C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рецензия на «Глубина харакири» (Том Анурьев)

Хочется связать тему ритуального японского самоубийства с моралью воздаяния.
На самом деле, ни один здравомыслящий человек не решился бы сразу на то, чтобы стать палачом, пусть даже для самых последних подонков, если бы его руками не управляло Провидение. Фильм "Америкэн бой" (Украина, 1992) - не исключение. Эта месть была необходима, но самое главное в том, что Коля Найдёнов (или Ник Маккэн) остался человеком, а не стал таким же кровожадным скотом, как многие псевдогерои американского ширпотреба. Если же разбирать тему, связанную с культурными традициями, то практически ни один самурай, судя по средневековым и более поздним источникам, внутренне не хотел становиться кайсяку, то есть помощником человека, публично делавшего себе харакири или сэппуку. Это было обусловлено тем, что в случае удачного удара и чёткого отделения головы провинившегося от плеч, кайсяку не получал ничего, кроме статуса почётного кайсяку (и мог бы ещё раз быть приглашён на такое действо, что, разумеется, его отнюдь не радовало); а в случае неудачного, когда голова морально осужденного продолжала болтаться и требовалось нанести дополнительные удары по шее, кайсяку тоже в какой-то степени покрывался позором как непрофессиональный воин и профан. А вообще, традиция ритуального самоубийства для людей с обострённым чувством совести может трактоваться двояко: с одной стороны, вроде бы хорошо, что человек, очень крупно согрешивший, не даёт замараться в своей крови другим людям (сам провинился - сам себя казнил); с другой, таких людей единицы, а реальных злодеев нужно отлавливать и сами они ни за что не пожелают наложить на себя руки, ибо боятся смерти пуще огня, да и сами факты их злодеяний говорят о том, что обусловлены они ничем иным, как трусостью, чаще всего трусостью перед тем, что им каких-то примитивных материальных благ в этой жизни достанется меньше, чем другим.

Максим Гуреев   12.01.2011 16:10     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Том Анурьев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Максим Гуреев
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.01.2011