Рецензия на «Пробуждение Тейде» (Гумер Каримов)

Гумер Исламович Каримов - прозаик и поэт, издатель и воспитатель литературной молодежи, родился в столице Башкирии, г. Уфе, вскоре после войны, но с юности, поступив на философский факультет Ленинградского государственного университета имени А.А. Жданова, окончив его и очную аспирантуру, более четверти века прожил в Ломоносовском, Выборгском, Тосненском районах Ленинградской области, объездив ее вдоль и поперек, узнав людей этой замечательной земли и полюбив их всей душой.
Не случайно, Юрий Дмитриевич Чернеченко назвал его поэтом "тютчевского региона" российской словесности, знающего ее не понаслышке.
Полученное образование же позволило ему не только видеть в вещах и явлениях окружающего мира глубинные причинно-следственные связи, но и обратить их в подлинные художественные понятия, нравственные и эстетические категории.
Мне же, как фантасту, особенно импонирует в творчестве Гумера Каримова ощущение свободы и дар воображения, позволяющие ему легко переходить от реальности к фантастике в сюжетах своей прозы. Так в его фантастических романах "Девять жизней" и "Пробуждение Тейде" ему удается парадоксальный на первый взгляд прием представить фантастическое - реальностью, а реальность - фантастикой. При этом, история и современность тесно переплетается в произведениях, создавая подлинный эффект присутствия и участия героев в описываемых событиях: "Он ничего не ощущал. Двадцать пять лет нездешней жизни с напряженным ритмом гигантских строек, ориентированных в «светлое» будущее, походя перемалывавших вместе с миллионами тонн грунта и железа тысячи судеб, где человеческая самоотверженность и глупость сливались в коктейль хаоса и «бестолковки», увели его так далеко от уральской глуши, что родной городишко показался застывшим уголком, неподвластным времени. Картинки милой старины: горбатенькие улочки, церквушки на холмистых берегах и прочий поэтический вздор не тронули души Германа, не потревожили сентиментальных струн юношеских воспоминаний. Видно, огрубевшая на сибирском ветру кожа оказалась слишком толста, чтобы под ней мог дрогнуть хоть один мускул." ("Девять жизней"); "Жизнь когда-нибудь кончается, это правда. Ну а Смерть? Никогда не кончается? Все пятьсот шестьдесят лет, что он обитал здесь, ни на минуту не забывал, что когда-то жил на Земле. Там – пять веков – немыслимо много: живые руководствуются понятиями своих богов и муз, но даже для Музы истории Клио такой срок довольно внушительный. А здесь всё по-иному: что такое каких-то жалких полтысячелетия для Вечности? Ничто! Пшик!" ("Пробуждение Тейде").
И в том и другом романе события разворачиваются с фееричной быстротой. Детство, юность, зрелость, внезапная болезнь и потеря памяти главного героя в первом романе, попытка спасти увядшую любовь и семью, предпринятая поездка "во остров любви", на Канары, калейдоскоп происходящего, показывают автора сторонником динамичных текстов.
Резюмируя сказанное, рекомендую Каримова Гумера Исламовича в профессиональную организацию - Союз российских писателей.

Михаил Ахманов (Нахмансон),
член СРП, г. Санкт-Петербург.

Гумер Каримов   02.09.2013 17:25     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Гумер Каримов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Гумер Каримов
Перейти к списку рецензий по разделу за 02.09.2013