Рецензия на «Короткое лето свободы - колымская баллада» (Евгений Жироухов)

Не раз я с восторгом находил на этом сайте талантливых авторов (сам сайт почему-то принято называть "тусовкой графоманов" - всегда с этим спорил), и мне бывает заранее грустно от того, что вот я нашёл образец классной прозы, которая с успехом становится в ряд ныне издаваемых книг... А мне автор пишет в ответ, что издать ту или иную вещь он пытался (или даже не пытался), все равно без толку.

Прости, Евгений, за эту глупую прелюдию, право не знаю, как в случае с этим твоим рассказом. Язык абсолютно зрелый, смачный, по-моему, даже избалованный гурман не придерётся. На мой взгляд, ты замечательный продолжатель славных традиций русской литературы.

И не только в языке. Подкупает, что, раскрывая главных героев и сюжет, ты, как автор, сознательно воздерживаешься от оценок, оставляя их читателю. Но даешь материала с избытком, дабы читатель такие оценки смог вынести, не чувствуя себя пустым фантазером.

Конечно, огромную роль играет то, что ты хорошо владеешь темой, многие детали интересны даже просто сами по себе, а в контексте повествования придают реализм и полнейшую визуализацию.

Что меня всегда подкупало в классической русской литературе, и что несомненно есть в твоём рассказе - это неколебимая вера в человечность человека. В то, что даже самые зверские условия и обстоятельства, которые отупляют и озлобляют людей, не в силах полностью уничтожить в человеке желание и способность к теплу. Даже когда, казалось бы, главную скрипку играет то, кто полезен и чем. Человек не инструмент и не средство. Эту мысль можно (хотя и трудно это) передать даже через полумертвых, обозленных и во многом циничных персонажей.

Надеюсь, эту твою вещь узнает самый массовый читатель. Она того достойна.

Геннадий Петров   06.07.2016 00:37     Заявить о нарушении
Благодарю, Гена, за добрые слова и понимание. Язык, стиль и прочая филология меня как-то волнует во вторую очередь. А вот выразить "идею", ради чего и уселся за писанину, всегда мучило: получится - не получится. Постоянно в сомнениях, что задумано лучше, чем исполнено, мол, словарного запасу не хватает. И мысль жжёт мозги, что не находится в этих мозгах достойного для мысли словесного выражения.
А думающие читатели находят потом в тексте что-то своё, другие планы. Не знаю, или это от моего словесного бессилия, или от композиционно "открытого сюжетного горизонта".
В этой "балладе" меня "жгла мысль" выразить идею, что люди идут в побег, зная свою обречённость на свободе, но чтобы умереть на свободе, а не за колючкой. Но опять по своей человеческой природе "строят фантастически планы" на выживание. Не имея на это никаких шансов. Но верят в придуманную самими же сказку.
А насчёт публикации. Да посылал я года два назад эту вещь в два толстых журнала, в бумажных вариантах, заказной почтой. Очередь в полтора часа выстоял на почте, на костылях... И чо - а ни чо. Тишина - и рукописи не возвращаются. И противно стало, что опять, спустя лет десять, наверное, поверил в какую-то блажь. Контузия, что ли, подействовала. А на что надеюсь - а хрен его знает. В российской культуре (по словам одного почтенного литературоведа) последние двадцать лет, будто канализацию прорвало. И размыло критерии качества. И сам сомневаться начинаешь, а у самого - какие критерии качества, может, ложные...
Вот и на этом сайте (курятнике) молодые авторы ищут эти "критерии качества". По количеству читателей списочных, по количеству похвалюшек хвалебных. И строиться по этим критериям "эталон" - как надо писать. Может, происходит общий мировой процесс "вырождения" во всех областях культуры: в живописи, кино, музыке... Вот даже Нобелевский комитет в прошлом году выкинул лозунг "Нон-фикшн" - хватит, мол, всяких фэнтази, "чёрных квадратов" - давайте ближе к реализму.
А сам на что надеюсь - наверное в ту же "фантастику", что мои сбежавшие зэки?
Но пишу. За последние пять лет насочинял примерно столько же, сколько за предыдущие тридцать лет писательства.

Догадываюсь, Ген, что и у тебя такие же чувства возникают о безнадёге своей писанины в эти смутные годины. Но тешу себя словами Грема Грина, что писатели, как робинзоны на острове: что-то пишут-пишут, запечатывают в бутылки и кидают в море - куда-нибудь вынесет... Так думаю, лишь бы пустых бутылок хватило.

Во-о, сколько настрочил. А так ненавижу шлёпать по клавишам.

Евгений Жироухов   06.07.2016 09:44   Заявить о нарушении
Вот, значит, не зря я начал со своей нелепой преамбулы. Опять та же история с несостоявшейся книгой...

Знаешь, Евгений, я не праве давать тебе никаких советов, но все-таки рискну сказать, что твои постоянные сомнения в том, насколько качествен твой труд - это бремя художника, прости за пиетизм, и, пожалуй, необходимы такие колебания... И все же от души желаю тебе поменьше им предаваться. Пусть себе будут где-то с краешку сознания, когда ты творишь или задумываешься о своём творчестве. Но не более!

В языке у меня лично сомнений нет. Абсолютно сформированный язык.

Что касается сюжета. Я и раньше подозревал, а теперь уверен, что ты работаешь больше по наитию, нежели рассудочно. Это не хорошо и не плохо. Это просто есть.

Главная мысль твоего рассказа, которая именно меня задела, это то, что оба беглеца пошли разными путями (ну, Пельменя не берем, он персонаж служебный), и важно, что ни один, ни второй не посягнули на выбор товарища. То есть, они смогли найти уважение друг к другу, будучи из разных миров, но важно даже не то, что их объединяет (желание если уже и умереть, то "за колючкой" - как подчеркнул ты в своём комментарии), а то, что они и правда стали СВОБОДНЫМИ - они с уважением отнеслись к выбору друг друга, хотя каждый остался в своём мире и своих представлениях.

В сущности, это и есть признак подлинно свободного человека- он уважает свободу другого. Ненавидит свободу брата своего, выбор не совпадающий с собственными представлениями, только законченный РАБ.

В этом я нахожу главную идею твоего рассказа. И хотя проявляется она только в самом конце, предпосылки разбросаны с самого начала. При других условиях я доказал бы тебе это с цитатами в руках :)

Что касается публикации. Не думай о себе, Евгений, мы с тобой уже чай не честолюбивые подростки. Подумай о каком-нибудь парнишке или юной девочке, которым твой рассказ мог бы как минимум подсказать "сейчас ты живёшь правильно" или "сейчас ты поступаешь по-скотски", а как максимум дать совет в жизни.

Это не пафос, Евгений. Это проза жизни :) Книга порой лучший товарищ.

Поэтому не теряй возможности опубликовать те свои вещи, в которых ты уверен и которые ты любишь. Не будь эгоистом :)

Геннадий Петров   10.07.2016 16:51   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Евгений Жироухов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Геннадий Петров
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.07.2016