Рецензия на «Тайна подвигов Геракла - Апология Ивана Ефремова» (Олег Гуцуляк)
Автор превратно толкует факты жизни спартиатов, а также забывает, что И.Ефремов вовсе не воспевал спартанскую общину. Более того, в "Таис Афинской" именно спартанец предстает безмозглым убийцей, человеком, воспитанным и наученным делать только одно - убивать врагов. Криптии - фактически узаконенные в Спарте убийства из засады молодыми спартиатами наиболее сильных или казавшихся опасными илотов (потомков додорийского населения Лаконики, а также соседних мессенцев, порабощенных пришельцами-дорийцами). Статус илота представлял собой нечто вроде государственного раба или крепостного крестьянина, которого отдавали во владение гражданину, чтобы илот трудился на его участке и отдавал господину фиксированную часть урожая. Всё в статье в связи с этим поставлено с ног на голову: убийства из-за угла с целью запугивания рабов, более многочисленных, чем община спартиатов, переосмысливаются, как воспитание у молодежи высоких идеалов и ее закаливания в борьбе с угрозой, с темными силами. В романе "На краю Ойкумены" И.Ефремов лишь популяризирует минойский культ быка и ритуальные игры с этим сакральным животным Крита, отталкиваясь от найденных археологами фресок. Бык отнюдь не предстает здесь как носитель враждебности. Миф о Тесее и Минотавре лишь свидетельствует о человеческих жертвоприношениях, причем в жертву божетву-быку приносились люди из подчиненных Криту народов. В романе "Час быка" его автор рисует опасности "муравьиного социализма" - как он их себе представляет - за что этот роман был фактически запрещен в СССР, т.к. строй на Тормансе напоминал не только КНР эпохи Мао, но и сам Советский Союз того времени. Сисситии - древний дорийский обычай совместной трапезы граждан, проводящейся в целях укрепления духа гражданского единства; на практике, из-за неизбежного расслоения "общины равных" бедным приходилось напрягать все силы и оказываться в кабале у богатых, чтобы участвовать в этой обязательной трапезе и приносить на нее установленный объем продуктов питания. «…так называемая криптия чудесно воспитывает … выносливость. Сюда относится и хождение зимой босиком, спанье без постели, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране» Платон, как и Ксенофонт. с большим пиететом относились к спартанскому строю и обычаям. Вся система, воспитания спартанских мальчиков (а не криптии) была нацелена на превращение их в суровых закаленных воинов. Устраивались порки, завершавшиеся иногда смертью избиваемых юношей; "педагоги" организовывали драки между воспитанниками, в которых позволялось наносить увечья. Правящая элита и Платон с Ксенофонтом не видели одного: развитие спартанского общества рано или поздно должно было привести к обострению внутренних противоречий (число граждан в общине росло, и земли для всех не хватало; развитие товаро-денежных отношений, политические отношения между ведущими греческими полисами противоречили политике Спарты на самоизоляцию, автаркию и материальным потребностям граждан; воспитание мужчин исключительно как воинов способствовало созданию сильной армии, но делало полис отсталым в экономическом и культурном отношениях) - в итоге в обществе возникла значительная прослойка бедняков, утративших гражданские права и оказавшихся изгоями, началось военное и политическое ослабление государства и длительная его агония, завершившаяся подчинением Риму. Алексей Аксельрод 08.09.2016 17:01 Заявить о нарушении
ПРОЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Миры Земли Ивана Ефремова в диалектике развития http://www.proza.ru/2016/05/08/1405
Олег Гуцуляк 04.02.2017 02:12 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |