Рецензия на «Фокал, точка зрения и перспектива» (Беспощадный Критик)

Добрый день! С большим интересом прочитал Ваши статьи на тему "фокала". Очень интересно!
Не могли бы Вы ответить на один вопрос?
В статье Грант приведено несколько примеров. Возьмем вот этот:

"1.Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка.
2. Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка".

Далее она утверждает, что первый вариант - это метод "всезнающего автора", а второй - метод "внутренней трчки зрения" или, собственно метод с использованием фокальной точки зрения.

Как бы Вы охарактизовали два эти примера? Это, действительно, два разных метода или нет? Если да, то как правильнее их назвать. А уж если б Вы разобрали примеры, как Вы делали в коментариях, то было бы совсем замечательно.))

Интуитивно разница ощущается отчётливо, но вот термины...

Константин Семёнов   29.06.2012 22:01     Заявить о нарушении
Доброе утро.

Как всегда напоминаю: терминология в отношении "фокала" и прочих связанных с ним аспектов очень расплывчита, нигде не фиксирована, и окончательного устраивающего всех ответа вам никто не даст.

В отличие от Грант, я бы не стал утверждать столько категорично насчет авторской позиции. Тонкость в том, что разница между "всезнающим автором" и "ограниченным автором" заключена в степени привязки авторской позиции к конкретному персонажу.

На мой взгляд, эти два варианта предложения были приведены для демонстрации эффекта привязки авторской позиции к личности персонажа. В первом примере, такая привязка вроде бы отсутствует (автор вне персонажа). Во втором примере, за счет фиксации зрительного образа вместо описания создается впечатления привязки автора к персонажу (автор внутри). Еще более подчеркнуло бы эту привязку использование несобственно-прямой речи: "Виктор выглянул в окно. Так, в песочнице копошится девочка...".

Однако, в реальном тексте авторская позиция легко может оказаться противоположной по типу той, которая подразумевается в этих предложениях. Например:

1.Виктор выглянул в окно и увидел, что в песочнице копошилась девочка. Дмитрий тоже подошел и взглянул. Виктор не понял, обратил ли Дмитрий внимание на девочку.

2. Виктор выглянул в окно. В песочнице копошилась девочка. Дмитрий подошел и встал рядом. Ему такая ситуация тоже не нравилась. Девочка почувствовала, что на нее смотрят, и обернулась.

Как видите, в первом примере авторская позиция привязана только к Викторы, и перспектива не скачет от одного персонажа к другому. Во втором примере, авторская позиция размыта за счет смешивания переспектив трех персонажей.

Вывод: "метод" авторской позиции является прежде всего вопросом выбора перспективы (в том числе, и множественной). А примеры в статье Грант - это примеры стиля, а не различных авторских позиций.

Всего,

Беспощадный Критик   02.07.2012 05:25   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Беспощадный Критик
Перейти к списку рецензий, написанных автором Константин Семёнов
Перейти к списку рецензий по разделу за 29.06.2012