания и отцовских забот о своих сыновьях и предоставил их самим себе. Что из этого всего вышло? Революция и гражданская война в виде Суда. Прокурор - образ консервативной части общества, обличающие революцию, как до и после События. Адвокат Дмитрия - образ либеральной части общества, которое продвигает и защищает революцию, как до и после События. Достоевский в последней части романа иронизирует над теми и другими и ни одну из сторон не принимает, а адвоката Дмитрия открыто называет "прелюбодеем мысли".
Символически образ Суда в романе можно понимать как образ полемики и противостояния между консервативными и либеральными умами над свершившимся событием, как революция, т.е. убийство царя. Достоевский видел и понимал, что ни те, ни другие не заключают в своих суждениях на образ революции истинной ПРАВДЫ. Они искажают суть реальности, каждый из которых исходит лишь из себялюбивой правоты и, одновременно, привлечения к своей правоте общественного мнения и угодничества ему. В романе Иван решился на поступок, как спасти брата Дмитрия. Но своим признанием и революционным вопросом, так вышло, что он сделал еще хуже для брата в той переломной ситуации суда, что повлияла на судьбу Дмитрия.

Какова же позиция Достоевского, который видел неизбежность революции? Позиция Достоевского однозначна: все повинны во всем происходящем и каждый ответственен за всех. Все виновны в Событии, а высшая ПРАВДА недоступна людям до тех пор, пока каждый отстаивает свою частичную правоту, угодную лишь себе, своего окружения и только для себя. Достоевский в романе проговаривает, что высшая Правда уходит вглубь души и земли, но обязательно откроется людям в виде творческого Откровения, в виде духовного Возрождения России.

Именно, вопрос "в чем величие русской революции" есть вопрос в кубе. Как одновременно раскрывает вопрос про подлинное величие России, её высшем предназначении, другими словами, Божьей идее о России в её всемирно-историческом пути. Коротко говоря, какова русская идея в её Божьем замысле о России? Возможно ли человеку схватить Непостижимое? Дотсоевский, Соловьев, Бердяев, Розанов, Ильин, братья Трубецкие, Франк, Вышеславцев и мн.др., в совокупности, сделали грандиозную попытку осмыслить этот сокровенный путь. И все же путь остается сокровенен до времени или до окончания времен. Почему так говорю? Потому что многое мне непостижимо и не укладывается в сердце и в разуме образ, как например:

"Он умер в Сергиевом Посаде близ Троице-Сергиевой лавры 23 января
1919 года (по новому стилю это было 5 февраля)...
...В 1923 году кладбище при Черниговском
ските было срыто и, несмотря на официальную охранительную грамоту
от Реставрационных мастерских Москвы, могилы К.Н.Леонтьева и В.В.
Розанова уничтожены. Черный гранитный памятник Леонтьеву разбит в
куски, а крест на могиле Розанова сожжен. На нем была надпись,
выбранная из Псалтири П.А.Флоренским: "Праведны и истинны пути
Твои, Господи!"..."
(А.Н.Николюкин "В.В.Розанов и его миросозерцание").

И в груди моей теснится комом крик души, и, как Иов, хочется воскликнуть: "Господи, праведны и истинны пути Твои", но не ведаю я и не могу понять, открой мне разум и сердце в вопросе "в чем величие русской революции", "как и в чем величие русского пророка".

Если сегодня нас очень возмущает, когда на Украине, в Польше и в Прибалтике вандалы-"патриоты" всячески оскверняют русские и советские памятники, а символ в виде вечного огня из ведер заливают бетоном, то почему на преступления вандалов-большевиков столетней давности мы всего лишь вздыхаем, мол, "жаль, так получилось". Ведь, все эти преступления - звенья одной цепи, как глумление над памятью, как последствие той самой "великой" русской революции, той самой катастрофы, об которой предупреждал Достоевский и обломки которой сегодня до нас долетают и по нам бьют. И будет ли еще?..

Не хотелось бы потрясений и катастроф, не хотелось бы...
Но смиренно принимаю: "Праведны и истинны пути Твои, Господи!"

Бармин Виктор   13.11.2017 10:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий, написанных автором Галина Дейнега
Перейти к списку рецензий по разделу за 11.11.2017