Рецензия на «0428 Радость стоять у истоков» (Братислав Либертус Форум)

Братислав, я не очень всё понимаю,
мне таких как у тебя знаний явно не хватает,
но вот созрел вопрос-
Язык даётся
для выражения Истины- Бога,
и есть ли в карельском эпосе такое,
что русскому человеку знать стоит,
и сколько осталась человек вообще
разговаривающих на этом языке?
может это просто сизов труд?

Алиса Сила   03.06.2015 11:08     Заявить о нарушении
Здравствуй, Алиса! Рад видеть тебя у себя в гостях.
Теперь - по твоим вопросам. Насчёт эпоса: "Стоит ли русскому человеку знать карельский эпос?"... Хм... По-моему, с таким же успехом можно поставить вопрос и так: "Стоит ли русскому человеку знать китайский (французский / каталонский / чувашский / шведский / ещё варианты) эпос?"... У каждого народа есть что-то своё, ценное и хранимое, передаваемое от предков к потомкам. Если интересует вообще карельский народ, его история, его обычаи, его особенности - то, безусловно, стоит знать всё не только русскому, но и италийскому, и английскому человеку, и казахскому, и т.д.. Это ж ведь из сердца должно исходить: интерес к эпосу именно этого народа. Потому что это - особый мир, со своими таинствами и мудрыми знаниями. Вот, возьмите руническое письмо. Откуда оно? Правильно, от северян: скандинавов, финнов, карел, эстонцев. Петроглифы - тоже карельское. Всему миру известно, что чухна (таким словом в простонародье называются все прибалто-финские народы, в том числе и карелы) - это издавна народы шаманов. Каждый чухонец - от природы шаман. Что такое шаманство? Это способность совершать чудеса, подобные тем, которые совершал Иисус, беря чудотворную силу от земли. Северяне всегда жили обособленно: по Карелии мелких посёлков, затерявшихся в лесной глуши - не сосчитать. Никаких ни больниц, ни скорой помощи. Надеялись и полагались только на самих себя, на собственные же шаманские способности. И - лечились таким образом, от всех болезней. Стоит ли знать это русскому? Мне кажется, это каждый решает сам для себя индивидуально, независимо от национальной принадлежности.

Теперь - самое главное - язык. Неофициально на нём (точнее, на них, ибо карельских языка итого четыре: три в самой Карелии, и один в Тверской области) до сих пор говорят около девяносто тысяч человек. То есть, язык(и) до сих пор передаются устно из поколения в поколение. Но. Проблема в том, что до сих пор не развита как следует письменность. Из-за этого городские жители Карелии не получают должного образования в школе, и язык для них остаётся незнакомым: подавляющее большинство карел, проживающих в городе, общаются на русском. И, теперь, собственно, чтобы подарить возможность всем карелам говорить на его родном языке - город сейчас и старается взаимодействовать с деревнями и посёлками: там, где язык ещё сохранился и активно используется в быту. Волонтёры ездят по карельской глуши, собирая слова, и постепенно составляют учебники. Так что недалеки те времена, когда, наконец-то, городские карелы тоже смогут изучать язык полноценно, наравне с русским, в школе, и говорить на нём в повседневности. Так что, это далеко не сизифов труд, а очень даже благодарный; а, когда ещё и любовь сердца тут примешивается, то - ещё и приятный труд, вдохновляющий.

Ну, а сам по себе карельский язык - тоже особый (впрочем, как и все прибалто-финские): вибрация его звуков напрямую связана с шаманскими способностями каждого карела, потому как сама карельская земля издревле связана своей энергетикой с человеком звуками именно карельского языка, а не русского. Русский язык (то есть, вибрация русской речи) для карельской земли чужой, потому что он - пришедший со стороны Новгорода, поэтому и связь с карельской природой русскоязычному человеку установить труднее, если вообще возможно. Вот поэтому нынешние русскоговорящие карелы в своей сути почти потеряли шаманские способности: потому как, через потерю вибраций родного языка утратили связь и с самой природой. Понимаете, о чём я говорю?

Хотя, конечно, карельский язык не должен привлекать человека к себе ради шаманского дара: ибо, вообще-то, и шаман шаману рознь: есть добрые, а есть злые. Исторический яркий пример тому - Вяйнямёйнен и его тёща Лоухи. Между ними существовала вражда, подобная той, что была между будущим царём Давидом и царём Саулом. Только боролись они друг с другом не мечами и копьями, а - колдовством. Но - это уже из области эпоса, рассказывать очень долго (так же, как и Ветхий Завет, тоже не перескажешь за один присест).

В любом случае, это любить надо: всю Карелию, вместе с её языками и обычаями. Когда любишь - тогда это приносит пользу. А не любишь - то без толку, конечно... Всё равно, что на куче золота сидеть, и умирать от голода: из-за неумения им пользоваться. И, уж, особенно это сравнение актуально при нашей нынешней медицине: ибо приходится платить за то, что можно получить и даром...

Братислав Либертус Прозаик   03.06.2015 14:27   Заявить о нарушении
Кстати, Библия (особенно же Ветхий Завет) - это ведь тоже эпос, только еврейский. Мы его изучаем, и извлекаем из него ценное.
Другое дело, что, так называемые христианские Церкви превратили пользование этим эпосом в банальный бизнес и средство манипулирования массами, - на самом деле, вместо того, чтобы расширить сознание человека - наоборот, парализуют выдуманными догмами и уставами. Так что, знать Библию - полезно, а вот в какую-либо Церковь ходить (я имею в виду не только ортодоксальные, но также и протестантские) - Боже упаси. Потому что ни одна Церковь не умеет правильно пользоваться знаниями, там заложенными. Оттого и так много течений и конфессий: ибо все якобы ищут Истину, но, все перевирают Библию каждый на свой лад. Потому как, чтобы получить такую силу, которой обладал Иисус - надо жить на земле своих предков, и общаться с родной землёй. Иисус тоже брал силу от земли. По сути - тоже был шаманом, только там это слово не употреблялось.

Братислав Либертус Прозаик   03.06.2015 14:40   Заявить о нарушении
За большим повествованием теряется суть,
А нужен ли самим карелам язык?
Может им и так хорошо-
кто-то проводил уже опрос?
Да и нет такой цели ,
чтоб человек был здоров
любыми способами,
а цель чтоб был
в истине,
которая его освободит
от грехов и последующих страданий

Но я возможно, Братислав, не понимаю...

Алиса Сила   03.06.2015 22:24   Заявить о нарушении
Улыбаюсь... Алиса, изучение языка - это абсолютно добровольное дело. И, что касается опросов - то просто посмотрите в интернете: сколько карелоязычных сайтов, сообществ вКонтакте, сколько заинтересованных в изучении языка, - и вопрос об опросе отпадёт сам собой: люди ищут, где его изучить, и интерес к языку возрастает с каждым годом.

Братислав Либертус Прозаик   03.06.2015 22:45   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Братислав Либертус Форум
Перейти к списку рецензий, написанных автором Алиса Сила
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.06.2015