Рецензия на «Откуда мы, русские? Часть 1. Вятичи и словене» (Журнал Алексеевск-Свободный)

бесспорно русские (в современном смысле слова) славянские племена – это ильменские словене и вятичи.
"Русские славянские племена" - ненаучный, а значит, неточный термин. На территории Московской области археологи нашли поселения вятичей и кривичей. Этническое происхождение кривичей не вполне ясно, они многое восприняли от балтов, сам эпоним Крив подозрительно схож с легендарным персонажем балтов - жрецом Криве-Кривайтисом. Примечательно, что ПВЛ рассказывает, откуда "приидоша" те или иные восточно-славянские племена, но о кривичах просто говорит, что они "сидяху" на огромной территории от Западной Двины до верховьев Волги. ПВЛ вообще не включает кривичей в число словен: ""ноугородци", полочане, север, бужане, дреговичи - суть словене"!
Вятичи, по преданию, пришли на будущую родину вместе с радимичами из "лях" (т.е. с территории западных славян - Средняя Висла), хотя те же археологи прослеживают их исход с верховьев Днестра. Ильменские словене пришли с территории балтийских славян (культура длинных курганов) - разновидность западных славян. В 9 в. сюда же, по данным археологии, пришли и поселились здесь роды днепровских славян (радимичи, возможно, и поляне).
Северяне - вообще уникальное племя, не имеющее к северу никакого отношения. "Сиверь" - это искаженное название сарматского племени сявиров ("черных" в переводе, отсюда, возможно, название их центра - Чернигова), которое, видимо, было ославянено пришельцами-славянами с юго-западо и скорее всего восприняло сарматский культ Хорса (солярного бога) и ряд иранских слов: "собака" наряду с общеславянским "пес", "хорошо" наряду с славянским "добро", "топор" наряду с славянским "секира" и т.д. С другой стороны, само название части древних славян - племенного союза антов, возможно, говорит о слиянии распадающихся сарматских племен со славянами ("антас" считают сарматским словом со значением "край", т.е. анты - крайние с востока от склавенов).
В настоящее время в научной среде считается, что современный литературный русский язык является итогом сближения и объединения двух древних диалектных систем — центрально-восточной (ростово-суздальской и рязанской) и северо-западной (новгородско-псковской).
"...вятичи могли прийти сюда только с запада."
Вятичи и радимичи, повторюсь, судя по изысканиям археологов, совместно пришли с юго-запада, с верховьев Днестра.
"Только торговцам-велетам могла прийти в голову мысль не просто создать торговую факторию в устье реки Волхов, но и заселить её выходцами из балтославянского поморья, чтобы обеспечить свой контроль над этим важнейшим узлом торговых путей, не допустив тем самым захвата его ближайшими конкурентами-скандинавами."
Это чисто умозрительные предположения. Миграции славян происходили так же, как и других варварских народов, например, германцев. Они определялись климатом, снижением плодородия почв, растущим населением, избыток которого вынужден был мигрировать в поисках слабозаселенных территорий; натиском врагов; распадом родовых отношений, когда изгои рода формировали вокруг себя ватаги себе подобных и отправлялись куда глаза глядят (как, например, Вятко и Радим). Некоторые племена возникали на сложной этнической основе (ильменские словене-балты, северные угро-финны; северяне-сарматы; кривичи, радимичи, вятичи-балты+волжские угро-финны). Подмечено, что самоназвание "словене" говорит о распаде старой родоплеменной структуры (так, на севере Адриатики - в будущей Словении, в будущей Словакии - "Словенско" по-словацки, в районе будущих Пскова и Новгорода поселяются выходцы из старых распадающихся племен и нарекают себя просто "словене").

Алексей Аксельрод   02.11.2017 13:17     Заявить о нарушении
Словене и вятичи - это племена русские в современном смысле этого слова, то есть предки великороссов. Что я и доказываю в статье.
Насколько я знаю, ни один историк не относит кривичей к балтам. Это бесспорно славяне, хотя, возможно, и с значительной примесью балтской крови (и культуры). Возможно, они образовались в результате смешения пришлых славян с жившими здесь прежде балтами. В Московскую область они в 10 веке пришли с Двины и верхней Волги, которые колонизировали ещё в 9 веке.
Кривичи, по данным археологов (Седов и др.) сформировались как племенная общность в бассейне реки Великой и озера Ильмень примерно в 6-7 вев (оттуда они в 9 веке расселялись на Двину, Днепр и Волгу). Днепровские славяне были отрезаны от них широкой полосой расселения балтов, поэтому, естественно, ничего о них знать не могли. Словене же появились в том районе только в 8 веке, то есть позже кривичей, когда те уже "сидяху" здесь. Отсюда и данные летописи.
Откуда именно пришли вятичи, сказать сейчас в точности невозможно. Одни только археологи не в состоянии это "проследить". Все их выводы на этот счёт - всего лишь предположения.
Представители днепровских славян могли появиться в районах Новгорода и Пскова после образования каганата Русов (в качестве торговцев, союзников-федератов, пленников) и (или) во времена Олега.
Центрально-восточная диалектная система вовсе не такая уж древняя. Она появилась только после заселения этой территории славянскими племенами вятичей и кривичей. То есть, это продукт смешения двух этих племенных диалектов (при незначительном участии живших здесь ранее финнов и балтов).
Северо-западная диалектная система могла сформироваться только на основе диалекта широко расселившихся здесь словен (при участии живших здесь ранее северных кривичей и финнов).
Торговцев-велетов конца 7 века уже нельзя причислять в представителям "варварских" народов. У них уже были города и ремесло. Они, также как и фризы, участвовали в международной торговле. Именно их стараниями "варвары" словене могли оказаться на берегах Волхова. Конечно, это только моё предположение. Но и все остальные наши знания о славянах 7-8 вв. - это только предположения. Разнца между ними - лишь в степени аргументированности. Моё предположение, думаю, достаточно неплохо аргументировано.
То, что название "словене" говорит об образовании этого племени из представителей разных славянских племён, дополнительно подтверждает мою версию его возникновения.

Журнал Алексеевск-Свободный   09.11.2017 08:26   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Журнал Алексеевск-Свободный
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алексей Аксельрод
Перейти к списку рецензий по разделу история и политика за 02.11.2017