Рецензия на «Чеченцы в Казахстане» (Валентин Васильевич Кузнецов)

Привет, Валентин! Прочитал очередной твой рассказ. Очень понравился. Мне лично разговаривать с старыми чеченами во время нашего пребывания на целине не доводилось. И вообще, впервые об их существовании в Казахстане я (как и большинство наших студентов) узнали ранним утром в июле 57 года, когда наш эшелон остановился на вркзале города Атбасар. Весь перрон и привокзальная площадь были заполнены сотнями людей, "кучкующихся" отдельными группками, состоящими из женщин с детьми с каким-то дамишним скарбом, и мужчин в необычной для России одеждах. У невысокой ограды собрались седобородые "аксакалы" в традиционной кавзазской одежде с газырями и с папахами на головах. Конечно, нас заинтересовало, что тут происходит. Из рассказов местных жителей выяснилось, что это чечены и ингуши, которые в 44 году были переселены с Кавказа по приказу Сталина. Незаолго перед этим Хрущев подписал постановление, разрешающее им возвращаться на родину. Многие семьи снялись с мест и приехали на железнодорожные станции, но, по нашей классике, до работников железных дорог никаких указаний не дошло, и билеты на поезда им не продавали. Наш эшелон, простояв минут 20, тронулся дальше к Акмолинску, оставив их и дальше ждать "у моря погоды".
В совхозе наша бригада была в 1,5 км от центральной усадьбы - прямо по ровной степи 20 минут ходу. Но в первые же дни местные старожилы предупредили нас, чтобы в одиночку по степи не ходили, рассказывали о случаях пропажи людей, в чем обвиняли чеченов и расположенного не очень далеко чеченского колхоза (по-моему он назывался "Путь Ильича" или что-то в этом роде). Задержна с разрешением на возврат вызвала волну агессии со стороны чеченов, рассказавали о случаях разбоя и убийств на улицах Акмолинска. Во время уборки у нас на току часто появлялся молодой парень-чечен Илья, который шоферил на газоне. С ним водил дружбу Вова Певзнер с мыслью научиться водить машину. Когда ток заполнился зерном, несколько раз по ночам появлялись неизвестные машины, ворующие зерно. Поговаривали, что это тоже чечены.
Вот такие воспоминания всплыли по теме рассказа.

Борис Качалов   06.08.2015 12:41     Заявить о нарушении
Удивительно интересные и ценные воспоминания о былом. И это уже готовый конспект будущего рассказа, который "осталось только сесть и написать", о чём я и прошу Вас, Борис. Напишите. В назидание потомству. Чтобы знали. И чтобы такое не повторилось никогда.
А у нас на току тоже ночью появлялись грузовые машины и воровали зерно из буртов. Поэтому мы вынуждены были назначать наших ребят, по двое, быть ночными сторожами. Что было - то было.

Валентин Васильевич Кузнецов   06.08.2015 15:18   Заявить о нарушении
Да-а, не оскудела, а осиротела русская земля! "Я слышал, мне рассказывали..." На разных планетах живём? Обсуждаете своих соотечественников, как о пришельцах.

"Вы сдержали стотысячную армию Деникина, ваши аулы стерты с лица земли, но враг не прошел. Советская власть вам этого не забудет",- сказал товарищ Сталин. И не забыл.
За сто лет после смерти нашего кунака Его Сиятельства Льва Толстого, прозвучала одна никому неизвестная фраза Донского казака Шолохова: "Кавказ без чеченцев - это не Кавказ!" После 23 февраля 1944 года.

В старину Чечне кинжал носил мужчина с 15 до 63 лет.
Шейх Юсуп -Хаджи ходил с кинжалом всю жизнь, до 105 лет. На вопрос, зачем тебе преклонном возрасте оружие, Хаджи ответил: "Чтобы защитить честь вдовы и имущество сирот!".
В долголетней, опустошительной Кавказской войне, без мужского надзора сирот и вдов было много. Защита оных от всяких проходимцев считалось долгом чести каждого мужчины.
"Хороший кинжал тот, который лежит в ножнах", -говорили наши предки.

Долгие годы работал я в строительстве нефтегазпрома СССР и в том же Казахстане в городе Шевченко. И всюду познания о чеченском народе начинались от "злого чечена, что ползёт на берег..." и кончались фразой "...точит свой кинжал". Начал с мастера дошёл до руководителя организации, а за глаза меня нарекли "Кинжал". Никогда его не носил, но вокруг меня была аура уважения к себе и так же относился к своим коллегам, как сверху так и снизу. Там не было мата, даже тогда, когда мы пили водку. Но стройка есть стройка, и когда это случалось обо мне говорили "Гунки вытащил кинжал". Все знали мой кинжал справедлив, но не опасен.
Моя сестра Зура коротко сказала: "Чтобы понять чеченца, надо им родиться", но мозги для чего человеку даны, если они, чеченцы, бросали вызов такой стране как Россия, то хотя бы для себя надо пытаться узнать чего они едят.
Читайте Солженицына Ч. 6. Глава 4. Ссылка народов.

Благодарю всех! Особенно Шукурби (по арабски шукру -спаибо!)

Гунки Хукиев   15.02.2017 10:21   Заявить о нарушении
Владимир Васильевич, в попыхах думал все Ваши рецензенты меня услышать.
Извините и большой Вам баркалла из Чечни!

Гунки Хукиев   15.02.2017 10:35   Заявить о нарушении
\народ чеченский и ингушский вывезли с Кавказа\ http://www.proza.ru/2017/03/14/515

Пётр Билык   28.07.2017 06:11   Заявить о нарушении
\кроме чеченцев выселены со своих территорий были ещё и... ингуши... карачаевцы, крымские татары... зачем это?\ чтобы колонизированные народы считали СВОЕЙ Родиной - империю, которая их поработила...

Пётр Билык   28.07.2017 06:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Валентин Васильевич Кузнецов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Борис Качалов
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.08.2015