Подземный Лондон и лондонское метро

Зачем строились подземные жилища и города? От кого и от чего укрывался в них человек? От самого себя?

Столица Великобритании — Лондон расположена на юго-востоке острова Великобритания, в устье Темзы, вблизи Северного моря. Подземный Лондон — это десятиметровый слой руин и уцелевших наземных строений: стадионов, дворцов, храмов, жилых и общественных зданий, дорог, парков, кладбищ, ушедших за 20 веков под землю. Под землей находятся также  катакомбы, туннели, тюрьмы, канализация, водопровод, метрополитен, газопровод, электрические кабели, телекоммуникации, убежища, правительственные бункеры, тайные ходы, реки и ручьи. Подземный город окутан легендами, порожденными событиями и персонами английской истории, а также страхами и суевериями жителей.

Основанный на берегу Темзы римлянами в 43 г., Лондон (тогда Лондиниум — происхождение названия не установлено) с 100 г. стал столицей римской Британии, а затем Англии и Великобритании. После уходя римлян из Британии, Лондон переходил из рук в руки — бриттов, англосаксов, викингов, датчан, норманнов, французов, британцев, и каждый этнос возводил на территории города свои постройки и сооружения. В XIV в. в Лондоне похозяйничали чума, выкосившая половину жителей, и восставшие крестьяне Уота Тайлера. После этого самыми крупными напастями стали эпидемии, особенно чума 1665-1666 гг., унесшая пятую часть горожан и Великий лондонский пожар, случившийся сразу же по ее окончании, уничтоживший 60 % зданий. 200 кладбищ принимали покойников и множество «чумных ям», куда сбрасывали трупы без разбору — ныне все они ушли под землю. Из крупных катаклизмов, потрясших Лондон, можно упомянуть еще Великое зловоние 1858 г., после которого была полностью перестроена система городской канализации. Во время Второй мировой войны город подвергся серьезным разрушениям, когда в 1940 г. его бомбила авиация Геринга. Тогда были разрушены и многие подземные коммуникации английской столицы.

На протяжении столетий, сгорая и разрушаясь, Лондон неумолимо погружался в песок, гравий и далее в вязкую спрессованную глину, лежащую на гигантском меловом пласте. Город рос на самом себе. Сегодня на римских дорогах и стенах покоятся средневековые постройки, а буквально под ногами лондонцев лежат сравнительно «свежие» развалины строений Нового времени. Под нынешними площадями и улицами находятся точно такие же площади и улицы, а под жилыми кварталами такие же застроенные участки.

В XIX-XX вв. при раскопках были обнаружены римский амфитеатр на 7 тыс. человек (70 г.) и римские бани (200 г.), подземная церковь под Тауэром (675 г.), склеп и хранилище костей, винные погреба и склады (XVIII в.) и т.д. 

Подарком для археологов стал инженерный проект строительства 118-километровой железнодорожной линии «Кроссрейл» (2009—2020 гг.), в котором было предусмотрено сооружение туннелей протяженностью 42 км под Лондоном. На 40 строительных площадках исследователи обнаружили дорогу, датируемую бронзовым веком; жилой комплекс римской эпохи — «северные Помпеи»; акведук, остатки римского тротуара и митреум (храм Митры) III в.; часть гигантской стены цирка, где проводились гонки на колесницах; улицы англосаксонского периода, покрытые гравием; подземную часовню старинного кармелитского монастыря и первый христианский собор Англии; место казней XVI в., где сжигали еретиков в правление Генриха VIII и Марии Стюарт; первое муниципальное кладбище Бедлама, вместившее к 1783 г. 30 тыс. усопших;  ныне 11 линий общей протяжённостью 402 км и 270 станций,3 млн пассажиров. Строить подземку предложил в 1845 г. городской адвокат Чарльз Пирсон. Пройдя многолетние насмешки и издевательства чиновников и граждан, Пирсон пробил свою идею — в 1861 г. приступили к строительству первой линии, а в 1863 г. сдали в эксплуатацию. Пирсону предлагали вознаграждение, но он отказался. Энтузиаст не дожил до открытия метро 4 месяца,

Строили линии многие компании, не согласовывая друг с другом свои планы. Оттого метро имеет хаотичный вид, туннели извилисты, на разном уровне, много брошенных станций-призраков. С самого начала линии прокладывали под улицами, не вторгаясь в подземную часть жилых кварталов, чтобы потом, в случае разрушения наземных построек, не судиться с владельцами и не выкупать развалины. Однако в небогатых районах шли напролом. Так, например, «при проведении земляных работ в долине Флита было уничтожено около 1 тыс. домов и жилья лишились 12 тыс. человек, которые не получили никакой компенсации». Выгода — она и под землей выгода. Даже во время бомбардировок Лондона горожане могли укрыться в метро, только заплатив за вход. Первые в мире электропоезда были пущены в 1890 г., первый эскалатор создан в 1911 г. В 1987 г. открыли Доклендское легкое метро из 45 станций протяженностью 34 км. Капитальный ремонт в метрополитене до сих пор не проводился. У метро есть прозвище — «Труба».

С самого начала с подземкой связывают реальные и виртуальные угрозы для жизни и психики граждан. На путях не раз случались катастрофы, ирландские и арабские террористы производили взрывы, процветала преступность, сводили счеты с жизнью самоубийцы, обитали подземщики (ныне бомжи), плодились крысы и гигантские москиты, множилось с каждым годом число призраков. Кого только среди них нет! Неотпетые трупы, брошенные столетия назад в «чумные ямы», по которым прошлась стройка, погибшие при пробивке туннелей рабочие, жертвы мафиозных разборок, зарезанная проститутка, певица, господин в пальто и шляпе, дохляк в очках, невидимка, пробегающий мимо, душераздирающие вопли из пустоты, призрак египетского бога Амона-Ра в набедренной повязке, жуткий тип, рвущийся в вагон в глубине туннеля. «Иные машинисты жаловались на так называемую петлю между станциями «Кеннингтон» и «Черинг-кросс»: когда едешь по ней, в душе возникают тревога и чувство растерянности. В 1968 г., когда на линии «Виктория» строили станцию «Воксхолл», многие рабочие видели мужчину примерно семи футов ростом, в коричневом комбинезоне и матерчатой кепке. Кто он, выяснить не удалось. Особенно часто неожиданные гости являются пассажирами линии «Бейкерлоо». Сообщают об отражении лица в оконном стекле напротив свободного места… В 1974 г. группа инженеров сообщила, что они видели приближающуюся фигуру в синем комбинезоне, причем когда мужчина подошел ближе, на его лице можно было разглядеть выражение крайнего ужаса. Потом он исчез. О машинисте поезда, который врезался в стену в феврале 1975 г., рассказывали, что, когда поезд подъезжал к платформе № 9, машинист «сидел в кабине неестественно прямо, держа руки на рычагах управления и уставившись перед собой». Он просто на полной скорости въехал в стену тупика». (Питер Акройд). Есть даже поезд-призрак, натурально исчезнувший в 1982 г. Это не просто слухи, а документально зафиксированные случаи в журналах диспетчеров метро.

Все ужасы подземного мира сегодня любезно представляет музей-театр средневековых пыток и жутких кровавых историй из городского прошлого — Лондонская темница, открытый в 1975 г. Это одно из любимейших мест горожан и гостей столицы. Театральные декорации, спецэффекты и профессиональные актеры в костюмах соответствующих эпох гарантируют посетителям незабываемые зрелища и глубокие переживания. Там, глубоко под землей, можно за 25 фунтов стерлингов в течение полутора часов наслаждаться созерцанием средневековых пыток, пообщаться с наводящим трепет королем Генрихом VIII, прокатиться на лодке из Тауэра по Темзе к месту казни, заблудиться в зеркальном лабиринте, прочувствовать ужас жертвы бубонной чумы, Великого пожара, Джека Потрошителя или серийного убийцы брадобрея Свинни Тодда. «Посетители садятся в парикмахерские кресла, и создаётся эффект, будто Тод находится позади них и собирается вот-вот совершить своё очередное кровавое убийство. Затем кресло откидывается назад и будто падает в подвал (именно так Свинни поступал со своими жертвами)». Мало этого, под занавес представления можно еще попасть в тюремную камеру, выслушать от судьи смертный приговор, оказаться на виселице и ощутить веревку на шее… В этот момент вас снимает фотокамера, а по окончании шоу вам предлагают на память фото.

В 2006 г. под землей обнаружили коллекцию Томаса Меррилина, как говорят, чудака, собиравшего под землей всякие таинственные объекты: эльфов, приматов, мутантов. Ученые до сих пор не могут понять — артефакты это или подделки. В одном они уверены: в начале XIX в., когда жил Меррилин, такие муляжи сделать было нельзя, но где собирал их коллекционер — тоже непонятно. Собрание украшают черепа вампиров; то ли вымерший родственник кролика, то ли жуткий мутант — «волпертингер», покрытый костяными наростами, с рогами и рожками на голове и вдоль позвоночника; скелет человечка с птичьими лапами и крыльями как у бабочки. Невольно поверишь и в монстров, и в эльфов, и в кого угодно…


На это произведение написано 6 рецензий      Написать рецензию