Адвент. Два взгляда

   Литургия Адвента естественным образом делит его на две части: до 16 декабря – время, когда все наше внимание обращено на грядущее Второе пришествие Христа, и от 17 декабря до 24-го – непосредственная подготовка к Рождеству. Эта же логика подсказывает нам два взгляда: вовне и вовнутрь.

   Первый период Адвента, посвященный размышлениям о грядущем Мессии, посвященный приготовлению к этой встрече, обращает наш взгляд вовне, к тому событию, которое, являясь нашей надеждой, пока еще, увы, находится в грядущем, оно за пределами истории, являясь завершением всей истории. И литургия Адвента обращает нас туда, устремляет нас за пределы нашей бытовой жизни, напоминая, что это, грядущее, событие не является лишь удаленным событием, но – ожидаемым, тем, к которому устремлена не только история наша, но наша душа, которого жаждет она, ради которого живет она. Этот взгляд вовне, за пределы, позволяет, помогает нам вырваться из оков ежедневных забот: он показывает нам смысл, ценность нашей жизни, всех мелочей, приятных и досадных, из которых она состоит. Показывая нам событие, которое неизвестно когда еще произойдет, он напоминает, что оно произойдет действительно неизвестно когда – возможно, через миг. И если смотреть так, то становится осязаемым факт, что вся наша жизнь – Адвент, ожидание Грядущего. И это заставляет каждый день пересматривать иерархию ценностей: что важно для меня сегодня? Жду ли я Его сегодня? Действительно ли я жду Его, или надеюсь, что эта встреча, конечно, произойдет, но в отдаленном будущем? Через сотню-тысячу лет? Но этот взгляд, обращенный за пределы истории, встречает Его взгляд, и, в какой-то мере, преодолевает это расстояние, делает его не существующим, осуществляет, наконец, Второе пришествие здесь и сейчас, в сердце человека, молитвенно обращенного к Парусии.

   И теперь самое время обратить взгляд вовнутрь. Последняя неделя перед Рождеством. Она напоминает время, когда женщина ожидает рождения ребенка, последний месяц перед его появлением на свет: он еще не родился, но он уже большой, тяжелый, он толкается и ощутимо реагирует на внимание к себе, на происходящее вокруг, и еще – он подчиняет себе жизнь родителей, заставляет считаться с собой, еще не рожденным. Женщина постоянно чувствует его в себе и постоянно находится в общении с ним, прислушивается к нему. Вот это слово – прислушиваться. Отрешиться от внешнего, наносного, ненужного, и прислушаться к тому, что скоро произойдет. Подчинить свою жизнь логике Рождества. Приготовить свою жизнь к нему. Достаточно ли чисты мои руки и здорова моя душа, чтобы принять в них Младенца Иисуса? Открыто ли мое сердце перед Ним, или его дверь заперта, как закрыты были двери домов, куда стучался Иосиф, ища пристанища для Марии – и для рождающегося Младенца? Посмотри, Иисус, я приготовил для Тебя тихое пристанище, чтобы Ты, Бог, ставший Человеком, мог родиться – мог рождаться в нем каждый день.

   И два этих взгляда, вовне и вовнутрь, неминуемо встречаются, соединяются в одной точке: взгляде Бога, смотрящего в сердце человека.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию