Первые шаги

Мечты сбываются

Война нехотя, огрызаясь, уходила туда, откуда пришла. В декабре 1944-го года с фронта всё так же приходили похоронки, но все понимали: скоро их поток, захлёстывающий страну уже три с половиной года, резко оборвётся. Все уже жили ожиданием Победы. А школьники ещё и зимних каникул. Как бы ни трудна была жизнь в войну, но и маленькие радости имели в ней место. Правда, будущая выпускница Парфеньевской школы Надя Пирогова осталась без  них, но зато как она была этому рада…

Буквально перед самым Новым годом в школу пришли представители РОНО уговаривать десятиклассниц пойти учиться на учителей начальных классов. Это кого уговаривать? Надю? Надю Пирогову, мечтавшую об этом с детства? Да, учёба начиналась уже 1 января – времена военные всегда суровы, но разве это может остановить человека, к которому мечта пришла сама? Так в первый день 1945 года Надя в числе 13 школьниц из Парфеньевского района оказалась на учительских курсах в Галиче.

Вся учёба 8 месяцев. Там же девушки встретили Победу и снова за парты. Времени в обрез: нужно успеть к учебному году, так что при выпуске в свидетельствах об окончании курсов против многих дисциплин стояло «не преподавалась». Вот такие педагоги из-за школьной парты. Кстати, одной из выпускниц этого набора была и Александра Ивановна Абдельманова, тоже наша землячка.

По окончании учёбы девушек распределили по всей области. Кто попал в Кологрив, кто в Палкино, кто ещё куда. Отличнице и старосте группы Пироговой предложили выбор. Выбрала свой Парфеньевский район: в трудные времена нужно держаться ближе к дому.

Заведующий РОНО Пал Палыч Петров сказал:

- Пойдёшь пионервожатой в Парфеньевскую школу.
 
Но Надя упёрлась: а как же мечта учить детей? Да и какая я пионервожатая, если едва старше пионеров? 

На второй день несломленную Надю отправили учителем в первую Ефремовскую школу, в которой 1 сентября 1946 года впервые вошла и Надя в класс учителем.

Ефремовская школа
Из-за первой парты выглядывали два совершенно одинаковых детских личика, а под партой ёрзало 4 лапоточка. Братьев-близнецов Аркашу и Пашу Фунтиковых привёл в класс их папа. У обоих по одинаковой холщовой сумке через плечо, в которой вместе с караваем хлеба лежала бутылка молока. Всё свободное время до обеда братья стучали бутылками по коленям, и к обеду в молоке взбивался маленький комочек масла. Впрочем, в ту пору это было повальное занятие среди школьников. Все носили обеды, чаще всего состоящие из хлеба да молока, всем хотелось чего-нибудь вкусненького.

А здание 1-й Ефремовской школы с его большими и светлыми окнами живо до сих пор. До последнего времени в нём размещалась районная санэпидстанция. Сейчас оно не используется, но всё ещё в добротном состоянии.

Надежда Александровна
Именно так теперь её стали звать ученики. Именно так мы зовём её и теперь, спустя 72 года с того дня. Но в тот день молодой учительнице ещё только предстояло провести свой первый урок. А как его вести, если даже методики преподавания научить не успели? Пришлось и учить, и учиться.

В тут пору в Ефремовской школе работала Благодатова Елизавета Николаевна. Старая и опытная учительница была строга не только к детям, но и, в первую очередь, к своей будущей смене. Она вела 2-й и 4-й классы, а Надежде Александровне достались 1-й и 3-й. Нелегко было молодой учительнице, но молодость полна сил. Да и со старшим товарищем удалось ужиться, так что помогала Елизавета Николаевна и словом, и делом.

А ещё в школе работал военруком бывший фронтовик Валентин Карцев. Тот самый Валентин Николаевич, которого мы знаем и помним по его стихам. Он всегда оставлял свои новые стихотворения на столе молодой учительницы.

