Жизнь с чистого листа
Вспоминая детство, я вижу хулиганистого подростка, которого увлекал зов улицы. Он шкодничал в посёлке в компании таких же подростков, бесцельно болтаясь, покуривал, задирался, лазил в чужие сады, палил костры, прогуливал уроки, записывал в тетрадочку блатные песенки и не представлял себе другой жизни.
Лист обычной тетрадочки с характерными записями - это ли не лист жизни пацана.
Но как-то на Святки, пацан остановился и прислушался к репродуктору, что висел на столбе у конторы и вещал на всю ивановскую с шести утра до двенадцати ночи. Вещание было установлено недавно, но уже стало привычно и, если это не было сообщение о полёте первых космонавтов, шло фоном и не замечалось. Но сегодня пацан, отстав от шумной и весёлой компании ровесников и забыв про окурок, стал, как заворожённый, слушать историю про любовь армейского прапорщика Владимира и семнадцатилетней девицы Марьи Гавриловны.
"Наши любовники были в переписке, и всякий день видались наедине в сосновой роще или у старой часовни,"- слушал он отчетливый баритон артиста, ловя каждое слово, каждую ноту пронзительной, щемящей мелодии. Рассказ зацепил, захватил подростка, причём, в условиях совсем неподходящих для восприятия художественного слова, на морозе, на ветру, у простого репродуктора. В отдельных сценах снежная позёмка, что мела в тот вечер, создавала эффект соучастия. И тогда казалось, что из темноты сугробов за конторой сейчас появится заплутавший в метель и отчаявшийся Владимир, ведущий под уздцы уставшую лошадку, запряжённую в маленький возок.
Пацан то как-будто стоял в полутёмной церквушке на венчании и удивлялся рассеянности и невнимательности действующих лиц, то вместе с народом бежал навстречу прославившимся победой над французами русским полкам. Как сильно билось при этом его сердце и гордость поднималась в груди за «офицеров, ушедших в поход почти отроками, а вернувшихся возмужавшими на бранном воздухе и обвешанными крестами».
К финальной сцене, когда главные герои уединились в беседке "для внезапного и решительного объяснения", пацана била дрожь. Нет, нет не от мороза, а, видимо, от нетерпения поскорее узнать развязку, поскольку она сразу же прекратилась после прозвучавшей финальной фразы:
- "Боже мой, Боже мой! — сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, — так это были вы! И вы не узнаете меня?
Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам..."
Не в силах больше сдерживать переполнявших его эмоций пацан тоже радостно подпрыгнул и помчался домой, успев краем уха услышать,- «Повести Белкина»...
Никогда ещё за свою жизнь подросток, не испытывал такого эмоционального подъёма, не замирал потрясённый в восхищении перед волшебным совершенством творений писателя и композитора и не переживал таких ярких сильных эмоций, такого восторга.
Заглянув на следующий день в школьную библиотеку, пацан попросил книгу писателя Белкина про метель, так как очень захотелось перечитать самому эту историю с самого начала и был удивлён, узнав, что автор этого произведения А.С. Пушкин! Оказывается, кроме стихов про зиму, "вечор, ты помнишь, вьюга злилась," он ещё и повести писал. Позже он узнал и автора чарующей музыки, так пронзительно звучавшей в «Метели» – композитор Г.Свиридов.
Взрослея и бывая, в дальнейшем в Храмах Культуры – музеях и театрах, где созданы все условия, чтобы лучше ощущать и наслаждаться магией искусства, духом и мощью талантов Руси, выросший пацан, да, ощущал и наслаждался, но такого потрясения, как от того рассказа на морозе, больше не испытывал.
То есть для того, чтобы почувствовать великую Силу искусства, наверное, важны и условия, но главное, всё-таки, необходимо, чтобы душа человека была разбужена, а совесть его искала сближения с прекрасным, очищалась бы от порчи и в душе становилось чисто, светло, честно. А без этого до вершин искусства даже в тепле и комфорте уютного жилища вряд ли поднимешься. Просто примешь их к сведению, включишь в реестр художественных ценностей, но они так и останутся в памяти как холодные, обособленные, непокорённые вершины, не затронувшие душу…
Под впечатлением от того случая у конторы пацан увлёкся чтением книг. У Пушкина же он нашёл очень точные слова о произошедшем с ним: "Душе настало пробуждение..." Да, и здесь пробуждение самосознания пацана происходило под влянием сильного эмоционального потрясения искусством, этого явно положительного фактора и, что важно, происходило добровольно, без всякого насилия и навязывания. Это пробуждение вызревало, готовилось, накапливалось в душе пацана на подсознательном уровне, возможно, долго, но воспринимается им самим сейчас как происходящее вдруг, внезапно – как-будто что-то неожиданно включается. Как в стихотворении Волошина
«Очнулся я — душа моя разъялась,
И мысль росла, лепилась и ваялась.»
И обычный лист в заветной тетради, как лист жизни, отразил это, вместо приблатнёных песенок на новом чистом листе появились стихи извесных поэтов про подвиги и дружбу, которые пацану хотелось перечитывать.
Все немногочисленные популярные книжечки школьной сельской библиотеки были постоянно на руках и редко попадались пацану, поэтому библиотекарша отсылала его к полкам с классиками. И хорошо! Это и была его "Золотая полка" с писателями "Золотого века". Читая Тургенева, Лескова, Пришвина, Пушкина, Бунина и других авторов, талантливо пишущих, он воспитывал в себе вкус к хорошему языку, учился правильно писать, говорить. Далеко не всё тогда пацан прочитал, но прочитанное помогало ему всю жизнь, чистые листы тетрадочки теперь пополнялись цитатами и мудрыми изречениями классиков. Эта страсть к чтению хоть и не развилась во что-то значительное, но перевесила желание бесцельно болтаться и помогла избежать ему многих опасностей, ведь некоторые друзья детства покатились, как говорят, по наклонной, и сгинули...
Говоря про сегодняшнюю нашу молодёжь, утверждают, что если что и читают сейчас молодые, то, в основном, детективы, фантастику. А классика к сожалению утратила на них свою силу воздействия и поэтому неинтересна. Увы, всё когда-то теряет свою силу. Бывая в библиотеке, обращаю внимание на полки с книгами классиков… Кто-то и сегодня сюда регулярно заходит, нарушая идеальную, аскетическую упорядоченность многотомных сборников, просматривает книги, выбирает и, судя по тому, что то одного тома не хватает, то другого, а то и сразу нескольких, читает. И я представляю подростка, которому и сегодня хорошая литература ненавязчиво помогает приобретать духовный опыт, развивать в себе нравственные начала, а чистый лист жизни заполняется событиями, которые не стыдно вспоминать..
Нет, не утратила классика своего влияния на молодёжь да и никогда не утратит.
Свидетельство о публикации №218120800429