Рецензия на «Идеология в СССР» (Александр Самоваров)

Александр, хорошо написано. Только одна ремарка, насчет рабовладельческого строя Рима. Рим, конечно, по многим показетелям был более прогрессивной цивилизацией, чем феодальная Европа. Но феодализм, все-таки, оказался более конкурентоспособным по сравнению с римской системой рабовладения. Для пополнения "запаса" рабов Риму требовались новые завоевания, так отсутствовала приемлемый способ воспроизводства рабов - проще говоря, они не размножались в массовом порядке. А при феодализме база для воспроизводста рабочей силы имелась - крепостные имели семьи. Поэтому логика в переходе от одной "формации" к другой была.
Другие моменты пока комментировать не буду - надо обдумать

Андрей Загребельный   22.11.2010 18:05     Заявить о нарушении
Падение Рима никак не связанно с экономикой. Римская империя последних столетий – это очень интересная история, это вся средиземноморская цивилизация, примерно 200 миллионов человек! Центр империи император Константин перенес на территорию, которую потом стали называть Византией, и которая не пала, а просуществовала еще 1300 лет после падения Рима. Рабы не были основными производителями в Риме уже тогда, на земле там работали свободные крестьяне, но в большинстве колоны – бывшие рабы, дети рабов, отпущенные на свободу, их наделяли землей и орудиями труда, часть урожая они оставляли себе, т.е. типичные крестьяне при феодализме, только лично свободные. Чтобы были понятны масштабы империи – была такая провинция - Галлия, нынешняя Франция, там проживало примерно 12 миллионов человек, цветущая провинция, с массой крупных хозяйств, после того как франки завоевали Галлию, то 200 тысяч франков стали господами, частично они слились со старой элитой, вот такой был переход от римской империи к феодальной Европе, а потом в Европе было примерно1 500 лет дикости, варварства, и очень постепенно восстанавливалась экономика и культура.

Александр Самоваров   22.11.2010 18:36   Заявить о нарушении
Я не историк и в истории - так себе -, поэтому спорить с Вами о причинах упадка Рима не буду. Но в любом случае вызревает один интересный теоретический момент. Ведь если рабовладельческий способ производства стал сменяться на другой уже в период существования Рима, то встает вопрос о достаточности аргументов Маркса. Сказать, что в то время, когда рабам начали давать землю, закладывались основы феодальной формации нельзя. Тогда что за формация зарождалась в этот период? У Маркса присутствуют только две альтернативы: либо рабовладельческая формация, либо феодальная. Получается, та формация, которая начала складываться в промежутке между ними, его гением оказалась неохваченной?

Андрей Загребельный   22.11.2010 20:00   Заявить о нарушении
Маркс яркий политический мыслитель, но вот насчет гения я бы не торопился. Любой нормальный обществовед (а таких мало) вам скажет, что никаких формаций в действительности не существовало. Формации существуют в нашей голове, мы выдумываем некие формы, в которые пытаемся запихнуть историю. Рабы вообще нигде не были основными производителями, это миф, выдумка Маркса, и в Египте, и в Китае, и в Индии основными производителями были крестьяне и ремесленники. То же самое было в Древней Греции, рабы были слишком дорогие там, кстати. И в Риме основные производители крестьяне, но с какого-то момента рабов там стало много, появились латифундии, где землю возделывали рабы, я бы не взялся на этом основании относить весь Древний Мир к рабовладельческому строю. Маркс в очень многих случаях выступал как интеллектуальный жулик, который красиво врал и вранье его выглядело логично.

Александр Самоваров   22.11.2010 20:11   Заявить о нарушении
Всякая идеология должна недвусмысленно отвечать на вопросы: "как жить, кем быть, каким быть?"

Алексей Уралец   03.09.2018 20:15   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Самоваров
Перейти к списку рецензий, написанных автором Андрей Загребельный
Перейти к списку рецензий по разделу за 22.11.2010