Худо - бедно, первый учебный год закончился. Отшумела и летняя пора с её грибами-ягодами и сенокосом, наступило в жизни Надежды Александровны второе первое сентября. Те классы, те же лица. Те же бутылки с молоком, стучащие о детские колени. А серым дожд-ливым днём 9 сентября 1946-го года подъехал к школе тарантас. Лошадь пряла ушами, словно подслушивая, как возница объявлял Пироговой приказ заведующего РОНО о переводе её в другую школу. Время было послевоенное, порядки пока оставались с войны – страну нужно было восстанавливать.

После недолгих сборов отправилась Надежда Пирогова учительствовать в деревню Ильино. Погрузили сундучок на тарантас, возница, ильинский председатель колхоза Николай Колонистов закутал учительницу в плащ и повёз в свою деревню, где ещё вчера никакой школы не было.

Ильинская школа
В Ильино было много ребятишек - около 30 человек,  а школы не было. Родители жаловались, просили, хлопотали. Уговорили дядю Колю Иванова отдать второй этаж своего дома под школу. Вот тогда им и дали учительницу.

30 ребят 4 класса. На одну. Без помощников. Прикинула Надежда Александровна, посмотрела, а иначе как в 2 смены работать не получается. Так что хоть и определили её на квартиру, туда она ходила только ночевать, дневала и вечеряла в школе. да и ребятне сподручнее – с утра один в валенках на уроки прибежал, с обеда - второй. В тех же самых. Да  не у всех эти валенки и были.
Относились в Ильине к учительнице прекрасно. Школу выстрадали, в буквальном смысле сами, а потому ценили. Решит правление барана зарезать, обязательно несут мяса учителю. А велик баран? Убирают капусту - поделятся с учителем. Молоко приносили то с одного двора, то с другого. И всё это бесплатно. От чистого      сердца. Если вызывают в Парфеньево на совещание, председатель всегда выделит транспорт. Увезут, привезут на лошадке.

Вот так и отработала второй год. А к следующему сентябрю привез председатель Надежде  подмогу – вторую учительницу Нину Пученькину. С ней и приступили вместе к работе. Стало легче. Нина довольно быстро вышла замуж, а там настала пора и Надежды сменить фамилию.

Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Дела сердечные

Они тоже у Надежды Александровны оказались крепко связанными со школой.
Учительствовал в Аносовской школе историком молодой фронтовик Алексей. Поскольку сам он жил с отцом в д. Бородино, то квартировал в Аносове у Надеждиной тётки Ани Пчеловодовой. У неё всегда учителя жили. Вот тётка и присоветовала молодому, красивому учителю присмотреться к Наде. Да как присмотришься, если он в Аносове, а она в Ильино. Напрямки, конечно, ближе, чем по большаку через Парфеньево, но всё равно порядочно, не набегаешь. Так что встретились они первый раз на совещании в РОНО. Через некоторое время встретились по учительским делам вновь.

А потом Алексей пришёл в Ефремье на престольный  праздник Веры, Надежды, Любви. А через месяц тоже под престольный праздник, Дмитриев день, благо он приходился в те годы на выходной 8 ноября, пришёл на беседы в Ильино с баяном. Да не больно любили местные женихи пришлых. Сами на учительницу «глаз положили», сами приглядывались. Хорошо, подруга подсказала, что затевается. Пришлось спасать. В общем, в декабре заговорили о свадьбе. Да вот беда: выборы. А кого в ту пору могли назначить в избирательную комиссию, как не учителя, если председатели-то случались с 2 классами образования? Так что пришлось отложить.

Сыграли свадьбу в последние дни 1947 года. По тем временам торжественно. Жених за невестой приехал в Кузнецово, где жила семья Надежды, на тройке. С колокольцами. Регистрировались в Аносове. А в первые дни нового, 1948 года, пришла на работу в Аносовскую школу новая учительница начальных классов Надежда Александровна Смирнова. Да, да та самая Надежда Александровна Смирнова, Заслуженный учитель РСФСР, отдавшая всю трудовую жизнь школе. И сейчас ей уже 91 год. Из них почти 60 лет отдано образованию и детям.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию