Как я провёл лето

Бабушка Елена Михайловна была срочно вызвана на переговоры с внуком.

Пятиклассник Егор второй день упорно молчит.

Родители, скромные труженики тракторного завода, в игру «Удача в придачу» выиграли двухкомнатную квартиру в элитном районе.
Шок и другие эмоции опустим.

Ещё полностью не переехав, они поспешили записать Егора в пятый класс новой школы. И на весьма скромный остаток от переезда, собрали его в школу.
Мама объяснила Егору, что новую форму ему купят чуть позже.

Новая квартира и все приготовления к школе мальчика мало интересовали.
Его отрывали от старой школы, старых друзей, да и новый район ему совсем не нравился.
У подъезда парад дорогущих машин, во дворе ни мальчишек, ни девчонок.
Не зря этот район прозвали  «Дворянское гнездо».

«Траур» в доме начался сразу по возвращению Егора из школа 1 сентября..
В этот день родители по семейной традиции взяли отгулы, и с букетом цветов они все вместе пошли в школу.
У школы уже собралось много учащихся.
На стадионе, где готовилась линейка с первоклассниками, толпились родители и мелькали букеты.

Общее громкое поздравление с Днём Знаний.
Деловой сбор по классам.

Около таблички – 5 «А», шумно толкались бывшие одноклассники. Многие были пёстро, даже чуть вызывающе, одеты.
Верх от школьной формы. А обувь?  На большой платформе кроссовки со стразами сверкали на ногах каждой второй девочки
.
Ни родителей, ни цветов.

Егор затормозил, немного растерялись и родители.
Рядом с ними остановилась мама с девочкой.

  - Вы, наверное, тоже новенькие в 5 «А»? – с волнением она обратилась к родителям Егора. – Как-то не привычно собираются ученики. Нас вообще предупреждали, что здесь большинство детей богатеньких. Какие-то мы чужие.

Девочка, как и Егор, вся наглаженная, с большим бантом и букетом, жалась к маме.

Папа Егора немного напрягся, но бодренько поддержал мам и ребят.
   - Всё нормально, новенькие есть новенькие – вперёд!

Появилась учительница.

  - Меня зовут Маргарита Степановна. Я буду вести у вас русский язык и литературу. Но главное – я ваш классный руководитель. Вы окончили начальную школу. Уроки  теперь у вас будут проходить  в предметных классах.

Она пригласила всех по парам пройти за ней,в её класс.
Заметив некое смущение у родителей и новеньких учеников, Маргарита Степановна довольно сухо обратилась к ним:

 – Родители могут быть свободными. У нас сегодня два урока, если есть необходимость, детей можно встретить после 11-ти. А вы, ребята, присоединяйтесь к группе.

Папа Егора подтолкнул ребят, взял у них букеты и галантно вручил их Маргарите Степановне.

   - С началом нового учебного года!

Учительница  слегка смутилась, но  ответила доброй улыбкой.
«Аборигены» дружно хихикнули и покосились на новеньких.

Атмосфера первого дня в новой школе слегка огорчила родителей Егора.
Праздник начался не так, как ожидалось.
Егора решили ждать дома.
Школа практически была во дворе.

Ученики , как уточки, поплыли за учительницей.

В классе ровными рядами стояли двухместные ученические столы, было светло и нарядно. Стены украшали портреты поэтов и писателей.

Маргарита Степановна к первому столу подвела новеньких, остальные шумно расселись сами.

   - Давайте знакомиться. – Открыв журнал, она зачитывала имя и фамилию каждого и просила рассказать, что было прочитано за лето.

Ребята вставали и  называли 2-3 прочитанные книги.
«Не густо, но терпимо, всё-таки читали. Хотя, скорее всего, с мониторов и  с сокращением», - подумалось Маргарите Степанове.
Очередь дошла до  стола, где без умолку болтали двое.

   - Гилевич Пётр, отвлекись от соседки. Что за лето прочитал?

   - Да вот, на Кипре просуществовал с родаками всё лето.
С трудом, но осилил «Робинзона Крузо», - с недетским вызовом ответил он.

   - Будем надеяться, что осилишь и других авторов, - строго прокомментировала Маргарита Степановна.

   - Наливайко Яна.

   - У нас в лагере для старшей группы был «Час чтения». Я много книг прочитала. Больше всего понравились - «Динка», и «Динка прощается с детством»  Осеева.

   - «Час чтения». Как хорошо придумали в вашем лагере, - с теплом в голосе подметила учительница. -  И мы организуем такой час внеклассного чтения. Молодец, Яна. Спасибо.

   - Орлова  Дарья.

Девочка с большим бантом, очень смущаясь, тихо рассказала:

   - У бабушки в деревне очень хорошая библиотека. Я прочитала за лето то, что нам рекомендовала Ася Львовна. Очень понравились книги - Владимира Железникова «Чучело» и «Белый пудель» Куприна.

     - Хорошие рекомендации дала твоя учительница. И ты умница,
что их выполнила.

    - Пашкевич Егор.

Егор смело поднялся и громко ответил.

  - У меня бабушка пишет и очень любит сказки.
Мы с ней летом вслух читали русские народные сказки,  сказки Андерсена «Снежная королева» и Гаршина «Сказка о жабе и розе», – в классе раздался смешок, – Егор, не обращая внимания,  упрямо продолжил, - очень люблю  Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица». Вообще, у нас дома все любят книги.

  - Читать вслух очень полезно. – Маргарита Степановна подошла к Егору и мягко посадила его. – Меня очень порадовало, что в нашем классе появился Егор, который  поведал нам о любви к книгам.
….
Здесь мы сделаем маленькое отступление.
Елена Михайловна, бабушка Егора,  профессиональный филолог, сама писала стихи и сказки. Была уважаемым педагогом.
Она с большой любовью приучала внука к книжкам. Много читала ему. К пяти годам он уже хорошо знал буквы, и вскоре начал читать сам, более того, начал сочинять стишки.
Вершиной его творчества стало стихотворение, посвященное бабушке к юбилею. Оно даже было опубликовано в детском журнале.
Бабушки бывают разные
Строгие, красивые, прекрасные.
А моя – Пирогова Елена
И щедра, и добра, и умела.
Пишет пьесы, стихи и поэмы.
В них там весело пляшут мемы.
Я не знаю, кто и какие они
Но у бабушки очень милы.
И меня она учит стараться
Не стесняться писать, 
учиться дружить, улыбаться…
В своем  четвёртом классе Егор был признанным поэтом.
….
Продолжая урок, Маргарита Степановна, увлечённо рассказала ребятам, что ожидает их на уроках литературы.

   - Художественная литература, - учительница негромко, но очень тепло обращалась к классу, -  позволит вам получить представления об особенностях  лирических, эпических, драматических произведений. Вы узнаете, как богаты   истоки  литературы.  Именно природа, история, мифология, фольклор выражаются в литературе через искусство слова.

Маргарита Степановна с указкой подходила к портретам поэтов, писателей и называла те  произведения, которые будут изучать её ученики по программе пятого класса.

   - Читая книги этих авторов, вы научитесь понимать, как важно, для каждого из нас  ценить силу любви, верности, дружбы,  укреплять веру в победу добра над злом, над равнодушием  и  эгоизмом. Шаг за шагом будет созревать ваша душа. Вы научитесь ценить то, что люди с давних времён считали важным и ценным. Но так читать и понимать литературу большой и нелёгкий труд. Будем вместе, не в ущерб другим предметам,  преодолевать все трудности.
А теперь, запишите  задание на дом. - К концу недели всем  надо написать сочинение на такую тему. - Учительница красивым каллиграфическим почерком написала на доске – КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО.

Прозвенел звонок.
Маргарита Степановна подняла ребят и повела их в кабинет истории.

