Рецензия на «Мой Дневник» (Артем Ферье)

Уважаемый Артем!
Читать Ваши статьи — удовольствие. Вы — редкий случай человека, который практически по каждому вопросу, о котором берется писать, имеет собственное мнение, и это мнение а) обосновывается; б) является результатом работы собственного мозга.
Многое из написанного Вами созвучно тому, о чем я сама думала.
Но не смотря на это, хотелось бы выдвинуть возражения против некоторых Ваших тезисов.
1. По-поводу, РАБСТВА.
Оставив в стороне моральный аспект, замечу, что лично мне тезис о рабстве, как о необходимом факторе прогресса, представляется спорным.
Несколько фактов.
Промышленная революция произошла в тех странах, где не было ни крепостного права, ни рабства в строгом смысле этого слова (пожизненного и наследуемого).
Американский Север оказался более развитым, чем Юг.
Вообще, если посмотреть на историю Запада в Новое время, то получится, что рабский труд применялся в основном как раз в регионах, служивших сырьевым придатком, и в сфере, где требовался неквалифицированный труд. Неужели капиталисты капиталисты 18-19 вв. были настолько нерациональны и не понимали собственного блага?
Россия оказалась в числе быстроразвивающихся стран после отмены крепостного права.

Один из недостатков рабства или других форм зависимости — формирование патерналистских ожиданий у части населения (той, которая от рождения находится в зависимом положении). Уж не потому ли коммунисты победили именно в России, что именно здесь в обществе (на подспудном уровне) были еще сильны надежды не на собственные силы, а на барина, который «приедет и рассудит», а, если нет барина, значит, на «доброго царя». Ну, «руководящая и направляющая» сила, пообещавшая рай на земле и заняла место то ли барина, то ли царя.

2. По поводу ГОСУДАРСТВА ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ.
Допустим, «государство всеобщего благосостояния», в котором нет «прессующей бедности» из-за дороговизны рабочей силы развивается медленнее, чем живующее по законам «дикого капитализма».
Но, во-первых, для Западной Европы соревноваться с Китаем в «потогонке» примерно тоже самое, что и соревноваться с Россией по объемам добычи нефти и газа. Даже, если к власти в Европе придут «отмороженные либертианцы» и полностью ликвидируют «велфэр», все равно рабочая сила будет дороже, чем в странах «третьего мира».
А, во-вторых, возникает вопрос: а зачем?
Для того, чтобы как можно быстрее наращивать до бесконечности материальные блага? Но нынешний уровень развития и так позволяет обеспечить каждому гражданину развитой страны неслыханной в прошлые века уровень комфорта. Так надо ли обрекать часть своих граждан на полу-голодное существование и даже голодную смерть, во имя того, чтобы другая часть могла позволять себе все больше и больше интересных цяток?
Несправедливость ситуации, когда активные граждане вынуждены содержать бездельников? Но представления о справедливом или несправедливом могут быть разные. С точки зрения, «реал политик» «велфар» - плата буржуазии за возможность жить не опасаясь, что в обществе наберется значительное количество людей готовых «все разрушить до основанья», или, как минимум, зарабатывать себе на жизнь, грабя прохожих на улице. Относительно первых. Думаю, не станете оспаривать тот факт, что коммунисты победили именно в России, а не в какой-либо западно-европейской стране, потому, что в России уровень жизни населения был ниже, чем в Западной Европе, а левые настроения на Западе поубавились с развитием «государства всеобщего благоденствия». Может быть и можно было людей, не способных выбиться из нищеты периодически «успокаивать» при помощи пулеметов. Но не дешевли ли обойдется гамбургер, чем пулемет? Не говоря уже о разницы в моральном самочувствии между тем, кто стреляет из пулемета по голодным, и тем, кто раздает гамбургеры....
Государство «всеобщего благоденствия» имеет тенденцию разрастаться и плодить дармоедов? Ну, что ж, крайности, разумеется, не есть хорошо и их следует избегать, а идеальных систем нет.

С уважением, и с искренним пожеланием дальнейших творческих успехов,
Александра.

Александра Днипренко   09.07.2013 14:01     Заявить о нарушении
Здравствуйте.

Видите ли, Александра, я нисколько не претендую на звание пророка, знающего истину (моральную ли, научную ли) в последней инстанции. Я просто излагаю свои взгляды, как они видятся мне. Но при этом, конечно, стараюсь претендовать на некоторую логичность. И прекрасно понимаю, что практически все темы, затрагиваемые мною в дневнике или в иных публикациях, давно (лет так 3000) обсуждаются людьми, многие из которых заведомо умнее меня (кроме шуток), и по всем этим позициям высказывались доводы и контрдоводы, и многие вещи в нынешнем мире считаются как бы само собой разумеющимися, не подлежащими оспариванию и обсуждению (но вот с самой такой постановкой я не согласен).

Честно признаюсь, я сам большой ненавистник рабства как состояния души, как потребности лизать сапоги Господину... даже не ради каких-то благ для себя, а просто вот состояние такое, что человек жить без этого не может, формально будучи совершенно свободным гражданином.

В своё время я много с этим сталкивался, общаясь, как ни удивительно, с самым просвещённым сословьем, с иными деятелями науки, которые абзаца в какой-нибудь своей монографии не напишут, не восславив там нынешнего своего министра. Выбегалло по сравнению с ними - ещё светоч свободомыслия и личного достоинства. И вот меня реально бесило их холопство, экзистенциальное. Позорное. Но оно не было бы столь позорным, когда б им, и всем прочим, жаждущим сильной хозяйской руки над собой, было бы дозволено официально объявить себя рабами своего хозяина. Всего лишь сделка. Зато - ясно, кто есть кто.

В конце концов, если признавать за человеком полную свободу распоряжения собой, - надо признать за ним и возможность отказаться от своей свободы в пользу некоего господина. Если ему, челу, так комфортней, чтобы за него решал кто-то другой, - то пусть и будет так. Ибо свобода - это ещё и ответственность. Это хлопотно. Это думать надо, как вести себя с людьми. Многим, - и это правда жизни, непонятая идеалистическими либералами Просвещения, мерявшими всех по себе, - попросту некомфортно быть полноценными свободными людьми. И не надо их тянуть к тому, на что они сами не тянут. Не надо их ЗАСТАВЛЯТЬ быть свободными. Надо предоставить им возможность быть рабами, когда они сами того желают.

И это моя максима, конечно, но я всё равно не устаю говорить: "В обществе, где рабы не отделены от свободных, - рабами становятся ВСЕ".

При этом, я против пожизненного и прирождённого рабства. Нет, я считаю, что это должен быть личный выбор человека, быть ли ему свободным или рабом, и с какими-то сроками для перемены статуса.

Далее, обоснование социальной политики "задабривания масс". Типа, если их не ублажать даже совершенно незаслуженно, раздавая велфары бездельникам, то они возбухнут и устроят революцию.

Знаете, сколько раз я слышал такое обоснование нынешней западной социальной политики?
От весьма умных людей, от весьма зрелых людей, от весьма заботливых людей.
И когда я им отвечал: "Ну давайте теперь волкам на опушке будем мясо оставлять, авось, насытившись, наших овечек трогать не станут... пока не размножатся настолько, что у нас не хватит мяса" - они негодовали: ну как можно сравнивать людей и волков?

А и верно. Никак нельзя. Волки - симпатичные такие хищники, но весьма ограниченные в возможностях причинения вреда человеку. А люди, выращенные на правах "прикормленных волков", - они могут быть гораздо опаснее.

И если давать намёк на то, что мы кого-то подкармливаем, чтобы избежать беспредела с его стороны - то мы автоматически провоцируем его на то, чтобы он (его защитнички) шантажировали нас этим беспределом. И кончается это всё плохо (уже по крайней мере три раза в мировой истории кончалось глобальным цивилизационным крахом).

Поскольку это аморально, заискивать перед потенциальными беспредельщиками, подкармливая их, чтобы они не возбухли.
Это аморально - в прямом смысле. Поскольку мораль - производная от человеческой способности ко взаимному насилию, не более и не менее того. И если платить кому-то дань, откупаясь от него, грозящего насилием, но не получая ничего от агрессора ничего взамен, - он будет борзеть всё больше и больше. До такой бесконечности, которая убьёт любые производительные отношения в обществе и ввергнет его в коммунистическую дикость.

Поэтому, мой подход проще.
Нужно всего лишь, чтобы каждая мама каждого "малообеспеченного" - внушала ему с детства:
Сынок, в этой жизни нельзя делать три вещи.
Первое - нельзя бросаться под поезд. Он тебя убьёт.
Второе - нельзя хвататься за оголённые провода. Это тебя убьёт.
Третье - нельзя подходить к незнакомому человеку и требовать у него денег или вещей, угрожая. Это тебя убьёт. Ты оглянуться не успеешь, как в тебя разрядят магазин пистолета. То же самое - касается битья витрин и грабежа вещей оттуда.

И если первые две вещи - вполне очевидны для самого тупого гопника, воспитанного самыми тупыми родителями, поскольку это - реальность, то третья - должна СТАТЬ реальностью. И будет точно так же очевидна. Что это смерти подобно, наезжать на других людей в попытке поживиться за их счёт.

НО!

Поскольку я гуманист, всё же, и прагматик, - на самом деле я бы не желал смерти всякому юному придурку, который расфигачил витрину магазина битой с намерением чего-то стырить.
Я бы предпочёл, чтобы его скрутила охрана (или специальный частный отряд охотников за такими придурками), и, выставив на хороший долг за его шалости, - продала бы его мне. В рабство. В индентурное. На пару лет. Где он поймёт, что никто ему в этой жизни ничего не должен лишь по факту его рождения (можно подумать, без него людей мало на глобусе!), и либо он растёт в обществе, оказывая полезные обществу услуги, либо - он чмошная выбраковка, которая нафиг никому не нужна и будет тупо уничтожена в очередной раз при попытке изобразить из себя "волка".

На самом деле, я считаю, что в почти всяком человеке можно найти что-то хорошее, полезное для других людей. Но это мнение - не повод выпестывать в людях плохое, халявничество и хищничество. Особенно, такое хищничество, где за них "буржуев" грабит государство.

И что бы у нас ни было в России и на Украине, но современная Европа находится, на самом деле, в куда более глубоком кризисе (не столько экономическом, а сколько - выбора ориентиров добра и зла). И Брейвик - это только первый звоночек был. А так-то не удивлюсь, если, в противоход нынешнему имбецил-социализму, они лет через десять очередного Гитлера выберут.

Что до анализа рабства как убыточной, проигрышной экономической формации, - ну вот чего-то я не припомню ни одного случая, когда бы рабство проигрывало чисто экономически и рабовладельцы сказали бы: да, мы разоримся, если и дальше будем использовать этот неэффективный способ производства (или разорились бы де факто, в экономической конкуренции). А то ведь всё как-то война была нужна, чтобы рабство искоренить, директивно.

Впрочем, ещё раз повторюсь, я не считаю морально оправданным расовое, пожизненное и прирождённое рабство. Я считаю, что негритятам нужно было лет в 14 давать возможность определиться: то ли они рабами дальше будут служить у плантатора, то ли вольны гулять на все четыре, поскольку их долг за выращивание и воспитание уже окуплен теми работами, которые они делали.

Но вот когда человек говорит: "Ставлю на кон свою свободу" - он имеет право поставить на кон свою свободу.

Насколько благотворно или тлетворно сказывалось рабство на развитии обществ?
Говорите, в России пертурбации двадцатого века произошли от близкого рабства, отменённого лишь в 1861?
Я бы сказал, ошибка была, что в России отменяли рабство с излишней заботой о крепостных и об их землепользовании, вместо того, чтобы сделать, как в Пруссии первой четверти того же века: все крепостные - лично свободны, но на бывшую "свою" землю прав не имеют. Во всём - договаривайтесь с помещиком.
И это был цивилизованный подход, не маскировавшийся под заботу властей о холопье. А потому - и хорошо принятый. И не повлекший тех обидок, какие произошли у нас.

Всего наилучшего,
Артём

Артем Ферье   12.07.2013 00:45   Заявить о нарушении
Добрый день, Аретем!
Хотела бы сделать несколько замечаний к Вашей статье в "Дневнике" о событиях в Украине.

Во-первых, на улицах Киева далеко не одни "западэнцы". У меня есть пара "шапочных" знакомых в Днепропетровске, которые поехали на Майдан. Правда, для Днепропетровска "промайдановские" настроения не типичны. А вот для Киева - очень даже.

Во-вторых, никаких "ощутимых скидок" на газ до последнего момента Янукович не выторговывал: предоставленная согласно так называемым "харьковским соглашениям" "скидка" была, по-сути, взаимозачетом за аренду базы ВМФ.

В-третьих, по поводу того, почему мотивов голосования за Януковича. Вы пишете о неких "надеждах присосаться к российской кормушке". Это, разве что про сидящих на газовых схемах олигархов. Мотивы голосования за Януковича были:
а) "Свой" в отличии, от "чужого" Ющенко и К. Как сказала одна моя знакомая: "Я голосую за своих бандитов".
б) Казался многим "крепким хозяйственником", в отличии опять-таки от "оранжевых болтунов".
в) Пророссийская ориентация тоже, разумеется, играла определенную роль, но вот желание получить дешевый газ, а только это и можно охарактеризовать как "желание присосаться к российской кормушке", здесь далеко не на первом месте. Здесь присутствует, во-первых, чисто эмоциональный компонент - типа "не надо ссориться с братской страной", во-вторых, экономический, в смысле желание свободного доступа на российский рынок для украинских товаров. Такое желание, по идее, вполне законное с либертианской точки зрения.

В-четвертых. По поводу перспектив силового разгона. Не знаю, насколько Вы внимательно и по каким источникам следили за ходом событий. На всякий случай уточню: власть пыталась разрешить ситуацию силой, но в ответ каждый раз натыкалась на все большее сопротивление. Евромайдан того масштаба, который имеем возник как реакция не на отказ от евроинтеграции самой по себе, а именно на жестокий разгон студенческого далеко не столь массового евромайдана. Коктели Молотова полетели после того, как власть приняла было так называемые "законы о диктатуре". Термин несколько преувеличенный, но малосимпатичные нормы там действительно есть, и с политической точки зрения их принятия в данной ситуации было ошибкой. Теперь их, слава богу, отменили.

С уважением,
Александра.

Александра Днипренко   29.01.2014 23:16   Заявить о нарушении
Добрый день, Артем!
Вы пишете:
"Но вот чтобы Путин сейчас пошёл на вторжение на Украину только потому, что его позовут какие-то люмпены, которые не сподобились сами, при своём-то в доску президенте, защитить свои интересы против Майдана? Только потому их Россия бросится защищать, ставя себя против всего мира, что они там поскулят жалобно? Ага! А не пошли б они? Ну и к тому же, как говорил уже, России вовсе не светит вешать на себя ещё сколько-то миллионов дотационного поголовья."

Знаете, что говорит, по крайней мере часть населения Юго-Востока, прочитав или посмотрев кого-нибудь из ваших "поцреотов" призывающих к "крестовому походу за освобождение русских братьев от бандеровского ига"? Говорит: "Да не пошли бы вы..."
За преусловутые "свои интересы", то бишь за русский язык, Юго-Восток не особо активно вступается потому, что а) эти интересы, если и нарушаются, то не настолько сильно, как это изображают ваши медиа; б) не настолько они интересны, чтобы из-за них лезть на баррикады.
Я и мои знакомые смеялись (г.Днепропетровск) на днях над словами Затулина о том, что Юго-Восток сейчас "чувствует себя оскорбленным и боится за русский язык". Был повод на целый день по-троллить друг дружку.

Артем, зачем вы - умный и самостоятельно мыслящий человек повторяете этот миф о том, что Юго-Восток Украины якобы ждет не дождется, когда Путин освободит от "проклятых бандеровцев"? Никто тут не скулит жалобно призывая Россию, по крайней мере, я не знаю, таких людей.


Александра Днипренко   25.02.2014 02:30   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Артем!
С огроимным удовольствем читаю Ваш дневник.
Вообще поразительно, как ваши политики ведут себя так, словно нарочно пытаются подтвердить все страшилки русофобов об "извечно агрессивной России".
Одна из потерь России, разумеется, несопоставимая с ухудшением отношениями с Западом, но все-таки, это - сокращение возможностей для косвенного влияния на украинскую политику.
Хотя бы потому, что сейчас резко сократилось количество пророссийски настроенного электората.
Во-первых, чисто количественно: преимущественно пророссийский Крым голосовал соответствующим образом.
Во-вторых, значительная часть украинских граждан до этого вполне лояльно относившихся к России теперь изменили мнение о ней в худшую сторону. Причем, это относится в том числе и к Юго-Востоку.
По отношению к вопросу вступления в НАТО раньше население Украины делилось на две самые крупные категори: а) на тех, кто против и б) на тех, кто не понимал, зачем нам оно надо. Тех, кто бы за вступление в НАТО в Украине было мало. Вот и получилось, что активно проталкивавший идею вступление в НАТО Ющенко выборы с треском проиграл, а из кандидатов, вышедших во второй тур один - был против НАТО, вторая - от прямого ответа на вопрос уклонялась. Дело здесь, разумеется, не только в НАТО, но и в нем тоже.
Теперь не скажу, чтобы на много меньше стало тех, кто "против", но вот тех, кто "за" стало ощутимо больше.
Ну и политики свою позицию тоже откорректируют, и с учетом реальной ситуации, и с учетом изменившихся настроений электората.

Александра Днипренко   13.03.2014 14:26   Заявить о нарушении
Вообще, у меня есть ощущение, что в России (и среди наиболее активно сочувствующих России) идея о том, что злокозненный Запад задался целью уничтожить Россию или хотя бы навредить ей, приобрело характер какой-то религиозной веры. Причем даже среди казалось бы разумных людей.
И в рамках этой веры существует убежденность, что Россия просто обязана конфликтовать с Западом, потому что он будет "гнобить Россию в любом случае", и с Россией будут считать только в том случае, если она "показывает кузькину мать". Боюсь, что эта вера - не опровергаема.((((

Александра Днипренко   13.03.2014 14:38   Заявить о нарушении
По прежнему с удовольствием читаю Ваши статьи, теперь уже на livejournal.com.
Но хотела бы сделать несколько уточнений.
С захватчиками проблема не только в том, что им сочувствует часть населения, но и в том, что им сочувствует местная политическая и бизнес-элита (по крайней мере ее часть). Их рассчет в том, чтобы надавить на Киев и добиться, чтобы их "не трогали", и чтобы сохранить за собой доминирующие позиции в макрорегионе, этакий личный "заповедник".

По поводу перспектив российского вторжения и степени пророссийскости различных регионов. Да, в росСМИП пророссийскость Юго-Востока преувеличивается, мягко говоря. По крайней мере за Днепропетровск могу ручаться: мечтающие о том, чтобы Путин взял нас под свое крылышко - в меньшинстве. И даже про Донбасс информация противоречивая. Я на одном форуме вчера высказала мысль, что может Донбасс и стоит отделить, и дончане на меня обиделись: "Вы что нас сливаете!!!!", на вопрос, какие реально настроения, ответили: "Разные".
Но, как Вы сами неоднократно отмечали по другим поводам: решает не математическое большинство, а тот, у кого есть реальная возможность навязать свою волю, и насколько то, кому навязывают готов сопротивляться. И ситуация такова, что с одной стороны большинство не рвется под триколор, с другой стороны, мягко говоря сомневаюсь, что в случае чего большинство Юго-Востока будет настолько против, чтобы развязать партизанскую войну.

Александра Днипренко   14.04.2014 13:24   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Артем Ферье
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александра Днипренко
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.07.2013