По дороге и произошло то, что выбила Егора из колеи.
Гилевич толкнул Дашу и прошипел: - «Будешь писать сочинение, поделись, как коровам хвосты крутила. Га-га-га».

Даша заплакала, а Егор просто растерялся и не знал, как ему поступить
Дома никому ничего не стал рассказывать. Просто молчал.

Елена Михайловна, уловив в голосе дочери тревогу, поспешила к ним.

  - Что случилось? Где Егор?

  - Они с отцом пошли подкупить тетрадей. Мама, мы, наверное, зря перевели в эту школу Егора. Какие-то не понятные там порядки. Дети такие разные. Многие в дорогущих одёжках, развязные.
Учительница встроила нас холодно, - глубоко вздохнув, продолжила. – Егор вернулся из школы хмурым, ничего не рассказывает. Молчит. Он, возможно, почувствовал себя бедным родственником, застеснялся своего старенького костюма.

   - Ты о чём, дочь? Егор не мог расстроиться из-за костюма. Да, нынче общество расслоилось.  У всех разный достаток, разные возможности. Дети это понимают. Но это не про Егора.

   - Учительница мне показалась очень сухой. Может быть она чем-нибудь его обидела?

В прихожей раздался шумок. Отец с сыном о чём-то продолжали спор.
Увидав бабушку, Егор просто бросился к ней.

  -Ба, как я рад, что ты пришла.

  - Говорят ты скромно встретил новый учебный год, - она обняла и расцеловала внука. - Пятый класс трудный, да ещё в новой школе. Ну давай рассказывай, как прошли первые дни.

   - Баб, в школе всё нормально. У нас хорошая классная, она же учительница по литературе. Она так интересно рассказывала, что мы будем изучать. У каждого спросила, что он за лето прочитал. Дала задание на дом написать сочинение – «Как я провёл лето».

   - Ты испугался сочинения? – мама удивилась. - Да ты уже давно в стишках описал и как через Крымский мост проехали, и  как дельфинов фотографировали. А эта лотерея, новая квартира. У нас лето таких эмоций!

   - Мама, причём тут сочинение. Я его уже почти написал.
 
   - Тогда в чём дело? - вмешался отец.

   - Я струсил, папа, и теперь себя презираю.

   - Поподробнее давай выкладывай.

Егор молчал. С трудом начал рассказывать.

   - Просто, вчера, когда мы переходили на перемене в другой класс, один пижон – Гилевич, он видите ли всё лето на Кипре маялся, не до чтения ему было, толкнул Дашу, мою новую соседку, и так оскорбительно процедил : «Не забудь в сочинении про свой коровник написать». -  Нет, даже не так. – «Расскажешь, как коровам хвосты крутила?». И заржал, а я растерялся и промолчал, когда Даша заплакала.

   - А что девочка из деревни переехала? – спросила мама.

Егор начинал сердиться.

   - А чем Даша задела этого, как ты говоришь пижона? – насторожилась бабушка.

   - Она рассказала, что лето провела в деревне у бабушки. Там была хорошая библиотека и она прочитала все книги, которые ей рекомендовала её учительница. Даша такая тихая, но классная девчонка и книги назвала стоящие. Папа, я ему должен был дать в морду?

   - Не уверен. Знаешь, сын, когда мы с друзьями играли в хоккей, то придерживались такого правила: - «На гол можно ответить грубостью, а можно и голом». Вот и ответь ему голом. Сначала, лучшим сочинением, а затем сумей поступками показать, что Дашу обижать никому не позволишь.

   - Гениальный совет, - поддержала зятя бабушка. Пойдём, Егоша, пошушукаемся, как превратить твоё сочинение в золотую шайбу.

Всем стало легче, и каждый занялся своим делом.
Когда мама позвала  обедать было очевидно, что погода в доме изменилась.
Егор сиял.
Взрослые поняли  -  он  готов  ответить голом.

А район?
Район здесь ни при чём.
Достоинство  человека - понятие вне территории и времени…


На это произведение написано 28 рецензий      Написать рецензию